Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большой степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. В результате возникает безработица.
Циклическая (конъюнктурная) – невозможность найти работу в регионах и странах, поражённых экономическим спадом, когда даже общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных, когда люди по разным причинам лишены возможности приобрести новую специальность либо перебраться на жительство в районы, где шансы трудоустроиться выше. Она связана с краткосрочными экономическими циклами (3-4 года), когда занятость сокращается вследствие неравновесия между совокупными спросом и предложением.
Например: в 1982 г. в США уровень безработицы увеличился в 48 странах из 50. Подобное одновременное повышение безработицы на многих рынках свидетельствовало: увеличение безработицы носило циклический характер.
Сезонная – безработица в течение некоторых периодов года, возникающая в группе людей, чей труд пользуется сезонным спросом (строители, сельскохозяйственные рабочие).
Классическая – возникает при высвобождении части работающих в целях повышения заработной платы оставшимся работникам.
Региональная – характерна по каким-то причинам (демографическим, этническим, историческим, психологическим и т.д.) для отдельного региона.
2 Проблемы стабилизации рынка труда и пути их решения
С наличием безработицы связаны как социальные, так и экономические проблемы. Главная из них, вызванная безработицей: фактический ВНП оказывается ниже потенциально возможного ВНП.
Именем профессора Йельского университета, главы Совета экономических консультантов президента США 1968-1696 гг. А.М. Оукена назван экономический закон Оукена. Он гласит: на каждые 2 % сокращения фактического ВВП по сравнению с потенциальным ВВП приходится повышение уровня безработицы на 1%. Например, если вначале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объёма, а затем понизился до 98%, уровень безработицы должен увеличиться на 1%, скажем с 6 до 7%. Закон Оукена выражает ключевую взаимосвязь рынка благ и рынка труда. Он описывает зависимость между краткосрочным движением реального ВВП и изменениями уровня безработицы. Этот закон имеет относительный характер, ведь помимо труда на рост ВВП влияют другие факторы производства, причём отношения между ними и их вклад в выпуск продукции изменяются от одной страны к другой. В результате закон Оукена для каждой страны будет своим. В формализованном виде он может быть записан:
-/=()
где - потенциальный объём производства в условиях полной занятости;
– фактический объём национального производства;
– фактический уровень безработицы (выпускается объём );
- естественная норма безработицы (выпускается объём );
– коэффициент Оукена, равный 2,5.
Рисунок 1 - Графическая интерпретация кривой Оукена
В состоянии полной занятости объём производства равен , а норма безработицы - . Если занятость снизится, то объём производства сократится до , а фактический уровень безработицы составит . Следовательно, точка А лежит на кривой Оукена. Аналогично находится точка В. Таким образом, из графика видно, что объём производства – это убывающая функция от нормы безработицы.
Сдвиг кривой Оукена происходит в двух случаях:
1 При изменении величины национального дохода при полной занятости (при увеличении кривая смещается вверх, при уменьшении вниз);
2 При изменении нормы естественной безработицы (при увеличении эта линия сдвигается вправо, при уменьшении - влево).
Экономические издержки выражаются в циклическом разрыве, т.е. в отставании фактического объёма ВВП от его потенциального объёма: разность и . Потери, связанные с ним, выше, чем отклонения от естественного уровня безработицы, по следующим причинам: из-за наличия скрытой безработицы; из-за работы неполный рабочий день; по так называемым вынужденным отпускам в условиях высокого уровня безработицы и др.
Издержки безработицы
распределяются неравномерно среди
различных слоёв и групп
1 Безработица выше среди
неквалифицированной рабочей
2 Отрасли промышленности,
производящие инвестиционные
3 Низкая квалификация
и меньшая стабильность –
Кривая Филлипса
Простейшая кейнсианская
модель показывает, что в экономике
может возникнуть либо безработица,
либо инфляция, но инфляция и безработица
возникнуть одновременно не могут.
Однако в 50-х и 60-х гг. на основе эмпирических
исследований экономисты подтвердили
существование новой
Если кривая Филлипса остаётся зафиксированной в том положении, которое показано на рисунке 2, перед людьми, определяющими экономическую политику, встаёт дилемма – что лучше: стимулирующая или ограничительная фискальная политика? Традиционные меры денежной и фискальной политики ограничивались только лишь перераспределением совокупного спроса. Эти меры никак не влияли на диспропорции рынка труда и систему господства на рынке, которые вызывали рост инфляции прежде, чем достигалось состояние полной занятости. В частности, манипулирование совокупным спросом посредством денежных и фискальных мер имело в качестве результата просто перемещение экономики вдоль заданной кривой Филлипса.
Рисунок 2 - Графическая интерпретация кривой Филлипса
Следовательно, стимулирующая фискальная политика и политика дешёвых денег, которые совместно должны активно поддержать совокупный спрос и добиться снижения уровня безработицы, будут одновременно генерировать более высокий уровень инфляции.
И наоборот, ограничительная фискальная политика и политика дорогих денег могут быть использованы для снижения уровня инфляции, но только ценой роста уровня безработицы и потерянного объёма производства. Политика регулирования совокупного спроса может быть использована для того, чтобы выбрать некоторую точку на кривой Филлипса, но такая политика не может улучшить альтернативную связь «уровень безработицы – уровень инфляции», воплощённую в кривой Филлипса. При существовании экономических взаимозависимостей, выраженных в кривой Филлипса, невозможно достижение «полной занятости без инфляции». Кривая Филлипса «работает» только в краткосрочном периоде. Если же инфляция продолжается более длительное время, например, свыше 5 лет, она может расти, несмотря на высокий уровень безработицы. Это объясняется рядом факторов, среди которых важное место занимает политика ложных ожиданий населения. Так, стремясь увеличить совокупный спрос, правительство стимулирует рост зарплаты, на что рынок труда реагирует увеличением предложения труда. Рост зарплаты стимулирует инфляционный прирост цен. В соответствии с концепцией Филлипса инфляция в определённый промежуток времени снижает безработицу. Однако ожидания повышения зарплаты и связанный с ними рост благосостояния со временем ослабевают, так как инфляция съедает прирост номинальной зарплаты. Поэтому предложения труда и соответственно занятость снижаются. Графически стагфляцию можно изобразить как сдвиг кривой Филлипса вправо. Сейчас для более длительных периодов времени вместо кривой Филлипса используется теория естественного уровня безработицы, согласно которой поддерживать умеренные темпы инфляции в течение относительно длительного периода времени можно только при естественном уровне безработицы.
Государственная политика занятости населения
В отношении безработицы государство проводит политику: макроэкономическую, социальную и в сфере занятости.
Функция социальной политики: оказание помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика:
использование денежно-
Политика в сфере занятости: создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.
Все методы и меры, с помощью
которых государство
1 Кейнсианская
2 Организационные
3 Расширение производства
товаров и услуг за счёт
роста государственных
4 Осуществление программ
общественных работ в
5 Создание рабочих мест для молодёжи;
6 Субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;
7 Инвестирование наиболее перспективных или трудоёмких отраслей;
8 Меры по сокращению предложения на рынке труда;
9 Стимулирование
10 Содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.
Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Она предусматривает выплату пособий по безработице с учётом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.
Безработица несёт с собой многие негативные последствия.
Во-первых, в связи с отторжением от производства определённой части работников потенциально возможный выпуск продукции общество безвозвратно теряет. Отставание реального ВНП от потенциального его объёма характеризует эти потери.
Во-вторых, большие экономические
потери терпят граждане, особенно те, кто
оказывается отторгнутым
В-третьих, безработица, особенно циклическая, не только экономическое бедствие, но и социальное. Выброшенность человека «за борт» часто ведёт к потере квалификации, моральных устоев, деградации личности, увеличению беспорядков и преступности, росту смертности людей. Результаты исследований, проведённых в Финляндии, свидетельствуют о том, что среди безработных и в их семьях смертность в 2 раза выше, чем среди работающих.
3 Особенности безработицы в РБ в условиях реформирования экономики
К одним из главных проблем экономического кризиса в Республике Беларусь можно отнести:
1 Деформацию
2 Наращивание и одновременное
падение эффективности
3 Отставание отраслей потребительского сектора;
4 Недостатки в системе планирования, в механизме денежного обращения;
5 Отсутствие антиинфляционного
регулирования. В результате
До сих пор речь шла о традиционных источниках безработицы в относительно нормальных экономических условиях. Но важнейшим фактором, усугубляющим проблемы безработицы на современном этапе в нашей стране, является общий спад экономики. Особенность такого фактора в переходном периоде, характерном для современной Республики Беларусь, состоит в его осложнении «эффектом запаздывания».
Это связано, во-первых, с тем, что в начальный период реформирования при падении производства сокращается не сам персонал, а вакантные места. Во-вторых, преобладание государственных предприятий, не нацеленных жестоко на прибыль, позволяет смягчить рост безработицы путём сокращения рабочего дня, увеличения отпусков. Наконец запаздывающий эффект увеличивает лаг между спадом производства и безработицей тем, что льготное кредитование позволяет на первых этапах многим хозяйствующим субъектам удерживать определённый уровень занятости и не допускать «взрыва» безработицы.
Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе «О занятости населения Республики Беларусь».
Реформирование экономики Беларуси со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991г. в стране появились первые безработные. Однако нормально функционирующая рыночная экономика предполагает наличие безработицы. Общепризнанно, что если показатель безработицы не превышает 5%, то ситуация на рынке труда не является напряжённой: человек, ищущий работу, может достаточно быстро её найти. В то же время работодателю достаточно сложно заполнить вакансию. При превышении данного уровня на рынке труда складывается зеркальная ситуация: теперь безработному трудно найти работу, в то время как работодатели имеют возможность выбирать тех, кто им в этой ситуации подходит. В этой ситуации одной из основных экономических функций государства является проведение такой экономической политики, которая обеспечивала бы в стране занятость на уровне экономически эффективном (не превышает 5%).