Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большой степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. В результате возникает безработица.

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица курсовая.docx

— 69.41 Кб (Скачать файл)

Программой рыночного  реформирования экономики Республики Беларусь, принятой в 1990 году, в качестве стратегических направлений социально-экономического развития определены:

1 Формирование принципиально  новой социально-экономической системы  и создание эффективной структуры  экономики на основе внедрения  современных прогрессивных технологий, отвечающей реальным потребностям  общества и способной к устойчивому  функционированию в условиях  рынка и интеграции в мировое  хозяйство;

2 Трансформация отношений  собственности;

3 Развитие предпринимательства  и формирование конкурентной  среды;

4 Либерализация внешней  торговли;

5 Повышение экологической  безопасности;

6 Правовое обеспечение  рыночных реформ и гарантий личных прав и свобод граждан, их социальной защиты.

Безусловно, государство  сохраняет контроль над ситуацией. Регистрируемая безработица сократилась  к началу 2012 года до 0,7% к численности  экономически активного населения. Принятые меры позволили достичь  позитивной динамики по ряду процессов, определяющих «температуру» на рынке  труда. Так, соотношение между числом принятых и уволенных работников составило 95,8%. На треть уменьшились  масштабы высвобождения работников в связи с сокращением. Существенно  улучшились показатели использования  рабочего времени. Вдвое снизилась  напряжённость на рынке труда. На треть возрос спрос нанимателей  на рабочую силу. Отмечен существенный прирост вакансий, заявленных нанимателями в государственную службу занятости. Удовлетворению потребности нанимателей  в необходимых кадрах и трудоустройству  граждан способствовало овладение  безработными новыми профессиональными  навыками по направлению центров  занятости – после профобучения каждые 3 из 4 безработных трудоустраиваются.

Вместе с тем опрометчиво  рисовать ситуацию в сфере занятости  в радужном свете. Число безработных  в возрасте от 16 до 29 лет снизилось  за прошедший год с 14,6 тыс. до 11,3 тыс. человек, а в структуре безработицы  удельный вес молодёжи снизился с 37,8% до 37,1%. В связи с демографическим приростом трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты. В рынок рабочей силы мощным потоком вливаются «непрофессионалы». Поэтому государственная служба занятости применяет различный «инструментарий», стимулирующий нанимателей к приёму на работу «новобранцев» рынка труда, - создание субсидированных рабочих мест, молодежную практику, наставничество, а также отдаёт молодым безработным приоритет в направлении на профобучение.

Исследование рынка труда  Республики Беларусь обнаруживает ряд  тенденций в соотношении спроса и предложения рабочей силы: увеличение предложения рабочей силы при  одновременном уменьшении спроса, что  связано со структурной перестройкой экономики на фоне замедления темпов её развития; омоложение контингента  безработных, в значительной мере обусловленное  низким уровнем их образования (общее  среднее образование составляет 40,2 %); преобладание женщин (до 53%) среди временно не работающих; усиление дисбаланса между структурами спроса и предложения в плане наличного и необходимого уровня образования и профессионально-квалификационных характеристик работников. Наличие таких тенденций позволяет сделать вывод о том, что в республике идёт становление спросоограниченного рынка труда. Очевидна в этой ситуации необходимость соответствующих корректив со стороны государства.

Социально-экономические  механизмы управления спросом рабочей  силы включают бюджетные, инвестиционные, кредитные и налоговые инструменты, направленные на стимулирование создания рабочих мест при сохранении кадрового  потенциала, а также на эффективное  использование рабочей силы в  соответствии с потребностями структурной  перестройки производства.

На современном этапе  это – создание новых и повышение  эффективности существующих рабочих  мест на основе их модернизации и технического перевооружения: крупные инвестиционные программы, позволяющие наряду с  противодействием безработице решать и другие важные социальные проблемы, в частности, жилищную; содействие развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Малый бизнес позволяет вовлечь в производство на нестандартных условиях занятости многие категории населения, нуждающиеся в дополнительном заработке.

Важный социально-экономический  механизм управления спросом рабочей  силы – субсидирование расходов по профессиональной переподготовке кадров на производстве, создание фонда профессионального  обучения. Речь идёт о непрерывном  обучении и переобучении, особенно в новых отраслях (робототехника, микроэлектроника); по некоторым оценкам  на автоматизированных предприятиях будущего профессиональное постоянное обучение будет занимать 10-15% рабочего времени. В таких условиях назревает необходимость  создания Государственной программы  субсидирования хотя бы части расходов по профессиональной подготовке кадров на производстве, а также - государственных  и негосударственных фондов профессионального  обучения.

Социально-экономические  механизмы формирования предложения  рабочей силы включают: повышение  профессионально-квалификационных характеристик  рабочей силы; содействие трудоустройству  различных категорий временно незанятого населения; развитие форм занятости; повышение  социальной защиты населения; совершенствование нормативно-правовой базы в соответствии с рекомендациями МОТ.

Содействие трудоустройству  различных категорий временно незанятого населения осуществляется государственной  службой занятости населения. По данным республиканского социологического мониторинга, проводимого Институтом социологии НАН Беларуси (2010г.), представители разных социальных групп попадают в безработные по различным причинам: 4/5 выпускников не находят работу по окончании учебного заведения; 1/2 рабочих увольняются по собственному желанию; 2/5 служащих-специалистов увольняют по сокращению штатов; 1/4 лиц без специальности формируется из длительно неработающих.

Таким образом, первый по значимости мотив регистрации в службе занятости  – стремление безработных трудоустроиться. Второй мотив диктуется желанием безработных получить специальность (профессию) на курсах по направлению  службы занятости. И третий по значимости мотив регистрации в службе занятости  – надежда получить материальную поддержку в виде пособия по безработице.

Состояние экономики в  республике способствует дифференциации населения по типу экономического поведения  на три основные группы: носителей пассивного (50%), адаптивного (20%), и активного (30%) экономического поведения. Можно говорить о том, что активное экономическое поведение приобретает вынужденный характер, связанный в меньшей мере с удовлетворением профессиональных интересов, и в большей – материальных нужд, и определяемый по критериям количества и качества дополнительных работ и подработок. Между тем, воплощение в реальность модели развития общества, в центре внимания которой – человеческий интеллект, предполагает увеличение доли лиц, реализующих профессионально активный тип экономического поведения.

Таким образом, успешно функционирующий  рынок труда – реальная потребность  Республики Беларусь в условиях реформирования экономики, но находится он на стадии формирования. Успешное становление  и функционирование этого института  будут во многом зависеть от способности  органов управления использовать ту часть зарубежного опыта, которая  может быть реализована в наших  условиях, учесть ошибки и просчёты других стран или создать свою собственную модель рыночных отношений.

 

Заключение

    Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в Беларуси.

Регистрируемая безработица  сократилась к началу 2012 года до 0,7% к численности экономически активного  населения. Соотношение между числом принятых и уволенных работников составил 95,8%. Число безработных в возрасте от 16 до 29 лет снизилось за прошедший год с 14,6 тыс. до 11,3 тыс. человек, а в структуре безработицы удельный вес молодёжи снизился с 37,8% до 37,1%. В связи с демографическим приростом трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты.

Между тем в структуре  безработных представительницы  слабого пола доминируют. На 1 декабря 2011 года они составляли 51,3% от общей  численности безработных (это на 0,8% меньше, чем на аналогичную дату 2011 года). По данным республиканского социологического мониторинга, проводимого Институтом социологии НАН Беларуси (2010г.), представители разных социальных групп попадают в безработные по различным причинам: 4/5 выпускников не находят работу по окончании учебного заведения; 1/2 рабочих увольняются по собственному желанию; 2/5 служащих-специалистов увольняют по сокращению штатов; 1/4 лиц без специальности формируется из длительно неработающих.

Последствия безработицы:

• Снижение доходов

• Проблемы с психическим здоровьем

• Потеря квалификации

• Экономические последствия (потеря ВВП)

В заключение хочется отметить, что проблема безработицы не возникает  в один миг и не решается в одну секунду. Она носит многогранный характер, и мы не можем разрешить  часть проблемы, не затрагивая всех её остальных частей и не учитывая специфики той страны, на территории которой мы рассматриваем данную безработицу. В этом и заключается  сложность борьбы с безработицей. Беларуси потребуется не один год  для разрешения этой проблемы, но если упорно стремиться к цели, то когда-нибудь она обязательно будет достигнута.

 

Список использованных источников

 

  1. Закон Республики Беларусь от 30 мая 1991 г. №828-XII «О занятости населения Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями.
  2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. №1640 «О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009–2010 годы».
  3. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах», Минстат Республики Беларусь – Минск, 2005. –345с.
  4. Краткий статистический справочник «Беларусь в цифрах». – Минск, 2008–2011 гг. «Экоперспектива», Минск 1997 г. 2002. - 282 с.
  5. Воробьёва, Н.И. Сухарева и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004. – 224с. для студентов экон. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высшего образования / Э.А. Лутохина (и др.); под. ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. – 400с., ил.
  6. Зенькова Л.П. Макроэкономика. - Минск: ООО "Новое знание",
  7. Курс экономики: Учебник. – 3-е изд., доп. / Под. ред. Б.А. Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 716с.
  8. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого. – 2-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2004. – 462с. – (Экономическое образование).
  9. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник
  10. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И.
  11. Макроэкономика: Учебн6ное пособие /Под ред. Н.И.Базылева,
  12. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Л.В,
  13. Основы экономической теории». Под редакцией Клюни В.Л. С.П.Гурко – Мн.: БГЭУ, 2000. -432с.
  14. Как становятся безработными: причины и динамика / А. Нанавян, //
  15. «Белорусский экономический журнал», 2010. – №1
  16. Соколова Г.Н., Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы. – Минск, 2006.
  17. Проблемы безработицы / А. Мелкумян // Экономист. – 2005. - №8, - с.61-63
  18. Рынок труда как объект гос. регулирования / А.Я Коховец //
  19. Прокопчик П.Н.//Белоруский экономический журнал. –Минск 2002.-№3.С.32.
  20. Рынок труда: вчера, сегодня, завтра // Минск официальный: Еженед. инф. вестник. – 2010, - №18 фев./25фев, - с,63-66
  21. Социальная политика государства в сфере труда и трудовых отношений / Г.Н. Соколова // Социологические исследования: Ежемес. научн. и обществен. - полит. Журнал – М., 2005. - №4, - с.60-63
  22. Проблемы социальной защиты безработных и возможные пути их решения / М.П. Пилуй // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование / НИЭИ Мин-ва экономики РБ. – Минск, 2004. - №12, - с.11-16
  23. Проблемы управления: Научно-практ. журнал. – 2005. - №1, - с.61-64
  24. Общество и экономика. – 2006, - №7-8, - с.326-337.
  25. «Экономическая газета», 25.08.2009, №64
  26. Официальный сайт министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.qov.by
  27. Официальный сайт министерства экономики Республики Беларусь: www.economy.gov.by
  28. Официальный сайт национального статистического комитета Республики Беларусь: belstat.gov.by
  29. Официальный сайт президента Республики Беларусь: www.president.gov.by

Информация о работе Безработица