Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:48, курсовая работа
Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большой степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. В результате возникает безработица.
Программой рыночного
реформирования экономики Республики
Беларусь, принятой в 1990 году, в качестве
стратегических направлений социально-
1 Формирование принципиально
новой социально-экономической
2 Трансформация отношений собственности;
3 Развитие предпринимательства и формирование конкурентной среды;
4 Либерализация внешней торговли;
5 Повышение экологической безопасности;
6 Правовое обеспечение рыночных реформ и гарантий личных прав и свобод граждан, их социальной защиты.
Безусловно, государство сохраняет контроль над ситуацией. Регистрируемая безработица сократилась к началу 2012 года до 0,7% к численности экономически активного населения. Принятые меры позволили достичь позитивной динамики по ряду процессов, определяющих «температуру» на рынке труда. Так, соотношение между числом принятых и уволенных работников составило 95,8%. На треть уменьшились масштабы высвобождения работников в связи с сокращением. Существенно улучшились показатели использования рабочего времени. Вдвое снизилась напряжённость на рынке труда. На треть возрос спрос нанимателей на рабочую силу. Отмечен существенный прирост вакансий, заявленных нанимателями в государственную службу занятости. Удовлетворению потребности нанимателей в необходимых кадрах и трудоустройству граждан способствовало овладение безработными новыми профессиональными навыками по направлению центров занятости – после профобучения каждые 3 из 4 безработных трудоустраиваются.
Вместе с тем опрометчиво рисовать ситуацию в сфере занятости в радужном свете. Число безработных в возрасте от 16 до 29 лет снизилось за прошедший год с 14,6 тыс. до 11,3 тыс. человек, а в структуре безработицы удельный вес молодёжи снизился с 37,8% до 37,1%. В связи с демографическим приростом трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты. В рынок рабочей силы мощным потоком вливаются «непрофессионалы». Поэтому государственная служба занятости применяет различный «инструментарий», стимулирующий нанимателей к приёму на работу «новобранцев» рынка труда, - создание субсидированных рабочих мест, молодежную практику, наставничество, а также отдаёт молодым безработным приоритет в направлении на профобучение.
Исследование рынка труда
Республики Беларусь обнаруживает ряд
тенденций в соотношении спроса
и предложения рабочей силы: увеличение
предложения рабочей силы при
одновременном уменьшении спроса, что
связано со структурной перестройкой
экономики на фоне замедления темпов
её развития; омоложение контингента
безработных, в значительной мере обусловленное
низким уровнем их образования (общее
среднее образование составляет
40,2 %); преобладание женщин (до 53%) среди
временно не работающих; усиление дисбаланса
между структурами спроса и предложения
в плане наличного и необходимого уровня
образования и профессионально-
Социально-экономические
механизмы управления спросом рабочей
силы включают бюджетные, инвестиционные,
кредитные и налоговые
На современном этапе это – создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест на основе их модернизации и технического перевооружения: крупные инвестиционные программы, позволяющие наряду с противодействием безработице решать и другие важные социальные проблемы, в частности, жилищную; содействие развития малого бизнеса и частного предпринимательства. Малый бизнес позволяет вовлечь в производство на нестандартных условиях занятости многие категории населения, нуждающиеся в дополнительном заработке.
Важный социально-
Социально-экономические
механизмы формирования предложения
рабочей силы включают: повышение
профессионально-
Содействие трудоустройству различных категорий временно незанятого населения осуществляется государственной службой занятости населения. По данным республиканского социологического мониторинга, проводимого Институтом социологии НАН Беларуси (2010г.), представители разных социальных групп попадают в безработные по различным причинам: 4/5 выпускников не находят работу по окончании учебного заведения; 1/2 рабочих увольняются по собственному желанию; 2/5 служащих-специалистов увольняют по сокращению штатов; 1/4 лиц без специальности формируется из длительно неработающих.
Таким образом, первый по значимости мотив регистрации в службе занятости – стремление безработных трудоустроиться. Второй мотив диктуется желанием безработных получить специальность (профессию) на курсах по направлению службы занятости. И третий по значимости мотив регистрации в службе занятости – надежда получить материальную поддержку в виде пособия по безработице.
Состояние экономики в республике способствует дифференциации населения по типу экономического поведения на три основные группы: носителей пассивного (50%), адаптивного (20%), и активного (30%) экономического поведения. Можно говорить о том, что активное экономическое поведение приобретает вынужденный характер, связанный в меньшей мере с удовлетворением профессиональных интересов, и в большей – материальных нужд, и определяемый по критериям количества и качества дополнительных работ и подработок. Между тем, воплощение в реальность модели развития общества, в центре внимания которой – человеческий интеллект, предполагает увеличение доли лиц, реализующих профессионально активный тип экономического поведения.
Таким образом, успешно функционирующий рынок труда – реальная потребность Республики Беларусь в условиях реформирования экономики, но находится он на стадии формирования. Успешное становление и функционирование этого института будут во многом зависеть от способности органов управления использовать ту часть зарубежного опыта, которая может быть реализована в наших условиях, учесть ошибки и просчёты других стран или создать свою собственную модель рыночных отношений.
Заключение
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в Беларуси.
Регистрируемая безработица сократилась к началу 2012 года до 0,7% к численности экономически активного населения. Соотношение между числом принятых и уволенных работников составил 95,8%. Число безработных в возрасте от 16 до 29 лет снизилось за прошедший год с 14,6 тыс. до 11,3 тыс. человек, а в структуре безработицы удельный вес молодёжи снизился с 37,8% до 37,1%. В связи с демографическим приростом трудовых ресурсов проблема молодёжной безработицы не теряет своей остроты.
Между тем в структуре безработных представительницы слабого пола доминируют. На 1 декабря 2011 года они составляли 51,3% от общей численности безработных (это на 0,8% меньше, чем на аналогичную дату 2011 года). По данным республиканского социологического мониторинга, проводимого Институтом социологии НАН Беларуси (2010г.), представители разных социальных групп попадают в безработные по различным причинам: 4/5 выпускников не находят работу по окончании учебного заведения; 1/2 рабочих увольняются по собственному желанию; 2/5 служащих-специалистов увольняют по сокращению штатов; 1/4 лиц без специальности формируется из длительно неработающих.
Последствия безработицы:
• Снижение доходов
• Проблемы с психическим здоровьем
• Потеря квалификации
• Экономические последствия (потеря ВВП)
В заключение хочется отметить,
что проблема безработицы не возникает
в один миг и не решается в одну
секунду. Она носит многогранный
характер, и мы не можем разрешить
часть проблемы, не затрагивая всех
её остальных частей и не учитывая
специфики той страны, на территории
которой мы рассматриваем данную
безработицу. В этом и заключается
сложность борьбы с безработицей.
Беларуси потребуется не один год
для разрешения этой проблемы, но если
упорно стремиться к цели, то когда-нибудь
она обязательно будет
Список использованных источников