Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Россия находится на историческом переломе. Прежние ценности и ориентиры, с которыми страна вступала в последнюю четверть XX столетия, не выдержали испытание временем. Попытка создать новые закончилась неудачей. Минувшее десятилетие не продвинуло Россию к духовному и социально-экономическому прогрессу.
Одной из базовых потребностей личности и общества является потребность в безопасности. В цивилизованном обществе для удовлетворения общественной потребности в безопасности формируются социальные институты.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическая сущность безработицы 5
1.1. Определение безработицы и причины её возникновения 5
1.2. Причины и виды безработицы 7
1.3. Анализ состояние безработицы в России в настоящее время 9
Глава 2. Социальная защищённость населения – её сущность 13
2.1. Теоретическое определение социальной защищённости 13
2.2. Виды социальной защищённости 14
2.3. Проблемы социальной защищённости в России 16
Глава 3. Способы решения проблем социальной защищённости и безработицы 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 44.92 Кб (Скачать файл)

Обе категории граждан  не могут в полной мере подходить  к понятию "безработный", в соответствии с которым они обязаны в  любой момент приступить к предлагаемой им работе.

Предприниматели и экономисты, изучающие рынок труда в стране, опираются прежде всего на данные Росстата. Применяемые им методы подсчетов более тщательные, они учитывают большее количество людей, нуждающихся в работе или помощи государства, чем механически принесших заявление в районную службу занятости.

В данные Росстата входят студенты очных отделений российских вузов, всегда готовые на подработку, наверняка  и люди предпенсионного возраста, имеющие при поиске работы наибольшие проблемы в силу своего возраста. Они не имеют права быть оформленными на государственной бирже занятости и вынуждены искать работу самостоятельно.

Прошедшая недавно волна  кризиса узаконила повсеместную практику перевода работников на одно-двухдневную трудовую неделю с соответствующим урезанием заработной платы или отправку в неоплачиваемые отпуска. Это позволило руководителям компаний сэкономить на компенсационных выплатах. В первую очередь это коснулось жителей небольших городов с градообразующими предприятиями.

Региональная составляющая очень важна для понимания  ситуации на рынке труда. По данным Минсоцразвития, численность безработных за последние недели снизилась в 44 регионах при одновременном росте в 36 регионах России. Уровень безработицы в федеральных округах РФ, по данным Росстата, отличается в 3,9 раза, а по регионам – в 45 раз.

Если в Центральном  ФО эта цифра составляет 4,7%, в  Сибирском и Дальневосточном  – уже 8,7%, то в Северо-Кавказском – 17,1%. Среди регионов самый высокий уровень безработицы в августе-октябре зафиксирован в Ингушетии (53,9%) и Чечне (43,4%). Высокую безработицу наблюдали в Тыве (21,0%), Дагестане (12,9%), Калмыкии (12,5%), на Алтае (12,2%), в Забайкальском крае (10,9%). Самый низкий уровень безработицы в августе-октябре отмечен в Москве (1,2%), Санкт-Петербурге (1,9%), Московской области (3,5%), Липецкой области (3,8%).

Глава 2 Социальная защищённость населения – её сущность

2.1. Теоретическое  определение социальной защищённости

Социальная защищенность, как следует из анализа законодательных  актов и научных публикаций, –  это уровень и состояние реализации социальных прав личности правовыми  средствами, выраженные в устойчивом благополучии человека, в высоком  уровне его благосостояния1. Другими словами, социальная защищенность – это те правовые условия, которые на базе социально-экономических и культурных реальностей дают возможность для благоприятного индивидуального развития личности, реализации ее творческих и производственных возможностей и способностей.

Социальная защищенность населения – это совокупность механизмов, предусмотренных законодательными и нормативными актами для сохранения доходов (или их части) отдельным  лицам или семьям, которые их больше не имеют в связи с потерей  трудоспособности из-за старости или  инвалидности, болезни, беременности (материнства), безработицы, смерти кормильца семьи, а также для материальной поддержки  многодетных и малообеспеченных групп населения, учащейся молодежи и др.

При определении размеров социальной помощи исходят как из потребностей населения, нуждающегося в поддержке, так и из реальных ресурсов, которыми располагает государство  для этих целей на данном этапе  экономического развития страны. Нормы  социального обеспечения служат, как правило, индикаторами социальной политики государства.

Исходя из задач и направлений  деятельности органов и учреждений социального обеспечения, в задачи статистического наблюдения входит сбор следующих сведений:

- размеры социальных выплат  и их источники;

- численность лиц, охватываемых  социальным обеспечением по его  видам;

- средние размеры социальных  пособий, приходящихся на их  получателя.

В связи с разнообразием  социальных выплат остановимся лишь на статистике основных их видов.

Социальная защищенность – это результат действия механизмов социальной защиты, когда лицо, оказавшееся  в силу причин объективного или субъективного  характера в неблагоприятном  положении, располагает, по его собственному мнению, возможностью воспользоваться  определенным минимумом гарантированных  государством благ.

Социальная безопасность граждан ничуть не менее важна, чем  безопасность государственная. Более  того, социальная безопасность населения  в условиях мирной жизни – истинная государственная безопасность и  есть.

Социальная защищенность в значительно большей степени, чем форма собственности на средства производства, определяет общественный строй. Это общественный договор, определяющий жизнь всего народа и складывавшийся десятилетиями. Процесс переопределения  социальной безопасности граждан России и изменение общественного договора должны быть проведены не только корректно, разумно и сбалансированно, но и этически грамотно.

2.2. Виды  социальной защищённости

Социальная защищенность может быть реальной или мнимой.

При реальной социальной защищенности субъект убежден в достаточности  предоставленных ему благ, равно  как и в возможности их получения, и к тому же существуют эффективно действующие механизмы социальной защиты, которыми он при необходимости может воспользоваться.

При мнимой социальной защищенности у субъекта есть представление о  достаточности предоставленных  ему благ и возможности их реального  получения, но существующие механизмы  социальной защиты не позволяют реально  воспользоваться ими.

Социальная защищенность – это степень (уровень) эффективности, состояние, результат защиты. В этой связи можно выделить качественный критерий, по которому возможна оценка уровня социальной защищенности. Он может  быть высоким, минимальным и низким. Социальная защищенность также может  быть необходимой и достаточной.

Необходимая социальная защищенность сотрудников определяется:

• урегулированностью решения проблем нормами права;

• полноценным ресурсным  обеспечением;

• сформированностью системы органов государственной власти, осуществляющих выполнение взаимосвязанных мероприятий на федеральном и региональном уровнях;

• наличием учреждений социальной защиты, ориентированных на оказание правовых, экономических, социально-психологических, медико-реабилитационных услуг;

• разработанностью и функционированием  новых базовых социальных стандартов и нормативов качества жизни, механизмов их индексации, реформирования и адаптации  новых форм социальных выплат;

• непрерывно действующей  системой контроля усилий за решением наиболее важных проблем на каждый отдельно взятый момент времени;

• регулярно проводимым мониторингом состояния социальной защиты с анализом факторов, обусловливающих  ее недостаточность.

Достаточная социальная защищенность реализуется через систему социальной защиты, которая должна обеспечить:

•функционирование институциональных, организационных и финансовых механизмов социальной защиты;

•создание устойчивой нормативной  правовой базы правового регулирования  социальной защиты, обеспечение надежного  ее функционирования;

•реальную компенсацию и  выполнение гарантий, установленных  законами в соответствии с теми или  иными условиями;

•достаточно высокий уровень  жизни;

•духовно-нравственную основу;

•адресность различных мер социальной защиты применительно к различным категориям населения.

Однако в кризисных  условиях, при отсутствии экономических  возможностей социальной защиты, ее формально-юридическое  закрепление сводит проблему к абстрактной  декларации.

2.3 Проблемы  социальной защищённости в России

Ощущение социального  неблагополучия, распространенное в  стране, обостряется массовой безнадзорностью  детей, нищетой инвалидов, заброшенностью и полной беззащитностью стариков, особенно одиноких.

Другой проблемой является то, что, миллионы людей все еще  заняты на убыточных предприятиях, конкурентоспособность которых  восстановить невозможно. Прямое социальное следствие этого – низкие зарплаты в сельском хозяйстве, текстильной  и кожевенно-обувной промышленности, большинстве подотраслей машиностроения.

В качестве социального норматива, соответствующего желаемому российскому  образу жизни, можно предложить не просто "достойную" заработную плату, а  занятость на эффективных рабочих  местах, связанных с производством  конкурентоспособных товаров и  услуг, что, в свою очередь, и позволит обеспечить достойную зарплату.

Проблема социальной безопасности и социальной защищенности граждан  остается одной из самых злободневных в России.

Важным с точки зрения социальной безопасности является качество трудовой жизни как обеспечение  эффективной занятости населения  и защиты работников в сфере труда.

Социальная безопасность – это и качество социальной инфраструктуры, и ее развитие, качество услуг населению, доступность социальных услуг для  большинства населения.

В обеспечении социальной безопасности имеет значение также  качество окружающей среды: экологическая  устойчивость, снижение рисков и возможного ущерба от природных и техногенных  катастроф, дискомфортности жизни населения в экстремальных и суровых климатических условиях.

Социальная безопасность включает обеспечение безопасности жизни населения – предотвращение насилия и преступлений против личности и собственности, снижение рисков и  возможного ущерба от террористических и иных угроз.

Важным индикатором ее является удовлетворенность людей  своей жизнью: улучшение социального  самочувствия, отсутствие расхождений  в представлениях о качестве жизни  общества и власти.

Наконец, социальная безопасность определяется уровнем жизни населения, реальными доходами, обеспеченностью  жильем, преодолением бедности и допустимым уровнем социально-экономического неравенства.

Глава 3. Способы решения проблем социальной защищённости и безработицы

Решения проблем социальной защищённости граждан

К числу особо уязвимых категорий относят женщин, молодежь, работников с недостаточным образованием и низкой квалификацией, людей предпенсионного возраста, инвалидов.

Основными принципами, в  решении проблем социальной защищённости могут стать:

- обеспечение равных стартовых  возможностей на индивидуальном  уровне;

- ясность положительных  социальных перспектив для всех  общественных слоев;

- формирование на этой  базе образа жизни, приемлемого  для максимального числа ее  укладов.

Эффективная семейная политика невозможна без создания благоприятных  внешних условий, например достойной  оплаты достойного труда, оздоровления всей атмосферы в обществе и долгосрочных усилий властей и элиты, направленных на рост образованного здорового  населения. Уже сейчас можно предложить отдельные меры, которые, не подменяя настоящую семейную политику, способны поднять престиж института семьи. Так, целесообразно предоставлять  дополнительные вычеты по подоходному  налогу работника, если у него на иждивении  находятся другие члены его семьи, или ощутимую скидку по оплате путевок  на курорты и санатории, если отдыхать едут все члены семьи. Нужно поощрять (в частности, налоговыми каникулами) именно семейный малый бизнес, когда  муж и жена (или совместно с  другими членами семьи) открывают  кафе, мини-гостиницу, магазинчик, мастерскую по оказанию бытовых услуг. Государство  могло бы материально поддерживать семейные клубы, где люди встречаются  и проводят свой досуг, в виде, например, бесплатного предоставления помещения, телефонов и т. п. (разумеется, занятие  бизнесом на этой площади должно быть запрещено).

Сегодня социальные проблемы в России должны решаться путем повышения  качества и уровня жизни людей, и  это объединяет все эти приоритетные программы. Именно в этих целях были разработаны национальные проекты.

Опыт реализации национальных проектов позволил уже сегодня обсуждать, в какой именно форме государство  и общество должны продолжить развитие институтов и формирование социальной инфраструктуры по заявленным приоритетам.

Эти приоритеты необходимо рассматривать в качестве стержня, вокруг которого разворачивается дальнейшая модернизация здравоохранения, образования  и других отраслей. Сами эти проекты  могут меняться, а их направленность на обеспечение достойной жизни  и повышение творческих возможностей человека остается нашим долгосрочным приоритетом.

Социальные и экономические  факторы способствуют ограничению  рождаемости. В большинстве российских семей рождение ребенка автоматически  переводит семью в число бедных. Поэтому важно создать комплексную  систему эффективного социального  сопровождения семей с детьми. И серьезный технологией преодоления  сложившейся ситуации станет повышение  зарплат-до уровня реальной стоимости  жизни. Конечно, при этом возрастет  и база налогообложения, выплат в  фонды обязательного социального  и медицинского страхования, Пенсионный фонд, но все-это вернется доходами семей.

Острой темой демографической  политики является сиротство, социальное сиротство, обеспечение законных прав таких детей.

Необходимо обеспечить более  эффективное регулирование всего  комплекса вопросов опеки и попечительства в нашей стране на основе минимальных  государственных стандартов организации-работы и деятельности по опеке и попечительству несовершеннолетних. В том-числе  регулирование системы устройства детей в патронатные семьи. Нужен  федеральный закон о введении патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Нельзя допустить, чтобы гарантии и права  в приемных и патронатных семьях настолько были дифференцированы в  масштабах всей страны.

Институт приемной семьи  надо всячески развивать и оказывать  ей должную материальную и моральную  поддержку. Поддержка семей усыновителей, опекунов, приемных и патронатных  семей должна осуществляться не только государством. Обществу тоже предстоит  научиться относиться к людям, принявшим  на воспитание ребенка-сироту, как к заслуживающим всемерного уважения. Отмечу, что во многих-регионах целенаправленно проводятся кампании, направленные на формирование позитивных представлений. Угрозу национальной безопасности России создают также глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малоимущих граждан.

Информация о работе Безработица