Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

В современной России, одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен, являются качественные изменения в сфере труда и занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия, такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения, обеспечения права граждан на труд и требующие регулирования указанных процессов

Содержание

Введение………………………………………………………………………..……2
1 Проблема безработицы и занятости населения в современных условиях.…...4
1.1 Понятие безработицы, причины и ее последствия……..…..………………....4
1.2 Формы безработицы………...…………………………………..….…………....6
2 Безработица в Российской Федерации и меры государства по ее сокращению………………………………………………………...…..…...….…...10
2.1 Анализ занятости и безработицы в России…………………...……………....10
2.3 Анализ занятости и безработицы в Пермском крае………………...………..14
2.3 Меры государства по предотвращению безработицы……………….....……16
3 Экономические и социальные последствия безработицы………………...…...21
3.1 Экономические последствия безработицы……..…………………..…….…..21
3.2 Социальные последствия безработицы………………………….…….……...22
Заключение………………………..………………………………...…….………...28
Список литературы…………………………………………………………………30 Приложения 1-5…………………………………….………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

безработица.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)


 

                    (лица занятые в обществ. произ-ве в трудоспособном возрасте+безработные)

Оптимальная безработица определяется специалистами как безработица, уровень которой ниже естественной, нормальной безработицы. Но, даже при достижении оптимального уровня безработицы благосостояние населения на максимально возможном уровне не обеспечивается, поскольку существует тесная взаимосвязь заработной платы и цены на потребительские товары от размеров безработицы — чем меньше безработица, тем больше общая сумма денежных доходов населения, тем выше его платежеспособный спрос на потребительском рынке. И по законам рынка цены на потребительские товары растут еще быстрее, обесценивая денежные доходы населения, т.е. имеет место инфляция.

Таким образом, безработица - это такое состояние рынка труда, когда часть экономически активного населения не занята в общественном производстве и не имеет соответствующего заработка (дохода).

Проблема безработицы  и занятости должна находиться в  центре внимания общества и государства, проводимой государством социально-экономической политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2 Безработица в Российской Федерации и меры государства по ее сокращению.  

 

2.1 Анализ занятости и безработицы в России.

 

 Безработица, главная  проблема 2010 года. Об этом свидетельствуют  последние данные Росстата. Начиная с сентября 2009 года, опросы населения проводятся ежемесячно.   Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в апреле 2010г. составила 75,0 млн.человек, или около 53% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 68,9 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,1 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с мартом 2010г. численность занятого населения  увеличилась на 623 тыс.человек, или  на 0,9%, численность безработных сократилась  на 278 тыс.человек, или на 4,3%.(рис.2).


 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 -

Рисунок 2 – Динамика численности экономически активного населения в России(млн.чел) [5,с 71]

Уровень безработицы, исчисленный  как отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения, в апреле 2010г. составил 8,2%(рис.3).



 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Уровень  безработицы в России [5,с 73]

 

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности  населения соответствующего возраста) в апреле 2010г. составил 61,8%.(Приложение 1).

     В апреле 2010г. в составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, 11% (0,6 млн.человек) составляли граждане, которые не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 42,2% составляли лица проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 57,8% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях. Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости и данным административного учета службы занятости населения, имеются причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы (рис.4).


 

 

Рисунок 4 – Способы поиска работы безработными

(в % к общей численности  безработных) [5,с 76]

 

     Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 59% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в апреле 2010г. составила 38%, среди безработных женщин - 45%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

Безработица по полу и  месту проживания. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в апреле 2010г. составила 45,6%, доля городских жителей среди безработных - 65,1%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди городских жителей. В апреле 2010г. это превышение составляло 1,6 раза (Приложение 2).

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных  в апреле 2010г. составил 35,5 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 25,2%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,9%, 20-24 года - 20,4%. Высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (29,4%) и 20-24 года (16,0%). По сравнению с мартом 2010г. уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-19 лет снизился на 7,6 процентного пункта(рис.5).

Рисунок 5 – Уровень безработицы по возрастным группам в феврале 2010 г. (в % от экономически активного населения) [5,с 77]

 

       В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в апреле 2010г. составил 17,5% (в марте 2010г. - 19,8%), в том числе среди городского населения - 16,3%, среди сельского населения - 20,3%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,5 раза, в том числе среди городского населения - 2,8 раза, сельского населения - 2,0 раза [18].

      Продолжительность поиска работы. Среди безработных 28,2% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 29,1% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских, и в апреле 2010г. составила, соответственно, 32,6% и 27,3%[18].

      Наличие опыта работы. В численности безработных 22,1% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В апреле 2010г. их численность составила 1,4 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет и 25-29 лет, 51% - от 20 до 24 лет) [18].

     В апреле 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 28,0%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 23,6%[18].

 

2.2 Анализ занятости и безработицы в Пермском крае.

 

Показатели общей и  регистрируемой безработицы Пермского  края в течение января-июня  имели тенденцию к снижению, что связано как с воздействием сезонных факторов, так и с активной фазой  реализации комплекса антикризисных мер по стабилизации ситуации на рынке труда края.

В этот период в органы службы занятости Пермского края обратились 150,5 тыс. человек, из них за содействием в поиске подходящей работы 84,5 тыс. человек.

 Статус безработного  получили в течение 6 месяцев в целом по краю 47,5 тыс.человек (на 17,2% меньше, чем в прошлом году). Удельный вес получивших статус безработного имеет тенденцию к снижению практически по всем категориям рынка труда, что стало возможным благодаря разработке и реализации комплекса мер, направленных на предотвращение неконтролируемого роста регистрируемой безработицы в Пермском крае.

Снизилась доля молодежи в общей численности безработных  в целом по краю и составила 25% (31% - в прошлом году). Доля инвалидов в общей численности безработных составляет 6,6%, их численность в течение полугодия снизилась с 2,9 тыс. до 2,6 тыс. человек. Возможности трудоустройства граждан этой категории улучшились благодаря включению мероприятия «Содействие трудоустройству инвалидов» в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году. Численность  выпускников учебных заведений в составе безработных снизилась до 2,5% (3,2% - в прошлом году).

Состав безработных  по категориям рынка труда по сравнению  с прошлым годом изменился в сторону увеличения удельного веса  уволенных по причинам текучести кадров и  высвобождаемых работников, что напрямую связано с последствиями экономического кризиса.

По данным на 1 июля численность безработных, зарегистрированных в службе занятости края, снизилась по сравнению с началом года на 18,3%, составив 40,3 тыс. человек.

Снизился уровень регистрируемой безработицы, составив на 1 июля в целом  по краю 2,8% к численности экономически активного населения, в Перми - 1,6%.

На 11,3% по сравнению с соответствующим показателем прошлого года увеличилась численность жителей края, нашедших работу при посредничестве   службы занятости, составив 49,3 тыс. человек.

Услуги по профессиональному  обучению безработных граждан получили 5,8 тыс. безработных (прошлый год - 4,5 тыс. человек). С целью дальнейшей самозанятости и предпринимательства было направлено на обучение 1050 чел. (прошлый год  - 728 человек).

В 1,5 раза увеличилось  по сравнению с прошлым годом  число жителей края, принявших участие в общественных работах (13,7 тыс. человек).

Трудоустроено несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время  10,5 тыс.человек.

Трудоустроено на  временную работу 961 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (прошлый год - 797 человек). 

Государственную услугу по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников НПО и СПО, ищущих работу впервые, получили 116 человек.

Государственную услугу по предоставлению информации населению и работодателям о положении на рынке труда получили 34,7 тыс. человек, рост на 19,4%  (29,1 тыс. человек).

 

2.3 Меры государства по предотвращению безработицы

Состояние российской экономики  на сегодняшний день поставило вопрос безработицы и занятости населения в число наиболее актуальных.

Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными  причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы  являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости.

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей [11,с 144].

Для борьбы со структурной  безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа [11,с 145].

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики [11,с 146].

Цель государственной  политики занятости - содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения. Трудоустройство представляет собой систему организационных, экономических и правовых средств, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности. В узком смысле понимается процесс поиска подходящей работы и устройство на неё, а также процесс профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для получения имеющихся мест работы [3].

Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства (приложение 3).

Рынок труда имеет свои учреждения купли-продажи труда - биржи труда — учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при осуществлении сделки купли-продажи труда и регистрации безработных. Современные биржи труда могут быть государственными, частными и общественными.

Особую роль в решении проблем, связанных с безработицей, играют именно государственные биржи труда (центры занятости), являющиеся центральным звеном государственной службы занятости.

Государственное регулирование рынка  труда ведется по следующим направлениям:

  • разрабатывается трудовое законодательство, в котором определена правовая сторона рынка труда (условия найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, охрана труда и пр.);
  • разрабатываются и реализуются социальные программы, помощь малоимущим, пособия по безработице, пенсионное обеспечение;
  • осуществляются посредническо-вспомогательные функции: частично поиск рабочих мест, создание общенациональной информационной сети по трудоустройству, организация курсов профессионального обучения и переквалификации.

Информация о работе Безработица