Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 14:54, курсовая работа
В современной России, одной из важнейших отличительных черт происходящих перемен, являются качественные изменения в сфере труда и занятости, вызывающие многообразные экономические и социальные последствия, такие как безработица, необходимость социальной защиты занятости населения, обеспечения права граждан на труд и требующие регулирования указанных процессов
Введение………………………………………………………………………..……2
1 Проблема безработицы и занятости населения в современных условиях.…...4
1.1 Понятие безработицы, причины и ее последствия……..…..………………....4
1.2 Формы безработицы………...…………………………………..….…………....6
2 Безработица в Российской Федерации и меры государства по ее сокращению………………………………………………………...…..…...….…...10
2.1 Анализ занятости и безработицы в России…………………...……………....10
2.3 Анализ занятости и безработицы в Пермском крае………………...………..14
2.3 Меры государства по предотвращению безработицы……………….....……16
3 Экономические и социальные последствия безработицы………………...…...21
3.1 Экономические последствия безработицы……..…………………..…….…..21
3.2 Социальные последствия безработицы………………………….…….……...22
Заключение………………………..………………………………...…….………...28
Список литературы…………………………………………………………………30 Приложения 1-5…………………………………….………………………………32
С целью выработки согласованных решений из представителей этих органов создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения [8,с 84]:
Долгосрочная политика государства на федеральном уровне включает комплекс мер по предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне; подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям рынка и научно-технического прогресса; разработке и осуществлению крупных программ, проектов, обеспечивающих вывод из застоя депрессивных регионов, и др.
Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.
Дмитрий Медведев объявил 2010 год – годом борьбы с безработицей. Из семи пунктов антикризисной программы президента пять уже реализовывались в прошлом году [18].
В регионах службы занятости с осени 2009 года начали кредитование безработных для открытия собственного дела; организованы курсы по переобучению потерявших работу граждан; до 4300 рублей был увеличен максимальный размер пособия по безработице, организуются общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Хотя, как отмечают исследователи данной проблемы, эффективность этих мер спорна.
Так, общественные работы вместо серьезных проектов по строительству дорог и других объектов инфраструктуры свелись к уборке улиц и покраске заборов. Вместо долгосрочных работ, которые могут помочь людям получить новую специальность, а государству — решить проблему с дорогами и инфраструктурой, власти на местах просто пытаются занять безработных хоть чем-нибудь.
Самые популярные виды социального труда — уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план. Как показал 2009 год, общественные работы мало помогают в борьбе с безработицей. Люди не спешат заниматься «грязной» работой дворников и уборщиков. На нее соглашаются либо от безысходности, либо постоянные клиенты служб занятости, стоявшие на учете еще до начала кризиса. Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, но не помогают бороться с безработицей.
Одной из наиболее востребованных
среди безработных стала
Одной из мер снижения напряженности на рынке труда должна стать организация стажировок для выпускников вузов. Кроме того, в 2010 году правительство решило бороться и с безработицей инвалидов. Работодателям будет выделяться единовременно по 30 тысяч рублей, которые пойдут на оборудование мест организации труда этой категории граждан. Если бы эта мера была работоспособна, она могла бы снизить хроническую безработицу.
Хотя темпы регистрируемой безработицы снижаются, прогноз по безработице на конец года остается прежним, и правительство продолжит финансировать региональные программы по снижению напряженности на рынке труда в 2010 году. На эти цели бюджет 2010 года выделяет более 35 млрд руб. однако теперь акцент с финансирования организации временных рабочих мест смещается на программы самозанятости и профессионального переобучения.
Службы занятости также большое внимание уделяют ориентации лиц, потерявших работу на самозанятость, на предпринимательскую деятельность разнообразных видов.
В 2009 г. в целях снижения напряженности на рынке труда в Пермском крае была реализована Программа дополнительных мер. Фактическая численность участников мероприятий программы составила 54,4 тыс.чел. (111,5 % к плановому показателю). Организована временная оплачиваемая занятость более 49 тысяч жителей Прикамья - участников мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства и стажировки. Организовано опережающее обучение 2903 работников, находящихся под угрозой массового высвобождения. Оказано содействие в организации малого предпринимательства и самозанятости в виде выплаты субсидии 1683 безработным гражданам, в том числе 304 гражданам в создании крестьянского (фермерского) хозяйства. Предварительная оценка социально-экономической эффективности программы показывает, что в результате ее реализации достигнуто снижение уровня общей безработицы (с 10,4 до 9,1 процентов к численности ЭАН) и уровня регистрируемой безработицы (с 3,6 до 3,2 процентов) [3,с 89].
3 . Экономические и социальные последствия безработицы
3.1 Экономические последствия безработицы
Безработица влечет за собой
также и серьезные
Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. Классификация наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему, выглядит следующим образом (приложение 4).
Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы. После этого вполне закономерно наступает следующий этап - оживление производства, которое опять ведет к повышению занятости до ее максимального значения [12,с44].
3.2 Социальные последствия безработицы
Социальные последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Кроме того, в условиях кризиса единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации.
Безработица особенно сильно затрагивает относительно малоквалифицированные и соответственно низкооплачиваемые слои трудящихся.
К ним относятся те,
кто впервые или после
Одной из важнейших причин того, почему большая часть уволенных трудящихся не может получить помощь через пособие по безработице является относительно короткий срок выплаты пособия. Как правило, период предоставления пособия составляет 12 месяцев, в отдельных случаях больше, размер его завит от заработной платы и стажа работых [18].
Для материального положения людей, имеющих право на пособие по безработице, наряду с продолжительностью выплаты решающее значение имеет его величина, первые три месяца безработный получает 75% от заработной платы по последнему месту работы, следующие три месяца - 60%, и далее - 45% до окончания срока выплаты пособия [18].
Безработные не могут вернуться на работу из-за отсутствия вакантных мест, а не из-за отсутствия желания работать. Сокращение пособий не в состоянии увеличить число рабочих мест. Оно может лишь еще больше ухудшить материальное положение безработных.
При оценке влияния пособия по безработице на материальное положение безработных важно определить, в какой степени эта система компенсирует финансовый ущерб, связанный с потерей работы. Этой цели может послужить, прежде всего, прямое сравнение пособий с заработной платой. Пособие по безработице составляет первые три месяца - 75% от заработной платы по последнему месту работы, вторые три месяца - 60%, и затем 45% до окончания срока выплаты пособия, т.е. снижение дохода безработного, живущего на пособие, равняется 25, 40, 55% соответственно. Потеря работы ведет к сокращению семейного дохода на 37 - 40 %.
Подобные данные характеризуют положение безработных, находящихся в сравнительно благоприятных условиях. Но даже те трудящиеся, которые, потеряв работу, могут в течение некоторого времени получать пособие по безработице, испытывают огромные финансовые трудности: и сам доход, и его покупательная способность весьма ощутимо снижаются.
Сопоставление абсолютных размеров пособий по безработице и заработков свидетельствует о значительном ухудшении материального положения лишившихся работы трудящихся. Однако достаточен ли сокращенный по сравнению с заработной платой доход, чтобы поддержать нормальные условия существования? В целом размер пособия по безработице, не позволяет удовлетворить элементарные человеческие потребности, как правило, весьма далек от того, чтобы свести на нет материальные лишения, связанные с потерей работы. На практике пособие по безработице предоставляется в таких размерах, которые позволяют только предотвратить голод.
Различные группы безработных находятся далеко не в одинаковом положении по уровню доходов, а, следовательно, и материальным условиям. Одни безработные не имеют возможности нормально трудиться сравнительно короткое время, другие - длительное, а третьи - фактически постоянно. Одни «обременены» семьями, иждивенцами, детьми, другие одиноки. Одни, не удовлетворяя квалификационным требованиям, не имеют права на пособие по безработице, другие исчерпали это право, а третьи получают это пособие в том или ином размере. У одних размер заработной платы на последней работе, относительно высок, у других - низок (особенно у тех, кто выполнял малоквалифицированную работу), а у третьих они вообще отсутствуют. Неодинаковое сочетание всех этих факторов оказывает нередко решающее влияние, как на абсолютную величину дохода безработных, так и на сами источники их существования [11,с151].
На некоторых безработных как на бедняков распространяется и ряд других денежных и неденежных видов вспомоществования - продовольственные купоны, льготы в оплате жилищ и пользовании медицинскими услугами и т.д. Однако все они в лучшем случае дают возможность лишь не опускаться ниже того уровня жизни, который характерен для беднейших слоев населения. Быть без работы уже достаточно плохо, но положение намного ухудшается, когда прекращается выплата пособий по безработице.
Наиболее бедствующая группа безработных из числа зарегистрированных в службах занятости населения живет главным образом за счет случайных заработков, помощи родственников, частных благотворительных организаций, предоставляемой нерегулярно и в ничтожных размерах.
У подавляющего большинства безработных и их семей набор удовлетворяемых потребностей в значительной мере сужается. В основном он охватывает лишь наиболее элементарные физические потребности, реализация которых служит необходимым условием человеческого существования. Развлечения, повышение уровня культуры и образования и т.п. откладываются до «лучших» времен. Но удовлетворение даже элементарных потребностей требует таких финансовых ресурсов, которыми не обладают многие безработные.