Безработица: сущность, развитие в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:55, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение социально-экономических последствий безработицы и методы ее преодоления. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
рассмотреть основные понятия и сущность безработицы, причины её возникновения, а так же экономические и социальные последствия;
проанализировать это явление в России;
рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы занятости населения и безработицы
1.1 Сущность, основные понятия и характеристики безработицы
1.2 Формы безработицы и её уровень
1.3 Положительные и отрицательные стороны безработицы
Глава II. Социально-экономические последствия и методы сокращения безработицы
2.2 Социальные последствия безработицы и политика занятости
2.2 Методы сокращения безработицы
Глава III. Безработица в современной России
3.1 Причины возникновения безработицы в России
3.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России
Заключение
Список литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица,сущность,развитие в РФ - копия.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Меры государственного регулирования  занятости включают разработку целевых  и комплексных программ содействия занятости.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В России государственная служба занятости была впервые сформирована в 1991 году. В настоящее время в стране действует ФСЗ, 89 её региональных организаций в каждой области, крае, республике, городские и районные центры (бюро) занятости, их филиалы, учебно-методические центры, центры профориентации. В них работает почти 36 тыс. человек.

Организационная структура службы занятости представляет собой систему  органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ и муниципальных  образований.

Развитие рыночных отношений привело  к созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и т.п.

Наиболее общими направлениями  деятельности этих структур являются:

    • продажа информации, содержащей описания и общие данные о профессиональных качествах работников;
    • помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключавшаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;
    • формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.

На современном этапе необходимое  равновесие на рынке труда как  элемент эффективной занятости  достигается также путем сохранения имеющихся рабочих мест, а также создания новых. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

В 2009 г. при содействии региональных служб занятости создано и сохранено 235 тыс. рабочих мест. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ составили почти 524 млрд. руб.

Решение проблемы «очаговой» безработицы  в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, осуществляется через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, предоставляются  в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и незанятости.

Расширение занятости в будущем  зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию  и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений не означает создание новых рабочих мест.

Улучшить ситуацию с занятостью могла бы поддержка различных  категорий населения. Для молодёжи – это организация молодёжных бирж труда, квотирование рабочих мест с льготным налогообложением соответствующих предприятий, развитие молодёжного предпринимательства, открытие и поддержка бизнес-инкубаторов. Для женщин – гибкие формы занятости (неполный рабочий день, свободный режим работы), квотирование рабочих мест для тех из них, кто имеет детей, создание дополнительных рабочих мест в сфере услуг; открытие предприятий, производств, участков надомного труда, развитие женского предпринимательства с выделением беспроцентных ссуд, досрочый выход на пенсию. Для инвалидов и лиц предпенсионного возраста – налаживание специализированных производств, учреждение дополнителных финансовых льгот в целях их вовлечения в предпринимательскую деятельность, стимулирование семейного бизнеса. Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы – бронирование рабочих мест, обеспечение условий для социальной адаптации.

Универсального рецепта сокращения безработицы нет. Ясно одно: осуществить  политику продуктивной занятости можно  только при условии сочетания  взвешенных экономических реформ и  адекватной социальной политики.

 

Заключение

Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Безработица занимает одно из первых мест в списке самых значимых угроз для россиян.

Основными показателями, используемыми  для характеристики занятости, являются: полная занятость, естественный уровень безработицы, норма безработицы и другие.

Рассмотрение причин безработицы  позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической  ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.

Можно сказать, что уровень безработицы  является одним из важнейших показателей  экономического положения страны, но его нельзя считать безошибочным показателем.

К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального  производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим  последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических проблем, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.

Предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут  способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения  к полной занятости населения.

Выяснено, что информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом сегодня, не является достоверной. Она  занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 3 раза.

Использование материалов периодической  прессы позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы  в России. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.

Естественную норму безработицы  для России  сегодня точно определить нельзя, еще только предстоит экспериментально определить эту величину. Сделать это можно будет тогда, когда экономика нашей страны выйдет из кризиса и начнется процесс сокращения циклической безработицы.

Проанализировав рынок труда России, можно сказать, что безработица  приобрела вид крупного макроэкономического  явления и превратилась в самостоятельный фактор развития экономики. К сожалению, только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе России созданы Службы занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.

Моё исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации. Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Отсюда следует, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы.

Таким образом, можно подвести итог: общего рецепта сокращения безработицы нет. Политику продуктивной занятости можно реализовать при условии сочетания адекватной социальной политики и взвешенных экономических реформ.

 

Список литературы

 

  1. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" №287-Ф3 от 25 декабря 2008г. / Конституция РФ.
  2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ
  3. Бреев Б.Д. Безработица в современной России/Б. Д. Бреев.- М.:Наука, 2007.-271с.
  4. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации/ В. Н. Васильев, В. А. Гуртов, Е. А. Питухин[и др.].-М.:Техносфера, 2006.-680с.
  5. Журавлёва Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика-1,2: Учебник/Г. П. Журавлёва.-М.: Дашков и К,2007.- 934 с.
  6. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица/ И. Е. Заславский. - М.: Наука, 1992. - 158 с.
  7. Кязимов К. Г .Рынок труда и занятости населения/ К. Г. Кязимов. - М.:Перспектива, 2005.-368 с.
  8. Маренков Н. Л. Управление трудовыми ресурсами/Н. Л. Маренков, Е. А. Алимарина.-М.: Феникс, 2004.-448с.
  9. Павленков В. А. Рынок труда. Занятость. Безработица/ В. А. Павленков.-М.: Издательство МГУ, 2004.- 368с.
  10. Ефимова М. Р. Статистическое исследование состава и структкры безработных в Российской Федерации/М. Р. Ефимова//Вестник университета.- 2007.- №8.- С. 45-48.
  11. Ржаницына Л.К. Безработица в России: причины, особенности, пути сокращения/Л. К. Ржаницына//Экономист.-2008.- №4.- С.39-43.
  12. Тальнишних Т.Г. Основы экономической теории/Т. Г. Тальнишних.-М.: Инфра-М, 2002.-160с.
  13. Glossary Commander : служба тематических толковых словарей[Электронный ресурс].-Электрон. дан.- URL: http://www.glossary.ru, свободный.- Загл. с экрана.- Яз. рус.-(Дата обращения: 29.04.2010)
  14. Экономика: электронный учебник [Электронный ресурс].-Электрон. дан.- URL : http://www.economy-bases.ru, свободный.- Загл. с экрана.- Яз. рус.-(Дата обращения: 27.04.2010)
  15. Безработица 2009, безработица в России, кризис и безработица. [Электронныйресурс]/ А.Б. Кудрин.-Электрон. дан.-URL: http://www. forexcome.ru, свободный.- Загл. с экрана.-Яз. рус.- (Дата обращения: 10.05.2010)
  16. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL : http://www.gks.ru, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. – (Дата обращения: 3.04.2010)

 

Приложения

Приложение 1

 

Экономически активное и экономически неактивное население в возрасте 15-72 лет, млн. человек

Год

Экономически активное население

В том числе

Экономически неактивное население

занятые

безработные

2000

72,3

65,2

7,1

38,8

2001

71,4

65,1

6,3

40

2002

72,4

66,2

6,2

39,1

2003

72,8

67,1

5,7

38,9

2004

72,9

67,1

5,8

38,7

2005

73,8

68,6

5,2

37,7

2006

74,2

69,2

5

37,9

2007

75,1

70,8

4,3

36,9

2008

75,9

70,6

5,3

36


 

 

Приложение 2

 

Основные параметры уровня безработицы по регионам Федеральных округов за 2008 год

Федеральный округ

Количество регионов

Уровень безработицы

Минимальный

Максимальный

Размах вариации

Средний уровень

Медиана

Центральный

18

0,9

9,2

8,3

3,6

5,2

Северо-Западный

11

2

8,7

6,7

5,2

7

Южный

13

4,8

55

50,2

10,2

10,1

Приволжский

14

2,4

9,2

6,8

6,3

7,3

Уральский

6

4,4

9,2

4,8

5,5

5,9

Сибирский

12

6,5

19,2

12,7

8,3

8,2

Дальневосточный

9

4,7

10,1

5,4

7,9

8,1

Российская Федерация

83

0,9

55

54,1

6,3

7,3

Информация о работе Безработица: сущность, развитие в России