Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:36, реферат

Краткое описание

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно интенсивный рост. Она была подчинена задаче преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и чрезмерному вовлечению в народное хозяйство женщин и лиц пенсионного возраста с ограниченной трудоспособностью.

Содержание

Введение

1. Общее представление о безработице

1.1 Виды безработицы и формы их проявления

1.2 Уровень и продолжительность безработицы

1.3 Экономические последствия безработицы

2. Безработица в России и пути ее минимизации

2.1 Проблемы безработицы в России

2.2 Факторы способствующие безработице в России

2.3 Пути минимизации безработицы

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

безработица_СПГ.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

Уровень фрикционной безработицы  может быть снижен за счет: улучшения  информационного рынка труда. В нашей стране эту функцию выполняет бюро занятости населения. Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным.  
 
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастает, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения  надо будет нанять дополнительных работников. Список программ сокращения безработицы большой, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы. 

 

- перераспределение имеющегося  спроса на труд путем стимулирования  перехода предприятий на неполный  рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п.;

- бюджетное субсидирование дополнительной  рабочей силы на действующих предприятиях;

- развитие служб переподготовки  кадров и повышение квалификации;

- предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение  прибыли, а связанных с работой  в интересах общества (работа в области охраны окружающей среды и т.п.)

- иностранные инвестиции.

В отношении безработицы государство  располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в  сфере занятости. Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы. 
 
 Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д. все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные. Активные меры нацелены на создание дополнительных мест. К числу активных мер принадлежат во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во–вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают: 
 
- организацию системы образования и производственно-технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству и предприятий;     

-  регулирования отраслевой и региональной мобильности кадров;  
- расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;  
-осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах;

- создание рабочих мест для  молодежи; субсидии по занятости  лиц нуждающихся в социальной защите; 
- инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; 

-стимулирование самостоятельной  занятости населения; 

-содействие в развитии  малого и среднего бизнеса.

 

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.  
 
Очевидно, что реализация всех этих задача – дело будущего. В настоящее время основная, на мой взгляд, тактическая задача в области занятости – приостановить рост безработицы, одновременно обеспечивая безработным приемлемые социальные гарантии[8]. 
Заключение 

Наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий  оказывает сдерживающее влияние  на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно расширяться, либо сохранит «ползучий» характер. Не исключено, что увеличение безработицы будет происходить параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема. Весьма вероятно, что российская экономика столкнется с достаточно уникальной ситуацией – «оживлением без рабочих мест». Проблема «недозанятости тоже станет актуальной». Ее «накопительные» объемы, а также скорость, с которой произойдет рационализация фонда рабочего времени (рассасывание «недозанятости»), будут оказывать влияние как на темпы экономического оживления, так и на масштабы открытой безработицы.  
 
С точки зрения влияния на занятость эффективность макроэкономической политики должна определяться  ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики. Наличие многочисленных факторов, не связанных с макроэкономическими возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет «чистых» экономических мер. По мере завершения перевода экономики из режима  переходного периода к ее функционированию на собственной рыночной основе значение собственно политики на рынке труда будет возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание «высокой способности к занятости»  рабочей силы, а так же поддержка благоприятной «рабочей среды», позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу политики на рынке труда. По мере расширения открытой безработицы, в том числе в связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работающих к величине «экономически заданного спроса», будет усиливаться значением политики преодоления открытой безработицы. Ее базовая задача – повышение «способности к занятости» безработных граждан. Под повышением «способности к занятости» понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.п.), мешающих безработным занять имеющие вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места.

Основная цель – скорейшее  возвращение искателей работы к  активному труду, предотвращение перетекания  их в длительную безработицу.    

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.     Абдурахманов К.Х. Экономика труда: (социально-трудовые отношения): Учебник / под ред. Проф. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одигова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004 г.; 
 
2.     Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. М.ВЛАДОС, 2008 год. 
 
3.     С.А. Кузьмин занятость населения России на период до 2015 года. Проблемы прогнозирования. 2004 год №3 с 99-111. 
 
4.     Л. Мелкумян  Проблемы безработицы. Экономист, 2005 год №8. 
 
5.     А.Семенов Механизмы управления процессом создания рабочих мест. Проблемы теории и практики управления, 2007 год №5, с 76-81  
 
6.     Буланов В.С. Рынок труда: учебник/ под ред. Проф. В.С. Буланова и пр. Н.А. Волгина – 2-е изд.– М.: Издательство «Экзамен», 2003 г; 
 
7.     Елисеев А.С. Современная экономика: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005г 
 
8.     Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник. – М.: Юристъ, 2003г; 
 
9.     Лобачева Е.Н. экономика: учебник д/вузов/под ред. Е.Н. Лобачева. М.: Издательство «Экзамен», 2003 
 
10. Маркова О.М. Экономическая теоия. – М.: ЮНИТИ, 2005 год; 

 

11. Интернет 
 


Информация о работе Безработица в России