Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест. Как своеобразное явление общественного развития, безработица возникла в недрах капиталистической экономики, существовала в разнообразных, все более сложных проявлениях и к концу XX в. стала хроническим, неотъемлемым и возрастающим по своим масштабам атрибутом современной рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица курсовая.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Методика подсчета такова, что не учитывается скрытая и  латентная безработица, а также все безработные, которые не получают пособия по безработице, то есть не состоят на бирже труда.

В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий  уровень безработицы в нашей  стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. человек имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

В России несколько лет назад  прогрессировал перевыпуск специалистов в области торговли и юриспруденции, а вот грамотных инженеров уже не хватало. Молодые люди на инженеров учиться не хотели, и баланс поддерживался кадрами, подготовленными еще в советскую эпоху. Ситуация с подготовкой кадров и безработицей в России складывалась неоднозначная. По сведениям Росстата, за последние три года в России число безработных сократилось на 10,3%, причем речь шла не только об официально зарегистрированных безработных: исследование, основанное на методике Международной организации труда, охватывает практически все население страны. Эти цифры лучше громких заявлений политиков и бизнесменов свидетельствовали об экономическом росте страны в те годы. Средний возраст безработного россиянина был невелик – всего 34,1 года. При этом молодежь до 25 лет составляла только 31% среди безработных (и 11% среди трудоустроенного населения). Такое сравнительно небольшое количество безработных среди молодежи объясняется двумя факторами: во-первых, первую работу найти довольно сложно, всюду требуется опыт работы, и молодые люди не очень требовательны в выборе рабочего места. Во-вторых, если не понравится эта работа – можно всегда найти себе другую, в этом отношении у 17–25-летних гораздо больше свободы, чем у работников с 5-летним стажем работы в одной конкретной области. К ноябрю 2007 года общая численность активного трудоспособного населения России в возрасте от 15 до 72 лет составляла 74,2 миллиона человек – это 66,2% от общей численности населения в этой возрастной группе. При этом число занятых в этом количестве было 69,2 млн. человек, а еще 5 миллионов числились безработными. По сравнению с результатами аналогичного исследования за 2005 год занятых стало больше на 0,7%, а безработных – меньше на 8,8%.

Таким образом, уровень  безработицы в России к 2007 году составлял примерно 6,7%. При этом стоит отметить, что 11% безработных в России имели высшее образование, а 17% – среднее специальное; среди занятых оба эти параметра равняются 25,6%. Однако вместе с экономическим подъемом России требовались умелые специалисты в разных областях, а пока в стране налицо явная переподготовка одних специалистов и недобор других. К примеру, юристами и менеджерами рынок труда перенасыщен уже несколько лет, и тем не менее молодые люди все равно продолжают стремиться поступить именно на эти факультеты. При этом тем же юристам карьеру сделать намного сложнее, чем, скажем, экономистам – экономисты могут быть востребованы и в финансовой отрасли, и в бухгалтерии, и в аналитике, очень востребованы грамотные финансисты. Тем не менее по опросам россиян выясняется, что 28% населения РФ считают профессию юриста самой престижной, а 23% респондентов – самой прибыльной, отсюда и высокий спрос на юридические факультеты среди абитуриентов. 2008 год стал годом начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы. Экономический кризис затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство. Одним из достаточно распространенных способов экономии является сокращение рабочего персонала. При сокращении людей в массовом порядке увеличивается уровень безработицы. По оперативным данным Федеральной службы государственной статистики, безработица в РФ в ноябре 2009 года увеличилась по сравнению с III кварталом 2009 г. на 8 %. Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. человек, что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения. Нельзя забывать о категории так называемой латентной безработицы. Дело в том, что официальная статистика учитывает только тех безработных, которые обратились в службу занятости, а также тех, кто во время опроса признался в потере работы. Однако никак не учитываются те граждане, которые работали без официального оформления по Трудовому Кодексу и потеряли источник дохода в связи с кризисными трудностями работодателя. Специфика занятости в России такова, что уровень латентной безработицы вполне может быть соизмерим с официальными данными.

2.2 Факторы, способствующие безработице в России

Проблему безработицы  усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличению числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:

    • подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию);
    • частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
    • условная безработица (непостоянная работа);
    • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
    • потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
    • безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
    • безработица структурная (закрытие, банкротство);
    • вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
    • безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
    • безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
    • безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
    • безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
    • первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
    • безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
    • безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
    • безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
    • безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы);
    • безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
    • безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
    • безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
    • безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
    • безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения списка безработных. Под  неучтенными источниками подразумеваются  несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее, будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Другая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.

 

Таблица 3. Численность безработных в России (по данным Федеральной службы по труду и занятости)

 

 

 

Год

Уровень безработицы(безработные  к численности экономически активного  населения соответствующей возрастной группы)

Уровень зарегистрированной безработицы(зарегистрированные безработные к численности экономически активного населения)

 

в возрасте 15-72 года

в трудоспособном возрасте

 

2000

 

9,8

 

10,0

 

1,4

2005

7,1

7,3

2,5

2006

6,7

7,0

2,3

2007

5,7

5,9

2,1

2008

7,0

7,1

2,0

2009

8,4

8,7

2,8

2010

7,5

7,7

2,1


 

 

 

В 2003 г. доля зарегистрированных безработных среди всей массы безработных составляла лишь 14,8%. Несмотря на то, что эта доля растет год из года в среднем на 3% (в 2009 г. уже 36,7%), она все равно остается очень низкой. Несоответствие данных Федеральной службы по труду и занятости данным выборочных обследований создает предпосылки для ошибочной оценки безработицы. По официальным данным численность безработных в период 2003 - 2007 гг. растет, затем сокращается. В то время как по данным выборочных обследований их численность сокращается с каждым годом в среднем на 384 тыс. чел. Соответственно уровень зарегистрированной безработицы за последние семь лет составлял всего 1,4 - 2,6%. Так же наблюдается несоответствие структуры безработных по полу: среди зарегистрированных безработных преобладают женщины, в общей же численности безработных - мужчины. В государственную службу занятости обращаются в основном те, кто уволился по собственному желанию и высвобожденные работники.

 

3. Меры  государства по  предотвращению безработицы в России.

 

3.1 Общие меры  по сокращению безработицы.

 

Поскольку безработица  представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство  предпринимает меры для борьбы с  ней. Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Рассмотрим общие меры борьбы и отдельно по каждому виду безработицы.

Общие меры по сокращению безработицы следующие:

1. Трудоустройство непосредственно  на предприятии путем создания  новых рабочих мест (расширение  или создание подразделений, переквалификация  на другие специальности и  т.д.);

2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

3. Поощрение частного  предпринимательства и стимулирование  самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и  профессиональная подготовка по  дефицитным специальностям и  профессиям

5. Использование гибких  форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

  • улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда1*). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
  • устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:

- создание развитого рынка жилья;

- увеличение масштабов жилищного строительства;

- отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

  • создания специальных служб.

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода

Биржа труда - организация, специализирующаяся на посредничестве между работниками и работодателями по купле-продаже рабочей силы. Она  занимается трудоустройством безработных, оказывает услуги желающим поменять место работы, направляет молодых людей на курсы для приобретения профессии и т.д. Программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образом соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

  • Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

        • стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
        • поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.
  • Создание условий для сокращения предложения труда.

Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально. Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

  • Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
  • Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи в трудоустройстве  молодежи могут использоваться различные  методы:

    • экономическое стимулирование молодежной занятости;
    • создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи; создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

Информация о работе Безработица в России