Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Изучение длительных тенденций на рынке труда показывает, что ежегодно происходят как значительный приток рабочей силы, так и заметные изменения в структуре свободных рабочих мест. Как своеобразное явление общественного развития, безработица возникла в недрах капиталистической экономики, существовала в разнообразных, все более сложных проявлениях и к концу XX в. стала хроническим, неотъемлемым и возрастающим по своим масштабам атрибутом современной рыночной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица курсовая.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще  долго, но важно понимать, что все  эти программы не могут полностью  ликвидировать или существенно  сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.

Государству довольно трудно регулировать уровень безработицы  непосредственно. В России в 2009 году действует федеральные и муниципальные  программы занятости на общественных работах и переподготоки кадров засчет государства. Чтобы существенно снизить безработицу нужно создавать предпосылки для создания рабочих мест в частном секторе, нужно создавать преимущества и льготы для открытия малых предприятий. К сожалению, в России этому препятствуют бюрократия и коррупция на местах. Меры по борьбе с произволом чиновников проводятся, но для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему требуется значительное время.

 

3.2 Правовое регулирования рынка труда в России

Структурная перестройка  экономики, рост инвестиций и повышение потребительского спроса обусловили повышение спроса на труд. Численность занятых в экономике возросла за 2005 - 2009 годы с 66 млн. человек до 70,6 млн. человек. Общая численность безработных за указанный период сократилась с 6,2 млн. человек до 4,6 млн. человек.

В 2011 - 2012 годах прогнозировался стабильный прирост инвестиций, ожидаемый как за счет частного капитала, так и в результате государственных вложений. Предполагалось продолжение роста иностранных инвестиций в экономику страны.

Перечисленные выше макроэкономические факторы должны способствовать дальнейшему увеличению объемов производства и, как следствие, росту потребности работодателей в рабочей силе.

Приоритетными задачами российских политиков, являются:

  • реализация инвестиционных и инновационных проектов в высокотехнологичных сферах экономики;
  • формирование и развитие производственных кластеров, а также развитие энергетики, промышленности и транспортной инфраструктуры;
  • развитие и модернизация образования, здравоохранения, жилищной сферы и агропромышленного комплекса;
  • создание и совершенствование рыночных институтов, а также развитие малого предпринимательства.

В связи с этим возникает  необходимость обеспечения модернизируемых  и вновь создаваемых рабочих  мест необходимыми квалифицированными кадрами.

Предстоящее вступление Российской Федерации во Всемирную  торговую организацию и открытие внутреннего рынка страны для  иностранных компаний потребует  от российских организаций существенного  повышения качества выпускаемых  товаров и оказываемых услуг.

Для обеспечения конкурентоспособности российских организаций в новых условиях необходима реструктуризация и диверсификация отраслей экономики, что повлечет за собой изменение сложившейся структуры занятости населения и будет сопровождаться сокращением неэффективных рабочих мест и высвобождением работников, расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности и возникновением новых профессий.

Заключение

 

Возникновение безработицы  в России связано с развитием  рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике.

Следует сделать вывод  о том, что в нашей стране безработица  измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места, и увеличивает продолжительность безработицы, то в России совсем небольшие пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы.

Таким образом, низкий уровень безработицы в большей  мере связан с:

    • действующей системой регистрации безработицы;
    • чрезвычайно низким пособием по безработице;
    • ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства;
    • предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Очевидно, чем более  оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости.

Эта концепция должна включать:

  • макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
  • государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово - кредитными методами;
  • регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
  • регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости  на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

Забота государства  о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как  важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

Список используемой литературы

 

1. Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"

2. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 461 с.

3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.Г. Назарова. - М.: Финстатинформ, 2002. - 976 с.

4. Бородянский Э., Кузьмин В. Реальный путь противодействия безработице // Человек и труд. 1996. № 9. - C.16.

5. Экономический учебник. 3-издание, перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. проф. А.С. Булатова – М.: Юристь, 2002 - 896 с.

6.Стрелкова М.И. "Безработица в России и кризис: повысится ли уровень безработицы в 2008 и 2009 году?". - www.zanimaem.ru

7. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: Учебник. В 2 т. Т.2. - М.: "Альфа-Пресс", 2007. - 924 с.

8. Ефимова М.Р., Бычкова С.Г. Социальная статистика: Учебн. Пособие / Под ред. М.Р. Ефимовой. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 560 с.

9. www.gks.ru

10.Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России // Российский экономический журнал, 2004. № 11. - 96 с.

 


Информация о работе Безработица в России