Безработица в России и пути ее снижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2014 в 21:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение безработицы в России и основных путей ее сокращения.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить рынок труда и его структуру;
2. Выявить причины и формы безработицы в России;
3. Рассмотреть пути снижения безработицы в России.

Содержание

Введение 3
Глава I. Рынок труда, его структура и специфика 4
1.1. Сущность рынка труда 4
1.2. Спрос и предложение труда 7
1.3. Порядок признания граждан безработными________________________
1.4 Сущность безработицы, ее виды и особенности 12
Глава II. Безработица в России и пути ее снижения 24
2.1. Безработица в России. Тенденции и статистика.________
2.2. Проблемы безработицы среди молодежи и пути ее решения_________
2.3 Государственные службы занятости и их функциии_________________
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения_________________________________________________

Вложенные файлы: 1 файл

мой суперский курсач.docx

— 223.94 Кб (Скачать файл)

 

Известный американский экономист А.Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и недополученным объемом ВНП.

Согласно ему при небольшом ежегодном росте реального ВНП (не превышающем 2,5 %) уровень безработицы сохраняется практически постоянным, а при более глубоком изменении ВНП 2 % его изменений порождают сдвиг безработицы в обратную сторону на 1 %. [3]

 

Можно выделить социальные и экономические последствия безработицы:

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

  1. Обострение криминогенной ситуации.
  2. Усиление социальной напряженности.
  3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
  4. Увеличение социальной дифференциации.
  5. Снижение трудовой активности.

Положительные

  1. Повышение социальной ценности рабочего места.
  2. Увеличение личного свободного времени.
  3. Возрастание свободы выбора места работы.
  4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические  последствия безработицы

Отрицательные

  1. Обесценивание последствий обучения.
  2. Сокращение производства.
  3. Затраты на помощь безработным.
  4. Утрата квалификации.
  5. Снижение жизненного уровня.
  6. Недопроизводство национального дохода.
  7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

  1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
  2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
  3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
  4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

 

 

  Глава II. Безработица в России и пути ее снижения.

2.1 Безработица в России. Тенденции, особенности, статистика.

За последние 10 лет безработица в России имеет, в целом, тенденцию к сокращению. Это справедливо как для исследований, проводимых по методологии Международной организации труда (МОТ), основанной на опросах населения, так и для статистики по количеству официально зарегистрированных в России безработных. В 2013 году достигнут один из наиболее низких показателей по безработице за 10 лет, и этот уровень продолжает снижаться. Если в январе 2013 года в России было официально зарегистрировано 1,072 млн безработных, то в ноябре их количество сократилось до 848,9 тысяч человек.[11]

Безработица в 2013 – 2014 г.г. имеет свою особенность. По данным Министерства труда в нашей стране вакансий вдвое больше, чем безработных. При этом в этих данных используется информация по официально зарегистрированным безработным гражданам. Об этом было сказано в ходе саммита G20 Главой министерства труда Максимом Топилиным.

На данный момент уровень безработицы в России составляет 5,3%. Это гораздо ниже ряда европейских стран. И это считается достаточно серьезным достижением. В настоящее время общее количество зарегистрированных граждан в службе занятости составляет 950 тысяч человек.

 
 
 

 
 
 

Уровень безработицы снижается. Министерство труда приводит статистически данные по зарегистрированным лицам в службах занятости. Так с июля по август текущего года число безработных граждан снизилось на 2,8 процентов. По состоянию на конец августа общее количество безработных составляет 928.667 человек.

Помимо безработицы в России в 2013 и 2014 г.г., уже осенью текущего года прогнозируется повышение МРОТ. В Государственной думе РФ всерьез взялись за обсуждение механизмов, которые позволят довести минимальный размер оплаты труда в нашей стране до прожиточного минимума.[11]

Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю марта 2014 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в марте 2014г. составила 75,1 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 71,1 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

В конце марта 2014г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 941 тыс.человек, что на 1,3% меньше по сравнению с февралем 2014г. и на 13,1% - по сравнению с мартом 2013 года.

Возрастной состав безработных.

Средний возраст безработных в марте 2014г. составил 36,6 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 21,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,7%, 20-24 лет - 18,0%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (26,6%) и 20-24 лет (11,5%). По сравнению с мартом 2013г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет уменьшился на 2,7 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 1,3 процентного пункта.

(См Приложение 5 таблица 2)

Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в марте 2014г. составил 64,9%. (См приложение 5 табл 3) [10]

      К сожалению, не все безработные регистрируются  на биржах труда поэтому реальные  показатели могут отличаться  от действительной ситуации. Это  обусловливается эффектом теневой  экономики (незаконной нерегистрируемой  официальной статистикой деятельности  людей). По оценкам Федеральной службы государственной статистики, в 2011 году теневая экономика в России составляет 16 % от ВВП, и занято там примерно 13 млн. человек, доход от незадекларированной деятельности составляет 7 трлн. рублей. Такая доля теневой экономики является неплохим показателем даже по сравнению с развитыми странами мира. Средний объем теневых экономик на основе анализа данных из 37 развитых стран мира в 2011 году составил 20% ВВП. Если оценки Росстата реалистичны, то Россия по объему теневой экономики выглядит лучше Италии (22% ВВП), Греции (25% ВВП), и значительно лучше прибалтийских стран, таких как Эстония (40% ВВП) и Латвия (42% ВВП). Негативные последствия теневой и в том числе криминальной экономической деятельности проявляются в различных социально-экономических деформациях.  
 
Деформация налоговой сферы влияет на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, ведёт к сокращению бюджетных расходов и деформации ее структуры. Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности. Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений. Таким образом, сокрытие даже разрешенной законом экономической деятельности вызывает перераспределение доходов и собственности путем деформации налоговой политики и налоговых отношений.  
 
Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформация его структуры. Сокращение доходов бюджета является причиной недофинансирования государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов), их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.  
 
Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Они связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе.  
 
Если нелегальная экономика растет более быстрыми темпами, чем легальная, и этот факт не отражается в статистике, то правительство может продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение кредитно-финансовой политики) в то время как в этом нет необходимости. Результатом подобной политики может стать «перегрев» экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции.  
 
Влияние на кредитно-денежную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.  
 
Существенным инфляционным фактором стала криминальная экономическая деятельность в России. Эта деятельность оказала негативное воздействие и на валютный рынок за счет массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюты и вывоз ее за рубеж. Криминальные структуры при посредничестве некоторых коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные деньги.  
 
Один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие - это влияние на инвестиционный процесс, и оно и может быть весьма различным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий.  
 
Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Оценка воздействия организованной преступности на инвестиционный процесс неоднозначна. С одной стороны, существует точка зрения, согласно которой организованная преступность представляет собой транснациональное явление в период накопления капитала. Лидеры преступных группировок важны для развития экономики. Для экономического развития в целом это может иметь и положительные последствия поскольку, несмотря на преступной происхождение средств ускоряется процесс концентрации капитала и не ослабляется инвестиционный процесс.  
 
Преступная экономическая деятельность организации может нанести серьезный экологический вред, особенно слаборазвитым странам. [12]

 

2.2 Проблемы безработицы молодежи и пути их решения.

Безработица среди молодежи является одной из серьезных социально-экономических проблем для современного общества. Отсутствие работы ведет молодых людей к полной деградации: появляются проблемы в развитии и становлении личности, распадаются браки, уменьшается рождаемость, увеличивается число преступлений, распространяются наркомания и алкоголизм, детская безнадзорность.

Молодежная безработица - социально-экономическое явление, при котором лица в возрасте 15-29 лет находятся в поиске работы и готовы преступить к ней, но не могут реализовать свое право на труд тем самым теряют основные средства к существованию. Данный вид маргинальной безработицы является своеобразным индикатором социального положения молодежи, показывает степень адаптации молодежи на рынке труда, ее конкурентоспособность.

По данным международного института трудовых отношений в апреле 2013 года уровень безработицы среди молодежи в странах Евросоюза составил 23,5%. В частности в Португалии и Италии этот показатель приближается к 40%, а в Испании и Греции достигает максимума (56,1% и 58,7% соответственно). И только Германии удалось снизить уровень молодежной безработицы до 7,5%. Согласно данным Еврокомиссии, безработица среди молодых людей ежегодно обходится Евросоюзу в 150 млрд. евро. Т.е. в 1,2% общего ВВП ЕС.

В современном Российском обществе среди молодежи также является одной из национальных проблем и связано это с тем, что молодежь - это будущее общества, а ее трудовая деятельность является источником средств для социального обеспечения различных категорий населения.

Молодые люди составляют 35% трудоспособного населения страны, однако, будучи более обучаемыми, энергичными, уверенными в собственных силах и оптимистичными по сравнению с другими группами населения они особенно уязвимы перед лицом житейских проблем, в частности они испытывают большие трудности при поиске работы и дальнейшем трудоустройстве.

По данным специалистов молодежь представляет многочисленную группу безработных. Кроме того порядка 50% работающей молодежи составляет группу с низким профессиональным статусом, т.е. работает не по специальности. Анализ качественных характеристик молодежи позволяет сделать вывод, что проблемы молодежной безработицы отличаются от проблем безработицы других групп населения. Так будучи более мобильными, перспективными и трудоспособными молодые люди являются слабо социализированной и низко производительной частью трудовых ресурсов страны.

На сегодняшний день на рынке труда для молодых людей практически не имеется вакансий. К тому же законодательство РФ требует от работодателя соблюдения строгих норм и правил, касающихся работающих подростков, что зачастую препятствует трудоустройству по причине «невыгодности» для работодателя. Так коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,7 раза в том числе среди городского населения - 4,2 раза, сельского населения – 2,6 раза. [2, стр 155-156]

Причинами высокой безработицы среди молодежи являются:

- отсутствия системы распределения  выпускников в высших учебных  заведениях на рабочие места  в соответствии с полученной  специальностью.

-несоответствие между тем какие  специальности на конкретный  момент требуются на рынке  труда, и тем, специалистов каких  специальностей выпускают вузы.

- низкая конкурентоспособность  молодых людей, обусловленная высокими  затратами на них адаптацию  и рисками работодателей при  найме.

-нежелание работодателей принимать на работу молодых людей как привило, неопытных работников.

- недостаточная мотивация молодых  людей к трудовой деятельности.

- высокие требования представителей молодежи к оплате труда.

- отсутствие  достаточной программной и финансовой  основы в деятельности службы занятости по трудоустройству молодых людей.

Следует также отметить, что наиболее востребованные вакансии рабочих специальностей, которые в массовом порядке представляют в центре занятости, выпускников привлекают мало. В результате эти факторы делают данную группу молодежи социально уязвимой на рынке труда. В связи с этим считается целесообразной разработка мероприятий, направленных на создание оптимальных условий для самоопределения каждого молодого человека при выборе работы отвечающей его профессиональному уровню. Оптимальным вариантом было бы созданием функциональных центров содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников, но к сожалению этот механизм не налажен и нуждается в дальнейшей работке.

Оценку эффективности трудоустройства можно было проводить по принципу опроса. Так если на момент опроса молодой специалист не ищет работу или жалуется на отсутствие необходимой вакансии, то можно предложить ему следующие варианты:

  1. Обратиться в центр содействия трудоустройству выпускников вуза( посмотреть вакансии, заполнить резюме)
  2. Обратиться в центр занятости муниципального образования, где ему бы оказали помощь в поиске работы.

 

2.3. Государственные службы занятости и их функции.

Вопросами регулирования занятости населения занимаются различные органы государственной власти и общественные организации.

(См приложение 5 табл 4). Государственная служба занятости Российской Федерации сформирована в 1991 году после принятия закона “О занятости населения в Российской Федерации”. Правовыми актами регулирующими основную деятельность государственной службы занятости являются Закон “О занятости населения”, “Положение о Государственном фонде занятости населения”, Указы президента. Основные задачи - учитывать свободные рабочие места и граждан нуждающихся в трудоустройстве, содействовать выбору подходящей работы гражданами и подбору необходимых работников работодателями, сохранять и организовывать новые рабочие места путем прямого инвестирования и кредитования, организовывать общественные работы, организовывать профессиональное обучение и профессиональное консультирование незанятых граждан, оплачивать обучение включая содержание (аренду) помещений и выплату стипендий, регистрировать безработных, выплачивать пособия по безработице и другие виды материальной помощи, оформлять досрочный выход на пенсию, разрабатывать программы занятости, мероприятия по социальной защите различных групп населения. [5]

Информация о работе Безработица в России и пути ее снижения