Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучение безработицы в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
определение безработицы и ее сущность ;
рассмотрение видов безработицы
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
политика занятости;
определение проблемы безработица и пути её решения;
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Экономическая сущность безработицы………………………………………….5
1.1.Определение безработицы, сущность и её причины……...………………...5
1.2. Типы безработицы………………………………………………...…………...8
1.3. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда…....11
2.Политика занятости………………………………………………………………15
2.1. Эффективность политики занятости……………………………………….15
2.2 . Политика занятости в Республике Беларусь…………………………........17
3.Проблема безработицы и пути её решения в Республике Беларусь…………..24
Заключение………………………………………………………………………….29 Список использованных источников……………………………………………...30
1) невысокий размер
пособия не дает возможности
существовать без
2) организуемые общественные
работы уравнивают
3) службы занятости
располагают сведениями о
4) в период безработицы
затруднен самостоятельный
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите на 1 июля 2011 г. половина всех состоящих на учете безработных– женщины (51,3 процента), молодежь в возрасте 16 -29 лет составляет (37 процентов).
Таблица 1. Состав безработных по полу.
На конец июня 2010 года |
На конец июня 2011 года | ||||
Численность безработных всего |
человек |
% |
Численность безработных всего |
человек |
% |
38 903 |
100 |
30 537 |
100 | ||
из них женщин |
20 258 |
52,1 |
из них женщин |
15 681 |
51,3 |
мужчин |
18 645 |
47,9 |
мужчин |
14 892 |
48,7 |
молодежь 16-29 лет |
14 686 |
37,8 |
молодежь 16-29 лет |
11 339 |
37,1 |
В составе безработных наиболее широко представлена возрастная группа безработных 30-49 лет, которая составляет 44,1 процента безработных.
Безработные в этой возрастной группе находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 37,1 процента, из них молодежь до 18 лет - 2,7 процента. Возрастная группа безработных от 50 до 60 лет и старше составляет 18,8 процента.
Таблица 2.Состав безработных по возрасту.
На конец июня 2010 года |
На конец июня 2011 года | ||||
Численность безработных всего |
38 903 человек |
100 % |
Численность безработных всего |
30 573 человек |
100% |
Распределение общей численности безработных по возрасту: |
Распределение общей численности безработных по возрасту: |
||||
16-17 лет |
840 |
2,2 |
16-17 лет |
836 |
2,7 |
18-19 |
1 880 |
4,8 |
18-19 |
1 322 |
4,3 |
20-24 |
6 552 |
16,8 |
20-24 |
4 941 |
16,2 |
25-29 |
5 414 |
13,9 |
25-29 |
4 240 |
13,9 |
30-34 |
4 533 |
11,7 |
30-34 |
3 733 |
12,2 |
35-39 |
4 188 |
10,8 |
35-39 |
3 210 |
10,5 |
40-44 |
4 013 |
10,3 |
40-44 |
3 119 |
10,2 |
45-49 |
4 379 |
11,3 |
45-49 |
3 422 |
11,2 |
50-54 |
5 164 |
13,3 |
50-54 |
4 160 |
13,6 |
55-59 |
1 937 |
5,0 |
55-59 |
1 581 |
5,2 |
60 и старше |
2 |
0,05 |
60 и старше |
9 |
0,03 |
За первое полугодие 2011 г. снизился средний период трудоустройства безработных на 0,2 месяца и составил 1,5 месяца по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. В тоже время у женщин он более длительный - 2 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи – 1,3 месяца).
Таблица 3.Период трудоустройства
Годы |
Средний период | |||
всего по Республике Беларусь |
женщин |
мужчин |
молодежи | |
2010 год (январь-июнь) |
1,7 |
2,5 |
1,3 |
1,5 |
2011 год (январь-июнь)
|
1,5 |
2,0 |
1,2 |
1,3 |
Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2011 г. составил 0,7 процента от экономически активного населения (в 2010 году – 0,8 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,5 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (79,4 процента в 2010 году). В г. Минске вакансий почти в шесть раз больше, чем безработных.
На 01.08.2011 из 130 регионов республики в 117 регионах уровень безработицы составлял 1 процент и менее, в 13 регионах - от 1,1 до 1,5 процента.
Уровень безработицы 1,3 процента зарегистрирован в Ганцевичском, Поставском, Рогачевском районах, самый низкий – 0,2 процента в Минском районе.[ 21 ]
Искусственное,
административное снижение
Методологическая
Административный запрет на массовые высвобождения обусловил снижение доли безработных по причине высвобождения, ликвидации предприятий и увеличение доли безработных, уволившихся по собственному желанию. Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы в Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости. [8, c. 40].
3. Проблема безработицы и пути ее решения в Республике Беларусь
Являются ли последствия
безработицы серьезной
Действительно, в переходный
период единственным средством побудить
большие массы людей
Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации.
Подчеркнем, что появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.
Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы переходного периода.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
I. Социальные последствия безработицы:
Отрицательные:
1. Обострение криминогенной ситуации.
2. Усиление социальной напряженности.
3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
4. Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижение трудовой активности.
Положительные:
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.
II. Экономические последствия безработицы:
Отрицательные:
1. Обесценивание последствий обучения.
2. Сокращение производства.
3. Затраты на помощь безработным.
4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненного уровня.
6. Недопроизводство
7. Снижение налоговых поступлений.
Положительные:
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
2. Конкуренция между
работниками как стимул к
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
4. Стимулирование роста
интенсивности и
За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.
Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).
Дж. М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.