Безработица в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение безработицы в переходной экономике. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
определение безработицы и ее сущность ;
рассмотрение видов безработицы
изучение понятия безработицы как социально-экономического явления;
политика занятости;
определение проблемы безработица и пути её решения;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Экономическая сущность безработицы………………………………………….5
1.1.Определение безработицы, сущность и её причины……...………………...5
1.2. Типы безработицы………………………………………………...…………...8
1.3. Безработица, как социально-экономическое явление на рынке труда…....11
2.Политика занятости………………………………………………………………15
2.1. Эффективность политики занятости……………………………………….15
2.2 . Политика занятости в Республике Беларусь…………………………........17
3.Проблема безработицы и пути её решения в Республике Беларусь…………..24
Заключение………………………………………………………………………….29 Список использованных источников……………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по безработице.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Прежде всего следует  повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.

Монетаристы выступили  против кейнсианских методов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих  в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.

Какие же шаги может применять  государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов  безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

- улучшения информационного  обеспечения рынка труда. Во  всех странах эту функцию выполняют  организации по трудоустройству  (биржи труда). Они собирают у  работодателей информацию о существующих  вакансиях и сообщают ее безработным;

      - устранения  факторов, снижающих мобильность  рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего: 

а) создание развитого  рынка жилья;

б) увеличение масштабов  жилищного строительства ;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной  безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы  должны привести к тому, чтобы рабочая  сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры: создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

- стимулирование роста  экспорта. Это может привести  к росту объемов производства и , соответственно, - занятости на них;

- поддержка и поощрение  инвестиций в реконструкцию предприятия  с целью повышения конкурентноспособности  продукции. 

Создание условий для  сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может  принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для  роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что  людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В Белоруси это реализуется через программы поддержки малого предпринимательства. [ 19, с.45-48]

Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

- экономическое стимулирование  молодежной занятости; 

- создание специальных  фирм, предлагающих работу именно  молодежи;

- создание центров  обучения молодых людей тем  профессиям, шансы на занятость  в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще  долго, но важно понимать, что все  эти программы не могут полностью  ликвидировать или существенно  сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять эти программы в жизнь вкупе.

 

                                                  

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

                                                       Заключение

 

 

     Сегодня  Беларусь переживает спад производства.

     Предприятия,  находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать и сохранить свой коллектив. Практикуется система длительных административных отпусков и использование частичной занятости. Фактически, сформировалась скрытая безработица, масштаб ее возрастает по мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед проблемой цены, которую общество платит за них.

             Продвижение в направлении реформ  ставят и другую проблему сопоставления: во что обходятся поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.

              Не менее тяжелы и социальные  последствия безработицы. Специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам».

            Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является  ключевым вопросом в рыночной  экономике, и, не решив его  невозможно наладить эффективную  деятельность экономики.

            Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития  государства и пределом социальной  терпимости общества. Наиболее сложным  в переходный период является  поддержание доверия населения  к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.

           Для кардинального решения проблем  безработицы надо в корне менять  политику занятости. И в особенности  федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести беларускую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле

 

 

 

 

 

 

                               

                                 Список использованных источников

 

1. Конституция Республики  Беларусь от 15.03.1994г.

2. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости населения Республики Беларусь».

3. Ванкевич Е.В. Экономические  проблемы становления рынка труда.  Мн.: Мисанта, 1996. – 68 с.

4. Лебедева С.Н. Экономика и  организация труда. Мн.: Мисанта, 2002. – 165 с.

5. Лобкович Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, особенности в Беларуси. Мн.: БГЭУ, 2000.—70 с.

6. Социально-экономическая  статистика. Учебное пособие. Под  общ.ред. Нестерович С.Р. – Мн.: БГЭУ, 2000г. – 231с.

7. Антосенков Е.Г. От  обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости // ЭКО. – 1999. - № 2. – с. 123-125.

8. Боровик Л.С. Политика занятости:  направления развития // Белорусский  экономический журнал. – 1999. - №  1. – с. 34-45.

9. Ванкевич Е.В. Безработица в  Беларуси: особенности изучения и управления // Белорусский экономический журнал. – 2001. - № 4. – с. 81-90.

10. Вешторт В. Безработных станет  меньше: однако это будет иметь  и негативные последствия // Национальная  экономическая газета. – 2005. –  28 янв. (№ 6). – с. 1.

11. Карякина О. Безработица и политика занятости: изменения в занятости населения в РБ // Беларуская думка. – 1997. - № 3. – с. 78-84.

12. Макконнелл К. Р., Брю С. Л.  Экономикс в 2-х томах. - М.,2004

13. Мановская Н.В. Эффективная  занятость населения: методологический аспект // Веснік БДЭУ. – 2003. - № 6. – с. 9-13.

14. Пилуй М. Скрытая и частичная  безработица: сущность, причины и  масштабы // Белорусский банковский  бюллетень. – 2003. – 7 июля (Вып.  № 25). – с. 46-54.

15. Сверж А. Финансовые вопросы  социальной политики // Финансы, учет, аудит. – 2003. - № 5 – с. 13-19.

16. Скуратович К. Средний возраст  – как у Христа // Белорусский  рынок. – 2005. – 5 сент. (№ 34). – с. В21.

17. Ткаченко С. Формирование, использование  и прогноз развития трудовых  ресурсов Беларуси // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. – 27 янв. (Вып. № 3). – с. 47-54.

18. Труд и занятость в Республике  Беларусь: стат. сб./ М-во статистики  и анализа РБ; редкол.: В. Г. Михно  [и др.]. – Мн.: Минстат РБ, 2004. –  407 с.

19. Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000. - № 8. – с.2-55.

20. Министерство труда «Состояние  рынка труда» http://mintrud.gov.by/activity/sostojanie/

 

 


Информация о работе Безработица в переходной экономике