Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:59, курсовая работа
Объектом исследования является безработица.
Предметом изучения является безработица и её социально-экономические последствия в Республике Беларусь.
Целью написания курсовой работы является изучение современных концепций регулирования занятости и безработицы в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть занятость и безработицу как предмет научного исследования;
провести анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь;
описать методы государственного регулирования занятости населения.
Пытаясь понять причины «Великой депрессии» в 1929–1933 гг. известный английский экономист Джон Мейнард Кейнс подверг критике объяснения классиков относительно выдвинутой ими теории. В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при существовании безработицы.
В 1936 году Джо Кейнс выдвинул новое объяснение уровня занятости в капиталистической экономике. В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» Кейнс подверг критике основы классической теории, чем совершил великую революцию в экономической мысли по макроэкономическим вопросам. Кейнсианская теория занятости резко отличается от классического подхода. Жёсткий вывод этой теории заключается в том, что не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость. Безработица носит не добровольный, а вынужденный характер. Уравнивание спроса на труд и его предложения, согласно кейнсианской модели, происходит и при сохранении избытка на рынке труда. Рабочие не отказываются работать даже при низкой заработной плате из-за роста цен. Предложение труда зависит от номинальной заработной платы, а спрос на труд от реальной. Размер инвестиций Кейнс считал главным фактором эффективного спроса, и как следствие, роста национального дохода. Он заметил, что если сбережения больше инвестиций, то часть производственных товаров не может быть реализована, следовательно, падает спрос на рабочую силу и возникает безработица. В кейнсианской модели уровень занятости зависит не столько от работников, сколько от предпринимателей, представляющих спрос на труд.
Кейнс делает два важных вывода:
1. Чтобы повысить уровень
занятости, необходимо активное
вмешательство со стороны
2. Снижение цен не является
способом борьбы с
На современном этапе среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы.
Тем не менее можно выделить основные причины безработицы:
1) установление ставок заработной платы выше точки равновесия, которое происходит под давлением профсоюзов;
2) наличие монопсонии на рынке;
3) структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
4) экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
5) сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
6) изменения в демографической структуре населения, а именно рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает предложение на труд и, возрастает вероятность безработицы.
7) наличие невостребованных профессий.
Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво.
Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, на мой взгляд, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
I. Социальные последствия
Отрицательные
1. Обострение криминогенной ситуации.
2. Усиление социальной напряженности.
3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
4. Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижение трудовой активности.
Положительные
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.
II. Экономические последствия
Отрицательные
1. Обесценивание последствий обучения.
2. Сокращение производства.
3. Затраты на помощь безработным.
4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненного уровня.
6. Недопроизводство национального дохода.
7. Снижение налоговых поступлений.
Положительные
1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.
2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
В переходной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития государственной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени. Рост численности занятых в частном секторе полностью не компенсирует ее сокращение в государственном, не говоря уже о новой проблеме, с которой столкнулись страны, ростом безработицы
Рост уровня безработицы заставлял правительства стран с переходной экономикой искать различные способы повышения уровня занятости. Главной задачей государственной политики занятости в странах с переходной экономикой является развитие национального рынка труда. Цели этой политики - достижение полной занятости, создание для граждан возможностей зарабатывать себе на жизнь посредством свободно избранного производительного труда, а также формирование механизмов социальной защиты тех. кто потерял работу. Международные стандарты в области трудовых отношений, прав, вопросов найма и профессиональной подготовки, условий труда, занятости, социального обеспечения, техники безопасности, свободы ассоциаций установлены в конвенциях и рекомендациях МОТ
В настоящее время сложилось два варианта участия государства в формировании государственной политики занятости:
1) незначительное участие
2) активное вмешательство
Выбор того или иного варианта определяется различными факторами, а именно: исходным экономическим состоянием, национальными особенностями, последовательностью проведения экономической реформы в стране.
В настоящее время безработица в странах с переходной экономикой имеет тенденции к ее уменьшению. Это связано с завершением программ приватизации. Эти страны сумели привлечь большое количество иностранных инвестиций, что совместно с реструктуризацией экономики позволило создать дополнительное количество рабочих мест.
В условиях перехода к рыночной экономике в странах Восточной Европы и СНГ произошли некоторые позитивные изменения в занятости населения: сократился ее уровень, несколько выросла доля занятых в сфере услуг, формируется частный сектор. Вместе с тем в большинстве стран восточного региона структура занятости пока не отвечает потребностям рыночной экономики, высвобождение работников происходит в основном под влиянием темпов падения производства, а не в результате его структурной перестройки; по-прежнему достаточно высок уровень избыточной занятости. Однако в Восточной Европе уже наблюдается некоторая стабилизация, и процессы занятости населения приобретают структурный характер, в странах СНГ изменения в этой сфере более инертны и регрессивны
Сегодня считается, что зависимость между ВВП и уровнем безработицы достаточно корректно выражается следующей формулой:
(3.1)
где Y - фактический ВНП;
Y* - потенциальный ВНП;
- уровень циклической
B - эмпирический коэффициент
В любой стране безработица всегда имеет огромное социальное звучание. Поэтому современное общество не может оставаться безразличным к проблеме занятости. В высокоразвитых странах мира всегда разрабатываются различные государственные программы регулирования занятости населения, тем самым снижая уровень безработицы. Основные принципы их разработки определены в документах МОТ:
1) добровольность занятости;
2) равные возможности занятости для всех граждан страны;
3) содействие трудовой
4) социальное партнерство, осуществление
государственной политики по
обеспечению взаимодействия с
профсоюзами и союзами
5) обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.
На практике разные государства используют те или иные меры в разной степени, в зависимости от целей и приоритетов, выбранной политики, бюджетных возможностей, а также идеологии, традиций и т.п.
Таким образом, основными направлениями государственного регулирования занятости населения в странах с переходной экономикой являются: обеспечение рациональной занятости; обеспечение трудовой мобильности рабочей силы; сохранение и стимулирование создания новых рабочих мест с учетом потребностей структурной перестройки производства; создание развитой системы профессионального образования и переподготовки взрослого трудоспособного населения по профессиям стабильного и перспективного спроса.
Беларусь - страна, в которой теоретически нет безработицы. Это тот случай, когда теория не совпадает с практикой.
На 1 января этого года уровень зарегистрированной безработицы в стране снизился до 0,5 %. В органах труда, занятости и соцзащиты было зафиксировано 24,9 тысячи безработных. Это на 0,1% меньше, чем на начало прошлого года. Уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси на начало этого года достиг исторического минимума, что подтверждается официальными данными Национального статистического комитета Республики Беларусь (Приложение А)
Я считаю, что процент безработных в нашей стране намного больше, так как данные цифры отражают долю безработных, зарегистрированных в органах по труду, от общего числа экономически активного населения.
Одна из основных причин нежелания регистрироваться на бирже труда - низкое пособие (в декабре 2012 года в Минске оно составило 219 562 рубля). Еще одна причина нежелания людей идти на биржу - общественные работы.
В 2009 году Белорусский институт стратегических исследований издал книгу "Социальные контракты в современной Беларуси". В ней приводятся данные опроса белорусов, где говорится, что только 9,9% опрошенных в случае финансовых трудностей полагались бы на государство.(Приложение В)
Но давайте погрузимся в "недра" и разберем причины возникновения безработицы их тенденции развития и источники существования для безработных в Республике Беларусь.
Появление безработицы в Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике, которое сопровождается неформальной и неполной, а так же избыточной занятостью
Взгляды на причины безработицы в Республике Беларусь можно сгруппировать следующим образом.
Во-первых, причиной безработицы может стать относительно избыточное население, "лишнее" по сравнению с достигнутым уровнем национального производства. Этот фактор безработицы особо силен в развивающихся странах.
Во-вторых, безработица может быть результатом изменений в структуре экономики, в том числе - в технологии (структурная безработица). Эта безработица является временной, т.к. на смену старым отраслям и производствам приходят новые.
В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу "по душе", с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица).
В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике. Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства - безработица - уменьшение общего уровня доходов - снижение совокупного спроса - падение производства - безработица и т.д.
Все эти причины безработицы влияют на размер и динамику безработицы.
В республике имеют место такие виды безработицы, как вынужденная, структурная, фрикционная и скрытая.
Особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы. Она может иметь 2 формы - видимую и невидимую. Первая отражает вынужденную неполную занятость, вторая - невидимую неполную занятость. В нашей стране распространена видимая форма скрытой безработицы. Это обусловлено многими факторами, главными из которых являются следующие:
во-первых, кредитно-финансовая поддержка государством убыточных отраслей и несостоятельности предприятий;
во-вторых, низкая доля оплаты труда в издержках производства; в-третьих, из-за и отсутствия привычки менять место работы работники белорусских предприятий не увольняются сами, даже если сталкиваются с недостаточностью зарплаты по сравнению с потребностями.
Актуальными для Беларуси являются следующие направления:
разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий;
разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);
разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города; разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства;
разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.
Кроме мер, осуществляемых в настоящее время Комитетом по занятости населения Республики Беларусь, можно предложить следующие:
повысить размер пособия по безработице, связать его с минимальной заработной платой и прожиточным минимумом в процентном соотношении;
Информация о работе Безработица, её типы, уровень и социально-экономические последствия