Безработица, её типы, уровень и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 14:59, курсовая работа

Краткое описание

Объектом исследования является безработица.
Предметом изучения является безработица и её социально-экономические последствия в Республике Беларусь.
Целью написания курсовой работы является изучение современных концепций регулирования занятости и безработицы в Республике Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть занятость и безработицу как предмет научного исследования;
провести анализ структуры занятости и безработицы в Республике Беларусь;
описать методы государственного регулирования занятости населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Весь!!!!!.docx

— 65.13 Кб (Скачать файл)

ввести систему страхования риска безработицы;

ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных слоев;

повысить возможности переподготовки безработных.

Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов.

На макроуровне - внесение дополнений в закон о банкротстве предприятий, в закон о социальном партнерстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с нанимателя при проведении массовых сокращений.

На региональном уровне - разработка положения о взаимодействии органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками института социального партнерства, органами исполнительной власти при проведении сокращений работников и при банкротстве предприятий; внесение дополнений в Положение о городских (региональных) центрах занятости населения, в должностные инструкции их сотрудников.

На уровне предприятий - изменение положения об отделе кадров, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие методических указаний для выполнения аналитической работы. Традиционные отделы кадров отечественных предприятий такую политику регулирования занятости разработать и реализовать пока не в силах. Поэтому важными являются соответствующая организация кадровой функции на предприятии, внесение необходимых изменений в организационную структуру управления предприятием и отдела кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников службы управления персоналом.

Предполагается, что реализация этих мер позволит повысить активность населения и обеспечит удержание уровня регистрируемой безработицы в пределах 1,5-2%.

Так же эффективной занятости в Беларуси содействует инвестиционно - структурная и финансово-кредитная политика государства.

Анализ существующей практики фискального регулирования занятости в Республике Беларусь позволяет сделать вывод о её разнонаправленном характере, поскольку отсутствуют четкие критерии выбора объектов и направлений регулирования, превалируют тактические цели. Обилие налогов и незащищенность предпринимателей перед их постоянным изменением и введением новых затрудняют хозяйственную деятельность в стране и не способствуют увеличению занятости. Существует практика льготного налогообложения и субсидирования предприятий в целях поддержания занятости на них, но она способствует консервации неэффективной занятости на микроуровне.

Однако бюджетно-налоговое регулирование может ощутимо повлиять на экономическую активность в стране, создав условия для повышения эффективности занятости. Важным направлением в этой области считается расширение государственных расходов.

Кредитно-денежные методы регулирования занятости достаточно сложны и могут принести эффект лишь в условиях рыночной среды. Сущность действия кредитно-денежного механизма состоит в возможности со стороны государства управлять объемами денежной массы в стране, расширяя масштабы инвестиционной деятельности и кредитования. Опосредованно, это может привести к расширению совокупного спроса и занятости.

Наряду с косвенными методами регулирования занятости посредством воздействия на её факторы и условия, государство обладает широким арсеналом мер прямого воздействия на формы и структуру занятости, безработицы. В настоящее время этот аспект государственного регулирования экономических отношений занятости является наиболее разработанным, но регулирующее воздействие государственной службы занятости населения распространяется на официально регистрируемую безработицу.

В настоящее время деятельность государственной службы занятости направлена в основном на проведение активной политики на рынке труда, в комплекс которой входит трудоустройство незанятого населения, содействие предпринимательской инициативе, развитие территориальной мобильности рабочей силы, поддержание самозанятости безработных, развитие системы общественных работ. Одним из важнейших направлений активной политики на рынке труда является создание новых рабочих мест в сфере частного бизнеса, в бывших военных городках, в общественных организациях, в создании рабочих мест для лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, компенсациях предприятиям затрат на создание новых рабочих мест свыше 3% среднесписочной численности работающих.

Кроме активных мер регулирования безработицы, в Беларуси осуществляется выплата пособия по безработице, как пассивная помощь безработным.

В основном государственное регулирование безработицы проявляется в воздействии на уровень официально контролируемой безработицы и на её формы (молодежная, женская, длительная), в меньшей степени оно затрагивает её виды - структурная, скрытая, вынужденная. Думается, что позитивный опыт работы, накопленный государственной службой занятости населения Республики Беларусь, следует продолжить. Он является достаточно эффективным в современных условиях. Однако в контексте предлагаемой концепции представляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных - для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики.

В качестве инструмента прямого государственного воздействия на структуру занятости представляется правомерным предложить методику проведения изменений в структуре занятости, которая должна включать:

определение приоритетных форм занятости, производств, отраслей, нуждающихся в государственной поддержке, где критериями определения эффективности форм занятости могут быть доля в экспорте; реальная и потенциальная конкурентоспособность выпускаемой продукции; рентабельность продукции и производства; наличие положительной добавленной стоимости на предприятии; показатели социальной эффективности (рабочие места для лиц с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда, либо социально значимые производства, отрасли);

определение форм и направлений государственной поддержки выделенных приоритетных направлений в сфере занятости (государственное регламентирование организационно-правовых форм занятости; компенсация затрат, связанных с профессиональным обучением, переподготовкой и повышением квалификации; льготы, связанные с принятием на постоянную работу лиц с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда; государственная поддержка малых и средних частных предприятии; развитие рыночной инфраструктуры для более успешного функционирования малого и среднего бизнеса, то есть государство может помочь частным предприятиям в удовлетворении потребностей в коммуникациях, информации, безопасности, которые недоступны мелким предприятиям).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Безработица представляет собой растрату ресурсов. Потенциально безработные могли бы внести вклад в увеличение национального дохода, но не делают этого. Те, кто ищет работу, соответствующую их квалификации, радуются, когда они ее находят, а те, кто ждет рабочих мест на фирмах с зарплатой выше равновесного уровня, рады, когда там открывается вакансия.

Поэтому одной из основных целей макроэкономической политики государства является достижение высокого уровня занятости. Но следует учитывать, во что обходится поддержка неэффективных рабочих мест и сколько стоит открытая безработица сравнительно с финансированием содержания безработных, их переобучение и содействие в трудоустройстве.

Поэтому одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, создание в каждом городе или районе центров занятости. Задача государственных органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека.

Основная проблема безработицы в Беларуси - существование скрытой безработицы, что связано с небольшими пособиями. На безработицу влияет низкая оплата труда.

Проблема безработицы является одним из важнейших вопросов в экономике государства и в мировой экономике в целом. Не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Поэтому изучение проблемы безработицы и поиск путей ее решения требует к себе большого внимания, постоянного контроля и принятия соответствующих ситуации мер.

Исходя из моей курсовой работы, причинами безработицы в стране являются:

низкие пособия по безработице;

сложность переподготовки безработных;

В связи с этими проблемами можно выделить пути их решения:

повышение пособия до уровня прожиточного минимума;

изменение определения безработицы в законодательстве, для учета незарегистрированных безработных;

реформирование системы учета безработных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Важенкова Т.Н. Концепция реформирования законодательства РБ о занятости населения // Проблемы управления. - 2003. - №2. - С.53-61.

2. Ванкевич Е.В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления // Белорусский экономический журнал. - 2001. - №4. - С.81-90.

3. Борисова Н. Рынок труда Беларуси // Белорусский банковский бюллетень. - 2002. - №30.

4. Ванкевич, Е.В. Экономические отношения занятости: закономерности развития и регулирования / Е.В. Ванкевич. - Минск: БГЭУ, 2000.

5. Пилуй М. Безработица и ее социально-демографические последствия // Белорусский банковский бюллетень. - 2001. - №27. - С.30-33

6. Ивашковский, С.Н. Экономика: микро - и макроанализ / С.Н. Ивашковский - М.: Дело, 1999. - 360 с.

7. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М. Кейнс - М., 1948.

8. Количество безработных будет  расти // Национальная экономическая  газета. - 2002. - №69.

9. Кохно П., Молева С. Современная ситуация на рынке труда Беларуси и России // Общество и экономика. - 2000. - №5-6. - С.257-266.

10. Мониторинг рынка труда Республики  Беларусь 2000 г. // Мн.: Комитет по занятости  населения при министерстве труда  Республики Беларусь, 2001.

11. Макроэкономика / Под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2002.

12. Прогнозы и реалии. О работе  народного хозяйства страны в  январе-апреле 2001 г. // Национальная  экономическая газета. - 2001.

13. Работа есть. Но не для всех  и не везде // Национальная экономическая  газета. - 2001. - №9.

14. http://www.communist.ru

15. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / Под ред.А.И. Рофе. - М.: Издательство "МИК”, 1997.

16. Сиденко, А.В. Международная статистика / А.В. Сиденко, Б.И. Башкатов, В.М. Матвеева. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 1999. - Гл.4.

17. Экономика труда / Под ред.А.И. Рофе. - М.: Издательство "МИК", 2000.

18. Экономика России / Отв. ред. Б.М. Маклярский. - М.: Международные отношения, 2001.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Безработица, её типы, уровень и социально-экономические последствия