Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 12:28, курсовая работа
Среди социальных последствий безработицы следует иметь в виду потерю квалификации неработающими специалистами, снижение доходов средних и низших слоев, падение морали в обществе, увеличение преступности. Бремя безработицы распределяется неравномерно: в наибольшей степени от нее страдают молодежь, женщины, в западных странах - национальные меньшинства.
В условиях рыночной экономики защита от безработицы не вменяется в обязанность частных предпринимателей и фирм. Вместе с тем, незанятость является предметом постоянной заботы государства и местных органов власти. Именно эти положения определяют актуальность настоящей работы.
Введение 3
1. Безработица и ее сущность 5
1.1. Сущность безработицы 5
2.2. Виды безработицы 9
2. Проблемы занятости в России 14
2.1. Факторы, способствующие безработице в России 14
2.2. Некоторые пути совершенствования организационно-правового механизма обеспечения трудовой занятости 18
3.Политика занятости населения в Челябинске и в Челябинской области 22
3.1.Занятость трудовых ресурсов в г. Челябинске 22
3.2.Политика в сфере занятости в г. Челябинске и Челябинской области 28
Федеральная
целевая программа содействия
занятости на 1998-2000 годы оказалась
последним документом
Обеспечение трудовой занятости, основанной на трудовом договоре (или направленной на заключение такового), и трудовое право. Отношения, складывающиеся в процессе обеспечения трудовой занятости, регламентируются нормами нескольких отраслей права. При этом доминирующее положение принадлежит административному и особенно трудовому праву. Даже правоотношения, относящиеся к сфере административного права, в итоге направлены на установление трудовых. [7.C. 88]
Нормы трудового
права регулируют отношения по
распределению, перераспределению, организованному
трудоустройству, профотбору граждан
с последующим заключением
3.Политика занятости населения в Челябинске и в Челябинской области
Трудовые ресурсы - это трудоспособная часть населения, которая по возрасту и состоянию здоровья способна производить материальные и духовные блага, а также оказывать услуги. Трудовые ресурсы включают экономически активное население (фактически занятые и безработные), а также незанятое по тем или иным причинам (экономически неактивное население).
В состав трудоспособного населения согласно законодательству РФ включаются граждане в возрасте 16-54 (включительно) - женщины, 16-59 (включительно) - мужчины. В группу нетрудоспособных включаются: неработающие инвалиды I и II групп рабочего возраста, неработающие пенсионеры трудоспособного возраста, получающие пенсию на льготных условиях.
Для того чтобы рассчитать численность трудовых ресурсов, берется общая численность трудоспособного населения по возрасту, к которой прибавляется число работающих пенсионеров и работающих подростков (моложе 16 лет) и исключается количество неработающих инвалидов I и II групп (рабочего возраста), а также численность пенсионеров трудоспособного возраста, получающих пенсию на льготных условиях.[4. C. 65]
С переходом России к рыночным отношениям в статистическом анализе помимо категории «трудовые ресурсы» стала использоваться и категория «экономически активное население» (фактически занятые и безработные - рабочая сила). Но для интегральных расчетов по-прежнему используется категория «трудовые ресурсы», поскольку она включает помимо фактически занятых и безработных тех, кто трудоспособен, но по тем или иным причинам фактически не занят в общественном производстве.
Естественное движение трудовых ресурсов определяется как изменение их численности, не связанное с процессом миграции населения (вступление в трудоспособный возраст подростков; привлечение к занятости пенсионеров, а также лиц моложе 16 лет; естественное выбытие за счет смертности лиц трудоспособного возраста, перехода на пенсию или инвалидности лиц трудоспособного возраста и т.д.).
Изменение численности трудовых ресурсов за счет миграции - это так называемое механическое движение трудовых ресурсов.
Для того чтобы рассчитать интенсивность изменения численности трудовых ресурсов и проводить анализ, используются следующие относительные показатели: коэффициент естественного пополнения (Кеп ), коэффициент естественного выбытия (Кев ), коэффициент естественного прироста (Кпр ) и коэффициент миграционного прироста (Кмп ) трудовых ресурсов.
Коэффициент естественного пополнения трудовых ресурсов рассчитывается как отношение числа вступивших в трудоспособный возраст и привлеченных к общественному труду пенсионеров и подростков к среднему количеству трудовых ресурсов (%) за определенный период:
(3)
Коэффициент естественного выбытия рассчитывается как отношение количества выбывших из состава трудовых ресурсов к средней величине трудовых ресурсов (%):
(4)
Коэффициент естественного прироста рассчитывается как разность между коэффициентами пополнения и выбытия трудовых ресурсов:
(5)
Коэффициент миграционного прироста трудовых ресурсов рассчитывается как отношение миграционного прироста к средней величине трудовых ресурсов (%):
(6)
С переходом России к рыночным отношениям большое значение стало придаваться анализу баланса трудовых ресурсов, который представляет собой систему показателей, отражающих количественные характеристики двух важнейших составляющих использования трудовых ресурсов: формирования (наличие и источники воспроизводства) и распределения трудовых ресурсов по сферам и видам экономической деятельности.
Анализ количественных характеристик формирования трудовых ресурсов осуществляется с помощью следующих показателей.
Абсолютный прирост трудовых ресурсов (АПтр ) рассчитывается как разность численностей трудовых ресурсов на конец и начало года:
(7)
где ТРп - численность трудовых ресурсов на конец года; ТР0 - численность трудовых ресурсов на начало года
Темп роста (Тр ) рассчитывается как отношение абсолютных величин численности трудовых ресурсов на конец и начало года.
Определяем вначале коэффициент роста:
(8)
затем определяем темп роста, который равен коэффициенту роста, умноженному на 100%:
Темп прироста (Тпр ) равен темпу роста минус 100%:
(9)
При составлении баланса трудовых ресурсов большое значение придается статистическому анализу распределения трудовых ресурсов, прежде всего занятого населения. Состав занятых исследуется по таким важнейшим характеристикам, как пол, возраст, уровень образования. Занятое население ранжируется на группы по половым и возрастным признакам как в целом по народному хозяйству, так и по регионам и отдельным отраслям. Важнейшим показателем является показатель уровня образования, который определяется числом лиц из расчета на 1000 человек, имеющих высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование. В РФ в 90-х годах данный показатель имел тенденцию к росту (с 322 человек в 1989 г. до 370 в 1997 г.).
С вхождением России в систему мирового хозяйства и переходом на МСОК (Международную стандартную отраслевую классификацию), разработанную статистической комиссией ООН, занятое население стало распределяться по видам экономической деятельности (прежде, при плановой экономике, трудовые ресурсы распределялись по видам занятости, где выделяли 5 основных групп: занятые в народном хозяйстве; учащиеся трудоспособного возраста очных отделений; трудоспособное население, занятое в домашнем хозяйстве; занятые в вооруженных силах; незанятое население).
По новым стандартам занятое население распределяется на следующие группы:
Из перечисленных групп только первая (самая большая) - это лица, работающие по найму, работники остальных групп - это лица, работающие не по найму. По статистике данная группа составляет примерно 5% занятого населения.
На основе данных о численности экономически активного населения и занятого населения в статистике рассчитывают коэффициент занятости населения Кзан , который равен отношению численности занятых Тзан к численности экономически активного населения Тэа :
(10)
При расчете коэффициента по отдельным возрастным группам в знаменателе формулы коэффициента занятости берется численность населения данной группы вместо численности экономически активного населения.
Рассмотрим занятость трудовых ресурсов в городе Челябинске. В структуре занятых в экономике в последние годы, хотя и незначительно, но продолжает снижаться численность работающих на крупных и средних предприятиях города. Продолжается процесс перераспределения занятых между секторами экономики (рост занятых в частном секторе и сокращение занятых в государственном секторе). Перераспределение трудовых ресурсов происходит в сторону увеличения занятых в сфере услуг.
Среднесписочная численность работников крупных и средних организаций г. Челябинска
Таблица 1.
тыс. человек
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. | |
Всего |
132,7 |
131,0 |
133,4 |
133,0 |
На 1 января 2009 года в службе занятости города состояло на учете в качестве ищущих работу 1398 человек, в т.ч. не занятых трудовой деятельностью 1287 чел., из них в трудоспособном возрасте 1280 чел. Зарегистрировано в качестве безработных 1120 чел.
Уровень безработицы в Челябинске
Таблица 2.
Показатели |
2005г. |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
Общее число безработных, чел. |
2708 |
4665 |
2888 |
3004 |
Число трудоустроенных за год (из числа безработных), чел. |
1503 |
1896 |
1409 |
1325 |
Число безработных на 1 вакантное место, чел – коэф-т социальной напряженности |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
0,4 |
Уровень регистрируемой безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения) на конец декабря составил 0,6 % (по области на конец ноября 2007 года уровень безработицы – 2,0 %). [23]
Таблица 3.
Показатели |
на 01.01.05 |
на 01.01.06 |
на 01.01.07 |
на 01.01.08 |
Число официально зарегистрированных безработных, чел. |
1097 |
1683 |
1134 |
1120 |
Уровень безработицы,% |
0,5 |
0,9 |
0,6 |
0,6 |
Анализ российского рынка труда последнего десятилетия показывает, что его развитие шло совершенно по иному пути, чем предполагалось первоначально. Он существенно отличается от рынков труда даже постсоциалистических стран с переходной экономикой. Реформы 90-х годов предыдущего столетия разрушили планомерную систему ведения народного хозяйства, не обеспечили необходимых условий для создания цивилизованного рынка труда, занятости трудовых ресурсов, которая бы способствовала дальнейшему развитию общественного производства, получению каждым членом общества необходимых жизненных средств. Приватизация и реструктуризация предприятий осуществлялись быстро, но неорганизованно; в результате происходила концентрация собственности в интересах отдельных групп и владельцев, а не с целью увеличения доходов государственной казны. На российском рынке труда наблюдается стремление сохранить прежние особенности: хоть и в меньшей степени распространена практика сохранения рабочих мест при неполной занятости и низкой зарплате, замены увольнений отпусками без сохранения содержания. Так, в 1998 г. число работников, которые были вынуждены уйти в неоплачиваемый отпуск или работать неполный день, составляло 14% занятого населения. По существу, это означает консервацию занятости на неконкурентоспособных производствах. Поэтому и не произошло лавинообразного роста безработицы на старте рыночных реформ, как предсказывали правительственные эксперты и независимые аналитики. Снижение уровня занятости на фоне резкого падения ВВП было сравнительно небольшим, поэтому уровень открытой безработицы оставался невысоким. По обследованиям Госкомстата за период 1990-1998 гг. ВВП упал примерно на 45 %, а совокупная занятость – лишь на 16 %. Общая безработица в середине 2001 г. была 9,2 % (6,6 млн. человек). Что же касается зарегистрированной безработицы, то ее уровень оставался значительно ниже: от менее 1 % в 1990 г. до 3,8 % в 1996 г. и 1,4 % (около 1 млн. человек) в середине 2001 г. (2004 г. – 2,6 %). [10. C. 7]