Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 12:28, курсовая работа
Среди социальных последствий безработицы следует иметь в виду потерю квалификации неработающими специалистами, снижение доходов средних и низших слоев, падение морали в обществе, увеличение преступности. Бремя безработицы распределяется неравномерно: в наибольшей степени от нее страдают молодежь, женщины, в западных странах - национальные меньшинства.
В условиях рыночной экономики защита от безработицы не вменяется в обязанность частных предпринимателей и фирм. Вместе с тем, незанятость является предметом постоянной заботы государства и местных органов власти. Именно эти положения определяют актуальность настоящей работы.
Введение 3
1. Безработица и ее сущность 5
1.1. Сущность безработицы 5
2.2. Виды безработицы 9
2. Проблемы занятости в России 14
2.1. Факторы, способствующие безработице в России 14
2.2. Некоторые пути совершенствования организационно-правового механизма обеспечения трудовой занятости 18
3.Политика занятости населения в Челябинске и в Челябинской области 22
3.1.Занятость трудовых ресурсов в г. Челябинске 22
3.2.Политика в сфере занятости в г. Челябинске и Челябинской области 28
Средняя продолжительность периода непрерывной безработицы увеличивалась год от года, но оставалась меньшей, чем в большинстве других стран с переходной экономикой. Налицо пассивность самих безработных и их нежелание регистрироваться в службе занятости, тем более что пособия по безработице невелики и до 2000 г. выплачивались крайне нерегулярно. Рабочих мест, предлагаемых службой занятости до последнего времени, было мало, и они, как правило, непривлекательны. На программы переподготовки выделялись совсем недостаточно средств.
Парадоксальность российского рынка труда проявляется: и в совмещении резкого падения ВВП и относительно умеренной безработицы, особенно регистрируемой; и в продолжительности безработицы, не сравнимой с другими странами; и в 7-9-кратной разнице общей и регистрируемой безработицы (2004 г. – 3,2 раза), и в том, что вынужденные увольнения являются чаще исключением, чем увольнения по собственному желанию. К особенностям российского рынка труда относятся и такие явления, как молодежная и женская безработица, имеющие достаточно большой удельных вес, но которые не стали острой социальной проблемой, как в других странах Центральной и Восточной Европы. Мобильность трудовых ресурсов России мало зависит от соотношения занятости, безработицы и пассивности – трех традиционно выделяемых состояний рынка труда. Уникальными являются невыплаты заработной платы, длительные отпуска без сохранения содержания, и это при снижении в 1991-1998 гг. реальной зарплаты почти на 60%; только в России разница в уровнях доходов достигает 10 и более раз (по данным Госкомстата зарплата 10% самых высокооплачиваемых работников в 1997 г. была в 25 раз больше, чем средняя зарплата 10% низкооплачиваемых). [10. C. 7]
Провозглашаемая Правительством России политика на рынке труда и программы занятости выглядят впечатляюще. Объем и разнообразие мер, которые в них предусматриваются, соответствуют и даже превосходят масштабы того, что делается, например, во многих странах, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития. Однако их выполнение оставляет желать лучшего, а выделяемых средств на эти цели очень недостаточно. В 1998 г. они составляли около 0,3 % ВВП, причем основная их часть (75%) шла на пассивную поддержку безработных. При этом расходы на безработных в течение последних лет существенно не увеличились. Доля расходов на активные и пассивные меры в 1994 г. были сопоставимы, в 1998 году доля расходов из фонда занятости на пассивную политику уже составила 64%, а на активную – 16%, на управление израсходовано около 20%.[10. C. 285]
Особое место в развитии российского рынка труда занимает 1998 г. Финансовый кризис в августе 1998 года стал переломным моментом в развитии переходной экономики России. Он привел к краху крупнейших банков и общему параличу всей финансовой системы, четырехкратному обесценению национальной валюты и стремительному взлету инфляции, резкому падению ВВП и драматическому падению доходов населения. Но одновременно августовский макроэкономический шок создал предпосылки для выхода российской экономики из спада, длившегося почти десятилетие. Пессимистические прогнозы о катастрофе на рынке труда не сбылись. Предсказываемых обвальных высвобождений не было. Только в первые месяцы после кризиса были высвобождения, наблюдался рост регистрируемой безработицы, снизился спрос на рабочую силу, увеличились потери рабочих мест на средних и крупных предприятиях, расширился охват их персонала административными отпусками и переводом на сокращенное рабочее время, провалилась динамика реальной зарплаты и скачкообразно возрос объем задолженности по оплате труда. Но уже на рубеже 1998-1999 гг. действие этих негативных факторов затухает. Согласно официальным данным Госкомстата России, для общей занятости августовские события прошли практически незаметно. Постепенно положение в экономике и на рынке труда стабилизировалось и стало улучшаться. Так, позитивная динамика макроэкономических показателей начиная с 2000 г. существенно влияла на занятость трудовых ресурсов. Численность занятых экономической деятельностью возросла только за 2000 г. с 63,6 млн. до 65 млн. человек. На крупных и средних предприятиях число дополнительно введенных рабочих мест увеличилось на 8 %. Общая численность безработных уменьшилась с 8,9 до 7 млн. человек (с 12 % до 9,7 %). Количество зарегистрированных безработных – с 1,3 до 1 млн. чел. (с 1,7 до 1,4 %). Но в то же время в отдельных субъектах РФ уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель, причем в 12 из них в два раза и более. Максимальный уровень регистрируемой безработицы отмечен в Республике Ингушетия – 8,3 %, Карякском АО – 7,5 %. Минимальный уровень регистрируемой безработицы в Оренбургской области – 0,3 %, в Ростовской области и Краснодарском крае – 0,6%. Невысокий уровень регистрируемой безработицы и в Челябинской области – 0,9 %. Для Челябинской области характерны те же тенденции, что для рынка труда России.
Обобщенная динамика основных показателей, характеризующих занятость России и Челябинской области в 1992-2007 гг., представлена в табл. 4. [14]
Таблица 4
Показатель |
Ед. изм. |
1992 |
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
2007 |
Экономически активное население |
РФ, млн. чел. |
74,9 |
70,9 |
61,5 |
73,2 |
73,4 |
73,9 |
Челяб. обл., тыс.чел. |
1870,2 |
1800 |
1729,6 |
1817,0 |
1765,0 |
1735,1 | |
Занятые экономической деятельностью |
РФ, млн. чел. |
71,1 |
66,4 |
64,3 |
65,7 |
66,4 |
68,4 |
Челяб. обл., тыс.чел |
1782,0 |
1654,0 |
1582,4 |
1722,0 |
1672,0 |
1645,0 | |
Безработные (всего) |
РФ, млн. чел. |
3,9 |
6,7 |
7,0 |
5,9 |
6,1 |
5,7 |
Челяб. обл., тыс.чел |
87,9 |
146.7 |
147,2 |
108,0 |
92,0 |
90,1 | |
Из них зарегистрированы в органах СЗН |
РФ, млн. чел. |
0,58 |
2,3 |
1,04 |
1,64 |
1,92 |
1,8 |
Челяб. обл., тыс.чел. |
16,1 |
44,1 |
16,1 |
27,6 |
44,3 |
38,0 | |
Уровень общей безработицы, % |
РФ |
5,2 |
9,5 |
10,5 |
8,1 |
8,3 |
7,7 |
Челяб. обл. |
4,7 |
8,2 |
8,1 |
5,5 |
5,2 |
5,2 | |
Уровень регистрируемой безработицы, % |
РФ |
0,8 |
3,3 |
1,4 |
2,2 |
2,6 |
2,5 |
Челяб. обл. |
0,9 |
2,4 |
0,9 |
1,5 |
2,1 |
2,2 | |
Напряженность на рынке рабочей силы (чел. на одну вакансию) |
РФ |
3,1 |
8,2 |
1,6 |
2,3 |
2,7 |
2,5 |
Челяб. обл. |
6,4 |
10,6 |
2,7 |
3,2 |
4,3 |
3,9 |
Перспективы развития занятости трудовых ресурсов России по прогнозу Министерства труда и социального развития РФ отражены на рис. 2, 2, 3 а,б.
Рис. 2. Прогноз общей безработицы по методике МОТ
Рис. 3. Динамика спроса на рабочую силу
Для того чтобы в максимальной степени содействовать реализации права российских граждан на труд при переходе к полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости, в ближайшие годы необходимо:
Заключение
Важнейшим показателем - индикатором социально-демографической безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; незанятость и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску нового рабочего места и увеличивает продолжительность безработицы, то в России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.
Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:
Главными стратегическими целями регулирования занятости должны быть повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости - это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Библиографический список