Безработица и занятость. Политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 13:01, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать политику занятости населения в России.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ трудовой занятости населения.
2. Раскрыть сущность безработицы.
3. Рассмотреть ее особенности в России.
4. Исследовать влияние мирового финансового кризиса на безработицу в России.
5. Провести анализ трудовой занятости населения и безработицы в Кировской области.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы
1.1. Сущность, причины и основные формы безработицы
1.2. Занятость и её виды. Социально-экономическая сущность занятости, ее основные характеристики.
Глава 2. Динамика занятости и безработицы в России
2.1. Особенности безработицы в России на 2010 год
2.2. Направления политики занятости в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Задание (вариант №6)

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 92.82 Кб (Скачать файл)

     Рациональная  занятость – это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учётом их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны. Рациональную занятость характеризует доля продуктивно занятых в общей численности экономически активного населения. 

     Рациональная  занятость определяется по формуле:  

     Зр.= (6) 

     где Зр. – рациональная занятость; Зпр. – продуктивная занятость; Зп. – полная занятость.

     Эффективная занятость предполагает способность общественного управления воспроизводить социально-экономические условия развития работников, диктуемые критериями образа жизни на данном этапе развития общества. Эффективный характер занятости предполагает занятие общественно-полезной деятельностью, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, возвышение личности, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда, а также экономическую и социальную целесообразность рабочих мест.

     Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, на военной службе, в органах МВД, так и обучающихся очно, ведущих домашнее хозяйство (ухаживающих за детьми, престарелыми, больными родственниками).

     Проблема  занятости населения является одной  из важнейших социально-экономических  проблем. Занятость неразрывно связана  как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением и потреблением материальных благ. В силу этого категория занятости  составляет собой всеобщую экономическую  категорию, характерную для общественно-экономических  формаций. Характеристики занятости  представляют не только экономический  интерес, они являются и основными  показателями, отражающими политику государства в сфере труда, и  отношение к человеку как к  главной производительной силе общества, и как к личности.

     Современная ситуация в сфере занятости неадекватна  требованиям рыночной экономики, следовательно, разрешение данной ситуации возможно лишь в том случае, если экономика  сможет отражать интересы человека в  сфере труда.

     В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон  «О занятости населения в Российской Федерации», в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие  отношениям занятости рыночный характер:

  • обеспечение свободы в труде и занятости, запрещение принудительного труда. Человеку принадлежит приоритетное право выбора: участвовать или не участвовать в общественном труде;
  • создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ. [10]

     Важно определить статус занятости для  экономически активного населения, включая и безработных. Обычно различают  пять статусов:

     1. наёмные работники – это лица, работающие по заключённому письменному  контракту (договору), либо по  устному соглашению с руководством  предприятия об условиях трудовой  деятельности, за которую они  получают оговоренную при найме  оплату;

     2. работающие на индивидуальной  основе – лица, самостоятельно  осуществляющие деятельность, приносящую  им доход, не использующие либо  использующие наёмных работников  только на короткий срок;

     3. работодатели – лица, управляющие  собственным предприятием либо  уполномоченные управлять акционерным  обществом, хозяйственным товариществом  и т.п. Работодатель может полностью  или частично делегировать свои  функции наёмному управляющему, оставляя за собой ответственность  за благополучие предприятия;

     4. неоплачиваемые работники семейных  предприятий – лица, работающие  без оплаты на семейном предприятии  владельцем которого является  их родственник.

     5. лица, не попадающие под классификацию  по статусу занятости – это  безработные, не занимавшиеся  ранее трудовой деятельностью,  приносившей им доход. Сюда  относятся и лица, которых затруднительно  отнести к тому или иному  статусу занятости.

     Достижение  высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая  система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного  продукта и тем самым в большей  степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

     Таким образом, занятость – это добровольная, гарантированная государством, общественно-полезная деятельность граждан, удовлетворяющая  их материальные потребности и потребность  в самореализации. Важнейшая задача государства – обеспечение максимально  высокого уровня занятости населения.

Глава 2. Динамика занятости и безработицы в России 

2.1. Особенности безработицы в России на 2010 год

     Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости  по состоянию на вторую неделю ноября 2010 года.

     Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в ноябре 2010г. составила 75,3 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.

     В численности экономически активного  населения 70,2 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

     По  сравнению с ноябрем 2009г. численность  занятого населения увеличилась  на 881 тыс.человек, или на 1,3%, численность  безработных сократилась на 1148 тыс.человек, или на 18,6%.

 

     Численность безработных снизилась с 5,1 млн. человек в октябре 2010г. до 5,0 млн. человек в ноябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,8% до 6,7%.

     Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в ноябре 2010г. составил 63,1%.

Экономическая активность населения

  Ноябрь 
2009г.
2010г. Ноябрь 2010г. (+, -) к
сентябрь октябрь ноябрь ноябрю 
2009г.
октябрю 2010г.
Тыс.человек            
Экономически  
активное население  
в возрасте 15-72 лет  
(рабочая сила)
75524 76133 75593 75257 -267 -336
занятые 69362 71100 70481 70243 881 -238
безработные 6162 5032 5111 5014 -1148 -97
В процентах            
Уровень экономической активности  
(экономически активное население к численности населения в возрасте  
15-72 лет)
67,8 68,3 67,9 67,6 -0,2 -0,3
Уровень занятости  
(занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет)
62,3 63,8 63,3 63,1 0,8 -0,2
Уровень безработицы (безработные к  
численности экономически активного населения)
8,2 6,6 6,8 6,7 -1,5 -0,1
 

     Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,3 раза превышает численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  ноября 2010г. в государственных учреждениях  службы занятости населения численность  зарегистрированных безработных практически  осталась на уровне октября и составила 1528 тыс. человек.

___________________ 
1) По данным обследования населения по проблемам занятости: 1999-2008гг. - ноябрь, 2009г. - декабрь. 
2) По данным Роструда - на конец периода.

     Одна  из причин таких отклонений - это  методологические различия в части  охвата категорий населения. Так, в  составе общей численности безработных, классифицируемых в соответствии с  критериями МОТ, в ноябре 2010г. 10% (0,5 млн. человек) составляли граждане, которые  не могут быть признаны безработными в органах службы занятости населения. Среди них 36,8% составляли лица, проходящие очный курс обучения в образовательных  учреждениях (включая лиц моложе 16 лет), и 63,2% - пенсионеры по возрасту, за выслугу лет или на льготных условиях.

     Кроме различий методологического характера, которые влияют на сравнимость размеров безработицы по данным обследований населения по проблемам занятости  и данным административного учета  служб занятости населения, имеются  причины скорее субъективного характера, связанные с предпочтениями незанятого населения в выборе способов поиска работы.

 
 
 

     Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 65% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в ноябре 2010г. составила 33%, среди безработных женщин - 38%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - его используют более половины безработных.

     Безработица по полу и месту  проживания. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в ноябре 2010г. составила 47,5%, доля городских жителей - 63,4%.

     Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы  среди городских жителей. В ноябре 2010г. это превышение составляло 1,7 раза.  
 
 
 
 

Уровень безработицы по полу и месту проживания  
в процентах

  Всего Мужчины Женщины Городское население Сельское   
население
2009г.          
Февраль 9,4 10,2 8,6 8,2 13,1
Май 8,5 9,2 7,9 7,7 10,9
Август 7,8 8,3 7,4 6,9 10,7
Сентябрь 7,6 8,1 7,0 6,7 10,2
Октябрь 7,7 8,2 7,3 6,7 10,7
Ноябрь 8,2 8,4 7,9 7,4 10,5
Декабрь 8,2 8,8 7,6 7,1 11,5
2010г.          
Январь 9,2 9,9 8,4 7,8 13,4
Февраль 8,6 9,5 7,8 7,5 12,0
Март 8,6 9,3 7,9 7,2 12,8
Апрель 8,2 8,7 7,6 7,1 11,3
Май 7,3 8,0 6,6 6,2 10,6
Июнь 6,8 7,2 6,4 5,6 10,4
Июль 7,0 7,5 6,5 6,0 10,2
Август 6,9 7,4 6,3 6,0 9,5
Сентябрь 6,6 6,8 6,4 5,7 9,5
Октябрь 6,8 7,1 6,4 5,8 9,7
Ноябрь 6,7 6,8 6,5 5,6 9,7

Информация о работе Безработица и занятость. Политика занятости