Безработица и занятость. Политика занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 13:01, реферат

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение основных причин безработицы, выявление социально-экономических последствий безработицы, исследовать политику занятости населения в России.
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
1. Провести анализ трудовой занятости населения.
2. Раскрыть сущность безработицы.
3. Рассмотреть ее особенности в России.
4. Исследовать влияние мирового финансового кризиса на безработицу в России.
5. Провести анализ трудовой занятости населения и безработицы в Кировской области.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты занятости и безработицы
1.1. Сущность, причины и основные формы безработицы
1.2. Занятость и её виды. Социально-экономическая сущность занятости, ее основные характеристики.
Глава 2. Динамика занятости и безработицы в России
2.1. Особенности безработицы в России на 2010 год
2.2. Направления политики занятости в РФ
Заключение
Список использованной литературы
Задание (вариант №6)

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по экономике.docx

— 92.82 Кб (Скачать файл)
 

     Возрастной  состав безработных. Средний возраст безработных в ноябре 2010г. составил 35,3 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 5,5%, 20-24 лет - 21,8%. По сравнению с октябрем 2010г. численность безработных в возрасте 15-24 лет сократилась на 30,6 тыс. человек (или на 2,2%).

     Высокий уровень безработицы отмечался  в возрастной группе 15-19 лет (30,3%) и 20-24 лет (14,0%).

     В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  ноябре 2010г. составил 15,7%, в том числе  среди городского населения - 14,3%, среди  сельского населения - 19,2%. Коэффициент  превышения уровня безработицы среди  молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с  уровнем безработицы взрослого  населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,4 раза, сельского населения - 2,2 раза.

     Продолжительность поиска работы. Среди безработных 29,0% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 32,2% безработных (застойная безработица).

     Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем  среди городских, и в ноябре 2010г. составила, соответственно, 38,0% и 28,9%.

     Наличие опыта работы. В численности безработных 25,9% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В ноябре 2010г. их численность составила 1,3 млн. человек и сократилась по сравнению с ноябрем 2009г. на 134 тыс. человек, или на 9,4%. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет, 51% - от 20 до 24 лет, 16% - 25-29 лет).

     В ноябре 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или  сокращением численности работников, ликвидацией организации или  собственного дела, составила 22,1%, а  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 24,7% (в ноябре 2009г., соответственно, 28,8% и 21,2%).

     Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

 

     Данные  по субъектам Российской Федерации  приведены в приложении.

     В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости  и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем  за три последних месяца.

Приложение

Экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет

(по данным  выборочных обследований населения по проблемам занятости

в среднем  за сентябрь-ноябрь 2010г.)

  Экономически  
активное  
население,  
тыс.чел.
В том числе Уровень экономической  
активности населения, в %
Уровень занятости, 
в %
Уровень безрабо- 
тицы, 
в %
занятые безра- 
ботные
Российская  Федерация 75660,7 70608,4 5052,4 67,9 63,4 6,7
Центральный федеральный округ 20219,6 19393,0 826,6 68,7 65,9 4,1
Северо-Западный федеральный округ 7537,9 7144,3 393,6 70,4 66,7 5,2
Южный федеральный округ 6935,1 6452,7 482,3 64,5 60,0 7,0
Северо-Кавказский федеральный округ 4373,9 3661,6 712,3 64,3 53,8 16,3
Приволжский федеральный округ 16137,0 15050,4 1086,6 68,3 63,7 6,7
Уральский федеральный округ 6719,7 6226,8 492,9 69,6 64,5 7,3
Сибирский федеральный округ 10212,7 9428,7 784,0 66,9 61,7 7,7
Дальневосточный федеральный округ 3524,9 3250,8 274,1 68,3 63,0 7,8

2.2. Направления политики занятости в РФ

     Управляющее воздействие на сферу занятости  в РФ оказывают три основных субъекта: государство (прежде всего через  законодательную, а также исполнительную власть), работодатели (предприниматели, администрация предприятий и  организаций), государственная служба занятости (прежде всего ее местные  органы). [16, с.62]

     Выделяют 2 основных типа воздействия на уровень  занятости: активную и пассивную  государственную политику.

     Активная  политика занятости включает:

  • осуществление мероприятий по созданию новых рабочих мест;
  • обучение, переподготовку и повышение квалификации безработных;
  • субсидирование создания рабочих мест;
  • проведение мер по предупреждению увольнения работников.

     Пассивная политика занятости включает:

  • Выплату пособий по безработице;
  • Оказание материальной помощи безработным;
  • Выплату малоимущим гражданам товаров первой необходимости;
  • Организацию питания безработных в специальных столовых.[4, с.360]

     Работодатели  как второй субъект управления занятостью осуществляют меры по сохранению и  повышению уровня и качества занятости  на предприятиях и в организациях через формирование спроса на рабочую  силу посредством создания и предложения  рабочих мест на рынке труда, а  также решают другие проблемы занятости  в рамках управления персоналом. [16, с.63]

     Служба  занятости, действуя в установленных  законом рамках, осуществляет комплексное  регулирование занятости населения.

     Приоритетная  роль в системе регулирования  рынка труда принадлежит бирже  труда.

     В РФ получили развитие следующие негосударственные  службы: биржа труда молодежи, центр  занятости женщин, биржа труда  для инвалидов.

     Современная биржа труда – это сложившаяся, устоявшаяся структура со свойственными  ей функциями:

  • Регистрация безработных;
  • Регистрация свободных рабочих мест;
  • Трудоустройство безработных;
  • Тестирование лиц, желающих получить работу;
  • Организация профессиональной подготовки и переподготовки безработных;
  • Выплата пособий по безработице. [4, с.366]

     Для реализации государственной политики в области занятости населения  и обеспечения гражданам соответствующих  гарантий в Российской Федерации  на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения  создана Федеральная служба занятости. [22]

     Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере  труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных  услуг в сфере содействия занятости  населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. [24]

     Функции службы занятости многообразны:

  • Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
  • Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
  • Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;
  • Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;
  • Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;
  • Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи; [См. приложение 1]
  • Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий. [22]
 
 

Заключение 

     Безработица и занятость, являются одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив их, невозможно наладить эффективную  экономическую деятельность.

     В социальном плане безработица, будучи связана с невозможностью реализации одного из основополагающих прав человека – права на труд, оценивается  однозначно негативно. Именно такую  позицию занимает Международная  Организация Труда (МОТ), которая  в целях достижения более полной занятости провозглашает принципы активной политики на рынке труда  и всемирно содействует их реальному  осуществлению.

     Также безработица обостряет напряженность  в обществе, способствует росту преступности, наркомании, болезней.

     Для борьбы с безработицей государство  должно применить ряд мер, стимулирующих  ситуацию на рынке труда.

     Необходимо  резко повысить эффективность использования  ресурсов, выделяемых на профессиональную переподготовку. Для этого целесообразно осуществлять ее только с гарантией получения рабочего места и с заключением с претендентом на переобучение специального договора, согласно которому он обязуется отработать на этом месте не менее 1—2 лет.

     Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных.

     Для решения проблем занятости следует  использовать потенциал частных  кадровых агентств и риелторских  фирм. Так, государственные центры занятости  могли бы платить частным кадровым агентствам за каждого трудоустроенного из числа зарегистрированных безработных.

     Сейчас  появляется уникальная (по историческим меркам) возможность сформировать качественно  иные подходы и механизмы, которые  могут обеспечить устойчивое развитие России в условиях затяжной глобальной нестабильности, усиливая ее международные  позиции и превращая ее в один из важных центров экономического и  политического влияния в мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Безработица и занятость. Политика занятости