Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:20, курсовая работа
Цель данной работы – изучение безработицы как проявления макроэкономической нестабильности в обществе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
на основе теоретического обобщения рассмотреть сущность понятия «безработица»;
дать всестороннюю характеристику основных видов безработицы и раскрыть причины этих явлений;
проанализировать взаимосвязь безработицы и инфляции;
на основе изучения правовых актов государства и статистических материалов проанализировать эффективность государственной политики в области занятости и безработицы в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Безработица, ее сущность, причины и формы………………………..6
2. Социально-экономические последствия безработицы……………...11
3. Взаимосвязь безработицы и инфляции………………………………14
3.1. Кривая Филлипса для краткосрочного периода………………….14
3.2. Кривая Филлипса для долгосрочного периода…………………...15
4. Проблема безработицы в Республике Беларусь……………………..19
Заключение………………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………………..29
Наиболее серьезное следствие безработицы — снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Известный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена. Закон гласит, что процентная величина падения объема производства по сравнению с его уровнем при полной занятости равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент:
(Q1 – Q2) /Q2= K(Y1 – Y2), (2.1)
где Q1,Q2 – потенциальный и фактический объем производства соответственно;
Y1,Y2 – фактический уровень безработицы и уровень безработицы при полной занятости;
К – коэффициент, установленный эмпирическим путем и равный 2,5.
Закон Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 процент, то отставание объема производства составляет 2,5 процента [11, с. 448].
Социальные издержки безработицы:
Последствием безработицы
Серьезные негативные социально-экономические последствия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население. Эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике. Достижение полной занятости связано с обеспечением сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Осуществляя политику занятости, государство реализует программы:
Проведение этих программ предполагает конкретные действия государства:
Немаловажное значение при реализации программ стимулирования занятости играют биржи труда, представляющие собой в большинстве своем государственные учреждения, которые выполняют функцию посредника между нанимателями (предприятиями и фирмами), с одной стороны, и потенциальными наемными работниками, с другой. Эти учреждения осуществляют учет безработных, содействуют их трудоустройству, изучают спрос и предложение на рынке труда, содействуют желающим переменить занятие.
Выше речь шла преимущественно о прямом регулировании занятости. Меры косвенного воздействия на ситуацию включают меры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.
Экономисты отмечали связь темпов инфляции с уровнем безработицы. Эта зависимость наглядно описана в модели профессора Лондонской школы экономики А.Филлипса (1914-1975 г.г.). Он пришел к выводу, что когда безработица превышала уровень 3 процента, темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться. Графическое изображение этой зависимости получило название «кривой Филлипса». Позднее в его модели П.Самуэльсон и Р.Солоу заменили темп прироста заработной платы на показатель инфляции. «Кривая Филипса» показывает обратную зависимость инфляции и безработицы в краткосрочном периоде и возможность выбора, «компромисса» (по выражению П.Самуэльсона) между ними. В краткосрочном периоде инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства [6, с. 112].
Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы. Условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса.
На графике связь уровня безработицы и темпов инфляции изображается в виде кривой Филлипса (Рисунок 3.1.1).
Рисунок 3.1.1 - Связь между уровнем безработицы и темпами инфляции
(кривая Филлипса)
Источник: собственная разработка
Согласно кривой Филлипса повышение уровня безработицы может не только сбить темпы инфляции до нуля, то есть подавить рост цен, но и достичь отрицательной инфляции (снижения цен), именуемой дефляцией.
Кривая Филлипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к ускоренному росту инфляции. В то же время увеличение доли безработных приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.
В ходе глубокого экономического кризиса 1974-75 гг. сложилась ситуация, получившая название стагфляции, когда высокие темпы инфляции существовали одновременно с высоким уровнем безработицы.
В 80-е годы безработица и инфляция одновременно снижались, т.е. они находились не в обратной, а в прямой зависимости (стагфляция может быть изображена смещением кривой Филлипса вправо). Это подорвало доверие к теории Филлипса и экономической политике, проводимой на ее основе.
В долгосрочной перспективе последствия могут быть иными. Как свидетельствует реальная экономическая ситуация в ряде стран, бывает, что и безработица растет и цены тоже растут. В этом случае приходится искать факторы, способные оказать желаемое воздействие и на безработицу, и на инфляцию.
Анализ кривой Филлипса в новых условиях дали Э.Фелпс и М.Фридмен на основе теории естественного уровня безработицы.
Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипса вертикальна. Если фактический уровень безработицы равен естественному, то рынок труда приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равен ожидаемому (Рисунок 3.2.1)
Рисунок 3.2.1- Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде
Источник: информационный бизнес-портал//www.market-
При обосновании долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы с точки зрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий. Обе теории показывают, как в условиях полной занятости (или естественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов в процессе их приспособления к изменению государственной экономической политики [5, с. 351].
Адаптивные ожидания – это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожидания означают, что экономические агенты в своих прогнозах учитывают всю имеющуюся информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах.
Долгосрочная кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рисунке 3.2.2 Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки А1 в точку А2, А3 и т.д., т.е. кривая Филипса будет вертикальной.
Рисунок 3.2.2 - Кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий
Источник: информационный
бизнес-портал//www.market-
Согласно теории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентов совпадают с фактической инфляцией в будущем (Рисунок 3.2.3). Если правительство пытается применить стимулирующую политику, предприниматели понимают, что увеличился общий уровень цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста совокупного предложения даже в краткосрочном периоде. Экономическая система сразу перемещается из точки А1 в точку А2 и т.д., попытки правительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаются ростом цен.
Рисунок 3.2.3 - Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий
Источник: информационный
бизнес-портал//www.market-
Исследование долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства добиться расширения производства в условиях полной занятости путем стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствованию налоговой системы.
Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования призвано создать всем гражданам благоприятные условия в реализации своей способности к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать социально-экономические издержки безработицы. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики доходов и др. Вместе с тем, государственное регулирование в сфере занятости активно влияет на социально-экономические преобразования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации развития экономики и социальной нестабильности в обществе. Представляется, что содействие обеспечению эффективной занятости населения должно стать приоритетной задачей экономической политики государства, что требует обновления и изменения некоторых методологических подходов к регулированию социально-трудовой сферы.
Политика занятости, проводимая Республикой Беларусь в условиях реформирования экономики, сводится к объективной оценке и согласованию общественных и личных интересов участников производственных отношений и обоснованию путей наиболее эффективного использования физических и творческих способностей трудоспособного населения [3].
Уровень занятости населения в
любом государстве подвержен
влиянию изменения деловой
Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд.
Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4 процента – в 1996 году, снизился до 2,1 процентов в 2000-м, 1 процента – в 2007-м и 0,6 процента – в 2011 году, что ниже на 0,1 процента чем на конец 2010 г.[10].
В экономике РБ в 2011 г. было занято 4632 тыс.человек, что на 0,7 процента меньше, чем в 2010 г.
В 2011 году было поставлено на учет 313,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признаны безработными 188,4 тыс. человек (или 60,1 процента от числа обратившихся). Всего трудоустроено 200,8 тыс. человек, в том числе 130,5 тыс. безработных.
На конец 2011 года в трудоустройстве нуждалось 365,8 тыс. человек, в том числе 221,5 тыс. безработных ( 90 процентов к соответствующему периоду 2010 г.) [10].
По состоянию на 31.12.2011 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 28,2 тыс. безработных (85,2 процента к уровню 2010 года). Число вакансий на конец 2011 года составило 51,7 тыс. единиц (или на 5,9 процента больше в сравнении с аналогичным периодом 2010 года).
Уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах. На конец декабря 2011г. он составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (на конец декабря 2010г. – 07 процента).На конец ноября 2011г. этот показатель также составлял 0,6 процента(уровень безработицы на конец 2011г. прогнозировался 1,2-1,5 процента).
Государственное регулирование занятости населения можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Большое значение в решении проблемы занятости и безработицы имеют ежегодно разрабатываемые государственные программы занятости.
В проводимой Республикой Беларусь
политике занятости населения
Информация о работе Безработица как проявление макроэкономической нестабильности