Безработица как проявление макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение безработицы как проявления макроэкономической нестабильности в обществе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
на основе теоретического обобщения рассмотреть сущность понятия «безработица»;
дать всестороннюю характеристику основных видов безработицы и раскрыть причины этих явлений;
проанализировать взаимосвязь безработицы и инфляции;
на основе изучения правовых актов государства и статистических материалов проанализировать эффективность государственной политики в области занятости и безработицы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Безработица, ее сущность, причины и формы………………………..6
2. Социально-экономические последствия безработицы……………...11
3. Взаимосвязь безработицы и инфляции………………………………14
3.1. Кривая Филлипса для краткосрочного периода………………….14
3.2. Кривая Филлипса для долгосрочного периода…………………...15
4. Проблема безработицы в Республике Беларусь……………………..19
Заключение………………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее серьезное следствие  безработицы — снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Известный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработицы и невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получила название закона Оукена. Закон гласит, что процентная величина падения объема производства по сравнению с его уровнем при полной занятости равняется проценту роста безработицы, умноженному на определенный коэффициент:

             (Q1 – Q2) /Q2= K(Y1 – Y2),                     (2.1)

 где Q1,Q2 – потенциальный и фактический объем производства соответственно;

        Y1,Y2 – фактический уровень безработицы и уровень безработицы при полной занятости;

К – коэффициент, установленный эмпирическим путем и равный 2,5.

Закон Оукена показывает, что если фактический уровень  безработицы превышает естественный уровень на 1 процент, то отставание объема производства составляет 2,5 процента [11, с. 448].

Социальные издержки безработицы:

  • потеря работы является большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно сказывается на психике, как смерть близкого друга;
  • деквалификация лиц, потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться;
  • упадок моральных устоев в обществе. Безработица приводит к бездеятельности и может повлечь деградацию человека;
  • чем выше уровень безработицы, тем выше уровень разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний.
  • общественные и политические беспорядки. Массовая безработица может привести к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам.

Последствием безработицы может  быть обострение и даже социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень. В зарубежной литературе такой критической величиной считают уровень безработицы в 10-12 процентов [7, с. 189].

Серьезные негативные социально-экономические  последствия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население. Эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике. Достижение полной занятости связано с обеспечением сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Осуществляя политику занятости, государство реализует программы:

  • по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
  • программы, направленные на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных;
  • содействия найму рабочей силы, предполагающие стимулирование работодателей по созданию новых рабочих мест;
  • по социальному страхованию безработицы, предусматривающие обеспечение социальных гарантий и компенсаций безработным и высвобожденным работникам.

Проведение этих программ предполагает конкретные действия государства:

  • сокращение законодательно установленной продолжительности рабочего времени в периоды массовой безработицы;
  • создание новых рабочих мест и организацию общественных работ (например, в области инфраструктуры — для постройки дорог);
  • ограничение предложения рабочей силы за счет ограничения въезда в страну иностранных рабочих;
  • запрета детского труда и т. п.

Немаловажное значение при реализации программ стимулирования занятости играют биржи труда, представляющие собой в большинстве своем государственные учреждения, которые выполняют функцию посредника между нанимателями (предприятиями и фирмами), с одной стороны, и потенциальными наемными работниками, с другой. Эти учреждения осуществляют учет безработных, содействуют их трудоустройству, изучают спрос и предложение на рынке труда, содействуют желающим переменить занятие.

Выше речь шла преимущественно о прямом регулировании занятости. Меры косвенного воздействия на ситуацию включают меры налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

 

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИНФЛЯЦИИ
    1. Кривая Филлипса для краткосрочного периода

 

Экономисты отмечали связь темпов инфляции с уровнем безработицы. Эта зависимость наглядно описана в модели профессора Лондонской школы экономики А.Филлипса (1914-1975 г.г.). Он пришел к выводу, что когда безработица превышала уровень 3 процента, темпы роста цен и заработной платы начинали снижаться. Графическое изображение этой зависимости получило название «кривой Филлипса». Позднее в его модели П.Самуэльсон и Р.Солоу заменили темп прироста заработной платы на показатель инфляции. «Кривая Филипса» показывает обратную зависимость инфляции и безработицы в краткосрочном периоде и возможность выбора, «компромисса» (по выражению П.Самуэльсона) между ними. В краткосрочном периоде инфляционное повышение цен и заработной платы стимулирует предложение труда и расширение производства [6, с. 112].

Подавление инфляции сопровождается ростом безработицы. Условия компромисса определяются наклоном кривой Филипса.

На графике связь уровня безработицы  и темпов инфляции изображается в  виде кривой Филлипса (Рисунок 3.1.1).

Рисунок 3.1.1 - Связь между уровнем безработицы и темпами инфляции

(кривая Филлипса)

Источник: собственная разработка

 

Согласно кривой Филлипса повышение  уровня безработицы может не только сбить темпы инфляции до нуля, то есть подавить рост цен, но и достичь  отрицательной инфляции (снижения цен), именуемой дефляцией.

Кривая Филлипса отражает тот факт, что стремление сократить безработицу  путем расширения спроса и увеличения числа рабочих мест приводит к  ускоренному росту инфляции. В  то же время увеличение доли безработных  приводит к сокращению денежной массы, выплачиваемой в виде заработной платы, и тем самым способствует подавлению инфляции.

В ходе глубокого экономического кризиса 1974-75 гг. сложилась ситуация, получившая название стагфляции, когда высокие темпы инфляции существовали одновременно с высоким уровнем безработицы.

В 80-е годы безработица и инфляция одновременно снижались, т.е. они находились не в обратной, а в прямой зависимости (стагфляция может быть изображена смещением кривой Филлипса вправо). Это подорвало доверие к теории Филлипса и экономической политике, проводимой на ее основе.

В долгосрочной перспективе последствия  могут быть иными. Как свидетельствует  реальная экономическая ситуация в  ряде стран, бывает, что и безработица  растет и цены тоже растут. В этом случае приходится искать факторы, способные оказать желаемое воздействие и на безработицу, и на инфляцию.

    1. Кривая Филлипса для долгосрочного периода

 

Анализ кривой Филлипса в новых  условиях дали Э.Фелпс и М.Фридмен на основе теории естественного уровня безработицы.

Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипса вертикальна. Если фактический уровень безработицы равен естественному, то рынок труда приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равен ожидаемому (Рисунок 3.2.1)

Рисунок 3.2.1- Кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде

Источник: информационный бизнес-портал//www.market-pages.ru

При обосновании долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы с точки зрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий. Обе теории показывают, как в условиях полной занятости (или естественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов в процессе их приспособления к изменению государственной экономической политики [5, с. 351].

Адаптивные ожидания – это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожидания означают, что экономические агенты в своих прогнозах учитывают всю имеющуюся информацию о будущих ценах и в среднем не ошибаются в своих расчетах.

Долгосрочная кривая Филлипса в  теории адаптивных ожиданий представлена на рисунке 3.2.2 Фактический темп инфляции в последующем периоде каждый раз превышает ожидаемый уровень инфляции. Пока у экономических агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя в краткосрочном периоде к увеличению реального выпуска продукции и снижению уровня безработицы. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика будет перемещаться из точки А1 в точку А2, А3 и т.д., т.е. кривая Филипса будет вертикальной.

Рисунок 3.2.2 - Кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий

           Источник: информационный бизнес-портал//www.market-pages.ru

Согласно теории рациональных ожиданий, инфляционные ожидания экономических агентов совпадают с фактической инфляцией в будущем (Рисунок 3.2.3). Если правительство пытается применить стимулирующую политику, предприниматели понимают, что увеличился общий уровень цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста совокупного предложения даже в краткосрочном периоде. Экономическая система сразу перемещается из точки А1 в точку А2 и т.д., попытки правительства снизить уровень безработицы не имеют успеха, но сопровождаются ростом цен.

Рисунок 3.2.3 - Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий

      Источник: информационный бизнес-портал//www.market-pages.ru

Исследование долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства добиться расширения производства в условиях полной занятости путем стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствованию налоговой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Методы борьбы с безработицей определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Государство с помощью инструментов макроэкономического регулирования призвано создать всем гражданам благоприятные условия в реализации своей способности к труду, содействовать профессиональной мобильности рабочей силы, формированию ее высокой конкурентоспособности, а также минимизировать социально-экономические издержки безработицы. Решение этих задач не может осуществляться изолированно, в отрыве от структурной и инвестиционной политики, социальных программ, политики доходов и др. Вместе с тем, государственное регулирование в сфере занятости активно влияет на социально-экономические преобразования в стране, поскольку рост безработицы может стать одним из наиболее значимых факторов стагнации развития экономики и социальной нестабильности в обществе. Представляется, что содействие обеспечению эффективной занятости населения должно стать приоритетной задачей экономической политики государства, что требует обновления и изменения некоторых методологических подходов к регулированию социально-трудовой сферы.

Политика занятости, проводимая Республикой Беларусь  в условиях реформирования экономики, сводится к объективной оценке и согласованию общественных и личных интересов участников производственных отношений и обоснованию путей наиболее эффективного использования физических и творческих способностей трудоспособного населения [3].

Уровень занятости населения в  любом государстве подвержен  влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики.

Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние  неблагоприятной экономической  конъюнктуры на сокращение спроса на труд.

Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального  значения – 4 процента – в 1996 году, снизился до 2,1 процентов в 2000-м, 1 процента – в 2007-м и 0,6 процента – в 2011 году, что ниже на 0,1 процента чем на конец 2010 г.[10].

В экономике РБ в  2011 г. было занято 4632 тыс.человек, что на 0,7 процента меньше, чем в 2010 г.

В 2011 году было поставлено на учет 313,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признаны безработными 188,4 тыс. человек (или 60,1 процента от числа обратившихся). Всего трудоустроено 200,8 тыс. человек, в том числе 130,5 тыс. безработных.

На конец 2011 года в трудоустройстве нуждалось 365,8 тыс. человек, в том числе 221,5 тыс. безработных ( 90 процентов к соответствующему периоду 2010 г.) [10].

По состоянию на 31.12.2011 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 28,2 тыс. безработных (85,2 процента к уровню 2010 года). Число вакансий на конец 2011 года составило 51,7 тыс. единиц (или на 5,9 процента больше в сравнении с аналогичным периодом 2010 года).

Уровень безработицы удерживался в социально допустимых пределах. На конец декабря 2011г. он составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (на конец декабря 2010г. – 07 процента).На конец ноября 2011г. этот показатель также составлял 0,6 процента(уровень безработицы на конец 2011г. прогнозировался 1,2-1,5 процента).

Государственное регулирование занятости  населения можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия государства на процессы формирования, распределения, обмена и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Большое значение в решении проблемы занятости и безработицы имеют ежегодно разрабатываемые государственные программы занятости.

В проводимой Республикой Беларусь политике занятости населения прослеживаются следующие принципы:

Информация о работе Безработица как проявление макроэкономической нестабильности