Безработица как проявление макроэкономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 13:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучение безработицы как проявления макроэкономической нестабильности в обществе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие конкретные задачи:
на основе теоретического обобщения рассмотреть сущность понятия «безработица»;
дать всестороннюю характеристику основных видов безработицы и раскрыть причины этих явлений;
проанализировать взаимосвязь безработицы и инфляции;
на основе изучения правовых актов государства и статистических материалов проанализировать эффективность государственной политики в области занятости и безработицы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Безработица, ее сущность, причины и формы………………………..6
2. Социально-экономические последствия безработицы……………...11
3. Взаимосвязь безработицы и инфляции………………………………14
3.1. Кривая Филлипса для краткосрочного периода………………….14
3.2. Кривая Филлипса для долгосрочного периода…………………...15
4. Проблема безработицы в Республике Беларусь……………………..19
Заключение………………………………………………………………...27
Список литературы………………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 352.50 Кб (Скачать файл)
  • равная ответственность государства и гражданина за возможность иметь работу, обеспечивающую достойный образ жизни;
  • обеспечение свободного перераспределения граждан между различными сферами приложения труда;
  • предоставление широкого доступа к профессиональной подготовке и переподготовке кадров, повышению квалификации;
  • рациональное размещение производительных сил по территории страны [2].

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. предусмотрена реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения [3].

Основными задачами политики занятости и рынка труда являются повышение эффективности использования  трудовых ресурсов и конкурентоспособности  рабочей силы на рынке труда.

Достижение этих задач  предусматривает следующие направления:

  • формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
  • повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
  • стимулирование занятости на основе создания новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
  • создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины;
  • создание системы социального страхования населения от безработицы.

Политика государства  направлена на обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочих  мест по профессионально-квалификационному  составу. В этих целях ведется целенаправленная работа по согласованию объемов и структуры подготовки кадров в системе профессионального образования с потребностью инновационного развития экономики и регионов страны в квалифицированной рабочей силе, расширению занятости в сфере новых видов услуг, обслуживающих инфраструктуру рыночного хозяйства.

Особое внимание уделяется повышению эффективности системы социальной поддержки граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. В этих целях предусматривается внедрение нестандартных форм занятости, гибких графиков и режимов труда, развитие надомного труда, содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, в том числе путем увеличения размеров финансовой поддержки для открытия собственного дела.

В результате решения  поставленных задач численность работников в экономике достигнет 4640–4670 тыс. человек в 2015 году и уровень занятости населения возрастет до 80 процентов к трудовым ресурсам.

В Республике Беларусь один из самых  низких среди всех стран уровень  регистрируемой безработицы.

В 2011г. белорусскими организациями (без субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) было принято на работу 836,6 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 56,4 тыс. чел., уволено по различным причинам 901,1 тыс. чел.

7,8 процента было уволено за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9 процента - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации.

Численность зарегистрированных безработных  на конец декабря 2011г. составила 28,2 тыс. человек, что на 14,8 процента меньше, чем на конец декабря 2010г. и на 5 процентов меньше, чем в ноябре 2011г. [2].

Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2011 г. составил 102,3 тыс. руб., или 15,2 процента от бюджета прожиточного минимума на душу населения.

По оперативным данным, в рамках реализации Государственной программы  содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2011 год осуществлен ряд активных мер на рынке труда: 

  • республиканскими и местными органами государственного управления трудоустроено на созданные рабочие места 181,6 тыс. человек (103,7 процента к годовому заданию), в том числе 2,5 тыс. безработных – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд;
  • оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 200,8 тыс. человек, из них 130,5 тыс. безработным (соответственно, 100,5 и 101,9 процента);
  • направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 20,4 тыс. безработных (97,4 процента), в том числе 9,1 тыс. – женщин, 12,6 тыс. – молодых людей в возрасте 16-29 лет, из них 2,3 тыс. - несовершеннолетних;
  • оказано содействие в трудоустройстве 1648 безработным из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (100,2 процента к заданию);
  • оказано содействие в трудоустройстве 21,0 тыс. безработным, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 11,9 тыс. в счет установленной брони;
  • организована адаптация к трудовой деятельности 499 инвалидов (105,9 процента);
  • профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 145 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;
  • оказана финансовая поддержка в организации собственного дела     2 913 безработным (96,1 процента);
  • на новое место жительства и работы переселено 363 семьи безработных (106,8 процента);
  • в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,7 тыс. человек, в том числе 50,1 тыс. безработных (соответственно, 106,9 и 101,8 процента) [2].

К основным проблемам обеспечения  занятости населения относятся:

  • снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
  • создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
  • достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
  • повышение территориальной мобильности рабочей силы.

Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите:

  • молодежи;
  • инвалидов;
  • лиц из числа детей-сирот;
  • родителей в многодетных и неполных семьях;
  • граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.

Данным категориям населения государство  гарантирует занятость путем  создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, организации обучения по специальным программам.

Остро стоит проблема трудоустройства  молодежи. С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

Центральное место в системе  государственного регулирования принадлежит экономическим методам [2], которые реализуются через систему налоговых, денежно-кредитных механизмов, бюджетное финансирование, государственные ограничения (лицензии, квоты, госзаказы) и др. Экономический механизм регулирования занятости населения основан на формировании материальной базы обеспечения государственных гарантий в сфере трудовых отношений. Для создания благоприятных экономических условий, без которых невозможно решение проблемы повышения эффективности занятости, государство должно проводить соответствующую налоговую и денежно-кредитную политику, обеспечивающую стабильность экономической среды, активизацию структурной перестройки производства и стимулирующую расширение малого предпринимательства. Необходимо обеспечить равные возможности и доступ для предприятий всех форм собственности к ресурсам, рынку сбыта товаров, кредитам, новым технологиям и т.д. Экономическое регулирование должно базироваться, прежде всего, на инвестиционной, финансово-кредитной и налоговой политике, направленных на стимулирование создания новых рабочих мест, повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие малого и среднего бизнеса.

Оно включает следующие  элементы:

  • инвестирование в экономику и человеческий капитал, направление капитальных вложений для расширения сферы приложения труда в приоритетных ее отраслях;
  • совершенствование налоговой политики, разработка системы льгот в целях расширения хозяйственной деятельности и занятости населения;
  • льготное кредитование субъектов хозяйствования для стимулирования создания новых рабочих мест;
  • трансформация форм собственности на основе разгосударствления и приватизации предприятий;
  • создание рыночной инфраструктуры;
  • реформирование системы оплаты труда в направлении усиления ее воспроизводственной и стимулирующей функций;
  • устранение резкой дифференциации в доходах и повышение уровня социального обеспечения различных категорий населения.

Социальные механизмы государственного управления направлены на формирование системы защиты трудовых прав граждан в условиях структурной перестройки экономики и реализации механизма банкротства предприятий, развитие социального партнерства, содействие обеспечению занятости лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, и обеспечение социальной защиты населения на основе создания системы страхования от безработицы.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Написав курсовую работу на тему: “Безработица как проявление макроэкономической  нестабильности”, сделаем выводы.

Категория занятости и безработицы  занимают одно из важнейших мест в  анализе рынка труда. Занятость  населения определяет уровень и качество жизни, как отдельных граждан, так и общества в целом. В развитых странах безработица является результатом высоких темпов развития НТП и несовпадения спроса и предложения на рынке труда. Существует множество видов безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В Беларуси основным типом безработицы является структурная. Уровень безработицы в последнее время относительно стабилен.

Государственное регулирование рынка  труда предусматривает:

  • оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого населения;
  • профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
  • бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, молодежи, женщин и др.);
  • развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Разрабатываемые правительством программы (занятости, структурной перестройки, поддержки предпринимательства и др.) предусматривают конкретную последовательность мер по формированию и развитию рынка труда в стране. В первую очередь они направлены на:

  • создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях и сфере обслуживания населения и производства;
  • углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда (пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на рынок труда);
  • совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые рабочие места.

Основными методами сокращения безработицы в РБ являются стимулирование деловой активности, технологическое перевооружение и обеспечение самозанятости населения.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2010
  2. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2010 – 2011гг. // www.pravo.by
  3. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики  Беларусь. Мн., 2004
  4. Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2015 годы. Мн; 2001
  5. Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред. В.Лукашевича, М.Б. Ярцева. – СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994
  6. Ивашковский С.Н.  Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр. доп. – М.: Дело, 2002
  7. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.: Учебник для экон. вузов. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003
  8. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко и др. / Под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007
  9. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. –  Минск: БГЭУ, 2005.
  10. Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь // www.economy.gov.by
  11. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь // www.belstat.gov.by
  12. Экономическая теория: Учебник для экономических специальностей вузов. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. –  Мн.: БГЭУ,  2004.

Информация о работе Безработица как проявление макроэкономической нестабильности