- равная ответственность государства
и гражданина за возможность иметь работу,
обеспечивающую достойный образ жизни;
- обеспечение свободного перераспределения
граждан между различными сферами приложения
труда;
- предоставление широкого доступа
к профессиональной подготовке и переподготовке
кадров, повышению квалификации;
- рациональное размещение производительных
сил по территории страны [2].
Программой социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011–2015
гг. предусмотрена реализация системы
мер по созданию благоприятных условий
для обеспечения занятости населения
[3].
Основными задачами политики
занятости и рынка труда являются
повышение эффективности использования
трудовых ресурсов и конкурентоспособности
рабочей силы на рынке труда.
Достижение этих задач
предусматривает следующие направления:
- формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;
- повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;
- стимулирование занятости на основе создания новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;
- создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины;
- создание системы социального страхования населения от безработицы.
Политика государства
направлена на обеспечение сбалансированности
спроса и предложения рабочих
мест по профессионально-квалификационному
составу. В этих целях ведется целенаправленная работа по
согласованию объемов и структуры подготовки
кадров в системе профессионального образования
с потребностью инновационного развития
экономики и регионов страны в квалифицированной
рабочей силе, расширению занятости в
сфере новых видов услуг, обслуживающих
инфраструктуру рыночного хозяйства.
Особое внимание уделяется
повышению эффективности системы социальной
поддержки граждан, не конкурентоспособных
на рынке труда. В этих целях предусматривается
внедрение нестандартных форм занятости,
гибких графиков и режимов труда, развитие
надомного труда, содействие безработным
в организации предпринимательской деятельности,
в том числе путем увеличения размеров
финансовой поддержки для открытия собственного
дела.
В результате решения
поставленных задач численность работников в экономике достигнет
4640–4670 тыс. человек в 2015 году и уровень
занятости населения возрастет до 80 процентов
к трудовым ресурсам.
В Республике Беларусь один из самых
низких среди всех стран уровень
регистрируемой безработицы.
В 2011г. белорусскими организациями
(без субъектов малого предпринимательства
негосударственной формы собственности)
было принято на работу 836,6 тыс. человек,
в том числе на дополнительно введенные
рабочие места – 56,4 тыс. чел., уволено по
различным причинам 901,1 тыс. чел.
7,8 процента было уволено за прогулы
и другие нарушения трудовой дисциплины,
0,9 процента - в связи с сокращением численности
или штата работников, ликвидацией организации.
Численность зарегистрированных безработных
на конец декабря 2011г. составила
28,2 тыс. человек, что на 14,8 процента меньше,
чем на конец декабря 2010г. и на 5 процентов
меньше, чем в ноябре 2011г. [2].
Средний размер пособия на одного
безработного в декабре 2011 г. составил
102,3 тыс. руб., или 15,2 процента от бюджета
прожиточного минимума на душу населения.
По оперативным данным, в рамках
реализации Государственной программы
содействия занятости населения
Республики Беларусь на 2011 год осуществлен
ряд активных мер на рынке труда:
- республиканскими и местными
органами государственного управления
трудоустроено на созданные рабочие места
181,6 тыс. человек (103,7 процента к годовому
заданию), в том числе 2,5 тыс. безработных
– на рабочие места, созданные нанимателями
за счет выделенных бюджетных ссуд;
- оказано содействие в трудоустройстве на созданные
рабочие места и имеющиеся вакансии 200,8
тыс. человек, из них 130,5 тыс. безработным
(соответственно, 100,5 и 101,9 процента);
- направлено на профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации 20,4 тыс. безработных (97,4 процента), в том
числе 9,1 тыс. – женщин, 12,6 тыс. – молодых
людей в возрасте 16-29 лет, из них 2,3 тыс.
- несовершеннолетних;
- оказано содействие в трудоустройстве
1648 безработным из числа выпускников высших
учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического,
среднего специального образования, а
также прошедших профессиональное обучение
по направлениям органов по труду, занятости
и социальной защите на временные рабочие
места в рамках «Молодежной практики»
(100,2 процента к заданию);
- оказано содействие в трудоустройстве
21,0 тыс. безработным, не способным на равных
условиях конкурировать на рынке труда,
из них 11,9 тыс. в счет установленной брони;
- организована адаптация к
трудовой деятельности 499 инвалидов (105,9 процента);
- профинансированы и компенсированы
нанимателям затраты на приобретение
специализированного оборудования для
создания 145 рабочих мест и трудоустройства
инвалидов;
- оказана финансовая поддержка
в организации собственного дела 2 913 безработным (96,1 процента);
- на новое место жительства
и работы переселено 363 семьи безработных
(106,8 процента);
- в оплачиваемых общественных
работах приняли участие 96,7 тыс. человек,
в том числе 50,1 тыс. безработных (соответственно,
106,9 и 101,8 процента) [2].
К основным проблемам обеспечения
занятости населения относятся:
- снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление
мер по их государственной поддержке;
- создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
- достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
- повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Одной из ключевых задач является
содействие в трудоустройстве граждан,
не способных на равных условиях конкурировать
на рынке труда и особо нуждающихся в социальной
защите:
- молодежи;
- инвалидов;
- лиц из числа детей-сирот;
- родителей в многодетных и неполных семьях;
- граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы
МВД.
Данным категориям населения государство
гарантирует занятость путем
создания дополнительных рабочих мест
и специализированных организаций (включая
организации для труда инвалидов), установления
брони для приема на работу, организации
обучения по специальным программам.
Остро стоит проблема трудоустройства
молодежи. С целью снижения молодежной
безработицы и повышения шансов молодых
людей на рынке труда государство предоставляет
им дополнительные гарантии занятости:
обеспечение первого рабочего места безработным
в возрасте до 21 года, организацию профессиональной
подготовки и профессиональной ориентации.
Центральное место в системе
государственного регулирования принадлежит
экономическим методам [2], которые
реализуются через систему налоговых,
денежно-кредитных механизмов, бюджетное
финансирование, государственные ограничения
(лицензии, квоты, госзаказы) и др. Экономический
механизм регулирования занятости населения
основан на формировании материальной
базы обеспечения государственных гарантий
в сфере трудовых отношений. Для создания
благоприятных экономических условий,
без которых невозможно решение проблемы
повышения эффективности занятости, государство
должно проводить соответствующую налоговую
и денежно-кредитную политику, обеспечивающую
стабильность экономической среды, активизацию
структурной перестройки производства
и стимулирующую расширение малого предпринимательства.
Необходимо обеспечить равные возможности
и доступ для предприятий всех форм собственности
к ресурсам, рынку сбыта товаров, кредитам,
новым технологиям и т.д. Экономическое
регулирование должно базироваться, прежде
всего, на инвестиционной, финансово-кредитной
и налоговой политике, направленных на
стимулирование создания новых рабочих
мест, повышение качества и мобильности
рабочей силы, развитие малого и среднего
бизнеса.
Оно включает следующие
элементы:
- инвестирование в экономику и человеческий
капитал, направление капитальных вложений
для расширения сферы приложения труда
в приоритетных ее отраслях;
- совершенствование налоговой политики,
разработка системы льгот в целях расширения
хозяйственной деятельности и занятости
населения;
- льготное кредитование субъектов
хозяйствования для стимулирования создания
новых рабочих мест;
- трансформация форм собственности
на основе разгосударствления и приватизации
предприятий;
- создание рыночной инфраструктуры;
- реформирование системы оплаты труда
в направлении усиления ее воспроизводственной
и стимулирующей функций;
- устранение резкой дифференциации
в доходах и повышение уровня социального
обеспечения различных категорий населения.
Социальные механизмы государственного
управления направлены на формирование
системы защиты трудовых прав граждан
в условиях структурной перестройки экономики
и реализации механизма банкротства
предприятий, развитие социального партнерства,
содействие обеспечению занятости лиц,
не способных на равных условиях конкурировать
на рынке труда, и обеспечение социальной
защиты населения на основе создания системы
страхования от безработицы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав курсовую работу на тему:
“Безработица как проявление макроэкономической
нестабильности”, сделаем выводы.
Категория занятости и безработицы
занимают одно из важнейших мест в
анализе рынка труда. Занятость
населения определяет уровень и
качество жизни, как отдельных граждан,
так и общества в целом. В развитых странах
безработица является результатом высоких
темпов развития НТП и несовпадения спроса
и предложения на рынке труда. Существует
множество видов безработицы, которые
объединяются экономистами в три основных
типа: фрикционную, структурную, циклическую.
В Беларуси основным типом безработицы
является структурная. Уровень безработицы
в последнее время относительно стабилен.
Государственное регулирование рынка
труда предусматривает:
- оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку незанятого
населения;
- профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения, совершенствование системы профессиональной ориентации;
- бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих предприятиях
и в организациях для трудоустройства
граждан, не способных на равных условиях
конкурировать на рынке труда (инвалидов,
молодежи, женщин и др.);
- развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса
и предложения рабочей силы на рынке труда.
Разрабатываемые правительством программы
(занятости, структурной перестройки,
поддержки предпринимательства
и др.) предусматривают конкретную последовательность
мер по формированию и развитию рынка
труда в стране. В первую очередь они направлены
на:
- создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных отраслях и сфере обслуживания населения и производства;
- углубление и расширение системы социальной защиты безработных, других групп населения,
нуждающихся в поддержке на рынке труда
(пособия, льготы, общественные работы,
квоты для определенных групп населения,
профессиональная подготовка для впервые
вышедших на рынок труда);
- совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые
рабочие места.
Основными методами сокращения безработицы
в РБ являются стимулирование деловой
активности, технологическое перевооружение
и обеспечение самозанятости населения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями,
принятыми на республиканских референдумах
24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)
// Эталон – Беларусь [Электронный ресурс]
/ Нац. центр правовой информ. Республики
Беларусь. – Минск, 2010
- Государственная программа содействия занятости населения
Республики Беларусь на 2010 – 2011гг. // www.pravo.by
- Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь. Мн., 2004
- Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2015 годы. Мн; 2001
- Долан Э., Кемпбелл К., Кемпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред. В.Лукашевича, М.Б. Ярцева. – СПб.: Санкт-Петербург оркестр, 1994
- Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. – 2-е изд., испр. доп. – М.: Дело, 2002
- Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ.: Учебник для экон. вузов. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003
- Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной формы обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко и др. / Под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007
- Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005.
- Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь // www.economy.gov.by
- Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь // www.belstat.gov.by
- Экономическая теория: Учебник для экономических
специальностей вузов. / Под ред. Н.И. Базылева,
С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2004.