Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:27, курсовая работа
Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли.
Часть
«Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности: понятие, методика расчета показателей, их применения».
Общее понятие и назначение анализа безубыточности……………..4
Понятие безубыточности объёма продаж и зоны безопасности предприятия. Методика расчёта этих показателей………………….6
2.1 Графический метод определения безубыточности объёма продаж и зоны безопасности предприятия…………………………………….6
2.2 Аналитический метод………………………………………………8
Статистические методы……………………………………………9
Планирование безубыточности………………………………………10
Часть
Расчетная часть………………………………………………………...14
Построение графиков…………………………………………………17
3. Вывод…...................................................................................................23
Часть
Список литературы………………………………………………….24
4) определяется
общая величина переменных
5) определяется
общая величина постоянных
Пример. За год на предприятии имелись следующие данные об объеме производства и затратах.
Период |
Объем производства, ед. |
Затраты, тыс.руб. |
Январь |
2 000 |
200 |
Февраль |
2 400 |
220 |
Март |
2 200 |
210 |
Апрель |
2 600 |
250 |
Май |
2 300 |
220 |
Июнь |
2 700 |
260 |
Июль |
1 800 |
170 |
Август |
2 800 |
270 |
Сентябрь |
2 600 |
240 |
Октябрь |
3 000 |
280 |
Ноябрь |
2 900 |
270 |
Декабрь |
2 800 |
260 |
1) Объем производства: max = 3 000 шт., min = 1 800 шт.;
Затраты: max = 280 тыс. руб., min = 170 тыс. руб..
2) Объем производства: разность 1 200 шт. (3 000 – 1 800);
Затраты: разность 110 тыс. руб.
3) Переменные затраты на 1 единицу = 110 000 / 1 200 = 91,667
4) Переменные затраты: max 91,667 * 3 000 = 275 000;
5) Постоянные затраты: max 280 000 – 275 000 = 5 000;
У = 5 000 + 91,667*х – уравнение совокупных затрат.
3. Планирование безубыточности
Вопросы анализа точки безубыточности наиболее интересны в двух аспектах: анализ нынешнего состояния дел на предприятии и прогноз будущего состояния фирмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы.
Процесс
составления плана
Подробно рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности:
I Анализ состояния дел в фирме и ситуации на рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами прежде всего понимаем анализ издержек, с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т.д.
II Прогноз будущих цен на
III Расчет переменных и
По спрогнозированным
значениям цен и
IV Расчет точки безубыточности.
Определяем
точку безубыточности на основе расчета
себестоимости изделий и
V , VI Определение ценовой политики предприятия
На основе анализа будущего состояния рынка, произведенного в п.II, определяем при каком уровне цен и ценовой политике предприятия достигается необходимый объем реализации. После этого вновь пересчитывается точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина не удовлетворяет заданному в п.IV критерию, то повторяем пункты V, VI еще раз, с другими значениями цен. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ в III, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативным процессом мы достигаем производственного плана с удовлетворяющими исходным требованиям величинами маржи безопасности и цен реализации.
VII Принятие окончательного плана
На основе определеных в п. V, VI цен реализации, объемов реализации производится окончательный расчет точки безубыточности, а также составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности.
VIII Контроль безубыточности
Контроль безубыточности включает в себя несколько аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль себестоимости, контроль плана реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль себестоимости и контроль плана реализации и поступления доходов проверяют две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерыном контроле за полученными доходами и текущими издержками фирмы, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности находится фирма. Подобное изложение вопросов планирования и контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеет ограниченный объем.
Таким образом мы рассматриваем достаточно замкнутый круг вопросов, касающихся анализа безубыточности и вкратце описали процесс планирования безубыточности.
Расчетная часть.
Определить для 1-го варианта
ведение бизнеса средние
R=Спост.+G; 139500+16000=155500 руб.
g=P-Сср.сов. ; 98-90=8 руб./шт.
Ссов.=Сср.сов*Q; 90*2000=180000 руб.
G=R-Cсов.; 196000-180000=16000 руб.
Спер.=Ссов.-Спост.; 180000-139500=40500 руб.
Сср.пост.=Спост./Q; 139500/2000=69 руб.
Сср.пер.= Спер./Q; 40500/2000=20 руб./шт.
Определить для 2-го варианта ведения бизнеса объем выпуска и продаж, велечину выручки, средние переменные издержки, переменные издержки, совокупные издержки, прибыль (убыток) единицы продукции, прибыль(убыток).
Q=Спост./Сср.пост.; 139500/70=1993 шт.
R=Q*P; 1993*95=189335 руб.
Сср.пер.=Сср.сов.-Сср.пос.; 90-70=20 руб./шт.
Спер.=Q*Сср.пер.; 1993*20=39860 руб.
Ссов.=Спост.+Спер.; 139500+39860=179360 руб.
g=P-Сср.сов.; 95-90=5 руб./шт.
G=Q*g; 1993*5=9965 руб.
Определить для 3-го варианта ведения бизнеса совокупные издержки, объем выпуска и продажи, цену, величину выручки, средние постоянные издержки, средние переменные издержки, совокупные издержки, прибыль (убыток) с единицы продукции.
Ссов.=Спост.+Спер.; 139500+57700=197200 руб.
Q=Cсов./Сср.сов.; 197200/90=2191 шт.
Cср.пост.=Спост./Q; 139500/2191=64 руб./шт.
Сср.пер.=Спер./Q; 57700/2191=26 руб./шт.
R=Ссов.+G; 197200+7000=204200 руб.
P=R/Q; 204200/2191=93 руб./шт.
g=P-Сср.сов.; 93-90=3 руб./шт.
Определить для 4-го варианта ведения бизнеса объем выпуска и продаж, величину выручки, переменные издержки, средние постоянные издержки, совокупные издержки, прибыль(убыток) с единицы продукции, прибыль(убыток).
g=P-Сср.сов.; 93-90=3 руб./шт.
Сср.пост.=Сср.сов.-Сср.пер.; 90-20=70 руб./шт.
Q=Спос./Сср.пост.; 139500/70=1993 шт.
Спер.=Сср.пер.*Q; 20*1993=39860 руб.
G=Q*g; 1993*3=5979 руб.
R=P*Q; 93*1993=185349 руб.
Ссов.=Спос.+Спер.; 139500+39860=179360 руб.
Определить для 5-го варианта ведения бизнеса совокупные издержки, цену, величину выручки, постоянные издержки, переменные издержки, средние совокупные издержки, прибыль(убыток).
Спост.=Q*Cср.пост.; 3100*45=139500 руб.
Сср.сов.=Сср.пост.+Сср.пер.; 45+24=69 руб./шт.
Спер.=Q*Сср.пер.; 3100*24=74400 руб.
Ссов.=Спост.+Спер.; 139500+74400=213900 руб.
G=Q*g; 3100*0=0 руб.
R=Ссов.+G; 213900+0=213900 руб.
P=R/Q; 213900/3100=69 руб./шт.
Определить для 6-го варианта ведения бизнеса объем выпуска и продажи, величину выручки,средние постоянные издержки, средние переменные издержки, средние совокупные издержки, совокупные издержки, прибыль(убыток).
Сср.сов.=P-g; 90-(-4)=94 руб./шт.
Ссов.= Спост.+Спер; 139500+96200=235700 руб.
R=Ссов.+G; 235700+49240=284940 руб.
Q=Ссов./Сср.сов.; 235700/94=2507 шт.
Сср.пост.=Спост./Q; 139500/2507=56 руб./шт.
Сср.пер.=Сср.сов.-Сср.пост.; 94-56=38 руб./шт.
G=R-Ссов.; 179370-130130=4920 руб.
Сводная таблица.
Номер варианта |
Цена, тыс.руб./шт. |
Выпуск и продажа, шт. |
Выручка, тыс.руб. |
Средние постоянные издержки, тыс.руб./шт. |
Постоянные издержки, тыс.руб. |
Средние переменные издержки, руб./шт. |
Переменные издержки, тыс.руб. |
Средние совокупные издержки, тыс.руб./шт. |
Совокупные издержки, тыс.руб. |
Прибыль (убытки) с единицы продукции, тыс.руб./шт. |
Прибыль (убытки), тыс.руб. |
P |
Q |
R |
Сср. пос |
Спос |
Сср. пер |
Спер |
Сср. сов |
Ссов |
g |
G | |
1 |
98 |
2000 |
155500 |
69 |
139500 |
20 |
40500 |
90 |
180000 |
8 |
16000 |
2 |
95 |
1993 |
189335 |
70 |
139500 |
20 |
39860 |
90 |
179360 |
5 |
9965 |
3 |
93 |
2191 |
204200 |
64 |
139500 |
26 |
57700 |
90 |
197200 |
3 |
7000 |
4 |
93 |
1993 |
185349 |
70 |
139500 |
20 |
39860 |
90 |
179360 |
3 |
5979 |
5 |
69 |
3100 |
213400 |
45 |
139500 |
24 |
74400 |
69 |
213900 |
0 |
0 |
6 |
90 |
2507 |
284940 |
56 |
139500 |
38 |
96200 |
94 |
235700 |
-4 |
49240 |
Построение графика рентабельности.
Для 1-го варианта минимальный объем выручки и минимальный объем продукции:
Rmin=(Cпост.*R)/(R-Cпер); (139500*155500)/(155500-40500)
Qmin=Rmin/P; 188628/98=1925
Построение графика рентабельности.
Для 2-го варианта минимальный объем выручки и минимальный объем продукции: