Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности понятие, методика расчета показателей, их применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы. Весьма важным аспектом данного вопроса является концепция безубыточности деятельности фирмы, как первого шага к получению бухгалтерской, а в последствии и экономической прибыли.

Содержание

Часть
«Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности: понятие, методика расчета показателей, их применения».
Общее понятие и назначение анализа безубыточности……………..4
Понятие безубыточности объёма продаж и зоны безопасности предприятия. Методика расчёта этих показателей………………….6
2.1 Графический метод определения безубыточности объёма продаж и зоны безопасности предприятия…………………………………….6
2.2 Аналитический метод………………………………………………8
Статистические методы……………………………………………9
Планирование безубыточности………………………………………10
Часть
Расчетная часть………………………………………………………...14
Построение графиков…………………………………………………17
3. Вывод…...................................................................................................23
Часть
Список литературы………………………………………………….24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности понятие, методика расчета показателей, их применения.docx

— 432.84 Кб (Скачать файл)

4) определяется  общая величина переменных затрат  на максимальный и минимальный  объем производства (ставка переменных  затрат на 1 единицу продукции  * соответствующий объем производства);

5) определяется  общая величина постоянных затрат  в максимальных и минимальных  точках (общая сумма затрат –  сумма переменных затрат в  максимальной и минимальной точках).

Пример. За год на предприятии имелись  следующие данные об объеме производства и затратах.

 

Период

Объем производства, ед.

Затраты, тыс.руб.

Январь

2 000

200

Февраль

2 400

220

Март

2 200

210

Апрель

2 600

250

Май

2 300

220

Июнь

2 700

260

Июль

1 800

170

Август

2 800

270

Сентябрь

2 600

240

Октябрь

3 000

280

Ноябрь

2 900

270

Декабрь

2 800

260


 

1) Объем  производства: max = 3 000 шт., min = 1 800 шт.;

    Затраты: max = 280 тыс. руб., min = 170 тыс. руб..

2) Объем  производства: разность 1 200 шт. (3 000 – 1 800);

    Затраты: разность 110 тыс. руб.

3) Переменные  затраты на 1 единицу = 110 000 / 1 200 = 91,667

4) Переменные  затраты: max 91,667 * 3 000 = 275 000;

                                           min 91,667 * 1 800 = 165 000.

5) Постоянные  затраты:   max 280 000 – 275 000 = 5 000;

                                            min 170 000 – 165 000 = 5 000.

У = 5 000 + 91,667*х – уравнение совокупных затрат.

 

3. Планирование безубыточности

 

Вопросы анализа  точки безубыточности наиболее интересны  в двух аспектах: анализ нынешнего  состояния дел на предприятии  и прогноз будущего состояния  фирмы. Первый аспект заключается в выделении наиболее существенных факторов, определяющих себестоимость производимых изделий и анализа текущей рыночной конъюнктуры. Второй аспект заключается в прогнозе уровня затрат на производство и ценовой ситуации на рынке. На основе сделанных прогнозов осуществляется расчет плана производства. Важным условием обспечения успешной деятельности фирмы является контроль за выполнением плана безубыточности фирмы.

Процесс составления плана безубыточности деятельности фирмы является частью составления общего финансового  плана фирмы.

Подробно  рассмотрим все стадии процесса планирования безубыточности:

I Анализ состояния дел в фирме  и ситуации на рынках сбыта. Подразумевается анализ сильных и слабых сторон деятельности фирмы с точки зрения внутренних и внешних факторов. Под внутренними факторами прежде всего понимаем анализ издержек, с учетом возможностей трансформирования структуры издержек с целью их минимизации. Отметим, что на минимизацию издержек помимо часто производственных и технических вопросов немаловажное влияние оказывает уровень менеджмента на предприятии и деятельность служб снабжения. Внешние факторы рассматриваются прежде всего как те объективные особенности рыночной среды, которые оказывают положительное или отрицательное воздействие на деятельность предприятия. К числу таких факторов относятся: доля рынка, контролируемая фирмой, и тенденцией к ее изменению; деятельность конкурентов, изменение предпочтений потребителей, изменение общей финансовой ситуации в стране, где осуществляется деятельность фирмы и т.д.

II Прогноз будущих цен на факторы  производства и на готовую  продукцию. На основе данных изображенных в п.I осущетсвляется прогнозное планирование интересующих нас ценовых факторов товарного рынка. Для этого особенно полезно рассмотрение статистически по показателям, рассматривавшимся в п.I, анализ динамики этих показателей, в том числе и с помощью экономико-математических методов. Если у предприятия отсутствуют возможности для проведения подобного рода анализа, то можно ограничиться простой экстраполяцией существующих тедденций в изменениях цен на рынке. На этом же этапе определяются цены противодействия возможным неблагоприятным изменениям цен. В частности могут рассматриваться вопросы хеджирования ценового риска путем использования товарных фьючерсов и опционов.

III Расчет переменных и постоянных  затрат.

По спрогнозированным  значениям цен и непроизводственных затрат, необходимо рассчитать себестоимость  производимой продукции. При этом необходимо спланировать применение объема незавершенного производства и степень выполнения отдельных этапов работ. Здесь же определяется потребность в основных и оборотных средствах, определяются предположительные источники их формирования. Если потребность в  финансовых ресурсах удовлеворяется путем внешних займов, то в сумму непроизводственных расходов необходимо включить расходы по полученным кредитам.

IV Расчет точки безубыточности.

Определяем  точку безубыточности на основе расчета  себестоимости изделий и предположительной  цены реализации. После расчета объема производства, необходимого для покрытия постоянных издержек, определяется потребная  величина маржи безопасности. Эта  приблизительная величина зависит  от стабильности внешней среды, в  которой действует фирма. Естесственно, что чем более нестабильна  внешняя среда, тем большим должен быть размер маржи безопасности. После  определения маржи безопасности рассчитываем объем выпуска и  реализации продукции необходимой  для достижения требуемого уровня маржи  безопасности.

V , VI Определение ценовой политики  предприятия

На основе анализа будущего состояния рынка, произведенного в п.II, определяем при  каком уровне цен и ценовой  политике предприятия достигается  необходимый объем реализации. После  этого вновь пересчитывается  точка безубыточности и уточненная величина маржи безопасности. Если эта величина не удовлетворяет заданному  в п.IV критерию, то повторяем пункты V, VI еще раз, с другими значениями цен. Если не получается достичь приемлемой величины маржи безопасности, то необходимо повторить анализ в III, обращая внимание на снижение затрат. Подобным оперативным  процессом мы достигаем производственного  плана с удовлетворяющими исходным требованиям величинами маржи безопасности и цен реализации.

VII Принятие окончательного плана

На основе определеных в п. V, VI цен реализации, объемов реализации производится окончательный  расчет точки безубыточности, а также  составляется финансовый план и план реализации с разбивкой по периодам. При этом определяется момент достижения точки безубыточности.

VIII Контроль безубыточности

Контроль  безубыточности включает в себя несколько  аспектов о которых мы только упоминаем: контроль производственных расходов, контроль себестоимости, контроль плана  реализации, контроль поступления доходов, контроль выполнения плана безубыточности. Ясно, что контроль себестоимости  и контроль плана реализации и  поступления доходов проверяют  две составляющие концепции безубыточности. Комплексный контроль безубыточности заключается в непрерыном контроле за полученными доходами и текущими издержками фирмы, определении того, в каком положении относительно точки безубыточности находится  фирма. Подобное изложение вопросов планирования и контроля безубыточности опускается в силу того, что данная работа имеет ограниченный объем.

Таким образом  мы рассматриваем достаточно замкнутый  круг вопросов, касающихся анализа  безубыточности и вкратце описали  процесс планирования безубыточности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчетная часть.

 

Определить для 1-го варианта ведение бизнеса средние постоянные издержки, переменные издержки, средние  переменные издержки,совокупные издержки, прибыль(убыток) с единицы продукции, прибыль(убыток).    

R=Спост.+G;  139500+16000=155500 руб.

g=P-Сср.сов. ;  98-90=8 руб./шт.

Ссов.=Сср.сов*Q;  90*2000=180000 руб.

G=R-Cсов.;  196000-180000=16000 руб.

Спер.=Ссов.-Спост.; 180000-139500=40500 руб.

Сср.пост.=Спост./Q;  139500/2000=69 руб.

Сср.пер.= Спер./Q;   40500/2000=20 руб./шт.

 

Определить для 2-го варианта ведения бизнеса объем выпуска и продаж, велечину выручки, средние переменные издержки, переменные издержки, совокупные издержки, прибыль (убыток) единицы продукции, прибыль(убыток).

Q=Спост./Сср.пост.;  139500/70=1993 шт.

R=Q*P;  1993*95=189335 руб.

Сср.пер.=Сср.сов.-Сср.пос.;  90-70=20 руб./шт.

Спер.=Q*Сср.пер.;  1993*20=39860 руб.

Ссов.=Спост.+Спер.;  139500+39860=179360 руб.

g=P-Сср.сов.;  95-90=5 руб./шт.

G=Q*g;  1993*5=9965 руб.

 

Определить для 3-го варианта ведения бизнеса совокупные издержки, объем выпуска и продажи, цену, величину выручки, средние постоянные издержки, средние переменные издержки, совокупные издержки, прибыль (убыток) с единицы продукции.

Ссов.=Спост.+Спер.;  139500+57700=197200 руб.

Q=Cсов./Сср.сов.;  197200/90=2191 шт.

Cср.пост.=Спост./Q;  139500/2191=64 руб./шт.

Сср.пер.=Спер./Q;  57700/2191=26 руб./шт.

R=Ссов.+G;  197200+7000=204200 руб.

P=R/Q;  204200/2191=93 руб./шт.

g=P-Сср.сов.;  93-90=3 руб./шт.

 

Определить для 4-го варианта ведения бизнеса объем выпуска  и продаж, величину выручки, переменные издержки, средние постоянные издержки, совокупные издержки, прибыль(убыток) с единицы продукции, прибыль(убыток).

g=P-Сср.сов.;  93-90=3 руб./шт.

Сср.пост.=Сср.сов.-Сср.пер.;  90-20=70 руб./шт.

 

Q=Спос./Сср.пост.;  139500/70=1993 шт.

Спер.=Сср.пер.*Q;  20*1993=39860 руб.

G=Q*g;  1993*3=5979 руб.

R=P*Q;  93*1993=185349 руб.

Ссов.=Спос.+Спер.;  139500+39860=179360 руб.

 

Определить для 5-го варианта ведения бизнеса совокупные издержки, цену, величину выручки, постоянные издержки, переменные издержки, средние совокупные издержки, прибыль(убыток).

Спост.=Q*Cср.пост.;  3100*45=139500 руб.

Сср.сов.=Сср.пост.+Сср.пер.; 45+24=69 руб./шт.

Спер.=Q*Сср.пер.;  3100*24=74400 руб.

Ссов.=Спост.+Спер.;  139500+74400=213900 руб.

G=Q*g;  3100*0=0 руб.

R=Ссов.+G;  213900+0=213900 руб.

P=R/Q;  213900/3100=69 руб./шт.

 

Определить для 6-го варианта ведения бизнеса объем выпуска  и продажи, величину выручки,средние  постоянные издержки, средние переменные издержки, средние совокупные издержки, совокупные издержки, прибыль(убыток).

Сср.сов.=P-g;  90-(-4)=94 руб./шт.

Ссов.= Спост.+Спер;  139500+96200=235700 руб.

R=Ссов.+G;  235700+49240=284940 руб.

Q=Ссов./Сср.сов.;  235700/94=2507 шт.

Сср.пост.=Спост./Q;  139500/2507=56 руб./шт.

Сср.пер.=Сср.сов.-Сср.пост.;  94-56=38 руб./шт.

G=R-Ссов.;  179370-130130=4920 руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводная  таблица.

Номер варианта

Цена, тыс.руб./шт.

Выпуск и продажа, шт.

           Выручка, тыс.руб.

Средние постоянные издержки, тыс.руб./шт.

Постоянные издержки, тыс.руб.

Средние переменные издержки, руб./шт.

Переменные издержки,  тыс.руб.

Средние совокупные издержки, тыс.руб./шт.

Совокупные издержки, тыс.руб.

Прибыль (убытки) с единицы продукции, тыс.руб./шт.

Прибыль (убытки), тыс.руб.

 

P

Q

R

Сср. пос

Спос

Сср. пер

Спер

Сср. сов

Ссов

g

G

1

98

2000

155500

69

139500

20

40500

90

180000

8

16000

2

95

1993

189335

70

139500

20

39860

90

179360

5

9965

3

93

2191

204200

64

139500

26

57700

90

197200

3

7000

4

93

1993

185349

70

139500

20

39860

90

179360

3

5979

5

69

3100

213400

45

139500

24

74400

69

213900

0

0

6

90

2507

284940

56

139500

38

96200

94

235700

-4

49240




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение  графика рентабельности.

 

 

Для 1-го варианта минимальный объем  выручки и минимальный объем  продукции:

Rmin=(Cпост.*R)/(R-Cпер);  (139500*155500)/(155500-40500)=188628

Qmin=Rmin/P;  188628/98=1925

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построение  графика рентабельности.

 

 

Для 2-го варианта минимальный объем выручки и минимальный объем продукции:

Информация о работе Безубыточность работы предприятия. Точка безубыточности понятие, методика расчета показателей, их применения