Бизнес в оброзовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:56, контрольная работа

Краткое описание

Важное место среди отраслей социальной сферы занимает образование. Оно направлено на повышение качества работников, приумножение образованности, интеллектуальности, духовного потенциала общества. Образование играет существенную роль в повышении производительности труда. На рубеже XX и XXI веков для успешного социально-экономического развития общества требуется высококачественная рабочая сила, обладающая высоким уровнем образования, профессиональной подготовки. Высококвалифицированная рабочая сила обеспечивает прирост валового национального продукта, рост качества продукции, экономное использование ресурсов и т. д. В России, несмотря на ряд сложностей, связанных с уменьшением объема государственного финансирования образования, перестройки его хозяйственного механизма, количество некоторых образовательных заведений увеличилось (в основном за счет негосударственных). Все это отразилось на положительной динамике таких важных социально-экономических показателей, как уровень образования и грамотность населения

Вложенные файлы: 1 файл

настя экономика.docx

— 34.73 Кб (Скачать файл)

Введение 
 

Важное место  среди отраслей социальной сферы  занимает образование. Оно направлено на повышение качества работников, приумножение образованности, интеллектуальности, духовного потенциала общества. Образование  играет существенную роль в повышении  производительности труда. На рубеже XX и XXI веков для успешного социально-экономического развития общества требуется высококачественная рабочая сила, обладающая высоким  уровнем образования, профессиональной подготовки. Высококвалифицированная  рабочая сила обеспечивает прирост  валового национального продукта, рост качества продукции, экономное использование  ресурсов и т. д. В России, несмотря на ряд сложностей, связанных с  уменьшением объема государственного финансирования образования, перестройки  его хозяйственного механизма, количество некоторых образовательных заведений  увеличилось (в основном за счет негосударственных). Все это отразилось на положительной  динамике таких важных социально-экономических  показателей, как уровень образования  и грамотность населения 
 
Глава 1

Несмотря на определенную самостоятельность образовательных  учреждений, их деятельность находится  под контролем органов государственной  власти. Это связано с большой  значимостью образования в современном  обществе. К важнейшим формам контроля над деятельностью образовательного учреждения относятся получение  лицензии (разрешения) на ведение образовательной  деятельности и государственная  аккредитация учреждения. Образовательное  учреждение имеет право на ведение  образовательной деятельности только с момента выдачи ему лицензии. С этого же времени образовательное  учреждение имеет право на получение  льгот, предусмотренных законодательством. Государственная аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования, а также право на включение в схему централизованного  государственного финансирования. Образовательное  учреждение может быть реорганизовано в иное образовательное учреждение по решению учредителя. При этом его учредительные документы, лицензия и свидетельство о государственной  регистрации теряют силу. Ликвидация образовательного учреждения происходит по решению его учредителей или  суда (ведение образовательной деятельности без лицензии, деятельности, запрещенной законом, а также деятельности, не соответствующей уставным целям). Отношения собственности в образовательном учреждении. Отношения собственности в образовательном учреждении включают два уровня:

1. Оперативное  управление объектами права собственности  (земля, здание, оборудование, сооружения, имущество и др.), закрепленными  учредителем за образовательным  учреждением.

2. Право собственности,  которое распространяется:  на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, полученные образовательным учреждением в форме дара, пожертвования, завещания; ¨  продукты интеллектуального и творческого труда, которые представляют результаты деятельности образовательного учреждения; ¨  доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности. При нехватке собственных площадей, оборудования для осуществления учебного процесса образовательное учреждение может стать арендатором. Если же образовательное учреждение, напротив, имеет временно свободные помещения, земельные участки, оборудование, то может выступить в качестве арендодателя. Однако государственные и муниципальные учреждения имеют право сдать в аренду закрепленные за ними объекты собственности без права выкупа. Образовательное учреждение, являясь некоммерческой организацией, обязано направить средства в качестве арендной платы полностью на обеспечение уставных целей — образовательного процесса. Надо отметить, что трансформация отношений собственности, видов и форм собственности в сфере образования носит ограниченный характер. В РФ этот процесс регулируется Федеральным законом «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» (12.04.99. № 71 — ФЗ). Например, государственные образовательные учреждения, внесенные в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ, являются исключительно федеральной собственностью. В соответствии с указанным законом изменение формы собственности таких образовательных учреждений не допускается. Доходы и расходы образовательного учреждения. К основным источникам доходов образовательного учреждения относятся: ¨  средства учредителей; ¨  средства, полученные от предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг; ¨  добровольные пожертвования; ¨  целевые средства; » иные средства. Средства учредителей поступают в образовательные учреждения на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений устанавливаются ежегодно и являются минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования учитывают специфику образовательного учреждения, а также уровень текущих расходов, характерных для данной территории. При этом норматив финансирования негосударственных образовательных учреждений не может быть ниже норматива аналогичного государственного или муниципального образовательного учреждения. Образовательное учреждение имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный. Образовательное учреждение самостоятельно определяет направление и порядок использования финансовых и материальных средств. Образовательные учреждения освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю, в той части деятельности, которая является непредпринимательской. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения. Образовательное учреждение как некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. Образовательное учреждение может осуществлять предпринимательскую деятельность в следующих формах: ¨  реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества; ¨  торговля покупными товарами, оборудованием; ¨  оказание посреднических услуг; ¨  долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций; ¨  приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов(дивидендов, процентов) по ним; ¨  ведение приносящих доход иных внереализационных операций. Образовательное учреждение может участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций, но только той частью имущества, которая представляет его собственность. Имущество, используемое образовательным учреждением на правах оперативного управления, может направляться на ведение предпринимательской деятельности только с согласия учредителя и выплаты ему части дохода. Деятельность образовательного учреждения рассматривается как предпринимательская только в том случае, если получаемый от нее доход не направляется на выполнение уставной деятельности. Учредитель или органы местного самоуправления осуществляют контроль за предпринимательской деятельностью образовательного учреждения. Она может быть приостановлена, если наносится ущерб основной образовательной деятельности. Управление образовательным учреждением. Непосредственное управление государственным или муниципальным образовательным учреждением осуществляет его высшее должностное лицо (заведующий, директор, ректор). В негосударственном образовательном учреждении эту функцию выполняет его учредитель или попечительский совет.

Глава 2. Схема  финансирования

 
 
Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовыми положениями об образовательных  учреждениях соответствующих типов  и видов. 
Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и иностранных юридических лиц. При этом привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования за счет бюджетных средств. 
Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет бюджетных средств заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.  
Государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги), не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.  
Доход от указанной деятельности государственного или муниципального образовательного учреждения за вычетом доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное учреждение, в том числе на увеличение расходов на заработную плату, по его усмотрению. Данная деятельность не относится к предпринимательской.  
При оказании платных образовательных услуг следует иметь ввиду, что они не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет.  
Согласно закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ [4] образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.  
К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся [4, ст. 47]:  
§ реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;  
§ торговля покупными товарами, оборудованием;  
§ оказание посреднических услуг;  
§ долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;  
§ приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;  
§ ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией. 
Подводя итоги изложенному в данной главе можно вывести схему финансирования образования, установленную на законодательном уровне (рис. 1.1). 
Интервью министра образования России В. Филиппова, опубликованное в учительской газете за 3 января 2002 г. №1 [8] достаточно красноречиво свидетельствует о проблеме дефицита бюджетного финансирования образовательных учреждений: «Достаточное бюджетное финансирование образования возможно либо при развитом социализме, либо при развитом капитализме. Ни то, ни другое к нам не относится, так что необходима внебюджетная поддержка образования. Если в течение ближайших десяти лет удастся выдержать 25-процентный рост расходов на образование, то к 2010 году финансирование школ достигнет лишь 75 процентов от требуемого объема, а профессионального образования - 90 процентов».

Таким образом  государство не в полной мере исполняют  экономическую функцию в части

финансирования  образовательных учреждений, что  ведет к росту платных услуг  в сфере образования. Учитывая низкие доходы населения, особенно в сельской местности, не все родители могут  позволить себе оплатить обучение своих  детей, отвечающее современным требованиям, а это уже нарушение ст. 43 Конституции  РФ, согласно которой «Каждый имеет  право на образование. Гарантируются  общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования  в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях и  на предприятиях» [1, с. 14]. 
Некоторую надежду на улучшение финансирования образовательных учреждений дает Указ Президента от 28 декабря 2001 г. №1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования» [3], согласно которому «Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случае недостаточности средств в бюджетах муниципальных образований на финансирование муниципальных общеобразовательных учреждений основного общего образования принять меры, направленные на выделение муниципальным образованиям субвенций на финансирование соответствующих образовательных учреждений, в первую очередь на выплату заработной платы учителям и иным работникам указанных учреждений». 
7 июля 2003 года принят Федеральный закон №123 «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений»[5], благодаря которому оплата труда учителей перестанет зависеть от муниципальных бюджетов.  
Статья 1 закона гласит: «Финансовое обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда работников образовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов)». Субвенции, о которых говорится в законе, будут выделяться из региональных бюджетов. Возникает вполне естественный вопрос: в каком размере? Ответ можно найти там же в тексте закона: «в соответствии с утвержденными законами субъектов Российской Федерации нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов». 
Подобная формулировка была бы исчерпывающей, если бы в нашем законодательстве существовали четкие определения того, что такое «государственный стандарт» и что такое «федеральный норматив». Но их на сегодняшний день нет. В этой ситуации очевидно, что нормативы будут утверждаться на уровне субъектов Федерации исходя из средних фактических расходов образовательных учреждений. Однако это не совсем то, что предписывает указанный закон. Согласно ему региональные нормативы должны быть достаточными для реализации государственного стандарта общего образования. Но сколько стоит этот стандарт, что в него входит строгого определения нет.  
Таким образом, определив финансирование образовательных учреждений за счет местных бюджетов, государство заведомо на законодательном уровне установило дискриминацию в объемах финансирования бюджетных образовательных учреждений.  
Перенесение центра финансовой ответственности за систему общего образования на местные бюджеты является объективным процессом. Но значительная дифференциация регионов по уровню доходов бюджетов подрывает принципы федерализма, единого образовательного пространства, общедоступности образования.  
В связи с этим в сфере финансирования образования особое значение приобретает введение нормативов финансирования, которое можно рассматривать в качестве гарантии реализации права граждан на получение бесплатного общего образования, как основное условие для упорядочения межбюджетных отношений в сфере образования, а также как механизм защиты образовательного учреждения в вопросах финансирования. 
 

 
3. Предложения  по улучшению финансирования  муниципальных образовательных  учреждений 

Развитие образования  в России происходит в сложнейшей ситуации, одной из основных причин этого является неудовлетворительное финансирование муниципальных образовательных  учреждений. Острейший дефицит финансовых ресурсов породил опасность потери лучшего из того, что имеется в  системе образования Российской Федерации. Особой проблемой являются создание действенных механизмов защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдение гарантий государства в  области образования. Этому должна содействовать разработка свода  законов - Кодекса РФ об образовании.  
В Кодексе необходимо уточнить государственные гарантии бюджетного финансирования, налоговые, кредитные и другие финансовые льготы для муниципальных образовательных учреждений. Для этого необходимо предусмотреть специальный раздел, состоящий из нескольких глав, регулирующий финансовые отношения в системе образования. 
Национальная доктрина образования в РФ и Федеральная программа развития образования предусматривают необходимость постепенного увеличения ассигнований из бюджета всех уровней на развитие образования. По мере стабилизации экономического положения в России наблюдается тенденция постоянного увеличения бюджетного финансирования образования, что способствует постепенному снижению остроты сложившейся за многие годы ситуации в образовательных учреждениях.  
Необходимо коренным образом изменить порядок определения объема государственных средств на образование. Чтобы не ежегодным федеральным законом о федеральном бюджете устанавливался размер бюджетных средств на образование, а чтобы ежегодно принимаемый федеральный закон о федеральном бюджете определял расходы на образование исходя из размера (в процентах к ВВП), установленного в Кодексе РФ об образовании. Это позволит исключить нынешние условия произвольного установления объема государственного финансирования образования в процессе жаркой полемики депутатов Госдумы, зачастую отстаивающих какие-либо интересы (отраслей, регионов, думских фракций). При этом фактическое увеличение ВВП (стоимости конечных товаров и услуг, производимых в России за год) автоматически повлечет за собой увеличение бюджетных расходов на образование.  
Расходы государства на образование целесообразно определять исходя из числа граждан РФ, на тех из них, которые имеют гражданство нашей страны и проживают на территории России. Бюджетные ассигнования следует выделять тем образовательным учреждениям, где они обучаются (воспитываются).  
В Национальной доктрине образования в РФ указано, что государство в сфере образования призвано обеспечить нормативное финансирование образовательных учреждений. Однако в тексте доктрины более конкретно этот один из важнейших вопросов финансового обеспечения не раскрыт. И в утвержденной федеральным законом Федеральной программе развития образования намечена разработка лишь отдельных норм финансирования. Определен в программе и срок реализации таких мероприятий (2000-2005 годы). Срок растянут, прошла уже почти половина этого срока, но все еще далеко до практического решения этой проблемы. Отсутствие же утвержденных норм финансирования позволяет своевольничать в определении потребности в бюджетных ассигнованиях. 
В проекте образовательного кодекса следует конкретизировать следующие моменты: 
§ общий объем государственного финансирования системы образования России устанавливается исходя из законодательно утвержденных процентов к общему ВВП страны на соответствующий год; 
§ размер бюджетного финансирования конкретных субъектов системы образования рассчитывается на основе утвержденных на Федеральном уровне норм финансирования данного типа, вида образовательных учреждений; 
§ объем бюджетных ассигнований на реализацию утвержденных целевых программ образования (федеральных и региональных) намечается исходя из норм затрат на отдельные мероприятия этих программ. 
При этом следует иметь в виду, что по целевым программам расходы предусматриваются, как правило, раздельно на текущие расходы, научные исследования и капитальные вложения. Соответственно и нормы бюджетных средств по этим направлениям расходов должны быть утверждены согласно направлению расходования средств. 
Законом РФ "Об образовании" (ст. 41) предусмотрено, что образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные средства за счет предоставления платных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц. Принимая во внимание важность и специфичность этой проблемы, необходимо посвятить ей отдельную главу проекта кодекса, в которой предусмотреть: 

    1)полный исчерпывающий перечень источников внебюджетного финансирования образовательных учреждений;  
    2) все виды платных образовательных услуг;  
    3) перечень образовательных услуг, плата за оказание которых запрещена (например, за преддипломную подготовку, пересдачу экзаменов и т.п.). 
    На практике дополнительный объем финансовых средств поступает в образовательные учреждения от разного рода предприятий. Весьма возможно, что объем этого внебюджетного источника будет увеличиваться. Учитывая это обстоятельство, целесообразно в проекте образовательного кодекса изложить такие вопросы, как:  
    4) привлечение средств предприятий в качестве заказчиков целевой подготовки для них специалистов определенного профиля и проведения научных исследований в вузах в интересах этих заказчиков;  
    5) спонсорское вложение капитала в развитие образовательных учреждений.  
    В проекте кодекса следует придать должное внимание созданию условий для привлечения в сферу образования средств из внебюджетных источников, в том числе путем применения методов стимулирования и льготирования инвесторов, например, освободить от налога на прибыль сумму, направленную на финансирование муниципальных образовательных учреждений. 
    Должно найти свое отражение в проекте кодекса предоставление финансово-экономической самостоятельности образовательным учреждениям. Это касается:  
    1) разработки устава (положения) с учетом требований типовых положений данных типов образовательных учреждений;  
    2) подготовки смет доходов и расходов исходя из задач, направлений и специфики деятельности образовательных учреждений;  
    3) самостоятельного определения направления и порядка использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на реализацию мер по социальной защите обучающихся (воспитанников), оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений.  
    Следует детально изложить в проекте кодекса механизм передачи:  
    4) в ведение субъектов Российской Федерации образовательных учреждений федерального подчинения;  
    5)в ведение местного самоуправления образовательных учреждений, находящихся в непосредственном подчинении субъектов РФ.  
    Наряду с передачей соответствующей собственности необходимо предусмотреть подробное описание порядка передачи финансирования из одного звена бюджетной системы России в другое звено. Причем передача собственности и финансирования должна обязательно производиться одновременно, чтобы на каком-то отрезке времени не оказалось так, что собственность находится уже в подчинении субъекта РФ, а финансирование продолжается из федерального бюджета. Это отрицательно сказывается на управлении образовательным учреждением, дает повод для возникновения споров при осуществлении финансовой и хозяйственной деятельности таких образовательных учреждений. 
    Определяя процент ВВП для государственного финансирования учреждений системы образования и разрабатывая нормы финансирования, следует предусматривать возможные дополнительные затраты для обеспечения устойчивости системы образования в чрезвычайных ситуациях. 
    Целесообразно, например, запретить в государственных и муниципальных учреждениях переносить центр тяжести с бюджета на внебюджетные средства 
    При этом установить в проекте кодекса незначительный процент приема в них обучающихся на платной основе по договорам с физическими лицами. Этот важный показатель должен быть включен в государственную отчетность. При проведении контроля следует выявлять и пресекать малейшие нарушения установленной законом нормы приема обучающихся на платной основе и принимать жесткие меры к нарушителям (дисциплинарные и материальные). Претворение в жизнь такого порядка поставит надежный заслон возможному превращению государственных и муниципальных образовательных учреждений в частные с преобладанием частнособственнических стремлений к получению прибыли. С другой стороны, будет предотвращена угроза превращения демократической системы образования в сословную, элитарную (с расслоением общества по уровню доходов). Также в проекте кодекса об образовании следует запретить: 
    1) применение секвестра (уменьшения) расходов на образование. Правительство РФ в случаях необеспечения поступления доходов федерального бюджета должно не сокращать расходы на образование, а принимать действенные меры к поиску необходимых средств (получению кредитов, выпуску ценных бумаг и т.д.). Аналогично органы власти должны поступать при недостаточности поступления доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;  
    2) отключение образовательных учреждений от систем жизнеобеспечения вследствие недополучения ими необходимых средств из соответствующих бюджетов на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг. Санкции необходимо применять в таких случаях (в соответствии с действующим законодательством) к учредителям и органам власти, не обеспечивающим своевременное и в полном объеме бюджетное финансирование образовательных учреждений. 
     

     

     

 
Заключение 
В данной дипломной работе рассмотрена действующая система финансирования образовательных учреждений в России, выявлены ее источники. При этом выявлены следующие недостатки системы: 
§ отсутствие единого стандарта финансирования муниципальных образовательных учреждений на территории России, что приводит к зависимости от финансового благополучия территориальных образований РФ;  
§ отсутствие современной нормативно правовой базы в области образования;  
§ хронический дефицит бюджетного финансирования муниципальных образовательных учреждений.  
Можно предположить следующее решение создавшейся ситуации в финансировании муниципальных образовательных учреждений: 
1. Образование только на платной основе. Но тогда будут нарушены конституционные основы о гарантиях государства в получении бесплатного общего образования, средне специального и высшего на конкурсной основе. Следовательно, данное решение неприемлемо. 
2. Увеличение бюджетного финансирования. Для этого необходимо установить единые нормативы размеров бюджетного финансирования на территории РФ. 
3. Поделить бюджет на две части. Одна из них должна остаться в федеральном ведомстве - Министерстве образования - на содержание учреждений, ремонт, оплату тепла, электричества и так далее. А вторая часть бюджета должна пойти на содержание процесса образования, но не непосредственно через ту цепочку чиновников, в которой каждый отщипывает себе по дороге, а прямыми, целевыми безналичными счетами на каждого ученика. Чтобы родитель или опекун мог прийти в школу договориться с директором, заключив с ним договор, на основании которого в школу будут перечисляться бюджетные средства на обучение конкретного ребенка. То есть, финансирование должно стать адресным. 
4. Смешанное финансирование из бюджетных и внебюджетных источников. Для этого необходимо создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования. 
Путь решения дефицита бюджетного финансирования следует рассматривать в инвестициях в образование. Инвестиции в образование не только важный способ наращивания человеческого капитала страны и улучшения перспектив экономического роста. Они имеют и собственную ценность, поскольку образование расширяет кругозор людей, обеспечивает им возможность самореализации, способствует их материальному благополучию и здоровому образу жизни. Именно поэтому данные о грамотности и уровне образования человека являются одними из важнейших показателей качества жизни в стране. 
Таким образом, развитие образования происходит в сложнейшей ситуации. Работу системы образования объективно дестабилизируют факторы, среди которых основными являются: 
§ социальная и экономическая нестабильность в обществе;  
§ острый дефицит средств, вызванный кризисным состоянием экономики;  
§ неполнота нормативно-правовой базы;  
§ систематическое неисполнение норм законодательства.  
Неудовлетворительное финансирование является одним из главных факторов и источником кризисных ситуаций в системе образования. И решить данную проблему возможно только на государственном уровне. 
 
 

Информация о работе Бизнес в оброзовании