Биржа труда, методы регулирования безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2014 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Задачи написания контрольной работы:
- раскрыть основные причины и виды безработицы.
- пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработица добровольная, вынужденная, скрытая и застойная.
- раскрыть понятие естественного уровня безработицы и как он измеряется.
- рассмотреть социальные и экономические последствия безработицы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы исследования безработицы…………………4
1.1. Основные понятия и характеристики безработицы………………………4
1.2. Виды безработицы………………………………………………………….6
1.3. Уровень безработицы, как он измеряется…………………………………9
Глава 2. Биржа труда, методы регулирования безработицы…………………13
2.1. Социальные последствия безработицы и политика занятости………….13
2.2. Меры регулирования занятости…………………………………………...16
2.3. Государственная служба занятости населения и ее функции…………...19
Заключение……………………………………………………………………...24
Список использованной литературы…………………………………………..27

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 47.18 Кб (Скачать файл)

Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в “Законе о занятости”.

Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в “скрытой” форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

Анализ состояния в трудовой сфере и современного рынка труда свидетельствует, что развитие сферы занятости отстает от экономического реформирования. Поэтому рынок труда продолжает находиться на начальной стадии своего развития, проявлением чего является высокий уровень скрытой безработицы, деформированная связь между трудовым вкладом работника и его доходами, сохранением масштабов невыплат заработной платы и т. д.

Общий анализ рынка труда показал, что процессы движения рабочей силы во многом повторяются: активация найма рабочей силы сменяется ростом ее выбытия с практически идентичной цикличностью по периодам. Таким образом, несмотря на сохраняющиеся довольно значительные масштабы движения рабочей силы, рынок труда с его занятыми, официальными и неофициальными безработными сохраняется почти неизменным и фактически не продвигается вперед к новой, более эффективной структуре занятости. Однако относительное снижение оборота перемещение рабочей силы в последнее время свидетельствует о постепенном отходе от прежних стереотипов поведения на рынке труда и росте понимания необходимости легализации занятых и безработных из “теневого” сектора экономики.

Сейчас высвобождение происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим причинам, в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями).

В дальнейшем формирование рынка труда будет происходить за счет: 

работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства; 

молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность; 

женщины, имеющих малолетних детей; 

лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы; 

текучесть кадров; 

временно незанятого населения; 

пенсионеров по возрасту, инвалидов; 

военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.

Ограниченность возможностей органов труда и занятости проявилась в оценке перспектив включения в круг их работы проведения мероприятий по выявлению и регистрации скрытой безработицы. Опрошенные сделали особый упор на то, что это будет крайне затруднительно в финансовом и организационном планах, вступит в противоречие с действующими нормами Закона о занятости населения и связанно с психологическим настроем части граждан этой категории.

В заключении хотелось бы отметить, что в рамках Государственной программы занятости населения необходимо отработать механизм поиска “золотой середины” между предотвращением массовой безработицы, постепенным высвобождением работников с неэффективно действующих предприятий и переводом скрытой безработицы в открытую (то есть официальную).

 

2.3 Государственная служба занятости населения и ее функции.

Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX в. В России биржи труда возникли в начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы.

Оказаться без работы еще не означает стать безработным, нужно зарегистрироваться на бирже труда и получить статус безработного. Безработным может стать человек, достигший трудоспособного возраста; не имеющий работы и заработка; готовый приступить к работе, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы.

В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном государственные биржи труда, так называемые государственные службы занятости населения, подчиненные министерствам труда. В задачу государственных служб занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. Государственные биржи труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается такого пособия.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

1. Анализ и прогнозирование спроса  и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей  о состоянии рынка труда;

2. Учет свободных рабочих мест  и граждан, обращающихся по вопросам  трудоустройства;

3. Для эффективного осуществления  этих задач необходимо комплексное  внедрение автоматизации в процессы  управления занятостью. Она позволяет  освободить персонал от рутинной  работы по переработке информации, оставляет время для разбора  различных вариантов принимаемых  решений. Основным средством автоматизации  является вычислительная техника.

4. Консультация обращающихся в  службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения  рабочей силой, о требованиях, предъявляемых  к профессиям и работникам;

5. Оказание помощи гражданам  в выборе подходящей работы, а  работодателям - в подборе необходимых  работников;

6. Для граждан, потерявших работу  и заработок, подходящей считается  работа, соответствующая их профессиональной  подготовке, учитывающая возраст, трудовой  стаж и опыт работы по прежней  специальности, транспортную доступность  нового рабочего места. В соответствии  с законом граждане имеют право  на свободный выбор работы  путем прямого обращения на  предприятия, а не обязательно  через службу занятости.

7. Организация профессиональной  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации граждан в учебных  центрах службы занятости или  других учебных заведениях, оказание  помощи в развитии и определении  содержания курсов обучения и  переобучения;

8. В настоящее время уровень  профессиональной подготовки занятого  населения достаточно низок. При  значительном высвобождении с  предприятий работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориального деления, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

9. Оказание услуг в профессиональной  ориентации и трудоустройстве  высвобождаемым работникам и  другим категориям населения. В  связи с этим необходима разработка  новой концепции развития системы  профориентации. Профориентационные  услуги должны предоставляться  не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим  сменить профессию.

10. Регистрация безработных и  оказание им в пределах своей  компетенции помощи.

11. В законе определен статус  безработного, которым является  вынуждено незанятый человек, по  отношению к которому государство  не смогло выполнить своих  обязательств, то есть не предоставило  работы. Однако не всякий незанятый  человек, желающий работать, получает  статус безработного и может  рассчитывать на социальную помощь  или поддержку государства. Для  этого требуется соблюдать два  условия. Во-первых, гражданин должен  быть трудоспособного возраста  и обладать способностью к  систематической работе по какой-либо  профессии. Если профессии нет, то  он обязан принять предложение  службы занятости о предварительной  профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и обязанность  принять предложение о подходящей  работе.

12. Оплата стоимости профессиональной  подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует  получение новой профессии, установление  им на весь период обучения  стипендии;

13. Выдача в установленном законе  порядке гражданам пособия по  безработице и приостановление  выплаты этих пособий;

14. Подготовка предложений и  заключений об использовании  труда иностранных рабочих, привлекаемых  в РФ на основе межправительственных  соглашений и лицензий;

15. Разработка республиканских  и региональных программ занятости, включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 2000 г. по июнь 2006 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4 рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.

Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Нельзя допустить, чтобы при переходе в XXI век фигурировала катастрофически большая величина безработицы. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести российскую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.

Давно назрела необходимость пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.

Информация о работе Биржа труда, методы регулирования безработицы