Бюджетная политика ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 23:46, реферат

Краткое описание

Европейский Союз – наиболее динамично развивающееся интеграционное объединение в мире. На сегодняшний день Единая Европа, объединяющая пятнадцать стран, по своему экономическому потенциалу сравнима с США и совокупный объем ВВП стран Европейского Союза в 2001 г. составил 8,9 трлн. евро. Сегодня группировка является своего рода федерацией европейских стран, в которой существуют такие же институциональные структуры, что и в обычном государстве: у ЕС есть свой Парламент, Центральный Банк, Палата аудиторов, Суд, Совет Министров, являющиеся наднациональными структурами.

Содержание

Вступление 3
Бюджетная политика Европейского Союза 3
Основные принципы формирования бюджета Европейского Союза. 8
Эволюция бюджетной политики 12
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетная политика.docx

— 41.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Вступление 3

 

Бюджетная политика Европейского Союза 3

 

Основные  принципы формирования бюджета Европейского Союза. 8

 

Эволюция  бюджетной политики 12

 

Список  использованной  литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вступление

Европейский Союз – наиболее динамично развивающееся интеграционное объединение в мире. На сегодняшний день Единая Европа, объединяющая пятнадцать стран, по своему экономическому потенциалу сравнима с США и совокупный объем   ВВП стран Европейского Союза в 2001 г. составил 8,9 трлн. евро. Сегодня группировка является своего рода федерацией европейских стран, в которой существуют такие же институциональные структуры, что и в обычном государстве: у ЕС есть свой Парламент, Центральный Банк, Палата аудиторов, Суд, Совет Министров, являющиеся наднациональными структурами.

Бюджетная политика Европейского Союза

Европейский Союз имеет собственный  бюджет, который формируется по определенным принципам и позволяет финансировать  мероприятия по развитию интеграции.

Единый бюджет  –  это  основной   финансовый документ ЕС, утверждаемый совместно Советом    и  Парламентом.  С    помощью единого бюджета  происходит  перераспределение  части  национального 
дохода ЕС, что позволяет управлять денежными ресурсами и влиять на  темпы  и    уровень экономического развития. За счет этого происходит реализация  единой     экономической и финансовой политики в рамках ЕС. Бюджетная система ЕС выполняет функции, схожие   с  задачами   национальных   бюджетов – выравнивание доходов и экономическое регулирование.  Совместный  бюджет  это  финансовый    инструмент    организованного    регулирования   интеграционных процессов  и  здесь  возможны  только  коллективные  методы  управления.  На распределение средств не влияет вклад страны в единый   бюджет,   принимаются только те решения, которые имеют   значение   для   дальнейшего   социального  и экономического   сплочения группировки. 

С   другой   стороны   не   следует рассматривать  единый  бюджет  как  средство  дотирования  слабых  регионов. «Богатые» страны ЕС готовы расходовать  средства  на  реализацию  средне-  и  долгосрочных целей, направленных  на   улучшение   ситуации  в  менее  успешных  странах и регионах, но только в том случае, если это улучшит  инвестиционный климат   и  принесет   социальную   и   экономическую    стабильность   для   всей  группировки в целом.

Бюджет ЕС на 2010 г. ориентирован на сельское хозяйство, развитие бедных регионов и программы восстановления  Европейский парламент утвердил бюджет ЕС на 2010 г. Расходы вырастут до EUR141,453 млрд., доходы — до EUR122,937 млрд. Таким образом, дефицит бюджета  составит EUR18 млрд. Общий объем европейского бюджета составит около 1,04% от ВВП  всех государств-членов Европейского союза.  Больше всего средств из бюджета ЕС будет направлено на поддержку  сельского хозяйства, защиту окружающей среды и природных ресурсов — EUR58 млрд., что составит 47% всех планируемых  расходов. Вторая крупнейшая статья бюджета  Евросоюза — фонды выравнивания в размере EUR36 млрд. (29% бюджета), ассигнования в развитие наименее развитых стран  ЕС, в частности, Болгарии и Румынии. Расходы на административную деятельность Евросоюза составят только EUR8 млрд.Основной задачей бюджета на 2010 г. было найти  средства для финансирования плана  восстановления экономики стран  Евросоюза. Европейский план экономического восстановления, рассчитанный на 2009-2010 гг., предусматривает финансирование программ в объеме EUR5 млрд. Расходы  по второй части плана, которая начнет реализоваться в 2010 г., составят EUR2,4 млрд. Финансирование плана будет  осуществляться за счет средств фондов ЕС, не потраченных в предыдущие годы, в первую очередь — сельскохозяйственных и административных.

Приоритетными направлениями  плана экономического восстановления станут: поддержка энергетических проектов и развитие широкополосного интернета  в сельской местности.    Бюджет на 2010 г. стал последним, одобренным в  ЕС согласно правилам договора в Ницце. В будущем, в соответствии с Лиссабонским договором, бюджет ЕС будет формироваться  путем принятия решений совместно  с национальными правительствами. Лиссабонское соглашение дает Европарламенту больше полномочий по контролю над  бюджетом ЕС.

Европейский бюджет не является суммой бюджетов отдельных стран-участниц, а формируется за счет отчислений каждой из 27 стран Европейского союза  в размере приблизительно 1% объема национального ВВП и тратится на цели, важные для всей Европы. По своим объемам бюджет ЕС намного  меньше бюджетов крупнейших стран-участниц. К примеру, государственные расходы  Германии в 2009 г. составили более EUR1,1 трлн. Крупнейшим донором бюджета  ЕС является Германия, доля которой  составляет 20%.

Европейский Союз – наиболее динамично развивающееся интеграционное объединение в мире. На сегодняшний день Единая Европа, объединяющая пятнадцать стран, по своему экономическому потенциалу сравнима с США и совокупный объем ВВП стран Европейского Союза в 2001 г. составил 8,9 трлн. евро. Сегодня группировка является своего рода федерацией европейских стран, в которой существуют такие же институциональные структуры, что и в обычном государстве: у ЕС есть свой Парламент, Центральный Банк, Палата аудиторов, Суд, Совет Министров, являющиеся наднациональными структурами. Европейский Союз имеет собственный бюджет, который формируется по определенным принципам и позволяет финансировать мероприятия по развитию интеграции. Есть у Европейского Союза и собственная валюта евро, заменившая с 1 января 2002 г. национальные валюты двенадцати стран, входящих в экономический и валютный союз. В отличие от экю (расчетной единицы, использовавшейся только в безналичных расчетах между центральными и коммерческими банками), евро стал официальным и единственным средством платежа в этих странах. С 1 января 1999 г. евро использовалось юридическими и физическими лицами в безналичных расчетах, а с 1 января 2002 г. в обращение были введены банкноты и монеты, которые заменили национальные валюты двенадцати стран. Процесс централизации финансовых средств, объединения финансовых инструментов и совершенствования финансовых институтов ЕС продолжается, как продолжаются и интеграционные процессы в Европе. Главнейшей задачей ЕС в ближайшем будущем является принятие финансовых мер по предстоящему включению в ЕС стран Центральной и Восточной Европы.

Анализ принципов системы  финансирования интеграции за счет собственных  ресурсов, а также работы финансовых учреждений ЕС и проводимой ими политики аккумулирования и расходования средств приобретает особую актуальность для России и Белоруссии, создавших Союзное государство и активно участвующих в интеграционных процессах в рамках СНГ. Положительный европейский опыт может быть использован этими странами при формировании общего бюджета и разработке принципов бюджетного устройства.

Основной статьей расходов единого бюджета ЕС, как и полвека  назад, остается единая сельскохозяйственная политика. В бюджете 2002 г. на ее осуществление  выделено более 44 млрд. евро, что составляет около 45 % бюджета группировки. Но, несмотря на количественное увеличение расходов по этому направлению, их доля в бюджете  снижается. Евросоюз наращивает расходы  по структурным операциям, особое внимание уделяется научному и техническому сотрудничеству между государствами. Главное внимание в области научно-технической  политики сконцентрировано на проблемах  формирования Европейского научно-исследовательского пространства, а также на подготовке к введению в действие Шестой рамочной программы научных исследований и разработок на 2002-2006 гг. Важнейшим  приоритетом остается социальная политика. Лиссабонский саммит (март 2000 г.) поставил задачу искоренения бедности во всех ее проявлениях к 2010 г. В настоящее  время 65 млн. человек, или 18 % населения  ЕС, не могут переступить порог  бедности, а таковыми признаются граждане, имеющие доход менее 60 % от национального  уровня. Совет совместно с Парламентом  и Европейской Комиссией одобрил  пятилетнюю программу действий (2002-2006 гг.), направленную на укрепление сотрудничества государств-членов против социального  отторжения. По итогам 2001 г. можно судить об успешной реализации Европейской  стратегии занятости благодаря  совместным усилиям национальных правительств, бизнеса и профсоюзов. Уровень  безработицы в 2001 г. снизился до 8,2 %; год назад он составлял 9,1 %; было создано более чем 1,6 млн. новых  рабочих мест. Усиливается сотрудничество в области общей внешней политики и политики безопасности, которое  приобрело особое значение после  террористических актов, осуществленных 11 сентября 2001 г. против США.

В данной работе был сделан анализ основных принципов действия системы сбора и расходования средств из единого бюджета ЕС, который является основным финансовым инструментом интеграции. К сожалению, при освещении вопросов европейской  интеграции тема единого бюджета  затрагивается незначительно, хотя именно этот фонд коллективных ресурсов и позволяет группировке успешно  проводить общую политику в разных сферах деятельности. Наличие фонда  собственных средств и финансовая автономия от отчислений из национальных казначейств выделили европейское  объединение из числа других региональных объединений и поставили группировку  на качественно новый уровень. Решение  проблемы финансирования интеграционных мероприятий упрощалось благодаря  тому, что совместный рынок стран-участниц был организован не как зона свободной  торговли, а как таможенный союз, с установленными едиными таможенными  барьерами по всей границе, что позволяло  проводить единую таможенную политику в отношении третьих стран. Таким  образом, была создана правовая и  экономическая основа для организации  системы собственных ресурсов Сообщества.

В связи с тем, что в  течение 1958–2001 гг. единицей исчисления бюджета и других международных  экономических показателей ЕС были американский доллар, расчетная единица, экю, а в последнее время –  евро.

 

Основные принципы формирования бюджета Европейского Союза

Наличие независимого фонда  финансовых ресурсов в форме единого  бюджета ЕС, управление которым осуществляется наднациональными органами, является отличительной чертой европейской  интеграции. Единый бюджет – это основной финансовый документ ЕС, утверждаемый совместно Советом   и Парламентом. С помощью единого бюджета происходит перераспределение части национального дохода ЕС, что позволяет управлять денежными ресурсами и влиять на темпы и уровень экономического развития. За счет этого происходит реализация единой экономической и финансовой политики в рамках ЕС. Сегодня основным методом регулирования экономической ситуации в Сообществе является не дотирование и субсидирование отраслей (исключение составляет единая сельскохозяйственная политика), а осуществление инвестиционной политики и финансирование программ, направленных на структурное выравнивание регионов. Бюджетная система ЕС выполняет функции, схожие с задачами национальных бюджетов – выравнивание доходов и экономическое регулирование. Совместный бюджет это финансовый инструмент организованного регулирования интеграционных процессов и здесь возможны только коллективные методы управления. На распределение средств не влияет вклад страны в единый бюджет, принимаются только те решения, которые имеют значение для дальнейшего социального и экономического сплочения группировки. С другой стороны не следует рассматривать единый бюджет как средство дотирования слабых регионов. «Богатые» страны ЕС готовы расходовать средства на реализацию средне- и долгосрочных целей, направленных на улучшение ситуации в менее успешных странах и регионах, но только в том случае, если это улучшит инвестиционный климат и принесет социальную и экономическую стабильность для всей группировки в целом.

Как и национальные бюджеты, единый бюджет ЕС формируется согласно определенным принципам, установленным  в финансовом регламенте Сообщества. Разработка финансовых регламентов, которые включают определение процедур составления и выполнения бюджета, а также правила предоставления и проверки отчетности, возложены на Совет. Предложенный Комиссией регламент должен быть утвержден Советом единогласно, после консультаций с Парламентом и получения заключения Палаты аудиторов. Действующий ныне регламент был принят в декабре 1977 г. и на протяжении четверти века в него вносились многочисленные дополнения и изменения. Последнее изменение было сделано Советом 9 апреля 2001 г и оно касается внутреннего контроля за исполнением бюджета ЕС. Принципы формирования единого бюджета следующие.

Принцип единства: согласно этому принципу все расходы и  доходы ЕС должны быть объединены в  единый бюджетный документ. В первые годы интеграции институты европейских  сообществ были независимыми и каждое имело собственный отдельный  бюджет. Европейское объединение  угля и стали (ЕОУС), учрежденное  Парижском договором 1951 г., обладало административным и операционным бюджетом; Римский договор 1957 г. устанавливал единый бюджет для Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС), а договор об образовании  Евратома – административный бюджет этой организации и бюджет на проведение НИОКР и инвестиционных программ. Наличие трех, а в некоторые  годы и до пяти отдельных бюджетов различных институтов европейских  сообществ создавало трудности  для осуществления эффективного контроля за использованием финансовых ресурсов. Процесс объединения бюджетных  инструментов начался в 1965 г. с подписанием  Договора о слиянии, по которому была создана единая Комиссия (вместо высших руководящих органов трех сообществ) и единый Совет. По этому договору в единый бюджет ЕЭС были включены административные бюджеты ЕОУС и  Евратома. К 1970 г. процесс объединения  бюджетных инструментов был завершен. Согласно Люксембургскому договору, подписанному 22 апреля 1970 г., в единый бюджет ЕЭС были включены расходы  Евратома на       НИОКР и инвестиционные программы. Таким образом, на сегодняшний момент существуют два бюджетных инструмента – единый бюджет ЕС и операционный бюджет ЕОУС, из которого финансируется проведение мероприятий в угольной и металлургической отраслях. Поскольку договор о создании ЕОУС истекает 23 июля 2002 г., было принято решение о том, что оставшиеся активы ЕОУС перейдут в распоряжение оставшихся сообществ, которые будет представлять Комиссия. При этом весь чистый доход, полученный от управления оставшимися средствами, будет направляться через единый бюджет ЕС на финансирование исследований и разработок в угольной и сталелитейной отраслях.  Не включаются в единый бюджет расходы по проведению отдельных мероприятий в области общей внешней политики и политики безопасности, внутренних дел и правосудия, кредитные и заемные операции сообщества, которые производятся в рамках договоров о ЕОУС, ЕЭС и Евратоме. Собственные бюджеты имеют Европейский фонд развития и различные Европейские агентства.

Принцип универсальности: этот принцип заключается в том, что  доходы, поступающие в единый бюджет, не должны направляться на финансирование конкретных бюджетных мероприятий. Бюджетные доходы образуют общий  фонд ЕС, из которого затем финансируются  все мероприятия. Все доходы и  расходы должны быть указаны в  едином бюджете в полном объеме.

Информация о работе Бюджетная политика ЕС