Бюджетная система государства и основные принципы её построения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение бюджетного устройства Республики Беларусь и разработка предложений по его совершенствованию.
Задачами работы являются:
рассмотрение понятия и сущности бюджетного устройства;
рассмотрение сущности бюджетной системы как основного элемента бюджетного устройства, а также принципов её построения;
анализ проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1 Понятие бюджетной системы и принципы его построения……………..
1.1 Бюджетное устройство…………………………………………………. 17
1.2 Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь………...
1.3 Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь ……
1.4 Республиканский бюджет – центральное звено бюджетной системы Республики Беларусь ……………………………………..………………..
2 Проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………..…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач бюджет.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный экономический 

университет»

 

 

 

 

Кафедра экономики и  управления

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Бюджетная система государства и основные принципы её построения в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

Студент

2 курса, МЗ ССО 90                                                                П. Э. Бобровская

 

 

 

Руководитель

(ассистент)                                                                                  Н.П. Винницкая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БОБРУЙСК 2011


РЕФЕРАТ

 

 

 

Курсовая работа: 31 с.,  17 источников,1 таблицы, 1 прил.

 

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И  ПРИНЦИПЫ  ЕГО ПОСТРОЕНИЯ, ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ.

 

Целью данной работы является рассмотрение бюджетного устройства Республики Беларусь и разработка предложений по его совершенствованию.

Задачами работы являются:

рассмотрение понятия и сущности бюджетного устройства,

рассмотрение сущности бюджетной  системы как основного элемента бюджетного устройства, а также принципов её построения;

анализ проблемы распределения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Данная работа базируется на законодательных  актах Правительства Республики Беларусь, теоретических исследованиях  и периодических изданиях, в которых затронут предмет нашего исследования. В работе используется статистическая информация о бюджетных показателях за последние годы в Республике Беларусь.

Автор подтверждает, что  весь аналитический материал правильно  и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

                                                                                                                                                   

 

                                                                                      _______________________

                                                                                          (подпись студента)

 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение………………………………………………………………………

4

1 Понятие бюджетной системы и принципы его построения……………..

1.1 Бюджетное устройство………………………………………………….

17


6

6

1.2 Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь………...

11

1.3 Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь ……

14

1.4 Республиканский бюджет – центральное звено бюджетной системы Республики Беларусь ……………………………………..………………..

17

2 Проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы…………………………………………………………..

19

Заключение……………………………………………………………………

24

Список использованных источников……………..…………………………

26

Приложение А. Закон Республики Беларусь « О бюджетной классификации  Республики Беларусь»……………………………………...

31


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Важным механизмом, позволяющим государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система, главное звено которой – бюджетная система. С помощью бюджета государство распределяет финансовые ресурсы.

При этом социально-экономическое значение бюджета заключается, прежде всего, в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Государственный бюджет является важнейшим инструментом политики любого государства, служит средством формирования и распределения государственных доходов и расходов. Бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения этих потребностей. Существование бюджета как особой категории правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей суммой расходов, классифицировать расходы по статьям и определять их относительную важность и срочность.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Таким образом, выбранная мною тема актуальна: бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.). В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетному устройству государства, так как сильное устойчивое регулирование денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства так и его граждан. При этом надёжная бюджетная система является одним из важнейших элементов бюджетного устройства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.Целью данной работы является рассмотрение бюджетного устройства Республики Беларусь и разработка предложений по его совершенствованию.

Задачами работы являются:

рассмотрение понятия  и сущности бюджетного устройства;

рассмотрение сущности бюджетной системы как основного  элемента бюджетного устройства, а также принципов её построения;

анализ проблемы распределения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

 

 

1 Понятие бюджетной системы и принципы его построения

 

 

    1. Бюджетное устройство

 

 

 консолидированный

Бюджетное устройство представляет собой совокупность таких элементов  как организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, совокупность бюджетных прав. В современных условиях бюджет представляет собой план формирования и использования финансового обеспечения задач и функций государства и местных органов самоуправления [4,c.41].

В соответствии с Законом  Республики Беларусь "О бюджетном  устройстве" мы перешли на самостоятельное построение бюджетов различных уровней власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах). В соответствии с Законом Республики Беларусь "О налогах и сборах" применяется способ долевого участия в использовании налоговых поступлений, сохраняющий механизм централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов, закрепляющий зависимость развития местной экономики от Центра и предполагающий субсидирование нижестоящих бюджетов [15, c.19].

В разных странах мира бюджетное устройство отличается.

Сосредоточение в государственном бюджете крупных денежных средств — необходимое условие осуществления эффективной финансовой политики государства. Это позволяет правительству производить огромные расходы на милитаризацию, содержание государственного аппарата управления, выплачивать проценты по государственным займам и погашать государственный долг, а также осуществлять возросшие социальные расходы. Централизация ресурсов дает возможность осуществлять маневрирование средствами, направлять их на приоритетные цели, на финансирование приоритетных направлений экономической и социальной инфраструктуры и стимулирует экономический рост.

 В государственный  бюджет направляются крупнейшие  доходы: подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, а также доходы от государственных займов, выпускаемых центральным, правительством. По расходам, напротив, наблюдается другая тенденция — увеличение удельного веса в общей сумме расходов бюджетной системы местных бюджетов, на которые правительство перекладывает значительную часть затрат на развитие экономической и социальной инфраструктуры, а также часть расходов на воспроизводство квалифицированной рабочей силы.

Местные бюджеты, как  и бюджет центрального правительства, используются для вмешательства в процесс воспроизводства. Местные самоуправления выполняют те функции государства, которые целесообразнее осуществлять на местах, а не из центра.

Система местных бюджетов также определяется государственным  устройством (федеративное или унитарное государство) и соответствующим административным делением. В 1960 — 1970 гг. во всех западных странах, произошел процесс укрупнения местных административных единиц и, следовательно, усиления централизации местных финансов.

Доходы местных бюджетов формируются, как правило, из второстепенных, в основном поимущественных налогов. В эти бюджеты поступают также отдельные акцизы и сборы. Помимо налогов местные органы власти получают доходы от муниципальной собственности в виде ренты от домов, доходы от водоснабжения, других коммунальных услуг, а также различные административные сборы и местные налоговые лицензии. Доходы бюджетов членов федерации также формируются в основном за счет налогов.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная  система. Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономические отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система — главное звено финансовой системы государства.

Бюджетная система Республики Беларусь включает республиканские  и местные бюджеты. Доходы бюджета  формируются за счёт налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счёт республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью. Согласно закону, в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития страны и соответствующих административно-территориальных единиц. Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты - решениями местных Советов депутатов. 

Принципиальное значение для финансового состояния государства имеет дефицит бюджета и источники его покрытия. Поэтому предельные размеры дефицита республиканского бюджета устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной год. При этом, начиная с 2004г., прекращено его эмиссионное кредитование Национальным банком. Сбалансированность же бюджетов административно- территориальных единиц рассматривается как  необходимое условие бюджетно-финансовой политики.

Кроме того, с учётом необходимости  контроля за долгом государства в  законе о бюджете на очередной финансовый год устанавливается размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь. [10, c.228].

Для определения единой бюджетной политики государства, отдельных  регионов, выявления определенных тенденций в развитии доходов, расходов государства самостоятельные бюджеты нижестоящего уровня включаются в статистический сводный бюджет регионов: района, города, области, республики в целом. На практике такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета. По существу он представляет собой свод нижестоящих территориальных уровней бюджета соответствующего административного образования, используемого в основном для анализа совокупных финансовых показателей целого региона или государства, а так же сбалансирования бюджетов соответствующей территории посредством регулирования доходными источниками. Консолидированный бюджет позволяет всесторонне изучать, а затем совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы и повышать эффективность использования бюджетных ресурсов. Так, к консолидированным бюджетам можно отнести бюджет республики, области, района и города, имеющего районное деление и соответственно бюджеты.

Наша бюджетная система  основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов. Он означает, что в стране имеется один бюджет, объединяющий все доходы и расходы, государства. Этот принцип обусловлен неделимой экономической и политической основой государства, что предопределяет проведение единой государственной финансовой политики. Организационное единство достигается, посредством использования единой законодательной базы, бюджетной классификации, а также общих форм бюджетной документации, статистической отчётности [15,c.20].

Однако единство не отрицает самостоятельности отдельных звеньев бюджетной системы, которая стала важнейшим принципом её построения. Самостоятельность означает, что республиканский и местные бюджеты всех уровней обеспечиваются своими доходами и правом их распределения. Каждый орган власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. Установлены чёткие права, разграничивающие распределение доходных источников и расходов между отдельными видами бюджетов. При этом расходы всех видов бюджетов определяются задачами социально- экономического развития данной территории, конкретными функциями, компетенцией соответствующего органа власти.

Требование единства дополняется принципом полноты, что предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Республике Беларусь.

Информация о работе Бюджетная система государства и основные принципы её построения в Республике Беларусь