Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 13:17, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение бюджетного устройства Республики Беларусь и разработка предложений по его совершенствованию.
Задачами работы являются:
рассмотрение понятия и сущности бюджетного устройства;
рассмотрение сущности бюджетной системы как основного элемента бюджетного устройства, а также принципов её построения;
анализ проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Введение………………………………………………………………………
1 Понятие бюджетной системы и принципы его построения……………..
1.1 Бюджетное устройство…………………………………………………. 17
1.2 Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь………...
1.3 Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь ……
1.4 Республиканский бюджет – центральное звено бюджетной системы Республики Беларусь ……………………………………..………………..
2 Проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………..…………………………
Главной целью второго пятилетия (2011-2015гг.) является обеспечение устойчивого экономического развития страны на основе повышения уровня благосостояния народа с приближением его к уровню экономически развитых европейских государств.
Основные задачи второго пятилетия:
-дальнейшее совершенствование структуры экономики за счёт ускоренного развития отраслей социально-культурного комплекса, наукоёмких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих экологически чистых производств;
-расширение рынков
сбыта в странах дальнего
-совершенствования механизмов
трансформации внутренних
-улучшение финансовых результатов работы государственных и приватизированных организаций, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;
-развитие рыночной
инфраструктуры, обеспечивающей быстрое
накопление и перелив
Реализация этих приоритетов позволит обеспечить преемственность стратегии социально- экономического развития Республики Беларусь, активизировать переход национальной экономики на инновационный путь развития и на этой основе существенно повысить уровень благосостояния народа.[14]
Таким образом, особенности как доходной, так и расходной части бюджета при переходе к рынку, во многом обусловлены теми трудностями, с которыми сталкивается государства при ломке старой системы: нехватки финансовых ресурсов, нарушении макроэкономических пропорций, незащищенности основной массы населения, низком уровне развития экономики.
В целом анализ бюджетной политики в республике за первые годы реформирования свидетельствует о том, что социальная направленность не препятствовала динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, патерналистская модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе бывшего Советского Союза. Социальная политика – сегодня консервативное звено, которое начинает тормозить рыночные реформы и экономическую динамику в стране. Расходы на социальные программы достигли огромной величины. Дальнейшее их увеличение создает угрозу устойчивости государственных финансов и перспективам экономического роста. При большом объеме социальных расходов остается высоким уровень бедности.
Таким образом, бюджет Республики Беларусь имеет четко очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапное достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь.
1.4 Республиканский бюджет – центральное звено бюджетной системы Республики Беларусь
Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства. Средства республиканского бюджета направляются в основном на: капитальные вложения по объектам, относящимся к республиканской собственности; природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами; мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения; другие общереспубликанские целевые программы; расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью; учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения; расходы по закладке и хранению госрезервов; содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел; финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы; погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним; образование резервного фонда Президента Республики Беларусь, резервного фонда Совета Министров, резерва Министра финансов и других целевых фондов и резервов; другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликанское значение.
При определении объема и направлений расходования средств республиканского бюджета учитываются экономическая ситуация в республике и политика государства. В частности, затраты на капитальные вложения включают и расходы по переформированию и конверсии военного производства. Предполагается существенно изменить порядок бюджетного финансирования капитальных вложений с учетом рыночных отношений, т. е. отказаться от их государственного финансирования в сфере материального производства. Однако в настоящее время полностью перейти на такой порядок невозможно, поскольку еще недостаточно четко работают структуры управления отраслями и в основном преобладает государственный сектор экономики.
Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию учреждений образования, культуры, здравоохранения, а также специальных программ и мероприятий по социальной защите населения.
Средства республиканского бюджета, предусмотренные на науку, направляются на проведение фундаментальных исследований, выполнение республиканских научно-технических программ и проектов. Для республики, провозгласившей у себя первоочередное развитие наукоемких отраслей, объем расходов на науку является недостаточным и требует привлечения дополнительных источников финансирования.
Доходы республиканского бюджета формируются за счет отчислений от акцизов; отчислений от налога на прибыль и доходы предприятий, объединений и организаций (кроме входящих в состав коммунальной собственности); отчисления от налога на добавленную стоимость; чрезвычайного налога для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; налога на экспорт; налога на недвижимость предприятий, объединений, организаций, относящихся к республиканской собственности; других налогов и неналоговых поступлений.
Вместе с тем, республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.
2 Проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.
Доходы и расходы государственного бюджета должны быть сбалансированы, однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает, а имеет место дефицит и профицит.
В последние годы размер дефицита консолидированного бюджета Республики Беларусь в процентах к ВВП колеблется в пределах 1 – 1,9%.
Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008 – 2010 гг. отражены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008 – 2010 гг. (в фактических ценах; млрд.руб.)
Показатель |
Годы | ||
2008 |
2009 |
2010 | |
Доходы консолидированного бюджета В том числе: Республиканского бюджета Местных бюджетов |
65 663
49052 23360 |
62808
46819 21988 |
48754
30270 27976 |
Расходы консолидированного бюджета В том числе: Республиканского бюджета Местных бюджетов |
63811
48131 23049 |
63766
46326 23446 |
52980
34282 28367 |
Дефицит(-), профицит(+) консолидированного бюджета В том числе: Республиканского бюджета Местных бюджетов |
+1852
+921 +311 |
-958
+493 -1458 |
-4226
-4012 -391 |
Примечание - Источник [17, с. 514].
Данные в таблице1 за 2010 год не включают средства фонда социальной защиты населения Министерсва труда и социальной защиты РБ.
В 2011 году планируется, что доходы консолидированного бюджета составят 54,5 трлн, в том числе республиканского бюджета 33,6 трлн. Расходы составят 60,5 трлн, в том числе республиканского бюджета 39,6 трлн.руб.
Из таблицы видно, что более половины всех централизованных ресурсов аккумулируется в республиканском бюджете, т.к. республиканский бюджет играет первостепенную роль в регулировании экономических процессов в государстве. (однако, это не умаляет роли местных бюджетов, которые являются финансовой базой местных органов власти).
Более четверти всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Удельный вес этих источников доходов республиканского бюджета составил 12,1 и 11,1% соответственно. Доходы государственных целевых бюджетных фондов занимали 28% в общем объеме бюджетных доходов, в том числе республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – 11,4%, дорожного фонда – 7,8%, инновационных фондов – 7,4%.
Из данных таблицы 1 мы видим, что в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, патерналистская модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе бывшего Советского Союза. Социальная политика – сегодня консервативное звено, которое начинает тормозить рыночные реформы и экономическую динамику в стране. Расходы на социальные программы достигли огромной величины. Дальнейшее их увеличение создает угрозу устойчивости государственных финансов и перспективам экономического роста. В таблице 1 видно, что в 2008 году доходы превышали расходы бюджета. Профицит составлял 1852 млрд.руб. начиная с 2009 года доходы консолидированного бюджета ниже, чем расходы. В 2010 году дефицит бюджета уже составил -4226 млрд.руб. В 2009 году он ещё составлял -958 млрд. руб. В 2011году мы видим, что расходы всё ещё превышают доходы. Дефицит бюджета составляет 3%.
Таким образом, особенности как доходной, так и расходной части бюджета РБ при переходе к рынку, во многом обусловлены теми трудностями, с которыми сталкивается государства при ломке старой системы: нехватки финансовых ресурсов, нарушении макроэкономических пропорций, незащищенности основной массы населения, низком уровне развития экономики.
В целом анализ бюджетной политики в республике за первые годы реформирования свидетельствует о том, что социальная направленность не препятствовала динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. ВВП в 2010 году фактически увеличился только на 7,6% против11-13% по прогнозу. В январе- августе 2011г. объём ВВП составил текущих ценах 155,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январём-августом 2010г. в сопоставимых ценах нам 9,1%.
Увеличению объёмов ВВП Беларуси содействовали следующие факторы:
- высокие темпы роста промышленности;
- восстановление грузооборота транспорта (108,7 и 89,7 в январе-декабре 2010г. и 2009г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года соответственно);
- активизация потребительского рынка республики;
- наращивание объёма инвестиций (116,6% в 2010г. против 104,7% в 2009г.).
За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы РБ, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета, а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.
Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности. Это относится и к межбюджетным отношениям, и ко всему бюджетному процессу, включая стадии формирования бюджетной политики, исполнения бюджета, учета и контроля, прозрачности бюджетов и процедур принятия бюджетных решений, управления долгом и активами. Принятие новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ» не решило всех назревших проблем повышения эффективности бюджетного процесса, особенно в части межбюджетных отношений. До сегодняшнего дня сохраняется широкое использование целевых бюджетных фондов и механизмов связанного кредитования как инструментов бюджетного финансирования.
– Хотя процесс исполнения
бюджетов заметно улучшился в
последнее время благодаря