Бюджетная система государства и основные принципы её построения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 13:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение бюджетного устройства Республики Беларусь и разработка предложений по его совершенствованию.
Задачами работы являются:
рассмотрение понятия и сущности бюджетного устройства;
рассмотрение сущности бюджетной системы как основного элемента бюджетного устройства, а также принципов её построения;
анализ проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1 Понятие бюджетной системы и принципы его построения……………..
1.1 Бюджетное устройство…………………………………………………. 17
1.2 Доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь………...
1.3 Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь ……
1.4 Республиканский бюджет – центральное звено бюджетной системы Республики Беларусь ……………………………………..………………..
2 Проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы…………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………..…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач бюджет.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Главной целью второго  пятилетия (2011-2015гг.) является обеспечение  устойчивого экономического развития страны на основе повышения уровня благосостояния народа с приближением его к уровню экономически развитых европейских государств.

Основные задачи второго  пятилетия:

-дальнейшее совершенствование  структуры экономики за счёт  ускоренного развития отраслей социально-культурного комплекса, наукоёмких ресурсосберегающих экспортоориентированных и импортозамещающих экологически чистых производств;

-расширение рынков  сбыта в странах дальнего зарубежья  путём повышения качества и  конкурентоспособности белорусских товаров, снижения издержек производства;

-совершенствования механизмов  трансформации внутренних накоплений  в инвестиции для приоритетных  отраслей и производств, более  широкое привлечение прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

-улучшение финансовых  результатов работы государственных и приватизированных организаций, позволяющих поддерживать высокий уровень научно-технического и производственного потенциалов;

-развитие рыночной  инфраструктуры, обеспечивающей быстрое  накопление и перелив капиталов  в приоритетные отрасли и производства.

Реализация этих приоритетов  позволит обеспечить преемственность  стратегии  социально- экономического развития Республики Беларусь, активизировать переход национальной  экономики  на инновационный путь развития и  на этой основе существенно повысить уровень благосостояния народа.[14]

Таким образом, особенности  как доходной, так и расходной  части бюджета при переходе к рынку, во многом обусловлены теми трудностями, с которыми сталкивается государства при ломке старой системы: нехватки финансовых ресурсов, нарушении макроэкономических пропорций, незащищенности основной массы населения, низком уровне развития экономики.

В целом анализ бюджетной  политики в республике за первые годы реформирования свидетельствует о  том, что социальная направленность не препятствовала динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, патерналистская модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе бывшего Советского Союза. Социальная политика – сегодня консервативное звено, которое начинает тормозить рыночные реформы и экономическую динамику в стране. Расходы на социальные программы достигли огромной величины. Дальнейшее их увеличение создает угрозу устойчивости государственных финансов и перспективам экономического роста. При большом объеме социальных расходов остается высоким уровень бедности.

Таким образом, бюджет Республики Беларусь имеет четко очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапное достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Республиканский бюджет – центральное звено бюджетной системы Республики Беларусь

 

 

Республиканский бюджет является одним из главных гарантов целостности государственного устройства республики как суверенного независимого государства. Средства республиканского бюджета направляются в основном на: капитальные вложения по объектам, относящимся к республиканской собственности; природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общереспубликанскими программами; мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; общереспубликанские программы по повышению жизненного уровня народа и меры по социальной защите населения; другие общереспубликанские целевые программы; расходы, связанные с внешнеполитической и внешнеэкономической деятельностью; учреждения и организации народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения республиканского подчинения; расходы по закладке и хранению госрезервов; содержание органов государственной власти и государственного управления, судов и прокуратуры, государственной безопасности и внутренних дел; финансирование обороны, пограничных войск и таможенной службы; погашение кредитов банка, выданных для погашения бюджетных расходов, государственного долга и уплаты процентов по ним; образование резервного фонда Президента Республики Беларусь, резервного фонда Совета Министров, резерва Министра финансов и других целевых фондов и резервов; другие мероприятия и программы, имеющие общереспубликанское значение.

При определении объема и направлений расходования средств республиканского бюджета учитываются экономическая ситуация в республике и политика государства. В частности, затраты на капитальные вложения включают и расходы по переформированию и конверсии военного производства. Предполагается существенно изменить порядок бюджетного финансирования капитальных вложений с учетом рыночных отношений, т. е. отказаться от их государственного финансирования в сфере материального производства. Однако в настоящее время полностью перейти на такой порядок невозможно, поскольку еще недостаточно четко работают структуры управления отраслями и в основном преобладает государственный сектор экономики.

Расходы на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию учреждений образования, культуры, здравоохранения, а также специальных программ и мероприятий по социальной защите населения.

Средства республиканского бюджета, предусмотренные на науку, направляются на проведение фундаментальных исследований, выполнение республиканских научно-технических программ и проектов. Для республики, провозгласившей у себя первоочередное развитие наукоемких отраслей, объем расходов на науку является недостаточным и требует привлечения дополнительных источников финансирования.

Доходы республиканского бюджета формируются за счет отчислений от акцизов; отчислений от налога на прибыль и доходы предприятий, объединений и организаций (кроме входящих в состав коммунальной собственности); отчисления от налога на добавленную стоимость; чрезвычайного налога для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; налога на экспорт; налога на недвижимость предприятий, объединений, организаций, относящихся к республиканской собственности; других налогов и неналоговых поступлений.

Вместе с тем, республиканский  бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной базы, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ.

 

2 Проблемы распределения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

 

 

 

Центральным звеном бюджетной  системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует  более половины бюджетных ресурсов государства, что определяется его  местом и ролью в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение.

Доходы и расходы  государственного бюджета должны быть сбалансированы, однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает, а имеет место дефицит и  профицит.

В последние годы размер дефицита консолидированного бюджета  Республики Беларусь в процентах к ВВП колеблется в пределах 1 – 1,9%.

Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008 – 2010 гг. отражены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Основные показатели консолидированного бюджета Республики Беларусь на 2008 – 2010 гг. (в фактических ценах; млрд.руб.)

Показатель

Годы

  2008

2009

2010

Доходы консолидированного бюджета

В том числе:

Республиканского бюджета

Местных бюджетов

65 663

 

49052

23360

62808

 

46819

21988

48754

 

30270

27976

Расходы  консолидированного бюджета

В том числе:

Республиканского бюджета

Местных бюджетов

63811

 

48131

23049

63766

 

46326

23446

52980

 

34282

28367

Дефицит(-), профицит(+) консолидированного бюджета

В том числе:

Республиканского бюджета

Местных бюджетов

+1852

 

+921

+311

-958

 

+493

-1458

-4226

 

-4012

-391


Примечание -  Источник [17, с. 514].

 

Данные в таблице1 за 2010 год  не включают средства фонда социальной защиты населения Министерсва труда  и социальной защиты РБ.

В 2011 году планируется, что  доходы консолидированного бюджета  составят 54,5 трлн, в том числе республиканского бюджета 33,6 трлн. Расходы составят 60,5 трлн, в том числе республиканского бюджета 39,6 трлн.руб.

Из таблицы видно, что более половины всех централизованных ресурсов аккумулируется в республиканском бюджете, т.к. республиканский бюджет играет первостепенную роль в регулировании экономических процессов в государстве. (однако, это не умаляет роли местных бюджетов, которые являются финансовой базой местных органов власти).

Более четверти всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Удельный вес этих источников доходов республиканского бюджета составил 12,1 и 11,1% соответственно. Доходы государственных целевых бюджетных фондов занимали 28% в общем объеме бюджетных доходов, в том числе республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – 11,4%, дорожного фонда – 7,8%, инновационных фондов – 7,4%.

Из данных таблицы 1 мы видим, что в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, патерналистская модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе бывшего Советского Союза. Социальная политика – сегодня консервативное звено, которое начинает тормозить рыночные реформы и экономическую динамику в стране. Расходы на социальные программы достигли огромной величины. Дальнейшее их увеличение создает угрозу устойчивости государственных финансов и перспективам экономического роста. В таблице 1 видно, что в 2008 году доходы превышали расходы бюджета. Профицит составлял 1852 млрд.руб. начиная с 2009 года доходы консолидированного бюджета ниже, чем расходы. В 2010 году дефицит бюджета уже составил -4226 млрд.руб. В 2009 году он ещё составлял -958 млрд. руб. В 2011году мы видим, что расходы всё ещё превышают доходы. Дефицит бюджета составляет 3%.

Таким образом, особенности  как доходной, так и расходной  части бюджета РБ при переходе к рынку, во многом обусловлены теми трудностями, с которыми сталкивается государства при ломке старой системы: нехватки финансовых ресурсов, нарушении макроэкономических пропорций, незащищенности основной массы населения, низком уровне развития экономики.

В целом анализ бюджетной  политики в республике за первые годы реформирования свидетельствует о том, что социальная направленность не препятствовала динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. ВВП в 2010 году фактически увеличился только на 7,6% против11-13% по прогнозу. В январе- августе 2011г. объём ВВП составил  текущих ценах 155,1 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январём-августом  2010г. в сопоставимых ценах нам 9,1%.

Увеличению объёмов  ВВП Беларуси содействовали следующие  факторы:

- высокие темпы роста  промышленности;

- восстановление грузооборота  транспорта (108,7 и 89,7 в январе-декабре 2010г. и 2009г. в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года соответственно);

- активизация потребительского  рынка республики;

- наращивание объёма  инвестиций (116,6% в 2010г. против 104,7% в 2009г.).

За прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы РБ, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета, а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

Несмотря на определенные достижения в направлении создания эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности. Это относится и к межбюджетным отношениям, и ко всему бюджетному процессу, включая стадии формирования бюджетной политики, исполнения бюджета, учета и контроля, прозрачности бюджетов и процедур принятия бюджетных решений, управления долгом и активами. Принятие новой редакции Закона РБ «О бюджетной системе в РБ» не решило всех назревших проблем повышения эффективности бюджетного процесса, особенно в части межбюджетных отношений. До сегодняшнего дня сохраняется широкое использование целевых бюджетных фондов и механизмов связанного кредитования как инструментов бюджетного финансирования.

– Хотя процесс исполнения бюджетов заметно улучшился в  последнее время благодаря становлению  казначейской системы, проблемы в этой области еще довольно велики. Казначейская система позволила упорядочить расходование средств в соответствии с ежегодно принимаемыми законами в основном на республиканском уровне за счет установления внутригодовых постатейных лимитов расходов, а также регистрации контрактов на поставку товаров и услуг, заключаемых бюджетополучателями. Усилен также текущий контроль за целевым расходованием средств бюджетными организациями. Однако в ряде случаев регулирующие эти процессы акты Министерства финансов не учитывают реальную экономическую ситуацию и в конечном итоге препятствуют эффективному расходованию средств.

Информация о работе Бюджетная система государства и основные принципы её построения в Республике Беларусь