Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:58, курсовая работа
Бюджетная политика – важнейший элемент экономический политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие бюджетно-налоговой политики 5
1.1 Вмешательство государства в бюджетно-налоговую политику 5
1.2 Направления совершенствования налоговой системы 7
2 Налоги 8
2.1 Функции налогов 8
2.2 Виды налогов, классификация 9
2.3 Тяжесть налогообложения. Кривая Лаффера 13
3 Государственные расходы 14
3.1 Государственные расходы и совокупный спрос 14
3.2 Воздействие фискальной политики на уровень ВНП 16
3.3 Мультипликатор государственных расходов 17
3.4 Действие фискальной политики в экстремальных ситуациях: классический случай и ликвидная ловушка 18
3.5 Дискреционная фискальная политика и встроенные стабилизаторы 19
3.6 Недискреционная фискальная политика 21
Заключение 23
Глоссарий 26
Список использованных источников 29
Приложения 30
2. Системы пособий по безработице и социальные выплаты.
Они также оказывают автоматическое антициклическое воздействие. Так, увеличение уровня занятости ведет к росту налогов, за счет которых финансируются пособия по безработице. При спаде производства увеличивается число безработных, что сокращает совокупный спрос. Однако одновременно растут и суммы выплат пособий по безработице. Это поддерживает потребление, замедляет падение спроса и, следовательно, противодействует нарастанию кризиса. В таком же автоматическом режиме функционируют системы индексации доходов, социальных выплат. Существуют и другие формы встроенных стабилизаторов: программы помощи фермерам, сбережения корпораций, личные сбережения и т.д.
Встроенные стабилизаторы смягчают изменения в совокупном спросе и тем самым помогают стабилизировать выпуск национального продукта. Именно благодаря их действию изменилось развитие экономического цикла: спады производства стали менее глубокими и более короткими. Раньше это было невозможно, так как налоговые ставки были ниже, а пособия по безработице и социальные выплаты незначительны (Приложение Ж).
Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг. Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.
Подводя итоги рассмотрения бюджетно-налоговой политики, можно сделать выводы, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.
Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.
В настоящее время бюджетно-налоговая политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.
Однако не во всех странах бюджетно-налоговая политика способна обеспечить стабильное поступление денежных средств в государственную казну. Ряду стран приходится сталкиваться с таким явлением, как бюджетный дефицит. В настоящее время очень насущной является проблема государственного долга. Меры фискальной политики не всегда успешны. Порой они сопровождаются обременительными проявлениями, могут даже препятствовать стабилизации национальной экономики. Иногда это неизбежные болезни роста, а конечный результат будет благотворным.
Необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.
Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов бюджетно-налоговой политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования государством экономических рычагов регулирования.
Налоговая система России довольно молода. Концепция ее построения базировалась на отказе от идеи отмены налогов, на формировании целостной системы, охватывающей обложение доходов, имущества и потребления и способствующей становлению рыночных отношений. Вместе с тем она базировалась в основном на зарубежном опыте, так как в период ее создания отечественного опыта налогообложения в условиях перехода от государственной экономики к рыночной не было. Поэтому к настоящему времени в РФ сложилась налоговая система, которая не может считаться окончательной и постоянно находится в процессе развития.
Подводя итоги можно отметить, что проблема налогообложения, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и процветающему образу жизни всех субъектов государства.
На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.
Также отмечается, что через налоговую политику и бюджетное финансирование предоставляется возможность влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса.
Изучение источников формирования государственного бюджета, а также факторов, влекущих за собой дефицит бюджета, является одной из важнейших задач ряда государственных институтов. Также рациональное использование государством своего бюджета ведёт к повышению уровня жизни населения.
№ п\п |
Наименование понятия |
Содержание |
1 |
Бюджетно-налоговая, или фискальная политика |
Набор инструментов, с помощью которых правительство воздействует на темпы экономического развития страны путем изменения доходов хозяйствующих субъектов |
2 |
Валовой национальный продукт |
Агрегированный макроэкономический показатель, включающий стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год, в том числе конечную стоимость продукции, произведенную гражданами страны за границей, по исключая стоимость конечной продукции, произведенной в данной стране иностранцами |
3 |
Государственные расходы |
Расходы правительства по финансированию его деятельности и регулированию экономического развития страны |
4 |
Государственный бюджет страны |
Ведущее звено финансов государства, план доходов и расходов государства, с его помощью государство осуществляет территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта |
5 |
Кривая Лаффера |
Линия, отражающая величину дохода правительства от сбора налогов в зависимости от величины налоговой ставки |
6 |
Ликвидная ловушка |
Указывает предел, ниже которого банковская процентная ставка опуститься не может, независимо от изменения объема денежной массы |
7 |
Макроэкономика |
Наука, изучающая экономику страны в целом, а также процессы, затрагивающие интересы большинства хозяйствующих субъектов |
8 |
Мультипликатор государственных расходов |
Показатель, выражающий степень изменения валового продукта (совокупных расходов) в зависимости от изменения величины государственных расходов |
9 |
Мультипликатор налоговый |
Показатель, характеризующий степень изменения совокупного спроса в зависимости от изменения величины налога |
10 |
Налог |
Платеж, осуществляемый хозяйствующим субъектом государству, который не предусматривает непосредственного получения каких-либо благ взамен |
11 |
Прямые налоги |
Налоги, взимаемые непосредственно с владельцев имущества, получателей дохода |
12 |
Трансфертные платежи |
Безвозмездные выплаты государства населению по социальному страхованию, платежи процентов владельцам вкладов и государственных облигаций и другие выплаты, связанные с перераспределением части средств, мобилизованных в государственный бюджет |
1 |
Налоговый Кодекс РФ. |
2 |
Комментарии к Налоговому Кодексу РФ – 6 издание. |
3 |
Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов под ред. проф. Поляка. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 406 с. |
4 |
Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. А.М.Бабич, Л.Н.Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2007 – 687 с. |
5 |
Казначейская система |
6 |
Макроэкономика: М.К. Бункина, А.М. Семёнов. – М.: «Дело и Сервис», 2000г. |
7 |
Макроэкономика: И.Р. Бугаян. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000г. |
8 |
Макроэкономика: Ивашевский С.Н Учеб. – 2-е изд., испр., доп. – М.:Дело, 2002. – 472 с. |
9 |
Макроэкономика: Учеб. Пособие под редакцией Л.П.Зеньковой – Мн.: Новое знание, 2002 – 472с. |
10 |
Управление бюджетом. Курс лекций. М.М. Бышегородцев. – М.: Дело и сервис, 2006. – 340с. |
11 |
Финансово-кредитный |
12 |
Финансы: Учебник для вузов. П.И. Вахрин, Ф.С. Нешитой. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000г. |
13 |
Финансы: Практ. пособ. Л.А. Ханкевич. – Мн.: «Молодёжное научное общество», 2000г. |
14 |
Экономическая теория Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учеб.для вузов. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, изд-во «Питер», 2000. – 544 с. |
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
Д |
|
Е |
|
Ж |
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации