Бюджетно-налоговая политика : цели, виды, проблемы и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Одними из наиболее важных целей данной курсовой работы являются описание целей и инструментов бюджетно-налоговой политики, инфляционных и неинфляционных способов финанcирования бюджетного дефицита. Также внимание будет уделено динамике налоговых поступлений в федеральный бюджет, выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….... . . . . . . . . . 2
Глава 1. Бюджетно-налоговая политика. . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . . . 4
Цели бюджетно-налоговой политики . . . . . . . . . . . . . ……. . . . . . 4
Инструменты бюджетно-налоговой политики . . . . . . . ……. . . . . 4
Виды фискальной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . 6
Глава 2. Налоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . 8
Виды налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……... . . . . 8
Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . .11
Налоговый мультипликатор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . .15
Глава 3. Диcкреционная и недиcкреционная фискальная политика….. 17
Диcкреционная фискальная политика. . . . . . . . . . . . . . . …… . . . 17
Недискреционная фискальная политика. . . . . . . . . …… . . . . . . . 18
Классификация налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . 20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . 22
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .... . . . . 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая,Гусейнова.docx

— 138.54 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Российский  экономический  университет  им. Г.В. Плеханова»

Общеэкономический  факультет

Кафедра  политической экономии

 

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

     

    по дисциплине «Макроэкономика»

     

  • на тему:

  •  

    «Бюджетно-налоговая политика : цели, виды, проблемы и последствия»

     

     

     

    Выполнила студентка группы 9103

    очной формы обучения

    Гусейнова Шабнам

                                                                                                          Научный руководитель:

    к.э.н., доцент, Осипов В.С.  

     

     

                                                               Москва – 2014

                                           Содержание.

                                                                                                                                 Стр.

    Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….... . . . . . . . . . 2

    Глава 1. Бюджетно-налоговая политика. . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . . .  4

      1. Цели бюджетно-налоговой политики . . . . . . . . . . . . . ……. . . . . .  4
      2. Инструменты бюджетно-налоговой политики . . . . . . . ……. . . . .  4
      3. Виды фискальной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . .  6

    Глава 2. Налоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . 8

      1. Виды налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……... . . . . 8
      2. Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . .11
      3. Налоговый мультипликатор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . .15

    Глава 3. Диcкреционная и недиcкреционная фискальная политика….. 17

      1. Диcкреционная фискальная политика. . . . . . . . . . . . . . . …… . . .  17
      2. Недискреционная фискальная политика. . . . . . . . . …… . . . . . . .  18
      3. Классификация налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . 20

    Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . 22

    Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .... . . . . 24

     

     

     

     

     

     

    Введение.

    Главными средствами перераспределения доходов и не менее важными орудиями государственного регулирования экономики две тесно связанные между  собой категории  -  бюджет и налоги. Поэтому в настоящее время зачастую можно услышать о бюджетно-налоговой политике (сфере, системе, отношениях и т.д.). Иногда вместо термина «бюджетно-налоговый» используется его синоним «фискальный» (от лат. fiscus - государственная казна и fiscalis - относящийся к казне).

    Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что бюджет и налоги, как основные формы осуществления финансовой деятельности государства, имеет первостепенное значение для всех сфер государственной жизни. В ходе осуществления любых государственных функций возникают вопросы: в каком объеме, когда и каким образом будут выделены средства и произойдут необходимые платежи для реализации публичных задач. Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна еще и потому, что состояние экономики нашей страны на сегодняшний день наиболее неустойчиво, и от того, как правительcтво будет осуществлять фискальную политику зависит судьба каждого гражданина и судьба всей страны в целом. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, «отсекая» ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым, создавая лучшие условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

    Одними из наиболее важных целей данной курсовой работы являются описание целей и инструментов бюджетно-налоговой политики, инфляционных и неинфляционных способов финанcирования бюджетного дефицита. Также внимание будет уделено динамике налоговых поступлений в федеральный бюджет, выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.

    Эти цели я буду реализовать путем решения следующих задач:

    1. Изучить исторический аспект становления налоговой системы;
    2. Характеризовать принципы построения налоговой системы;
    3. Анализировать текущее состояние налоговой системы РФ и проводимую государством фискальную политику.

    Объектом исследования является непосредственно вся бюджетно-налоговая сфера.

    В данной курсовой работе мною выделены четыре раздела, по которым будет осуществляться раскрытие темы.

    В первом разделе будут рассмотрены важные составляющие бюджетно-налоговой политики в целом, во втором – внимание уделяется непосредственно налогам,  в третьем разделе будут рассмотрены такие процессы, как дискреционная и недискреционная фискальная политика. Четвертый раздел будет, в основном, посвящен налоговой системе Российской Федерации.

     

     

     

     

     

     

     

     

         1. Бюджетно-налоговая политика.

    1. Цели бюджетно-налоговой политики.

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - политика государства в области налогообложения и государственных расходов с целью обеспечения стабильной экономической системы и полной занятости ее ресурсов.

    Целями бюджетно-налоговой политики как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение:

      1. стабильного экономического роста;
      2. полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
      3. стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции);
      4. устойчивый рост национального дохода страны.

     

    1. Инструменты бюджетно-налоговой политики.

    Основной рычаг бюджетно-налоговой политики государства — изменение налоговых ставок в соответствии с целями руководства страны. Процесс влияния налогов на объем ВНП происходит не без помощи механизма налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики — изменение государственных расходов. Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, аналогичное инвестициям, и, подобно инвестициям, обладают мультипликационным эффектом( Подробнее о мультипликационном эффекте и налоговом мультипликаторе в гл.3, п.3)

    Государства по-разному строят свою бюджетную политику и принимают различные концепции. Основные из них:

    1. концепция ежегодно балансируемого бюджета;
    2. концепция балансирования бюджета в ходе экономического цикла;
    3. концепция функциональных финансов.

    Инструментами бюджетно-налоговой (фискальной) политики являются:

    1. размеры налоговых ставок;
    2. налоговые преференции;
    3. государственные расходы (трансфертные платежи и проч.).

     

    Различный инструментарий по-разному воздействует на экономику. Государственные закупки образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. В свою очередь, инструментом отрицательного влияния на совокупные расходы являются налоги. Тот или иной налог означает уменьшение размеров имеющегося дохода. Уменьшение имеющегося дохода, следовательно, приводит к сокращению расходов потребителя и его сбережений. Подобно частным расходам, и госзакупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид государственных расходов - трансфертные платежи.

    Трансфертные платежи – это безвозмездные государственные выплаты населению по социальному страхованию, платежи процентов владельцам вкладов и государственных облигаций, и выплаты, связанные с перераспределением части средств, мобилизованных в госбюджет.

    В основном, существует три формы трансфертных платежей:

    1. субсидии для ЧП;
    2. выплаты по госдолгу;
    3. государственные выплаты на социальные нужды.

    Они не входят в ВНП, но включаются в личный и располагаемый доходы. Трансфертные платежи косвенно оказывают влияние на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств.

    3.Виды фискальной политики

    В зависимости от фазы экономического цикла, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

    1. стимулирующую;
    2. сдерживающую.

    Стимулирующая фискальная политика на производстве основывается на снижении налогов и увеличении госрасходов. Для краткосрочного цикла она благоприятна, потому что смягчает экономический цикл, но в долгосрочном периоде понижение налога может привести к стимулированию экономического роста.

    Примером может служить история экономического развития стран мира в 80-х годов , когда налоговые реформы в продвинутых странах, путем которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали экономическому росту.

    Для снижения темпа инфляции правительство зачастую реализует сдерживающую фискальную политику, направленную на сокращение правительственных закупок или на рост чистых налогов

    Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессивного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов).

    Ее инструментами выступают:

    1. увеличение государственных закупок;
    2. снижение налогов;
    3. увеличение трансфертов.

    Сдерживающая фискальная политика используется при буме ( перегреве экономики). Одними из целей являются сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции. Такая политика в краткосрочном периоде нацелена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.

    Ее инструментами являются:

    1. сокращение государственных закупок;
    2. увеличение налогов;
    3. сокращение трансфертов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Налоги.

    1. Виды налогов

    Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в виде части принадлежащих им денежных средств. Налоги служат основным источником доходов государства, которое в свою очередь расходует их на благо населения страны.

    В настоящее время, в основном, существует два основных вида налогов: прямой и косвенный. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество.

    К прямым налогам можно отнести:

    1. Реальные (поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги);
    2. Личные (подоходный, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений, имущественный, подушный).

     

    Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству.

    К косвенным налогам можно отнести:

    1. Акцизы:
      1. Индивидуальный:
              • На пиво,
              • На сахар,
              • На бензин и т.д.
      1. Универсальный (налог с оборота):

    Информация о работе Бюджетно-налоговая политика : цели, виды, проблемы и последствия