Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 00:02, курсовая работа
Одними из наиболее важных целей данной курсовой работы являются описание целей и инструментов бюджетно-налоговой политики, инфляционных и неинфляционных способов финанcирования бюджетного дефицита. Также внимание будет уделено динамике налоговых поступлений в федеральный бюджет, выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….... . . . . . . . . . 2
Глава 1. Бюджетно-налоговая политика. . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . . . 4
Цели бюджетно-налоговой политики . . . . . . . . . . . . . ……. . . . . . 4
Инструменты бюджетно-налоговой политики . . . . . . . ……. . . . . 4
Виды фискальной политики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . 6
Глава 2. Налоги. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………. . . . 8
Виды налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……... . . . . 8
Функции налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . .11
Налоговый мультипликатор. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . .15
Глава 3. Диcкреционная и недиcкреционная фискальная политика….. 17
Диcкреционная фискальная политика. . . . . . . . . . . . . . . …… . . . 17
Недискреционная фискальная политика. . . . . . . . . …… . . . . . . . 18
Классификация налогов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….. . . . . 20
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ….. . . . . . . . . 22
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .... . . . . 24
В РФ принято разделять налоги на три уровня:
Государственные налоги взимаются центральным правительством и зачисляются в федеральный бюджет. К ним относятся НДФЛ, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т.д. Региональные налоги находятся в ведомости субъектов федерации. А местные налоги устанавливаются и взимаются местными органами власти . Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.
Налоги по их использованию подразделяются на:
Виды налогов можно разделить по субъекту на:
Виды налогов по принципу целевого использования:
Налог, имеющий целевой характер, называют маркированным. В пример маркированных налогов можно привести различные платежи по фондам: пенсионному, дорожному, медицинского страхования и т.д.
Остальные налоги считаются немаркированными. Преимущество немаркированных налогов заключается в том, что они обеспечивают гибкость бюджетной политики — они могут расходоваться по усмотрению государственного органа по тем направлениям, которые он считает необходимым.
По характеру взимания налоговой ставки налоги можно разделить на:
Прогрессивными, в основном, бывают подоходные налоги. Индивид вынужден отдавать все большую часть своего дохода с течением его роста. Как правило, при подоходном налоге устанавливается прогрессивная шкала. Регрессивные налоги же означают, что их доля выше в доходе более бедной части населения. Регрессивный характер налога проявляется в том случае, если налог установлен в фиксированном размере на единицу товара. Тогда доля взимаемого налога в доходе будет выше у того покупателя, чей доход меньше.
Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она свойственна всем государствам во все времена их существования и развития. С помощью данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, соответственно, является более широким определением, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Но осуществление фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостатке налоговых поступлений и невозможности сокращения госрасходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. В основном, это обращение к внутренним и внешним федеральным, региональным, местным займам. Размещение займов ведет к образованию госдолга.
Но обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем путем повышения налоговых ставок и введения новых налогов. Вместе с тем рост налогового давления может вызвать усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что приведет к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а соответственно, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: большие масштабы выпуска ГКО повлекли за собой девальвацию рубля и дефолт в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г. Так, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, падает, потому что размеры поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величин доходов плательщиков.
Регулирующая функция имеет особую цель в условиях антикризисного регулирования, воздействия государства на экономические и социальные процессы. Эта функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.
Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, выделяют три вида:
Изъятия — это налоговая льгота, которая направлена на выведение из-под налогообложения отдельных объектов.
Скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Со стороны налогов на прибыль организаций, скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Другими словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством.
Под налоговым кредитом понимается льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.
В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:
Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных, а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К таким налогам и сборам относят:
Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.
Социальная функция налогов непосредственно связана с фискальной и регулирующей функциями путем условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Так, больший размер налога взимается с обеспеченных слоев населения, и значительная доля этих налогов должна в виде социальной помощи переходить к малоимущим слоям населения.
В число конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, прописанных в части второй НК РФ, относятся: страховые платежи; вместе с этим, применительно к налогу на доходы физ. лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается с повышенными ставками.
Значение социальной функции налогов резко растет в период экономического кризиса, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это, в основном, связано с несовершенством налогового законодательства.
Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:
Контрольная функция налогов реализует предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в образовании и распределении доходов различных экономических субъектов. Благодаря данной функции можно оценить эффективность каждого канала налогов и «налогового пресса» в целом. Также выявляется нуждаемость внесения каких-либо изменений в налоговую систему и государственную налоговую политику.
Отмечу, что контрольную функцию налогов было бы неверно сопоставлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), который осуществляется путем налоговых и таможенных органов, государственных внебюджетных фондов. Задача вышеперечисленных ведомств — контролировать соблюдение налогового законодательства путем налоговых проверок в различного вида формах.
По моему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется только при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Основное значение здесь будет иметь разработка системы налогообложения юрлиц и физлиц, устанавливающая соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.
Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в таком определенном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога одна, но практические формы ее воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.
Говоря о налогах, конечно, стоит выделить такое понятие, как налоговый мультипликатор.
Налоговый мультипликатор – это такой макроэкономический показатель, который показывает зависимость между объемом выпуска и изменением налогов. Следует отметить, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное.
Соответственно, чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.
Отсюда следует:
Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:
Информация о работе Бюджетно-налоговая политика : цели, виды, проблемы и последствия