Бюджеты РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:07, доклад

Краткое описание

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики.

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджеты РФ.docx

— 20.29 Кб (Скачать файл)

Бюджеты РФ

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который  утверждается Федеральным Собранием  в виде федерального закона. Федеральный  бюджет – это основное средство перераспределения национального  дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны  для регулирования экономического и социального развития нашей  страны и реализации ее политики. Его  функцией является финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием  научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

Средства федерального бюджета  – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений  в сфере производства, освоения новых  комплексов для производства.

В развитии искусства, средств массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности федеральный  бюджет играет основную роль.

Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями  от целевых бюджетных фондов.

Статьей доходов федерального бюджета  являются налоговые доходы, к которым  относятся:

1) федеральные налоги и сборы,  перечень и ставки указаны  в налоговом законодательстве  РФ, а пропорции их перераспределения  в различных уровнях бюджетной  системы РФ утверждаются Федеральным  законом о федеральном бюджете  на определенный финансовый год;

2) государственная пошлина в  соответствии с законодательством  РФ;

3) таможенные пошлины, таможенные  сборы и т. д.

К налоговым доходам также относятся:

1) доходы от пользования имуществом, которое находится в собственности  у государства;

2) доходы от платных услуг,  которые оказывают бюджетные  учреждения;

3) доходы от реализации имущества,  которое находится в собственности  у государства;

4) доходы от внешнеэкономической  деятельности;

5) доходы от реализации государственных  запасов и резервов;

6) прибыль Банка России –  по нормативам, установленным федеральными  законами;

7) часть прибыли унитарных предприятий,  которая остается после уплаты  налогов и других обязательных  платежей. Основным источником доходов  федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В  федеральный бюджет поступают  такие виды налогов, как: налог  на добавленную стоимость и  акцизы, составляющие около 40 % от  общего дохода бюджета, налог  на прибыль (около 10 %), налоги  на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции (около 8 %) (основное место  в их числе занимают импортные  пошлины). Остальную часть образуют  подоходный налог с физических  лиц, налог на имущество, платежи  за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной  собственности, от внешнеэкономической  деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства.

Поступления от целевых бюджетных  фондов – это около 11 % (Федеральный  экологический фонд, Федеральный  дорожный фонд и т. д.).

В соответствии с законодательством  РФ, из федерального бюджета финансируются  следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента  РФ, Центральной избирательной комиссии  РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной  палаты РФ, федеральных органов  исполнительной власти и их  территориальных органов;

2) национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонных отраслей  промышленности;

3) функционирование федеральной  судебной системы;

4) осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

5) фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и  морского;

7) государственная поддержка атомной  энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  федерального масштаба;

9) исследование и использование  космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся  в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

11) финансовая поддержка субъектов  РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности;  обслуживание и погашение государственного  долга РФ;

14) компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и других социальных выплат, подлежащих  финансированию за счет средств  федерального бюджета;

15) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов  в РФ;

17) федеральная инвестиционная  программа; обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней.

Средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий  регионального и местного назначения.

Спецификой федерального бюджета  является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные  исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий  стихийных бедствий.

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения  общегосударственных средств.

Региональные бюджеты – центральное  звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового  обеспечения задач, лежащих на государственных  органах управления субъекта РФ.

Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

В последнее время наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов.

Роль региональных бюджетов усиливается.

С помощью региональных бюджетов государство  проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального  развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных  и других условий отстали в  своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы: региональных бюджетов формируются за счет собственных  и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие  региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество предприятий;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся  доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов  РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых  бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной  власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы – это отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты  субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления использования  средств региональных бюджетов:

1) обеспечение функционирования  органов законодательной и исполнительной  власти субъектов РФ;

2) обслуживание и погашение государственного  долга субъектов РФ;

3) проведение выборов и референдумов  в субъектах РФ;

4) обеспечение реализации региональных  целевых программ;

5) формирование государственной  собственности субъектов РФ;

6) осуществление международных  и внешнеэкономических связей  субъектов РФ;

7) содержание и развитие предприятий,  учреждений и организаций, находящихся  в ведении органов государственной  власти субъектов РФ;

8) обеспечение деятельности средств  массовой информации субъектов  РФ;

9) оказание финансовой помощи  местным бюджетам;

10) обеспечение осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых  на муниципальный уровень;

11) компенсация дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти субъектов РФ, приводящих  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  местных бюджетов. Первое место  в расходах занимают ассигнования  на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство,  транспорт, дорожное хозяйство,  связь, и др.).

Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов  составляют примерно 8 %.

Местные бюджеты – это третий уровень бюджетной системы РФ.

Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных  на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными  имущественными и финансово-бюджетными правами.

Местные бюджеты – один из главных  каналов доведения до населения  конечных результатов производства. Через них общественные фонды  потребления распределяются между  отдельными группами населения, из них  финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции и услуги).

Местные бюджеты выполняют следующие  функции:

1) формируют денежные фонды,  которые являются финансовым  обеспечением деятельности местных  органов власти;

2) распределяют и используют  эти фонды между отраслями  хозяйства;

3) контролируют финансово-хозяйственную  деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим  органам власти.

Местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач имеют большое  значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов.

В состав собственных доходов местных  бюджетов входят:

1) местные налоги и сборы:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследство или дарение;

д) местные лицензионные сборы;

2) доходы от приватизации, в том  числе:

а) доходы от приватизации объектов государственной  и муниципальной собственности;

б) доходы от продажи земли;

в) доходы от продажи квартир гражданам;

3) средства обязательного медицинского  страхования, средства внебюджетных  и отраслевых фондов.

В главные регулирующие доходы местных  бюджетов входят отчисления:

1) от налога на добавленную  стоимость;

2) от акцизов;

3) от налога на прибыль предприятий;

4) от подоходного налога с  физических лиц.

Из местных бюджетов финансируются  функциональные расходы, которые включают в себя расходы на:

1) содержание органов местного  самоуправления;

2) формирование муниципальной собственности  и управление ею;

3) организация, содержание и  развитие учреждений образования,  здравоохранения, культуры;

4) средств массовой информации, других учреждений, находящихся  в муниципальной собственности;

5) содержание муниципальных органов  охраны общественного порядка;

6) организация, содержание и  развитие муниципального жилищно-коммунального  хозяйства;

7) содержание мест захоронения,  находящихся в ведении муниципальных  органов;

Информация о работе Бюджеты РФ