Бюджет РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования данной темы, состоит в том, что бюджетная система является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Бюджет государства играет значительную роль в регулировании экономики. Он должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Вложенные файлы: 1 файл

Byudzhet_RF.doc

— 659.00 Кб (Скачать файл)

Принцип разграничения доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов  бюджетов между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации означает закрепление, в соответствии с законодательством Российской Федерации, доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов, бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной  власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические лица и физических лиц не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий (ст. 30 БК РФ).

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

1) право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

2) право и обязанность  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

3) право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления устанавливать, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления, в соответствии с БК РФ, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

5) недопустимость введения  в действие в течение текущего  финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

6) недопустимость изъятия  дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов, и др. (ст. 31 БК РФ).

Принцип полноты  отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ).

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

1) субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

2) средств целевых иностранных  кредитов (заимствований);

3) добровольных взносов,  пожертвований, средств самообложения  граждан;

4) расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

5) расходов бюджета, осуществляемых  за пределами территории Российской  Федерации;

6) отдельных видов неналоговых  доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года (ст. 35 БК РФ).

Принцип прозрачности (открытости) означает:

1) обязательное опубликование  в средствах массовой информации  утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения  бюджетов, а также доступность  иных сведений о бюджетах по  решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

2) обязательную открытость  для общества и СМИ проектов  бюджетов, внесенных в законодательные  (представительные) органы государственной  власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

3) стабильность и (или)  преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (ст. 36 БК РФ).

Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований означает, что определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов совершаются в соответствии с едиными принципами и требованиями, определяемыми БК РФ.

Договоры и  соглашения между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами государственной  власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

1.3 Структура бюджетной системы Российской Федерации

Основу бюджетной  политики Российской Федерации составляет бюджетная система. Бюджетная система России — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ) [1].

В бюджетную систему России, как  федеративного государства, входят бюджеты трех уровней(рис 1.1), являясь ее самостоятельными частями:

  1. федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов, в число которых входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

Рис. 1.1. Структура  бюджетной системы РФ.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты [18, с.19].

Федеральный бюджет является ведущим  звеном в бюджетной системе, денежные средства которые используются для реализации целей и задач, стоящих перед государством.

Бюджет субъекта Российской Федерации  и местный бюджет – формы образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.

Обособленную группу в структуре  бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это  свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Итак, государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

 

2. Социально-экономическая характеристика бюджетных отношений РФ

2.1 Анализ структуры целевых поступлений в бюджеты бюджетной системы

Объем и динамика изменения объема субсидий в доходах  бюджетов территорий характеризуют  процессы централизации, происходящие в бюджетной системе, поскольку  де-факто определяют объемы и способы  исполнения собственных расходных  полномочий публично-правовых образований - получателей субсидий.

Обратной стороной процессов централизации бюджетных  расходов является их децентрализация, что может быть отслежено по динамике налоговых и неналоговых доходов (за вычетом доходов целевых бюджетных  фондов), а также дотаций.

Преобладание  субвенций в доходах бюджетов территорий является проявлением деконцентрации расходов в бюджетной системе страны, т.е. процессов передачи отдельных полномочий на места без права принятия самостоятельного решения по существу реализуемого полномочия.

Принимая во внимание особенности организации бюджетного устройства и управления городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, величину их бюджетов, на наш взгляд, дальнейший анализ целесообразно проводить без учета показателей по указанным территориям.

Также следует отметить, что высокий удельный вес целевых доходов и их устойчивый рост в бюджетах территорий де-факто нивелируют один из постулатов бюджетной системы РФ - принцип общего совокупного покрытия расходов бюджетов, не допускающего привязки расходов к определенным доходам, за исключением субсидий и субвенций и т.п.

Однако в  настоящее время удельный вес  целевых поступлений настолько  велик, что исключения становятся правилом, в результате де-факто складывается новый принцип бюджетной системы  РФ - принцип "бюджетного централизма".

Анализ структуры  целевых поступлений в бюджеты  бюджетной системы представлен  в табл.

 

Таблица 1

 

Структура целевых поступлений в бюджеты

бюджетной системы РФ в 2007 - 2013 гг.

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

  2013   
(план)

                Удельный вес субвенций в доходах  бюджетов:              

Субъектов РФ <*>

  3,8%

  6,1%

  4,2%

  6,7%

  8,6%

  6,5%

   5,0%

Городских округов    

24,6%

17,0%

17,6%

20,0%

20,0%

20,3%

  27,0%

Муниципальных районов 

36,4%

26,9%

30,7%

34,7%

34,5%

33,2%

  40,6%

Поселений            

14,4%

13,0%

  4,1%

  3,3%

  2,6%

  2,5%

   2,4%

          Удельный вес субсидий и иных целевых безв. поступлений          
                           в доходах бюджетов:                          

Субъектов РФ <*>

  9,0%

11,2%

16,4%

19,6%

14,4%

15,9%

  11,4%

Городских округов    

12,9%

21,4%

20,4%

21,1%

20,7%

21,3%

  19,4%

Муниципальных районов 

11,7%

26,0%

23,5%

22,4%

22,2%

24,3%

  21,5%

Поселений            

11,5%

19,8%

31,3%

31,3%

38,6%

32,4%

  31,8%

     Удельный  вес доходов целевых бюджетных  фондов в доходах бюджетов   

Субъектов РФ <*>

           

8 - 9%

         ВСЕГО: удельный вес целевых  доходов в доходах бюджетов:        

Субъектов РФ <*>

12,8%

17,3%

20,6%

26,2%

23,0%

22,4%

25 - 26%

Городских округов    

37,5%

38,5%

38,0%

41,1%

40,7%

41,6%

  46,4%

Муниципальных районов 

48,2%

52,9%

54,3%

57,1%

56,7%

57,6%

  62,1%

Поселений            

25,8%

32,8%

35,5%

34,7%

41,1%

 34,9%

  34,3%

Информация о работе Бюджет РФ