Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 17:24, курсовая работа
Актуальность исследования данной темы, состоит в том, что бюджетная система является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Бюджет государства играет значительную роль в регулировании экономики. Он должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление, в соответствии с законодательством Российской Федерации, доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов, бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические лица и физических лиц не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий (ст. 30 БК РФ).
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
1) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
2) право и обязанность
органов государственной
3) право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
4) право органов государственной власти и органов местного самоуправления, в соответствии с БК РФ, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
5) недопустимость введения
в действие в течение текущего
финансового года органами
6) недопустимость изъятия
дополнительных доходов,
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах (ст. 32 БК РФ).
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета (ст. 33 БК РФ).
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ).
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
1) субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
2) средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
3) добровольных взносов,
пожертвований, средств
4) расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
5) расходов бюджета,
6) отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года (ст. 35 БК РФ).
Принцип прозрачности (открытости) означает:
1) обязательное опубликование
в средствах массовой
2) обязательную открытость для общества и СМИ проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
3) стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета (ст. 36 БК РФ).
Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает, что определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов совершаются в соответствии с едиными принципами и требованиями, определяемыми БК РФ.
Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.
Основу бюджетной политики Российской Федерации составляет бюджетная система. Бюджетная система России — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ) [1].
В бюджетную систему России, как федеративного государства, входят бюджеты трех уровней(рис 1.1), являясь ее самостоятельными частями:
Рис. 1.1. Структура бюджетной системы РФ.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты [18, с.19].
Федеральный бюджет является ведущим звеном в бюджетной системе, денежные средства которые используются для реализации целей и задач, стоящих перед государством.
Бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет – формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.
Обособленную группу в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета.
Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
Объем и динамика изменения объема субсидий в доходах бюджетов территорий характеризуют процессы централизации, происходящие в бюджетной системе, поскольку де-факто определяют объемы и способы исполнения собственных расходных полномочий публично-правовых образований - получателей субсидий.
Обратной стороной
процессов централизации
Преобладание субвенций в доходах бюджетов территорий является проявлением деконцентрации расходов в бюджетной системе страны, т.е. процессов передачи отдельных полномочий на места без права принятия самостоятельного решения по существу реализуемого полномочия.
Принимая во внимание особенности организации бюджетного устройства и управления городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, величину их бюджетов, на наш взгляд, дальнейший анализ целесообразно проводить без учета показателей по указанным территориям.
Также следует отметить, что высокий удельный вес целевых доходов и их устойчивый рост в бюджетах территорий де-факто нивелируют один из постулатов бюджетной системы РФ - принцип общего совокупного покрытия расходов бюджетов, не допускающего привязки расходов к определенным доходам, за исключением субсидий и субвенций и т.п.
Однако в
настоящее время удельный вес
целевых поступлений настолько
велик, что исключения становятся правилом,
в результате де-факто складывается
новый принцип бюджетной
Анализ структуры целевых поступлений в бюджеты бюджетной системы представлен в табл.
Таблица 1
Структура целевых поступлений в бюджеты
бюджетной системы РФ в 2007 - 2013 гг.
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Удельный вес субвенций в | |||||||
Субъектов РФ <*> |
3,8% |
6,1% |
4,2% |
6,7% |
8,6% |
6,5% |
5,0% |
Городских округов |
24,6% |
17,0% |
17,6% |
20,0% |
20,0% |
20,3% |
27,0% |
Муниципальных районов |
36,4% |
26,9% |
30,7% |
34,7% |
34,5% |
33,2% |
40,6% |
Поселений |
14,4% |
13,0% |
4,1% |
3,3% |
2,6% |
2,5% |
2,4% |
Удельный вес субсидий и иных
целевых безв. поступлений | |||||||
Субъектов РФ <*> |
9,0% |
11,2% |
16,4% |
19,6% |
14,4% |
15,9% |
11,4% |
Городских округов |
12,9% |
21,4% |
20,4% |
21,1% |
20,7% |
21,3% |
19,4% |
Муниципальных районов |
11,7% |
26,0% |
23,5% |
22,4% |
22,2% |
24,3% |
21,5% |
Поселений |
11,5% |
19,8% |
31,3% |
31,3% |
38,6% |
32,4% |
31,8% |
Удельный вес доходов целевых бюджетных фондов в доходах бюджетов | |||||||
Субъектов РФ <*> |
8 - 9% | ||||||
ВСЕГО: удельный вес целевых
доходов в доходах бюджетов: | |||||||
Субъектов РФ <*> |
12,8% |
17,3% |
20,6% |
26,2% |
23,0% |
22,4% |
25 - 26% |
Городских округов |
37,5% |
38,5% |
38,0% |
41,1% |
40,7% |
41,6% |
46,4% |
Муниципальных районов |
48,2% |
52,9% |
54,3% |
57,1% |
56,7% |
57,6% |
62,1% |
Поселений |
25,8% |
32,8% |
35,5% |
34,7% |
41,1% |
34,9% |
34,3% |