Валютное регулирование в Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 00:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: разработке и обосновании моделей валютного регулирования, распространенных в мировой экономике и применяемых странами на различных этапах социально-экономического развития для достижения целей экономической политики.
В работе раскрыто понятие валютного регулирования и валютного контроля. Обоснована необходимость валютного регулирования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Теоретические основы организации и специфики функционирования
валютного регулирования………………………………………………………….5
1.1 Понятие валютного регулирования…………………………………………..5
1.2 Инструменты валютного регулирования……………………………………..12
2 Особенности валютного регулирования в Республике Беларусь……………..16
2.1 Характеристика валютного регулирования в Республике Беларусь………..16
2.2 Характеристика валютного контроля в Республике Беларусь………………20
2.3 Анализ валютного рынка в Республике Беларусь……………………………23
3 Совершенствование валютного регулирования в Республике Беларусь……..29
3.1 Совершенствование законодательной базы в области валютного
регулирования………………………………………………………………………29
3.2 Мероприятия по совершенствованию валютного регулирования в
Республике Беларусь………………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………………...37

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование.doc

— 477.00 Кб (Скачать файл)

Снижение доли бартера в основном было достигнуто посредством применения административных мер, которые могли быть дополнены экономическими, в части восстановления налога на товарообменные операции. В свое время в условиях множественности курсов данный налог осложнял экспортно-импортные операции и ухудши финансовое положение экспортеров, поскольку бартерные схемы позволяли сократить обязательную продажу валютной выручки по завышенному курсу и заложить в структуру себестоимости более высокую стоимость импортной составляющей, которая искусственно занижалась из-за необходимости учета вывоза не по рыночному, а по официальному курсу со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Использование в расчетах единого равновесного обменного курса реабилитирует налог на бартерные операции (за исключением некоторых случаев импорта оборудования, отдельных видов сырья, энергоресурсов и кормов).

Нуждается в  совершенствовании механизм проведения валютных операций и контроля за ними через систему коммерческих банков. По опыту Польши, можно пересмотреть в сторону ужесточения параметры генеральных лицензий на валютные операции (по размерам собственного капитала, объемам операций, технической оснащенности и т. д.), что позволило бы исключить риск функционирования маломощных и недостаточно компетентных структур в названной области.

Важной задачей  является принятие государственной  программы по стимулированию репатриации  вывезенного капитала в реальный сектор экономики. В некоторых дискуссиях даже предлагается его амнистия на государственном уровне, хотя нужно заметить, что в ряде государств, ввиду отсутствия ограничений на перелив капитала, большая часть нелегально вывезенной из Беларуси валюты используется там вполне законно, финансируя эти страны. Согласно Закону Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем», валютные средства должны иметь легальное происхождение. Поэтому более конструктивно вести речь не о принятии законов о финансовой амнистии, а о снижении налогооблагаемой базы для белорусских предприятий (бегство капитала — прежде всего, реакция на иррациональность фискальной политики). Только при этом условии средства из-за рубежа будут стабильно поступать в отечественную экономику, в том числе и те, что были вывезены ранее [20, c. 17].

Поскольку наиболее серьезные нарушения валютного  законодательства связаны с оттоком капитала за границу, первоочередные усилия Совета Министров, Комитета государственного контроля, Государственного таможенного комитета, Национального банка и других государственных структур были, естественно, сконцентрированы на создании системы валютного контроля за совершением внешнеторговых сделок и обеспечении взаимодействия участвующих в нем органов и лиц. При этом таможенно-банковский контроль опп ют: Указы Президента Республики Беларусь «О совершенств 111 системы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь», «О совершенствовании порядка проведения и кон внешнеторговых операций»; Положение «О порядке осуществл валютного контроля таможенными органами»; ряд постановлий правления Национального банка Республики Беларусь. Следуетотметить, что проведение валютно-обменных операций на внешнем рынке допускается только на основании разрешения Национального банка.

Анализ показывает, что в целом действующий механизм валю ного контроля в нашей стране достаточно приемлем с точки зренния соблюдения государственных интересов. Требования об обязательного возврате валютной выручки в страну экспортерами и размещении е на счетах в уполномоченных банках, а также сокращение оттока капитала вполне согласуются с рыночными подходами и применяются в других странах с успешно трансформирующейся экономикой, вместе с тем используемая система еще далека от совершенства поэтому необходимы дальнейшие шаги по ее улучшению. В частности вместо ряда мелких разъяснений и указаний должен быть ясный и жесткий закон о валютном регулировании и валютном контроле. Ситуация, при которой соответствующие правоотношения регулируются в основном решениями Национального банка, неприемлема [21, c. 15].

 

 

3.2 Мероприятия  по совершенствованию валютного  регулирования в Республике Беларусь

 

 

Валютное регулирование  – одна из форм государственного регулирования  международных экономических отношений, направленная на регулирование международных расчетов и порядок осуществления операций с валютой и валютными ценностями с целью уравновешивания платежных балансов, смены структуры импорта или его ограничения, уменьшения платежей за рубеж, концентрации валютных ресурсов в руках государства .

Иными словами, под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации  денежных потоков как в иностранной  валюте, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических  операций, в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, сохранения стабильной динамики валютного курса.

Таким образом, валютное регулирование вместе с  валютным контролем, являясь важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства, подлежит постоянному совершенствованию.

Основными направлениями  совершенствования валютного регулирования  в Республике Беларусь являются:

— усиление единства целей валютного регулирования на внутреннем и внешнем рынках. В странах с переходной экономикой, как правило, в большей степени преобладают внутренние интересы, обусловленные необходимостью регулирования девальвационных ожиданий субъектов рынка (в республике это выражается прежде всего в поддержании курса белорусского рубля к иностранным валютам в рамках заданного достаточно жесткого «коридора», что не всегда в интересах расширения экспорта);

— активизация взаимодействия органов валютного регулирования и валютного контроля с агентами валютного контроля (республиканскими и местными органами власти, таможнями, банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями);

— постепенный переход к преимущественно экономическим методам валютного регулирования, снижение значимости административных мер регулирования валютного рынка;

— расширение круга операций, не подлежащих валютному контролю и валютному регулированию [11, с. 193].

Одним из приоритетных направлений валютного  регулирования в Республике Беларусь является: стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости белорусского рубля; содействие ускорению темпов экономического роста реального сектора экономики; снижение доли расчетов на территории Республики Беларусь в иностранной валюте.

Исходя  из поставленных задач, Национальный банк Республики Беларусь определил направления политики валютного регулирования:

— рыночное удовлетворение потребностей всех агентов экономической деятельности в иностранной валюте;

— уменьшение отрицательного сальдо торгового баланса;

— наращивание золотовалютных резервов государства;

— создание предпосылок конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям [22, с. 133-134].

Валютное  регулирование в Республике Беларусь осуществляется на основе Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», принятом 22 июля 2003 г. №226-З. В это Закон внесены ряд изменений и дополнений.

Совершенствование валютного законодательства осуществлялось в соответствии со сложившимися экономическими условиями.

Принят Закон  Республики Беларусь от 3 июня 2009 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле», предусматривающий принципиально иной подход к отнесению валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, к текущим валютным операциям либо валютным операциям, связанным с движением капитала.

Отнесение расчетов между резидентами и нерезидентами  по всем сделкам, предусматривающим  экспорт либо импорт, независимо от срока осуществления таких расчетов, к текущим валютным операциям  позволило все внешнеторговые операции, связанные с экспортом и импортом, проводить в свободном режиме без необходимости получения разрешений. Валютные операции, связанные с предоставлением и получением кредитов и займов вне зависимости от срока их осуществления, отнесены к операциям капитального характера, и в случае, если операции связаны с оттоком капитала, необходимо получение разрешения для их проведения.

В целях реализации комплекса мероприятий, направленных на предотвращение необоснованного  оттока денежных средств из страны, повышения эффективности валютного контроля, активизации внешнеэкономической деятельности принят Указ Президента Республики Беларусь от 19 февраля 2009 г. № 104 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178», нормы которого:

— упростили процедуры, связанные с проведением внешнеторговых сделок;

— предоставили Национальному банку право (в целях повышения конкуренции отечественных предприятий-экспортеров на мировых сырьевых и товарных рынках) устанавливать иные сроки завершения внешнеторговых операций.

Национальным  банком продолжены разработка и внедрение  системы мониторинга внешнеэкономических  операций в виде систематического сбора  и обработки информации, которая  может быть использована для последующего контроля за проведением внешнеторговых сделок и анализа внешнеэкономической деятельности. Целями названного мониторинга являются получение на основании информации таможенных органов о движении товаров и информации банков о движении денежных средств оперативных сведений о состоянии внешнеторговых сделок, выявление реального уровня соотношения товарных и денежных потоков в регистрируемых внешнеторговых операциях, отслеживание динамики сальдо баланса внешнеторговых сделок и оценка эффективности действия норм, установленных валютным законодательством.

Оперативному  реагированию на ситуацию во внешнеэкономической  деятельности и на внутреннем валютном рынке способствовало принятие Указа  Президента Республики Беларусь от 12 мая 2009 г. № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования», который предоставил право Национальному банку устанавливать размер обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, а также регулировать отдельные текущие валютные операции с целью ограничения нелегального оттока валютных средств из страны.

Совершенствовался порядок проведения субъектами хозяйствования авансовых платежей по импортным  договорам. Ввиду принятых Национальным банком решений ограничения на проведение авансовых платежей по импорту сохранились  только для случаев, когда авансовые платежи сопряжены с покупкой иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

В целях дедолларизации экономики продолжено дальнейшее сокращение случаев использования иностранной  валюты на территории Республики Беларусь, что совместно с реализацией мер, направленных на увеличение привлекательности белорусского рубля как средства сбережения, будет способствовать усилению доверия к национальной валюте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Под валютным регулированием понимается совокупность форм и методов организации денежных потоков как в иностранной, так и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций в целях укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения стабильности валютного курса и предотвращения оттока капитала.

Существует рыночное и государственное регулирование величины валютного курса. Рыночное регулирование, основанное на конкуренции и действии законов стоимости, а также спроса и предложения, осуществляется стихийно. Государственное регулирование направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений и на достижение устойчивого экономического роста, равновесия платежного баланса, снижения роста безработицы и инфляции в стране. Оно осуществляется с помощью валютной политики - комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, реализуемых в соответствии с текущими и стратегическими целями страны.

К методам  государственного воздействия на величину валютного  курса относятся: дисконтная политика, валютные интервенции, «протекционистские меры», девальвация и ревальвация, управление официальными золотовалютными резервами с целью их диверсификации и др.

Способы валютного  регулирования можно разделить  на два основных вида: принудительно-властные, или административные (императивные), направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от них; экономические (диспозитивные), при которых субъекты самостоятельно принимают решения, свободно выбирают способ и условия своего участия в сделке или операции.

Валютное  регулирование в Республике Беларусь осуществляется на основе Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», принятом 22 июля 2003 г.

Валютное регулирование  осуществляется органами валютного  регулирования и валютного контроля.

Валютный контроль — это определение степени соответствия (несоответствия) реального процесса ведения валютных операций законодательно установленным валютным ограничениям.

Целью валютного  контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями  валютного контроля являются:

— проверка соответствия проводимых валютных операций законодательству и наличия необходимых лицензий и разрешений;

— проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством и обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке;

— проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

— проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Органами валютного  контроля в Республике Беларусь являются Комитет   государственного контроля и Государственный таможенный комитет, а  агентами валютного  контроля  - таможни,  банки,  министерства, другие республиканские органы государственного управления,  а  также объединения,   подчиненные  Совету  Министров  Республики  Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком.

Информация о работе Валютное регулирование в Республики Беларусь