Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2013 в 10:54, контрольная работа

Краткое описание

Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в критические для их экономики периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.
В соответствии с особенностями развития различных стран при определении форм и методов валютного контроля существовали достаточно серьезные различия. Кроме того значительные расхождения наблюдались в сроках действия систем контроля, тактике отказа от валютных ограничений.

Вложенные файлы: 1 файл

тамож дело.docx

— 40.47 Кб (Скачать файл)
  1. Роль таможенных органов в системе валютного контроля

 Валютный  контроль активно использовался  абсолютным большинством государств в критические для их экономики периоды, связанные с необходимостью восстановления хозяйства в послевоенные годы либо либерализации экономических отношений, в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов.

 В соответствии  с особенностями развития различных  стран при определении форм  и методов валютного контроля  существовали достаточно серьезные  различия. Кроме того значительные  расхождения наблюдались в сроках  действия систем контроля, тактике  отказа от валютных ограничений.  Тем не менее, такие государства  объединяло понимание того, что  на определенном этапе развития, при умелом использовании этого  механизма, валютный контроль  может служить одним из важных  элементов экономической политики  государства, обеспечивающих стабильность  и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на стадии сложного переходного периода.

 Система  валютного контроля достаточно  успешно реализовывалась в различные  периоды во Франции, Великобритании, Японии, Германии, Австрии, Италии, Новой  Зеландии, Ирландии, Испании и во  многих других государствах.

 Системы  валютного контроля, ограничивающие  валютные операции с использованием  административных мер, в настоящий  момент функционируют, например, в Венгрии, Чехии и Словакии.

 В Греции  и Португалии до настоящего  момента существуют ограничения  на операции, связанные с движениями  капиталов. В Польше контроль за полнотой репатриации валютной выручки осуществляют уполномоченные банки при наличии либеральной заявительной системы открытия счетов резидентами за границей.

 Таким  образом, можно говорить о широком  спектре тактических подходов  при организации валютного контроля, которым может воспользоваться  государство.

 Необходимо  отметить, что даже в случае  формальной отмены валютного  контроля, как правило, осуществляется  хотя бы статистическое наблюдение  за процессами, происходящими при  движении капиталов, зачастую  при этом используются механизмы ранее применявшиеся в валютном контроле (Германия, Япония). Эти же механизмы государства задействуют и для реализации задач, связанных с борьбой с «отмыванием грязных денег», чему в настоящий момент мировым сообществом уделяется чрезвычайно серьезное внимание.

 Рассмотрим  таможенный валютный контроль  в целом. Он осуществляется, как  ранее уже сказано органами  валютного контроля (Центральным  банком РФ, Государственным таможенным  комитетом (ГТК) РФ и Правительством  РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии  с законодательными актами Российской  Федерации могут осуществлять  функции валютного контроля).

 При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в

2

том числе  и по представлению агентов).

 

 Полномочия  органов и агентов валютного  контроля (статья 12 Закона "О валютном  регулировании и валютном контроле"):

1. Органы  валютного контроля в пределах  своей компетенции издают нормативные  акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.

2. Органы  и агенты валютного контроля  в пределах своей компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами  валютными операциями, за соответствием  этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также  за соблюдением ими актов органов  валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

3. Органы  валютного контроля определяют  порядок и формы учета, отчетности  и документации по валютным  операциям резидентов и нерезидентов.

 Эти полномочия  являются общими для всех органов  валютного контроля. Помимо этого  разные органы валютного контроля  имеют отличные друг от друга  полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также  структурно-организационной формой.

Рассмотрим  полномочия отдельных органов и  агентов валютного контроля.

 Согласно  Федеральному закону «О Центральном  банке Российской Федерации»  от 2 декабря 1990 г. N 394-1 в части  валютного регулирования и валютного  контроля Банк России выполняет  следующие функции: осуществляет  валютное регулирование, включая  операции по покупке и продаже  иностранной валюты; определяет  порядок осуществления расчетов  с иностранными государствами;  организует и осуществляет валютный  контроль как непосредственно,  так и через уполномоченные  банки, которые в соответствии  с законодательством Российской  Федерации являются агентами  валютного контроля, подотчетными  Банку России. Центральный Банк  Российской Федерации устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте, устанавливает порядок открытия счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.

 В соответствии  со ст.15 Федерального конституционного  закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ  "О Правительстве Российской  Федерации", Правительство осуществляет  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации, федеральными  конституционными законами, федеральными  законами, нормативными указами  Президента Российской Федерации  валютное регулирование и валютный  контроль. Помимо полномочий указанных  в ст. 12 Закона "О валютном регулировании  и валютном контроле", Правительство  определяет порядок совершения  сделок с драгоценными металлами,  природными драгоценными камнями,  а также жемчугом, по согласованию  с Центральным банком Российской  Федерации определяет порядок  предоставления и получения резидентами  отсрочки платежа на срок более  90 дней по экспорту и 

3

импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) .

 Согласно Указу Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 1444, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) является центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю, главная задача которого - проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

 При этом, в отличие от ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю не наделена функциями по изданию обязательных для исполнения нормативных актов и установлению правил учета и отчетности по валютным операциям. Эти функции сохранены за Правительством России.

Таким образом, основными функциями ВЭК являются:

1) осуществление  контроля за проводимыми в  России резидентами и нерезидентами  валютными операциями, за соответствием  этих операций валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими  актов органов валютного контроля;

2) проведение  проверок валютных операций резидентов  и нерезидентов в России.

В соответствии с возложенными задачами и функциями  ВЭК РФ имеет право привлекать юридических и физических лиц  в установленном порядке к  ответственности за нарушение законодательства РФ и ведомственных нормативных  актов, регулирующих внешнеэкономические  операции.

С принятием 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса (ТК) Российской Федерации валютное законодательство дополнено нормами, касающимися  наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных органов - статусом агентов валютного  контроля. Статьи 199-201 ТК России определяют компетенцию таможенных органов  в области валютного контроля следующим образом.

 Таможенные  органы осуществляют валютный  контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

 Таможенные  органы Российской Федерации  осуществляют валютный контроль  в соответствии с валютным  законодательством Российской Федерации  и Таможенным кодексом применительно  к таможенному контролю. Закон  РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1 в редакции Федеральных  законов от 29.12.1998 г. № 192-ФЗ  и от 05.07.1999 г. № 128-ФЗ

 При выявлении  таможенными органами Российской  Федерации в ходе осуществления  валютного контроля нарушений  валютного законодательства Российской  Федерации, являющихся 

4

одновременно  нарушениями таможенных правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность  в соответствии с Таможенным кодексом.

 В иных  случаях ответственность за нарушения  валютного законодательства Российской  Федерации, выявленные таможенными  органами Российской Федерации,  наступает в соответствии с  валютным и другим законодательством  Российской Федерации.

Согласно  Закону РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных  органах налоговой полиции",  органы налоговой полиции имеют  право пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством агентам валютного  контроля. Статус налоговой полиции  как правоохранительного органа может ввести в заблуждение относительно ее полномочий в сфере валютного  контроля. Следует подчеркнуть, что  налоговая полиция пользуется правом агента, а не органа валютного контроля, и, следовательно, она не имеет права  применять меры ответственности  за несоблюдение валютного законодательства.

 Однако, согласно п.8 Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин", за незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в уполномоченных банках предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Государственной налоговой службой Российской Федерации (в настоящее время Министерство по налогам и сборам) или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка. Суммы штрафа поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.

 Некоторыми  функциями и полномочиями обладают  также Министерство финансов, Министерство  торговли, Федеральная комиссия  по рынку ценных бумаг, Гохран.

 В ТК  России дано определение компетенции  таможенных органов в области  валютного контроля: "Таможенные  органы Российской Федерации  осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств".

 Важным  условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности является перемещение через таможенную границу Российской Федерации предметов внешнеторговой деятельности - товаров, работ, услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности.

 Объектами  валютного контроля для таможенных  органов являются: перемещение через  таможенную границу Российской  Федерации валюты Российской  Федерации, ценных бумаг в валюте  Российской Федерации, валютных  ценностей, а также валютные  операции, связанные с перемещением  через указанную границу товаров  и транспортных средств.

 В качестве  субъектов валютного контроля  выступают участники валютного  рынка - физические и юридические  лица, являющиеся резидентами и  нерезидентами. Применительно к  валютному 

5

контролю  при экспорте товаров, субъектами являются участники внешнеэкономической 

 

деятельности - экспортеры и их контрагенты.

 Все таможенные  органы осуществляют функции  валютного контроля в пределах  своей компетенции (ст. 10 Таможенного  кодекса (ТК) России). С этой целью  в их составе действуют специально  созданные структурные подразделения:

в ГТК России - Управление валютного контроля;

в региональных таможенных управлениях - отделы контроля таможенной стоимости и валютного  контроля или отделы валютного контроля;

в таможнях - отделы таможенного оформления и  таможенного контроля, а также  отделы контроля таможенной стоимости  и валютного контроля, отделы валютного  контроля;

в таможенных постах - действуют таможенные инспекторы по валютному контролю.

  

  1. Контроль обоснованности платежей при импорте

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль