Валютный рынок и проблемы его регулирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2014 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Динамичный процесс формирования и развития валютного рынка невозможен без твердой законодательной базы, регламентирующей в целом поведение участников валютного рынка. В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.
Задачами данной работы являются:
изучение понятия валютного рынка, его видов;
изучение влияния валютного курса на состояние внешней торговли страны;
определение понятия валютного регулирования, выделение его форм, методов;
рассмотрение функций органов валютного регулирования и контроля;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
5
1 Понятие валютного рынка…………………………………………………..
6
1.1 Валютный рынок и формирование валютных курсов…………………..
6
1.2 Виды валютных рынков, объекты и субъекты валютных рынков……..
8
2 Сущность и содержание валютного регулирования в Республике Беларусь……………...........................................................................................
10
2.1 Валютное регулирование и валютный контроль: понятие, формы, методы ................................................................................................................
10
2.2 Характеристика нормативно-правовой базы валютного регулирования в Республике Беларусь………………………………………………………...
19
3 Анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь ……………...
24
Заключение……………………………………………………………………..
29
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

моя КУРСОВАЯ изменения 11.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

При поступлении резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, проводимой с нарушением законодательства Республики Беларусь, банки и небанковские кредитно-финансовые организации обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого резидента или нерезидента с уведомлением соответствующих органов валютного контроля.

Порядок и сроки уведомления банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями органов валютного контроля устанавливаются Национальным банком.

Таким образом, валютное регулирование применяется с целью уравновешивания платежных балансов, ограничения импорта и изменения его структуры, сокращения платежей за границу, концентрации валютных ресурсов.  Определяя правила проведения расчетов во внешней торговле, операций по обмену валют, ввозу и вывозу капитала, государство воздействует на курс национальной валюты и обеспечивает достижение поставленных целей валютной политики.

Поэтому можно выделить можно выделить следующие сферы применения валютного регулирования: сокращение колебаний притока и оттока краткосрочного капитала; стабилизация курса национальной валюты; поддержание удовлетворительного состояния платежного баланса; уравновешивание спроса и предложения на иностранную валюту; преодоление нехватки внутренних сбережений для целей внутреннего инвестирования; финансирование бюджетного дефицита; предотвращение процесса распространения международных финансовых кризисов.

 

2.2 Характеристика  нормативно-правовой базы валютного  регулирования в Республике Беларусь

 

Реализация прямого государственного регулирования в валютной сфере является основополагающей для принятия тех или иных экономических методов воздействия на субъекты валютного рынка. Прямая форма валютного регулирования предполагает принятие ряда нормативно-правовых документов, которые регулируют валютные отношения.

Международные расчетные и валютно-кредитные отношения Республики Беларусь со странами дальнего и ближнего зарубежья, а также порядок и области применения иностранных валют отечественными организациями, предприятиями и гражданами регулируется рядом законодательных актов и инструктивных материалов. В законодательных актах и ведомственных инструкциях по валютным вопросам определены:

    • основные принципы осуществления валютных операций в РБ;
    • виды валют и валютных ценностей, применяемых в РБ;
    • права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютами и валютными ценностями на территории РБ;
    • полномочия и функции белорусских органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля и др.

Основными законодательными актами и нормативными материалами являются:

    • Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. №226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»;
    • Кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. №441-З «Банковский кодекс Республики Беларусь»;
    • Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. №347-З «О государственном регулировании внешнеторговых сделок»
    • Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»
    • Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. №72 «Об утверждении правил проведения валютных операций»;
    • Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 13 сентября 2006 г. №129 «О порядке осуществления обязательной продажи иностранной валюты на внутреннем ватном рынке»;
    • Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 1 «Об утверждении инструкции о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей»;
    • Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 73-38 «Об утверждении Инструкции о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь»;
    • Постановление правления Национального банка Республики Беларусь от 16 апреля 2009 г. № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно–финансовыми организациями функций агентов валютного контроля»

После издания названных нормативных документов в некоторые из них вносятся изменения и дополнения, которые диктуются потребностями экономической жизни республики.

Таким образом, валютное законодательство – это совокупность правовых норм, которые регулируют порядок совершения валютных сделок с валютными ценностями внутри страны, сделок между резидентами и нерезидентами, а также порядок ввоза-вывоза, перевода и пересылки из-за границы и за границу национальной и иностранной валюты и др. валютных ценностей.

На территории Республики Беларусь официальной денежной единицей является белорусский рубль, посредством которого осуществляются все платежи и расчеты, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Расчеты между резидентами на территории Республики Беларусь в белорусских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичном порядке. Использование иностранных валют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории Республики Беларусь запрещается, за исключением законодательно закрепленных случаев, среди которых можно выделить следующие:

    • при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и/или экспедиторскими организациями по доставке грузов иностранному покупателю;
    • расчеты импортеров с транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями за услуги по доставке грузов в отечественные порты, на пограничные железнодорожные станции, грузовые склады и терминалы покупателей;
    • при расчетах за транзитные экспортно-импортные перевозки грузов; расчеты, связанные с получением коммерческого или банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также при проведении операций по покупке-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.[10, с. 560]

Все расчеты между резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенного между ними договора в тех валютах, которые указаны в контрактах, заключенных с иностранными контрагентами.

Юридические лица резиденты имеют право покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке в порядке и на цели, определяемые Национальным банком Республики Беларусь. Покупка-продажа иностранной валюты осуществляется только через уполномоченные банки – это банки, которые получили лицензию Национального банка Республики Беларусь на проведение валютных операций. Указанные банки осуществляют сделки по поручению своей клиентуры на покупку-продажу иностранной валюты, либо через межбанковскую валютно-фондовую биржу, либо непосредственно между собой. Покупка-продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, запрещена. [13, с. 75]

Иностранная валюта может быть приобретена субъектами хозяйствования на валютном рынке Республики Беларусь для расчетов по различным операциям. Например, для:

    • покупки у нерезидентов товаров и услуг, прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются на условиях без отсрочки платежа и не предусматривают привлечение или предоставление заемных средств в иностранной валюте;
    • осуществления текущих платежей по выплате процентов и основного долга по привлеченным заемным средствам;
    • выплаты командировочных расходов;
    • оплаты расходов на обучение специалистов за рубежом и т.п.

За нарушение норм валютного законодательства к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь применяются экономические санкции. Так за:

    • несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций – в размере до двух процентов не полученных в установленный срок денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг) за каждый день превышения срока, но не более суммы не полученных в установленный срок указанных денежных средств (стоимости не полученных в установленный срок товаров, не выполненных работ, не оказанных услуг);
    • превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту (стоимости отгруженного товара, выполненных работ, оказанных услуг по экспорту) в сравнении с договорной стоимостью полученного товара, выполненных работ, оказанных услуг (суммой полученных денежных средств) – в размере разницы между ними;
    • экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента, – в размере до ста процентов суммы этих средств; несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет – в размере суммы средств, не полученных на свой счет;
    • представление недостоверных сведений при оформлении лицензии либо других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации либо внесение изменений и (или) дополнений в договор в ходе его исполнения без отражения в установленные сроки этих изменений в паспорте сделки – в размере до двадцати процентов контрактной стоимости экспортированных (импортированных) товаров;
    • нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций: отсутствие лицензии либо других разрешительных документов, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации, оформляемых в установленных законодательством случаях, – в размере до 100 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг;
    • непредставление в установленный срок статистической декларации или периодической статистической декларации – в размере до 10 процентов стоимости экспортированных (импортированных) товаров;
    • нецелевое использование валютных средств, приобретенных на внутреннем валютном рынке за белорусские рубли, – в размере до 100 процентов суммы средств, использованных не по целевому назначению;
    • нецелевое использование и (или) невозвращение в установленный срок средств в иностранной валюте, выданных под отчет, в том числе на оплату расходов по командировкам за пределы Республики Беларусь, – до 10-кратной суммы этих средств. [15, с. 82]

Уплата экономических санкций производится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в течение 15 календарных дней со дня получения им решения о применении экономических санкций в иностранной валюте, предусмотренной условиями договора, либо в белорусских рублях по официальному курсу Национального банка на день уплаты.

Таким образом, валютное законодательство Республики Беларусь состоит из нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, нормативных правовых актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля Республики Беларусь, издаваемых в соответствии с их компетенцией, которыми устанавливаются порядок обращения валютных ценностей, права и обязанности резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций, система органов валютного регулирования и органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ  состояния валютного рынка Республики  Беларусь

 

Национальный валютный механизм в теории рыночной экономики относится, прежде всего, к системе международных экономических отношений (МЭО) страны и в странах с развитой рыночной экономикой направлен главным образом на обслуживание системы внешнеэкономических связей и создание предпосылок интеграции национальной экономики в мировое хозяйство. Считается, что валютный курс должен быть стабильным и регулирование его, с целью повышения конкурентоспособности экспортеров и выравнивания платежного баланса страны, недопустимо и вредно. По выражению американского экономиста Р. Дорнбуша, «надо заниматься наведением порядка в «доме», вместо перераспределения валютных ресурсов, вторгаясь в функциональную сферу рынка».[16]

На первых этапах осуществления экономических реформ в большинстве стран с переходной экономикой, в том числе и в Республике Беларусь, сохранялся бюджетный дефицит, финансируемый главным образом за счет денежной эмиссии. Целевое бюджетное кредитование оставалось основным инструментом кредитно-денежной политики, резко росли издержки производства в связи с либерализацией цен и инфляцией.

Однако эти проблемы, как правило, имели внутреннюю природу, связанную с низкой эффективностью национальной экономики, производительностью технологий, несовершенной структурой предприятий и экономики в целом. И вскоре стали очевидными недостатки выбранных валютных режимов на основе гибкого валютного курса. В этих условиях девальвация национальных валют приводила к росту уровня «долларизации» экономики, потере доверия к национальной валюте, к бегству от нее. Кроме этого, обесценивание национальной валюты не привело к росту экспорта ввиду потери традиционных рынков и ограниченного доступа на западные рынки. В то же время росла стоимость импорта, в первую очередь энергоносителей, что ухудшало балансы текущих операций многих стран с транзитивной экономикой. Постоянная девальвация национальной валюты подпитывала инфляцию и ограничивала выбор инструментов кредитно-денежной политики в борьбе с ней (в частности, делало невозможным проведение дисконтной политики в условиях отрицательных реальных процентных ставок, порождало недоверие к государственным ценным бумагам), увеличивала расходы на обслуживание внешнего долга.

Информация о работе Валютный рынок и проблемы его регулирования в Республике Беларусь