Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:14, лекция
Благо – то, что удовлетворяет потребности человека и отвечает его целям (всё то, что мы используем).
Употребляя благо, мы оцениваем потребность для нас. Особое место занимают услуги.
Услуги – целесообразная деятельность человека, результат которой имеет положительный эффект.
Введение в экономику.
Экономика – наука, которая занимается решением проблемы удовлетворения безграничных потребностей при наличии ограниченных ресурсов.
Благо, потребности, ресурсы.
Благо – то, что удовлетворяет потребности человека и отвечает его целям (всё то, что мы используем).
Употребляя благо, мы оцениваем потребность для нас. Особое место занимают услуги.
Услуги – целесообразная деятельность человека, результат которой имеет положительный эффект.
Товары – специфическое благо, произведённое для обмена и обладающая двумя качествами: потребительской и экономической стоимостью.
Экономическая стоимость – единство экономической полезности благ и экономических затрат на его производство.
Пирамида потребностей:
5
4
3
2
1 – физиологические потребности (сон, еда)
2 – безопасность
3 – социальные связи (любовь, общение)
4- потребности в самоуважении и принадлежности
5 – потребности самореализации
Для удовлетворения потребностей нужны ресурсы.
Ресурсы – факторы, используемые для производства экономических благ.
Виды ресурсов:
Альтернативные издержки – то, от чего мы отказываемся в пользу другого.
Экономические системы.
Типы систем:
Основные этапы развития экономической теории
Канфон ввёл слово «эйкономикос» (ввёл термин экономика).
Аристотель – разделил науку о богатстве на экономико (совокупность потребительской стоимости) и хремонтистику (искусство делить деньги).
Экономика возникла в 16-17 веке, когда начались зарождаться мануфактуры.
Мирконтелизм – определить источник богатства, которое находилось в сфере обращения. Издано ряд работ, наиболее интересные во время перехода от мирконтелизма. Виллем Пите видел источник богатства в труде и земле.
Физиократы – выразители интересов крупных землевладельцев. Источник богатства для них – превышение произведённых продуктов над потреблёнными в сельском хозяйстве.
Классическая школа: Адам Смит и Давид Рекарда – идеи рыночной саморегуляции на основе цен.
Смит – источником богатства для него является труд и разделения труда. Дал основу зарождению:
Главные категории: предельная полезность, предельные издержки, предельная производительность.
Главные направления современной классической экономике:
Экономическая теория прав собственности и теория общественного выбора – получили распространение. Современная экономика не может прогнозировать будущее.
В методологии современной экономике выделяют:
Самые важные методы экономики:
Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой части отдельно.
С помощью синтеза воссоздается единая целостная картина.
Индукция – обеспечивает переход от изучения единичных явлений к общим положениям.
Дедукция – переход от общих выводов относительно частного.
Метод экономики – математическое моделирование.
Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления, структура, которой объявляется его объективными свойствами и субъективным характером исследования.
При анализе экономических проблем используют:
Экономические категории – логические понятия, отражающие наиболее существенные и общие положения (спрос, предложение, кредит, рынок).
Основы рыночного механизма.
Общая характеристика рыночного механизма.
В современной экономической науки выделяют 4 раздела:
Рыночный механизм – непрерывный процесс совместного достижения участниками индивидуальной и общественной выгоды.
Рынок – конкретная форма проявления товарообмена.
Рынок – взаимодействие между продавцами и покупателями по поводу товарообмена и движения денег.
Функции рынка:
Инфраструктура рынка – совокупность организационно-правовых норм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, совокупность институтов, обеспечивающих функционирование рынка.
Основные виды рынков:
Спрос.
Спрос – готовность и возможность потребителя купить определённый товар (услугу) по определённой цене в определённый момент времени.
Спрос – потребность человека, в чём либо.
Платёжеспособный спрос – спрос, обеспеченный финансовыми возможностями потребителя.
Цена – денежное выражение стоимости товара.
Цена спроса – максимальная цена, по которой потребитель готов купить данный товар.
Объём спроса – количество товара, которое готов купить потребитель по определённой цене в определённой цене в определённый момент времени.
Закон спроса: цена товара и объём спроса находятся в обратно-пропорциональной зависимости.
Факторы, влияющие на спрос:
Предложение.
Предложение – возможность и готовность производителя продать определённый товар в данный момент времени по данной цене.
Цена предложения – минимальная цена, по которой производитель готов продать данный товар.
Объём предложения – количество товара, которое готов продать производитель в определённый момент времени по определённой цене.
Закон предложения: цена товара и объём предложения данного товара находятся в прямой зависимости.
Кривая предложения.
Факторы, влияющие на предложение:
Рыночное равновесие.
Рыночное равновесие – точка, в которой продавец и покупатель пришли к соглашению и заключили сделку купли-продажи.
В точке равновесия цена спроса = цене предложения.
Графически рыночное равновесие наблюдается в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Е – равновесие.
Pe и Qe – параметры рыночного равновесия.
Кривая спроса и предложения делят плоскость на 4 сектора:
Рынок находится в состоянии саморегулирования, что приводит к восстановлению положения равновесия.
Существует 2 подхода к
механизму рыночного
Формирование объёма предложения часто происходит в условиях недостатка информации. В данном случае используется паутинообразная модель.
Воздействие на рыночное равновесие.
Qd = a + bP
Qs = c + eP
P’=Pe + T
P = P’ – T
Qs = c + e(P’-T) – введение налога на производителя
Qs = c + e(P’’+d) – введение дотаций на производителя
Qd = a + e(P’+T) – введение налога на покупателя
Qd = a + b(P’-d) – введение дотаций на покупателя
Эластичность.
Эластичность – мера реакции одной величины на изменение другой величины.
Существуют следующие виды эластичности:
Если |E|>1, то спрос (предложение) – эластичные.
Если |E|<1, то спрос на товар (предложение товара) – неэластичные.
Если |E|=1, то спрос (предложение товара) – единичная эластичность.
Если |E|=0, то спрос (предложение товара) – с нулевой эластичностью.
Все товары можно разделить на 3 группы:
Два подхода к проблеме полезности.
Потребность – состояние неудовлетворённости, которое человек стремится преодолеть (желание продлить состояние удовлетворённости), что может быть достигнуто путём потребления материальных благ.
Потребность – необходимость человека, в чём либо.
Полезность – способность материального блага удовлетворить определённую потребность (несколько потребностей).
Существует 2 подхода к пониманию полезности: