Введение в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:14, лекция

Краткое описание

Благо – то, что удовлетворяет потребности человека и отвечает его целям (всё то, что мы используем).
Употребляя благо, мы оцениваем потребность для нас. Особое место занимают услуги.
Услуги – целесообразная деятельность человека, результат которой имеет положительный эффект.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 643.53 Кб (Скачать файл)

Введение в  экономику.

Экономика – наука, которая занимается решением проблемы удовлетворения безграничных потребностей при наличии ограниченных ресурсов.

Благо, потребности, ресурсы.

Благо – то, что удовлетворяет потребности человека и отвечает его целям (всё то, что мы используем).

Употребляя благо, мы оцениваем  потребность для нас. Особое место  занимают услуги.

Услуги – целесообразная деятельность человека, результат которой имеет положительный эффект.

Товары – специфическое благо, произведённое для обмена и обладающая двумя качествами: потребительской и экономической стоимостью.

Экономическая стоимость – единство экономической полезности благ и экономических затрат на его производство.

Пирамида потребностей:


5

4

3

 2


 

1 – физиологические потребности  (сон, еда)

2 – безопасность

3 – социальные связи (любовь, общение)

4- потребности в самоуважении  и принадлежности 

5 – потребности самореализации

Для удовлетворения потребностей нужны  ресурсы.

Ресурсы – факторы, используемые для производства экономических благ.

Виды ресурсов:

  1. Труд
  2. Земля
  3. Капитал – средство производства
  4. Предпринимательская деятельность

Альтернативные издержки – то, от чего мы отказываемся в пользу другого.

Экономические системы.

Типы систем:

  1. Традиционная экономическая система (в развивающихся странах). Основана на обычаях.
  2. Командная экономическая система (плановая) – СССР, Китай, Северная Корея. Все решения по экономическим вопросам принимаются государством. Все ресурсы у государства.
  3. Рыночная экономика (частная собственность на ресурсы). Участники рынка руководствуются личными интересами.
  4. Смешенная экономика – и государство и частный сектор имеют влияние.

Основные этапы  развития экономической теории

Канфон ввёл слово «эйкономикос» (ввёл термин экономика).

Аристотель – разделил науку о богатстве на экономико (совокупность потребительской стоимости) и хремонтистику (искусство делить деньги).

Экономика возникла в 16-17 веке, когда  начались зарождаться мануфактуры.

Мирконтелизм – определить источник богатства, которое находилось в сфере обращения. Издано ряд работ, наиболее интересные во время перехода от мирконтелизма. Виллем Пите видел источник богатства в труде и земле.

Физиократы – выразители интересов крупных землевладельцев. Источник богатства для них – превышение произведённых продуктов над потреблёнными в сельском хозяйстве.

Классическая школа: Адам Смит и Давид Рекарда – идеи рыночной саморегуляции на основе цен.

Смит – источником богатства для него является труд и разделения труда. Дал основу зарождению:

  1. Марксизм – направление теоретической экономике, которая исследовала развитие капиталистического общества и развитие концепций социализма
  2. Морженализм – теория, которая представляет экономику как систему взаимосвязанных субъектов и объясняет экономические процессы,  исходя из идеи использования предельных величин.

Главные категории: предельная полезность, предельные издержки, предельная производительность.

Главные направления современной  классической экономике:

  1. Неоклассики – основывается на свободном предпринимательстве и рыночном механизме (монеторизм, теория рациональных ожидания, экономика предложений и др.). Они утверждают, что предложение рождает спрос.
  2. Нейнсеансттво
  3. Неокейсеанство
  4. Неолиберализм – направление в экономике, согласно которому государство создаёт лишь правило игры в рыночной экономике. Благодаря конкуренции повышается производство.
  5. Институализм – рассматривает экономику, как систему взаимосвязанных субъектов, которые вкладываются под внешние экономические факторы.
  6. Неоинституализм – отличается тем, что больше внимания уделяется человеку, социально-правовым проблемам в экономике.

Экономическая теория прав собственности  и теория общественного выбора –  получили распространение. Современная  экономика не может прогнозировать будущее.

В методологии современной  экономике выделяют:

  1. Субъективистский
  2. Неопозитивистко-имперический
  3. Рационалистический
  4. Диалектико-моделистический

Самые важные методы экономики:

  1. Метод научной абстракции – выделяет определённые явления, отвлекая от второстепенных, затем анализирует их.
  2. Метод анализа и синтеза.

Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой части отдельно.

С помощью синтеза воссоздается единая целостная картина.

  1. Индукция и дедукция.

Индукция – обеспечивает переход от изучения единичных явлений к общим положениям.

Дедукция – переход от общих выводов относительно частного.

  1. Математический и статистический приём анализа.

Метод экономики – математическое моделирование.

Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления, структура, которой объявляется его объективными свойствами и субъективным характером исследования.

При анализе экономических  проблем используют:

    1. Позитивный анализ – даёт возможность увидеть экономическое явление, которое оно на самом деле и может быть подтверждено фактами
    2. Нормативный анализ – оценочное суждение, основанное на том, что и как должно быть.
  1. Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономического явления с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшей практической применимостью.

       Экономические категории – логические понятия, отражающие наиболее существенные и общие положения (спрос, предложение, кредит, рынок).

Основы рыночного  механизма.

Общая характеристика рыночного механизма.

В современной экономической  науки выделяют 4 раздела:

  1. Микроэкономика – экономика на уровне отдельных экономических субъектов.
  2. Мезаэкономика – экономика на уровне региона.
  3. Макроэкономика – экономика на уровне государства.
  4. Суперэкономика (мегаэкономика) – экономика мира в целом.

Рыночный механизм – непрерывный процесс совместного достижения участниками индивидуальной и общественной выгоды.

Рынок – конкретная форма проявления товарообмена.

Рынок – взаимодействие между продавцами и покупателями по поводу товарообмена и движения денег.

Функции рынка:

  1. Интегрирующая – сосредоточение производства и потребления.
  2. Регулирующая – согласование ассортиментной структуры.
  3. Стимулирующая – побуждение к производству с минимальными затратами.
  4. Целеобразующая.
  5. Контролирующая.
  6. Посредническая – встреча обусловленных продавцов и покупателей.
  7. Информационная – информация о спросе и предложении.
  8. Функция экономичности – минимум издержек обращения.
  9. Функция реализации интересов рыночных субъектов.
  10. Санкционирование и санирование – очищение рынка от неконкурентоспособных участников.

Инфраструктура рынка – совокупность организационно-правовых норм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, совокупность институтов, обеспечивающих функционирование рынка.

Основные виды рынков:

  1. Рынок товаров и услуг.
  2. Рынки факторов производства (рынок ресурсов).

Спрос.

Спрос – готовность и возможность потребителя купить определённый товар (услугу) по определённой цене в определённый момент времени.

Спрос – потребность человека, в чём либо.

Платёжеспособный спрос – спрос, обеспеченный финансовыми возможностями потребителя.

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Цена спроса – максимальная цена, по которой потребитель готов купить данный товар.

Объём спроса – количество товара, которое готов купить потребитель по определённой цене в определённой цене в определённый момент времени.

Закон спроса: цена товара и объём спроса находятся в обратно-пропорциональной зависимости.

Факторы, влияющие на спрос:

  1. Мода.
  2. Сезонность.
  3. Доходы потребителей.

Предложение.

Предложение – возможность и готовность производителя продать определённый товар в данный момент времени по данной цене.

Цена предложения – минимальная цена, по которой производитель готов продать данный товар.

Объём предложения – количество товара, которое готов продать производитель в определённый момент времени по определённой цене.

Закон предложения: цена товара и объём предложения данного товара находятся в прямой зависимости.

Кривая предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

  1. Уровень технологий.
  2. Цены на факторы производства.
  3. Уровень конкуренции на рынке.
  4. Ожидание продавцов.

Рыночное равновесие.

Рыночное равновесие – точка, в которой продавец и покупатель пришли к соглашению и заключили сделку купли-продажи.

В точке равновесия цена спроса = цене предложения.

Графически рыночное равновесие наблюдается  в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Е – равновесие.

Pe и Qe – параметры рыночного равновесия.

Кривая спроса и предложения  делят плоскость на 4 сектора:

    1. Зона избытка – на рынке готовы работать продавцы, но отсутствуют покупатели.
    2. Мёртвая зона – отсутствуют интересы как продавцов, так и покупателей.
    3. Зона дефицита – есть интересы покупателей, но отсутствуют интересы продавцов.
    4. Зона множественного равновесия – осуществление акта купли-продажи возможно в любой точке данного сектора.

Рынок находится в состоянии  саморегулирования, что приводит к  восстановлению положения равновесия.

Существует 2 подхода к  механизму рыночного равновесия:

    1. Подход Вольраса – восстановление равновесия происходит за счёт изменения цены в ходе конкуренции продавцов (покупателей).
    2. Механизм по Маршалу – саморегуляция рынка за счёт изменения объёмов производства.

Формирование объёма предложения  часто происходит в условиях недостатка информации. В данном случае используется паутинообразная модель.

Воздействие на рыночное равновесие.

Qd = a + bP

Qs = c + eP

P’=Pe + T

P = P’ – T

Qs = c + e(P’-T) – введение налога на производителя

Qs = c + e(P’’+d) – введение дотаций на производителя

Qd = a + e(P’+T) – введение налога на покупателя

Qd = a + b(P’-d) – введение дотаций на покупателя

Эластичность.

Эластичность – мера реакции одной величины на изменение другой величины.

Существуют следующие  виды эластичности:

    1. Эластичность спроса по цене – показывает на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на 1%.

    1. Эластичность спроса по доходу – показывает на сколько % изменится объём спроса при изменении дохода потребителя на 1%.

    1. Эластичность предложения по цене – показывает на сколько % изменится объём предложения при изменении цены на 1%.

    1. Перекрёстная эластичность – показывает изменение спроса (предложения) на один товар при изменении цены на другой товар.

Если |E|>1, то спрос (предложение) – эластичные.

Если |E|<1, то спрос на товар (предложение товара) – неэластичные.

Если |E|=1, то спрос (предложение товара) – единичная эластичность.

Если |E|=0, то спрос (предложение товара) – с нулевой эластичностью.

Все товары можно разделить  на 3 группы:

    1. Товары субституты (взаимозаменяемые) – товары, которые могут заменять друг друга в потреблении. Коэффициент перекрёстной эластичности таких товаров >1.
    2. Комплементарные товары (взаимодополняемые) – товары потребляемые совместно. Коэффициент перекрёстной эластичности таких товаров =1.
    3. Независимые товары – товары, не связанные друг с другом в потреблении. Коэффициент перекрёстной эластичности таких товаров <1.

Два подхода к  проблеме полезности.

Потребность – состояние неудовлетворённости, которое человек стремится преодолеть (желание продлить состояние удовлетворённости), что может быть достигнуто путём потребления материальных благ.

Потребность – необходимость человека, в чём либо.

Полезность – способность материального блага удовлетворить определённую потребность (несколько потребностей).

Существует 2 подхода  к пониманию полезности:

    1. Ординалистский (порядковый) – согласно данному подходу можно оценить только качественно.
    2. Кардиналистский (количественный) – согласно данному подходу полезность можно оценить количественно, предложена единица измерения полезности – ютиль.

Информация о работе Введение в экономику