Введение в экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 20:14, лекция

Краткое описание

Благо – то, что удовлетворяет потребности человека и отвечает его целям (всё то, что мы используем).
Употребляя благо, мы оцениваем потребность для нас. Особое место занимают услуги.
Услуги – целесообразная деятельность человека, результат которой имеет положительный эффект.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.docx

— 643.53 Кб (Скачать файл)

Важное понятие теории потребления  – Совокупная полезность (TU) – суммарная полезность, получаемая потребителем при потреблении блага. С увеличением количества потребляемого блага, совокупная полезность растёт.

Равновесие потребителя.

Кривая безразличия – линия, каждая точка которой иллюстрирует все возможные наборы двух видов благ, потребление которых позволяет получить равную полезность.

Несколько кривых безразличия, построенных  в одной системе координат  – карта безразличия.

Чем дальше кривая безразличия располагается  от начала координат, тем выше её полезность.

 

TUa=Tub            TUc>TUa

 

Линия бюджетного ограничения – линия, каждая точка которой иллюстрирует все возможные комбинации двух видов благ, которые может купить потребитель при имеющемся у него бюджете.

Чем дальше линия бюджетного ограничения  находится от начала координат, тем  больше размер бюджета, который она  иллюстрирует.


I - бюджет

I>I’ 

 

Уравнение линии бюджетного ограничения выглядит следующим  образом:

I=P1Q1+P2Q2+…..+PnQn

Равновесие потребителя – состояние, в котором потребитель максимизирует получаемую полезность при имеющемся бюджете.

Графически равновесие потребителя  наблюдается в точке касания  кривой безразличия и линии бюджетного ограничения.

Аналитическими  условиями равновесия потребителя  являются:

  1. - правило максимизации полезности
  2. I=P1Q1+P2Q2+…..+PnQn

 

С процессом потребления связано 2 эффекта:

  1. Эффект замещения – более дорогой субститут замещается в потреблении более дешёвым.

  1. Эффект дохода – замещая дорогой субститут в своём потреблении более дешёвым, потребитель экономит деньги, сохраняя уровень получаемой полезности.

I=Px*X+Py*Y

Py’=Py+Альфа

I’=Px*X+(Py*Y+альфа)

ΔI=Альфа*Y

Предельная норма замещения – количество благ одного вида, которое мы должны дополнительно потребить, чтобы сохранить уровень получаемой полезности при отказе от потребления одной единицы блага другого вида.

MRSyx=-Δy/Δx

Предельная полезность

Предельная полезность (MU) – прирост совокупной полезности, вызванный потреблением одной дополнительной единицы блага.

  

 

Закон убывающей предельной полезности: по мере увеличения объёма потребляемого благо, предельная последовательность убывает.

Теория производства.

Предложение фирмы  и производственные функции.

Согласно теории производства, под производством понимается  не только деятельность человека, в результате которой появляются материальные блага, но и услуги.

В качестве основного производителя  выступает фирма.

Виды фирм:

  1. Единоличное хозяйство – форма фирмы, в которой собственник принимает решение и несёт личную ответственность за дела фирмы.
  2. Партнёрство – форма организации предприятия, в которой два и более предпринимателя делают всё сообща и несут ответственность за все дела фирмы.
  3. Корпорация – форма организации предприятия на базе санкционированной собственности, в которой сам предприниматель отстранён от собственников и собственности, а ответственность его ограничена (акционерное общество).
  4. Государственная фирма – фирма, находящаяся во власти государства (РЖД, ГАЗПРОМ).

Трансформация – объект деятельности любой фирмы.

Виды трансформации:

    1. Превращение начальных благ в конечные.
    2. Превращение благ в пространстве.
    3. Превращение благ во времени.

Виды издержек:

    1. Трансформационные издержки – по преобразованию из сырья в конечный продукт.
    2. Транзакционные издержки:
      1. Издержки поиска информации.
      1. Издержки ведения переговоров.
      2. Издержки измерения.
      3. Издержки по спецификации и защите прав собственности.
      4. Издержки оппортунистического поведения.

Мотивация фирмы: 

  1. Привлечение специалистов высокого класса.
  2. Завоевание большей долей рынка.
  3. Удовлетворение потребностей.

Существует зависимость между  количеством производства товаров  и количеством применяемых ресурсов – зависимость производственной функции.

Q=F(x1,x2,….,xn)          Q-максимальный объём производства.

Q=AKαLβ

K – объём использованного капитала

L – затраты живого труда

Β+α=1 – коэффициенты эластичности

При Β+α=1,             Q/L=(AKα L1-α)/L=A(K/L) α

K/L – капиталовооружоность труда

Q/L – производительность труда.

Факторы производства обладают взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью.

Изокванты - кривые, отображающие равные объёмы выпуска при наличии различных факторов.

Карта изоквант – набор изоквант на одной координатной плоскости.

В зависимости от специфики товаров, выделяют следующие виды изоквант:


 

- при абсолютной взаимозаменяемости  товаров

 


 

 

- если факторы используются  с фиксированной использованностью ресурсов 


- ресурсы, которые обладают и  взаимозаменяемомтью и взамодополняемостью 

Эффект масштаба изоквант убывающей предельной производительности.

Применяемые ресурсы увеличиваются  в ἀ, а объём выпуска увеличивается  в  ß.

ßQ=F(ἀKL)

  1. ἀ=ß – объём выпуска растёт в той же пропорции, что и применяемые ресурсы (отдача масштаба постоянная).
  2. ἀ>ß – убывающая отдача масштабов.
  3. ἀ<ß – объём выпуска растёт больше, чем количество применяемого товара.

Если общий продукт TP(Q) – общее количество продукции, произведённое в данное время, то AP –средний продукт.

AP=Q/Xi    AP(L)=TP/L    AP(K)=TP/K

Xi – единица использования труда.

Отношение прироста продукта к приросту применяемого фактора – предельная производительность фактора производства МР – увеличение объёма выпуска продукции, которая вызвана применением дополнительной единицы этого фактора.

 

Закон убывающей отдачи: если в процессе производства все вводимые факторы производства не меняются, а количество применяемого фактора растёт, то наступает ситуация, когда каждая дополнительная единица переменного фактора будет добавлять к общему продукту меньшую величину.

Выводы:

  1. Кривые средних и предельных издержек начинаются из одной точки.
  2. Чтобы средний продукт увеличивался, то очередной нанятый рабочий должен добавлять к общему продукту величину большую среднего продукта.
  3. Величина среднего продукта – продукты, произведённые всеми рабочими суммарно.

Угловой коэффициент каждой изокванты указывает как замещается один фактор производства другим.

Абсолютное значение углового коэффициента – предельная норма технологического замещения MRTS.

MRTS=-ΔK/ΔL

MRTS свзана с продуктами труда MP(L) и предельным продуктом капитала MP(K).

MP(L)*MP(K)=MRTS                MP(K)/MP(L)=P(K)/P(L)

Прирост выпуска продукции в  результате которого увеличиваются затраты труда равного величине дополнительного выпуска продукции, приходящейся на одну дополнительную единицу труда умноженную на количество дополнительной единицы труда.

MP(L)*ΔL     MP(K)*ΔK          MP(L)*ΔL+ MP(K)*ΔK=0

Виды издержек. Прибыль и выручка фирмы. Принцип  максимизации прибыли.

Подходы к издержкам:

  1. Бухгалтерский – анализируют совершённые издержки (фактические издержки) амотизационные свершения.
  2. Экономический – предстоящие издержки (вменённые издержки) – издержки с упускаемыми возможностями.

Экономисты  при анализе издержек опираются  на:

  1. Запасы ресурсов для вовлечения в производство ограничены.
  2. Имеется несколько возможностей для применения ресурсов и экономические явления всегда несут неопределённость.
  3. Все затраты, влияющие на предложение обладают характеристиками:
    1. Затраты связаны с действиями а не с вещами.
    1. Они представляют упущенные возможности конкретных лиц.
    2. Они являются ожидаемыми и основываются на предельных величинах, так как альтернативные стоимости предполагают дополнительных затрат.

Издержки предприятия:

    1. Внутренние – если идут на затраты, существующие у самой фирмы.
    2. Внешние – если фирма приобретает ресурсы у другой фирмы.

Бухгалтерская прибыль – разница между выручкой и внешними издержками.

Экономическая прибыль – разница между выручкой и вменёнными издержками на все ресурсы.

Нормальная  прибыль – прибыль, которая предприятию позволяет остаться в данной отрасли.

Если альтернативные издержки превосходят  выручку, то отрицательное значение прибыли – убытки фирмы.

Общее обозначение издержек – С.

Виды издержек (с точки  зрения влияния на объём выпуска):

  1. ТС – общие издержки фирмы = постоянные издержки FC + переменные VC.

TC=FC+VC

Постоянные издержки не зависят  от объёма выпуска.

 

  1. TC/Q=AC – средние издержки

FС/Q=AFC – средне-постоянные издержки

VC/Q=AVC=const – средне-переменные издержки

ATC=AVC+AFC

  1. MC – предельные издержки – определяются только ростом переменных.

MC=ΔTC/ΔQ          MC=(TC)’

Если средние издержки возрастают, то предельные издержки больше средних. Если средние издержки убывают, то предельные издержки меньше средних.

В нижней точке кривой средних издержек, предельные издержки равны средним.

Вид кривой средних издержек определяется видом кривой средне-переменных издержек, построенной исходя из закона убывающей производительности и кривой средне-постоянных издержек.

Средняя производительность переменных ресурсов сначала увеличивается, а  потом падает.

Использование метода изоквант для определения равновесия производителя.

К проблеме нахождения оптимального метода продукции можно подойти  с методом изоквант.

Цена труда = зарплате = w.

Цена капитала = средняя плата  за оборудование = r.

Линии, отражающие все возможности  сочетания труда и капитала, имеющие  единую стоимость называются изокосты.

TC=w*L + r* K – уравнение изокосты.

L – количество применяемого труда.

К – количество капитала.

Изокоста – прямая, каждая точка которой показывает какую комбинацию двух факторов производства фирма может приобрести по своим средствам.

Равновесие  производителя находится в точке, где изокоста касается изокванты, это означает, что угловой коэффициент изокосты и изокванты одинаковы.

В долгосрочном периоде фирма достигает  равновесие применения вводимых факторов, максимизируя прибыль и минимизируя издержки, когда замена одного фактора другим не приводит к изменению единицы продуктукции.

MP(K)/r=MP(L)/w

Вначале при расширении производства происходит снижение общих издержек, затем ввод новых мощностей приводит к росту средних общих издержек. Тогда долгосрочная кривая средних  издержек складывается из отдельных  участков долгосрочных средних издержек (SATC).

LAC – наименьшие издержки производства продукции, с которыми может обеспечен любой объём производства с условием, что фирма имела достаточное время.

LAC – кривая выбора или плановая кивая.

Дугообразная кривая LAC определяется положительным или отрицательным коэффициентом масштабов.

Ряд факторов, снижающих средние общие  издержки (ATC):

  1. Специализация труда.
  2. Специализация управленческого персонала.
  3. Эффективное использование капитала.
  4. Производство побочной продукции и утилизация отходов.

Отрицательный коэффициент масштабов  связан с управленческими трудностями  контроля и координации большого количества подразделений.

Предложение совершенно конкурентной фирмы.

Кривая  предложения показывает, какой объём продукции будет производить фирма при каждой возможной цене. Наращивать объём до точки, где цена равна предельным издержкам. Но будет свёрнуто производство, если цена ниже средней суммы переменных.

Факторы, оказывающие влияние на предложение:

  1. Уровень технологий.
  2. Цены ресурсов, использованных в данном производстве.
  3. Изменение цен на другие товары и изменение числа производителей этих товаров.
  4. Политика государства в отношении производителей данного вида продукции.
  5. Мода и сезонность.

 

 

Рыночная структура.

Типы рыночной структуры. Общая характеристика.

  1. Совершенная конкуренция.
    1. Множество независимых покупателей.
    1. Однородность:
    1. Географическое место продажи.
    1. Условия обслуживания.
    2. Реклама, упаковка.
    1. Отсутствие входных барьеров.
    1. Полная информация для всех участников рынка.
    2. Рациональное поведение всех участников рынка, отсутствие сговора.

Информация о работе Введение в экономику