Введение в экономическую теорию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2013 в 16:07, курс лекций

Краткое описание

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод
Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике
Тема 3. Экономические системы. Рыночная система хозяйствования
....
Тема 12. Денежный рынок. Денежно-кредитная система и денежно-кредитная политика

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 588.38 Кб (Скачать файл)

5.4. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене 
"Эластичность" в русском языке обозначает гибкость, плавность. 
 
Термин "эластичность" в экономической науке используется для измерения соотношения взаимообусловленных переменных: цен и количества (объема) проданных или купленных товаров. Например, если иена на телевизор возросла на 5 %, насколько изменится количество их продаж за тот или иной интервал времени? Или, как изменится спрос на телевизоры, если доходы населения возрастут на 10 %? 
 
Наиболее удобной, унифицированной единицей измерения эластичности выступает процент. Процентное исчисление способно показать степень изменения любой экономической переменной независимо от того, какими были исходные единицы измерения — в деньгах, тоннах, штуках, метрах. В предпринимательской практике чаще всего используют процентное изменение одной переменной в результате 1%-ного изменения другой. 
 
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА - это показатель степени чувствительности (реакции) покупателей (потребителей) на изменения цены и дохода. Поэтому в экономической теории рассматривают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. 
 
Степень чуткости, или чувствительности, иотреии гелей к изменению цены продукции измеряется показателем ценовой эластичности спроса, который представляет собой коэффициент, исчисленный по формуле: 
 
 
 
процентные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. Поэтому вышеуказанную формулу можно представить так: 
 
 
 
где Q — спрашиваемая продукция. 
Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Если потребители относительно нечутки к изменению цен на покупаемые продукты, то есть существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок, то в таких случаях спрос относительно неэластичен или просто неэластичен. 
 
Эластичность спроса по иене рассчитывается для любой точки на кривой спроса, характеризующей изменение объема спрашиваемой продукции. Ее называют точенной. Она характерна для незначительных изменений иены и объема спроса. Если же изменения цены и объема спроса значительны, то эластичность спроса рассчитывают на определенном отрезке кривой спроса между двумя точками. Такую эластичность спроса называют дуговой. Для расчета дуговой эластичности берут не крайние точки ценового интервала, а центральную точку интересующего интервала Расчет коэффициента дуговой эластичности спроcа по цене производится по формуле:  
 
 
Основными факторами, влияющими на эластичность спроса по цене, являются: 
 
а)         наличие на рынке товаров-заменителей (субститутов).При повышении цены на один из них растет спрос на 
 
товар-заменитель. Поэтому спрос на первый товар с высокой ценой будет достаточно эластичным; 
 
б)         удельный вес расходов на покупку товара в общембюджете потребителя. 
 
Чем выше эта доля расходов, тем выше эластичность спроса; 
 
в)         значимость того или иного блага для потребителя.Чем выше эта значимость, тем меньше его эластичность. 
 
Так, например, спрос на товары первой необходимости менее эластичен, чем на товары роскоши; 
 
г)          фактор времени. 
 
С увеличением временного периода эластичность спроса, как правило, возрастает, ибо наращивается производство товаров-заменителей с новыми параметрами и происходит адаптация к ним вкусов потребителей; 
 
д)         насыщенность рынка товарами. 
 
Чем более дефицитным становится рынок, тем менее эластичным становится спрос. 
 
5.5. Перекрестная эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Кривые Энгеля 
В экономической теории при изучении эластичности спроса по цене отдельно анализируют перекрестную эластичность спроса по цене. Она выражает относительное изменение объема спроса на одно благо (X 
) при изменении цены на другое благо (У) при прочих равных условиях. Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене: 
 
а) положительную, которая относится к взаимозаменяемым товарам. Например, повышение цены на маргарин вызовет рост спроса на масло 
 
б) отрицательную. Она относится к взаимодополняемым благам. Повышение цены на магнитофон вызовет сокращение спроса на него, что в свою очередь уменьшит спрос на кассеты; 
 
в) нулевую, относящуюся к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое благо.

 


 

 


 
 
Для измерения перекрестной эластичности спроса по цене применяется коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Он определяется как отношение: 
 
где Qx 
— количество блага Х\ Ру — цена блага У. 
 
Кроме цены спрос чувствителен и к доходу. Степень чувствительности спроса к изменению дохода называется ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ СПРОСА ПО ДОХОДУ. 
 
Показателем, посредством которого измеряется эластичность спроса по доходу, является коэффициент эластичности спроса по доходу. Он определяется как отношение относительного изменения объема спроса на благо к относительному изменению дохода потребителя: 
 
 
 
 
 
Зависимость количества товара X 
, на которое предъявляется спрос (QDx 
), от среднего дохода домохозяйств, выражают с помощью так называемых кривых Энгеля (см. рис. 6.1-6.3). 
 
 
 
5.6. Эластичность предложения и его факторы 
Концепция ценовой эластичности применима не только к спросу, но и к предложению. Если производители реагируют на изменение цен, значит предложение эластично и наоборот. Степень чувствительности производителей на изменения цен или т. н. коэффициент эластичности предложения определяется по методике, аналогичной исчислению коэффициента эластичности спроса: 
 
 
Понятие эластичности предложения товаров характеризует относительные изменения цен товаров и их количеств, предлагаемых к продаже. 
 
При изучении эластичности предложения по цене отдельно анализируют перекрестную эластичность предложения по цене, которая показывает, как изменится предложение одного товара (А) при изменении цены другого товара (У). Она рассчитывается с помощью коэффициента перекрестной эластичности предложения по цене: 
 
 
 
Он показывает, на сколько процентов изменится предложение товара X 
в результате изменения цены товара У на 1%. 
 
Следует иметь в виду, что значение этого коэффициента для разных товаров может быть различным: 
 
а)         для товаров-заменителей повышение цены на один товар вызывает сокращение производства другого товара. Цена одного товара и предложение другого товара изменяются/в разных направлениях. Коэффициент перекрестной эластичности предложения по цене в этом случае будет отрицательным {Esxy 
< 0); 
 
б)         для дополняющих товаров повышение цены на один товар сопровождается увеличением производства другого товара. Цена одного товара и предложение другого товараизменяются в одном направлении. В данном случае коэффициент перекрестной эластичности предложения по цене будет положительным (Esxy 
> 0); 
 
в)         для независимых товаров изменение цены одного товара не вызывает изменения предложения другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности предложения по цене здесь будет равен нулю (Esxy 
= 0). 
 
Кроме цены на эластичность предложения влияют и другие факторы, основными из которых являются: фактор времени; издержки производства: тип продаваемой продукции; наличие незагруженных производственных мощностей; возможность длительного хранения продукции.

Тема 5. Теория поведения  потребителя

Полезность и рациональный потребитель. Общая и предельная полезность.

Закон убывающей предельной полезности. Принцип максимизации полезности.

Предпочтения потребителя  и кривые безразличия. Предельная норма 

замещения и ее экономический  смысл.

Бюджетное ограничение потребителя. Влияние изменений в доходах  и ценах 

на положение бюджетного ограничения. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».

Равновесие потребителя. «Эффект замещения» и «эффект  дохода» в

поведении потребителя.

 

5.1. Потребление и полезность. Закон убывающей предельной полезности 
ПОТРЕБЛЕНИЕ представляет собой индивидуальное и совместное использование потребительских благ для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. 
В рыночной экономике потребности людей определяют спрос на товары и услуги. При выборе потребительских благ потребитель (покупатель) руководствуется своими потребностями и располагаемым доходом. Но для того, чтобы рационально распределять свои средства на покупку различных товаров и получать при этом максимум удовлетворения, потребитель должен иметь какую-то основу для их сопоставления. 
 
Экономисты в конце XIX века в качестве такой основы приняли полезность, под которой понимают способность блага удовлетворять какие-либо потребности потребителя. 
 
Термин "полезность" был введен в экономическую науку английским философом И.Бентамом (1748—1832 гг.). Согласно Бентаму, максимизация полезности и является основным мотивом поведения потребителя в его стремлении максимизировать ожидаемое удовлетворение. Потребитель при этом руководствуется своими личными вкусами и предпочтениями. 
 
Очевидно, что для того, чтобы получить наивысшее удовольствие от потребляемого блага, потребитель должен каким-то образом сравнивать, сопоставлять и соизмерять полезности различных благ и их наборов. 
 
Экономическая наука выделяет два подхода к оценке полезности благ: 
 
1.  кардиналистский (количественный), 
 
2.  ординалистский (порядковый).  
 
         Кардиналистский подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности — ютилах (от англ. utility — полезность). В этой теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора и определить его общую полезность. Это можно записать в виде функции общей полезности: 
 
где TU— общая полезность данного набора товаров, 
 
Qa, Qe, Qx — объемы потребления товаров Л, В, X в единицу времени. 
 
Следует иметь в виду, что когда речь идет о полезности, то подразумевают ее не вообще, а полезность определенного количества того или иного блага. Это значит, что определенная потребность человека удовлетворяется следующими друг за другом единицами товара. При этом замечено, что последовательно потребляемые единицы какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Впервые этот принцип убывающей полезности был обоснован немецким экономистом Германом Госсеном в 1854 году. На основе его положений был сформулирован первый закон Госсена, который гласит: при последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается. Впоследствии этот закон получил название закона убывающей предельной полезности. На основе его сформулировано правило максимизации полезности: потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы равную предельную полезность . (Предельная полезность - это прирост обшей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на елку единицу). 
 
В такой ситуации потребитель не будет стремиться изменять структуру расходов и структуру потребления, ибо такое изменение лишь ухудшит его благосостояние. 
 
Ординалистский подход к анализу полезности основывается на менее жестких предположениях, чем кардиналистский. Здесь от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их "предпочтительности". 
 
Ординалистский подход к упорядочению потребителем товарных наборов по степени их предпочтения базируется на следующих четырех аксиомах: 
 
1. полной упорядоченности предпочтений (т.е. предположении о сравнимости). 
 
Считается, что потребитель способен сравнивать и классифицировать все наборы товаров и услуг в каждый конкретный момент времени. Это достигается с помощью отношений предпочтения ( > ) и безразличия ( ~ ). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что: 
а)         А > В, т.е. товар А предпочтительнее товара В; 
 
б)         В > А, т.е. товар В предпочтительнее товара А; 
 
в)         А ~ В, т.е. товары А и В равноценны; 
 
2.  аксиоме транзитивности (от лат. "переход ") предпочтений. Суть ее в следующем: если товар А > товара В, а товар В > товара С, то товар А > товара С; 
 
3.  аксиоме ненасыщения. Если набор потребляемых благ А содержит на одну единицу блага больше, чем набор В, то А > В, т.е. предполагается, что увеличение потребления любого товара при фиксированных объемах потребления других товаров, улучшает положение потребителя; 
 
4.  аксиоме независимости потребителя, т.е. удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это значит, что ему не знакомы чувства зависти и сострадания. 

5.2. Правило максимизации полезности. Взвешенная предельная полезность 
Потребитель должен распределить свой денежный доход так, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, приносила бы ему одинаковую добавочную (предельную) полезность. В экономической науке это правило называют ПРАВИЛОМ МАКСИМИЗАЦИИ ПОЛЕЗНОСТИ. Его можно записать в виде формулы: 
 
где: Л/(/[, М1]ъ ... , Ml/,,, — предельная полезность благ, Рь Р2,..., Рп, - соответствующие цены товаров 1, 2,..., п. 
 
Чтобы сделать оптимальный выбор, потребитель должен брать в расчет не только предельные полезности благ, но и цены, по которым они продаются. Это значит, что он должен сравнивать не предельные полезности, а взвешенные предельные полезности. Взвешенной предельной полезностью называется отношение предельной полезности блага к его цене. 
 
Пример: Иванов должен сделать выбор между 1кг абрикосов и 1 кг слив. Полезность ] кг абрикосов он оценивает в 8 ютилей, а 1кг слив - в 5 ютилей. Если пена 1кг абрикосов 80 центов, а 1кг слив 60 центов, то взвешенная полезность 1кг абрикосов будет 8/80, а 1кг слив —5/60. В данном случае большую полезность Иванов получит от 1кг абрикосов. 
 
Если же Иванов приобретает несколько единиц, допустим, двух товаров, А и Б, то при ограниченном доходе наибольшая полезность, которую он получит, будет рассчитана следующим образом. Предположим, что Иванов может позволить себе расходовать на покупку товаров 40 дол. в неделю. Товар А он покупает по цене 5 дол. за единицу, а товар В — по 10 дол. Оценку Ивановым предельной полезности товаров А и В и рассчитанную взвешенную полезность (Л/£/на 1 дол.) приведем в табл. 7.1. 
 
Первая единица товара А обладает наибольшей полезностью в расчете на 1 дол. и равна 21 ютилю. Взвешенная предельная полезность первой единицы блага В равна 20 юти-лей. На покупку этих товаров Иванов расходует 15 дол. Далее по уровню взвешенной полезности идут: 
 
—2-я единица товара В (19 ютилей); 
 
—2-я единица товара А и 3-я единица товара В (по 18ютилей); 
 
—4-я единица товара В (17 ютилей); 
 
—3-я единица товара А (16 ютилей); 
 
—4-я единица товара А (14 ютилей). 
 
Если Иванов купит две единицы товара А по цене 5 дол. и три единицы товара В по цене 10 дол., то он израсходует 40 дол. наилучшим образом, ибо получит наибольшую полезность от своих покупок. Именно при таком распределении своего дохода между товарами А и В Иванов достигнет состояния равновесия. 
 
 
 
5.3. Бюджетные ограничения потребителя. Понятие рационального потребителя 
БЮДЖЕТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ, потребительский, или личный, бюджет — это денежный доход потребителя, в пределах которого может быть предъявлен спрос на отвечающие его запросам блага и услуги. 
 
Предположим, что потребитель, имея фиксированный доход, тратит в день 100 руб. на покупку только двух товаров — А и В. Если бы он тратил все 100 руб. на покупку товара А, то приобрел бы его в количестве 6 единиц. Если бы эти 100 руб. были израсходованы на покупку товара В, то потребитель имел бы 8 единиц этого товара. В пределах этих величин он может тратить 100 руб. на приобретение товаров А и В в любых комбинациях. Графически это выглядит, как показано на рис. 7.1. 
 
Линия MN показывает ограничения потребителя и называется линией возможностей потребителя, или БЮДЖЕТНОЙ ЛИНИЕЙ. 
 
Бюджетная линия дает ответ на вопрос, сколько может приобрести потребитель. Но для окончательного анализа его поведения на рынке надо учитывать и то, что он желает купить. Желание приобрести товары, входящие в набор потребителя, отражает его предпочтения. Их можно исследовать с помощью так называемых кривых безразличия. Кривые безразличия, или кривые равных полезностей, показывают все комбинации (наборы) потребления товаров, 
 
 
 
которые имеют для потребителя одинаковую совокупную полезность (рис. 7.2). 
 
Кривые безразличия обладают следующими свойствами: 
 
1.         Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. 
 
2.         Кривые безразличия имеют нисходящий вид. Приобретая больше товара В, потребитель уменьшает 
 
покупку товара А. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет нисходящий вид. 
 
3.         Кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. 
 
Комбинируя наборы товаров, потребитель замещает одно благо другим. Товар-заменитель при этом называют "субститутом". Для того, чтобы определить, в какой степени потребитель готов заменить один товар другим (товар А товаром В) и при этом удовлетворить потребность, используется показатель предельной нормы замещения одного блага другим. ПРЕДЕЛЬНОЙ НОРМОЙ ЗАМЕЩЕНИЯ блага А благом В (MRSBA) называют количество блага А, которое должно быть сокращено "в обмен " на увеличение количества блага В на одну единицу, с тем чтобы уровень, удовлетворения потребителя остался неизменным. 
 
4. Кривые безразличия никогда не пересекаются, ибо наборы товаров на более высокой кривой безразличия всегда предпочтительнее наборов кривой, лежащей ниже. 
 
 
 
 
 
Наложим на график кривых безразличия бюджетную линию потребителя. На графике это будет выглядеть так, как показано на рис. 7,3. 
 
Положение бюджетной линии на графике показывает, что потребитель при данном уровне своего дохода может приобрести любые наборы товаров А и В, перемещаясь по прямойMN. Очевидно, что на этой линии есть такая точка, в которой наборы товаров А и В дадут потребителю наибольшую полезность. В этой точке (точка £) бюджетная линия MN касается кривой безразличия II. Это и есть наивысшая кривая, которой он может достичь при данном уровне дохода. Потребителя, который ведет себя так, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе, называют рациональным потребителем.

Тема 6. Теория фирмы

Понятие фирмы. Цели и функции  фирмы. Организационно-правовые формы 

фирм.

Факторы производства. Производство как комбинация факторов производства. Закон убывающей производительности факторов производства.

Производственная функция  фирмы.

«Производственная сетка» и  изокванта. Предельная норма технологического

замещения факторов производства. Изокоста и ее экономический смысл.

Продукт как результат  производства фирмы. Общий, средний  и предельный

продукт фирмы.

Краткосрочный и долгосрочный период функционирования фирмы.

Понятие издержек. Экономические  издержки и принцип альтернативных

затрат. Явные и неявные  издержки. Внешние и внутренние издержки.

Издержки производства в  краткосрочном периоде. Постоянные и переменные

издержки. Общие и средние  издержки. Предельные издержки.

Издержки производства в  долгосрочном периоде. Положительный,

постоянный и отрицательный  эффекты роста масштабов производства. Средний, совокупный и предельный доход фирмы. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

 

6.1. Предприятие как хозяйствующий субъект 
 
ПРЕДПРИЯТИЕ — это самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, производящий продукцию, товары, услуги и занимающийся различными видами экономической деятельности. 
 
Место предприятия в системе экономических отношений характеризуется следующими основными функциями, которые оно выполняет: 
 
1. на предприятиях изготавливаются основные виды продукции, составляющие материальную основу жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом; предприятие - это форма организации жизнедеятельности людей. Значительная часть их активной жизни проходит на предприятии; 
 
2. предприятие участвует в общественном разделении труда и кооперации; 
 
3. предприятие — это место, где переплетаются интересы общества, коллектива, индивида; 
 
4. предприятие формирует экономическую базу государства, необходимую ему для выполнения своих функций. Наличие доходов у предприятий позволяет им полно и своевременно вносить в бюджет налоги и другие обязательные платежи; 
 
5. предприятие, осуществляя производственную деятельность, оказывает значительное воздействие на окружающую среду как среду обитания человека. 
 
В экономической системе, где общественное производство носит товарный характер, предприятия выступают в роли "товаропроизводителей". Это значит, что все компоненты предприятия, включая и результаты его деятельности, принимают денежную форму. Типичными признаками предприятия как "товаропроизводителя" являются его хозяйственная самостоятельность и экономическая обособленность. 
 
Организационно-правовые формы предприятий: 
 
а)         государственное предприятие; 
 
б)         частное (индивидуальное) предприятие; 
 
в)         товарищества (общества); 
 
г)         акционерное общество. 
 
В экономической науке предприятия классифицируют по следующим основным признакам: 
 
1. по размерам: крупные, средние, малые; 
 
2. по формам организации: государственные, акционерные, кооперативные, арендные и др.; 
 
3. по формам собственности: частные, коллективные, государственные, смешанные; 
 
4. по сферам деятельности: сельскохозяйственные, транспорта, связи, культуры, здравоохранения, бытового обслуживания, посреднические и др.; 
 
5. по количеству видов производимой продукции: специализированные (выпускающие узкий круг товаров и услуг),многопрофильные (производящие разнообразные товары и услуги); 6. по уровню специализации: с предметной специализацией (производящие уже готовый к употреблению продукт), с подетальной специализацией (производящие детали продукта), с технологической специализацией (сосредоточенные на выполнении определенной технологической операции). 
6.2. Стратегия предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах.  
Понятие рационального производителя 
Стратегия развития предприятия — это документ, в котором сформулирована оптимальная модель предприятия, его главные цели и способы достижения при имеющихся ресурсах на заданную перспективу. Различают перспективу: краткосрочную и долгосрочную. 
 
Краткосрочный период — это период, в пределах которого производственные мощности остаются неизменными, но объем производства может быть изменен путем применения большего или меньшего количества переменных издержек производства: рабочей силы, сырья и др. 
 
В краткосрочном периоде пропорции постоянного и переменного факторов производства меняются по мере изменения объема выпуска продукции. 
 
Влияние изменения пропорций на рост объема производства исследуется с помощью таких понятий, как: 
 
—совокупный продукт (ТР — total product), 
 
—средний продукт (АР — average product), 
 
—предельный продукт (МР — marginal product). 
 
Общее количество продукта, произведенное при определенном количестве переменного фактора и неизменности других факторов, составляет совокупный продукт этого переменного фактора (ТР). 
 
Отношение совокупного продукта переменного фактора производства к использованному количеству этого фак-гора есть средний продукт этого фактора (АР). Он определяется как .отношение:

Информация о работе Введение в экономическую теорию