СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы
венчурного финансирования предпринимательской
деятельности…………………………………………….5
1.1. Зарождение венчурного
предпринимательства………………...5
1.2. Государственная поддержка
венчурных фирм……………......10
Глава 2. Особенности венчурного
предпринимательства в России…………14
2.1. Становление венчурного
бизнеса в России……………….......14
2.2. Проблемы развития
современного венчурного рынка
в России и пути их решения……………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...…24
ВВЕДЕНИЕ
При современном положении
вещей особо важную роль в развитии
как общества в целом, так и
экономики в частности играют
новые технологии. Поэтому финансирование
инноваций и другого рода поддержка
их со стороны предпринимателей, крупных
промышленных компаний и государства
приобретает еще большую значимость
в хозяйственной деятельности перечисленных
субъектов экономики. Мобилизация
и использование инновационно-конкурентного
потенциала хозяйствующих субъектов,
объективная его оценка – одна
из главных задач государственного
регулирования в рыночной экономике.
Осознание того, что отказ от финансирования
нововведений означал бы еще большие
финансовые потери, целесообразно толкает
их идти по пути создания таких экономических
механизмов, которые бы смогли, с
одной стороны, содействовать внедрению
в производство новейших достижений
научно-технического прогресса, а с
другой – свести к минимуму финансовый
риск инвесторов.
Одним из таких механизмов
является венчурное или рисковое
финансирование предпринимательской
деятельности.
Венчурный бизнес — вид бизнеса,
ориентированный на практическое использование
технических и технологических новинок,
результатов научных достижений еще не
опробованных на практике. Этот вид бизнеса
связан с большим риском, поэтому его часто
называют рискованным.
Развитие венчурного предпринимательства,
особенно в России, является очень
актуальной проблемой. Это обусловлено
тем, что проводимая российским правительством
политика в экономической сфере:
экспорт сырьевых ресурсов – приводит
к несколько иным результатам, противоречащим
ожидаемым. В связи с этим поднимаются
вопросы о других альтернативных
путях использования ресурсов, особое
место в этом вопросе уделяется
наукоемким производствам. И поэтому
главной задачей становится создание
эффективной системы функционирования
венчурных предприятий. Именно от этого
зависит успешность работы механизма
инноваций, который отвечает за превращение
результатов научных исследований в коммерчески
выгодный продукт, т.е. востребованный
рынком. Кроме того, инвесторам предоставляются
замечательные возможности вложения капиталов.
Цель работы – исследование
основ функционирования венчурных
предприятий в экономике, анализ
современного состояния и перспектив
развития венчурного бизнеса в России.
Задачи работы:
- рассмотреть зарождение венчурного предпринимательства;
- исследовать поддержку венчурных предприятий государством;
- проследить за процессом становления венчурного предпринимательства в России;
- провести анализ развития венчурного бизнеса в России.
Глава 1. Теоретические
основы венчурного финансирования предпринимательской
деятельности
- Зарождение венчурного предпринимательства
Формирование и развитие
института венчурного предпринимательства
и инфраструктуры финансирования для
поддержки инновационных мероприятий
на ранних этапах являлся сложным процессом,
зависящим от многих благоприятных условий
и требующим эффективного распределения капитала.
Первые попытки венчурного
финансирования стали наблюдаться
в 40-х годах XX века в США. Как альтернативный
источник финансирования частного бизнеса
венчурный капитал зародился в середине
50-х годов тоже в США. Отцом современной
индустрии венчурного капитала принято
считать генерала Джорджиза Дориота, который
в 1946 г. основал Американскую Корпорацию
Исследований и Развития (АКИР). Принято
считать, что первой компанией, которая
была создана венчурным финансированием,
является «Фэйрчайлд Семикондактор»,
основанная в 1959 году фирмой «Венрок Эсоушиэйтс».
До Второй Мировой Войны
инвестиции в форме венчурного капитала
были главным образом сферой влияния
состоятельных частных лиц и
обеспеченных семей. Одним из первых
шагов к управляемой на профессиональной
основе венчурной индустрии стал
Закон «Об инвестициях в малый
бизнес» 1958 года. Этот закон позволял
Агентству по делам малого бизнеса
США лицензировать частные компании,
инвестирующие в малый бизнес
(КИМБы), с целью упростить процесс
финансирования и руководства малыми
предприятиями США. В данном законе
затрагивались вопросы, поднятые в
докладе Совета Федеральной Резервной
Системы США к Конгрессу, в
котором было отмечено, что на рынке
капиталов для долгосрочного
финансирования малого бизнеса, нацеленного
на развитие, существовал большой пробел.
Главной задачей программы КИМБ была и
на сегодняшний момент остается упрощение
процесса привлечения капитала через
экономическую систему, с целью финансирования
небольших новаторских компаний для того,
чтобы простимулировать развитие экономики
США. В целом, венчурный капитал тесно
связан с технологически новаторскими
предприятиями, главным образом предприятиями
Соединенных Штатов. В связи со структурными
ограничениями, наложенными на американские
банки в 1930-х гг., в США не было индустрии
частных торговых банков. Эта ситуация
была довольно уникальна для развитых
стран. И только лишь в 1980-х гг. известный
экономист Лестер Сароу раскритиковал
финансовое законодательство США за неспособность
поддержать какой-либо торговый банк,
кроме тех, которыми управляет Конгресс
в форме проектов, финансируемых из федерального
бюджета. Он утверждал, что банки управляемые
Конгрессом были крупные по размерам,
выполняли политические задачи и, в связи
с этим, слишком сильно концентрировались
на национальной обороне, жилищном хозяйстве
и на таких областях со специализированными
технологиями, как исследования в космосе,
сельском хозяйстве и аэрокосмической
промышленности. Работа американских
инвестиционных банков ограничивалась
лишь осуществлением сделок по слиянию
и поглощению компаний, выпуском долевых
и долговых ценных бумаг, и, часто, сделками,
связанными с распадом промышленных концернов
с целью получить доступ к их пенсионным
фондам, либо с целью распродать их инфраструктурный
капитал, получив при этом большие доходы.
Недоработки законодательства в этой
области были подвергнуты серьёзной критике.
К тому же, эта промышленная политика отличалась
от политики других промышленно развитых
стран, в особенности Германии и Японии,
которые в этот период укрепляли свои
позиции на мировых рынках автомобилестроения
и бытовой электроники. Однако, в отличие
от США, эти страны становились более зависимыми
от центрального банка и от оценок всемирно
известных ученых, чем от распыленного
метода расстановки приоритетов правительством
и частными инвесторами
Самостоятельность венчурный
капитал приобрел в 60 – 70-х годах. Успех
был связан с деятельностью множества
ученых, изобретателей и менеджеров, получивших
хорошую профессиональную подготовку
в крупных корпорациях, выгодно отличающих
их от традиционно мелких предприятий.
В отличие от последних они старались
изыскать внешние финансовые и научно
– технические ресурсы, используя новые
организационные формы. Результативность
малого венчурного бизнеса оказалась
настолько значительной, что побудила
крупные корпорации к созданию аналогичных
подразделений внутри собственной структуры
как альтернативной формы организации,
способствующей преодолению присущей
им тенденции к торможению научно – технического
прогресса.
По признанию зарубежных
исследователей, консерватизм крупных
корпораций побудил их все более
активно копировать организацию
НИОКР (научно-исследовательские и
опытно конструкторские разработки)
по образцу мелких фирм. Они стали создавать
мелкие автономные внутренние организационные
единицы, ставя перед ними конкретную
задачу – целевой проект и связывая его
успешное выполнение с крупным материальным
и моральным вознаграждением. Кроме того,
возникают новые мелкие и средние венчурные
компании, сознательно создаваемые крупными
корпорациями для выполнения ряда перспективных
работ, которые в рамках материнской компании
признаны нецелесообразными и неэффективными.
Обострение
международной конкуренции, сжатие
сроков разработки технических новшеств
заставило руководителей крупного
капитала признать, что в современных
условиях почти ни одна из солидных
фирм не в состоянии ограничиваться
только самостоятельными разработками.
А это поставило их перед необходимостью
координации и объединения усилий.
Настоящий «бум» в венчурном
бизнесе произошел в конце 70-х
годов, когда государство, осознав
преимущества мелкого предпринимательства
в области внедренческой деятельности,
стало активно поощрять многочисленные
венчурные проекты. Фонды "рискового
капитала" пользуются большими налоговыми
льготами. В частности, произошло резкое
снижение налоговой ставки, по которой
облагается доход этих фондов от операций
с ценными бумагами, в результате чего
увеличился годовой объём средств, предлагаемых
компаниями рискового капитала.
В 70-х –
начале 80-х гг. появляется новое поколение
венчурных фирм, выполняющих функцию
организации совместных программ НИОКР
крупного капитала. Эти новые фирмы
получили название совместных венчур
или совместных рисковых компаний.
Уже в начале 80-х годов в
США насчитывалось примерно 100 тыс.
чел., работающих на дому с помощью
персональных компьютеров. В начале
90-х гг. их число перевалило за 10 млн.
чел. С этой точки зрения совместные
венчуры следует рассматривать
как новую форму организации.
Реальное обобщение идет посредством
интеграции крупного и малого бизнеса,
отдельных университетских специалистов
т.д. В большие научно – исследовательские
и производственные комплексы. Данный
процесс динамичен и многопланов,
постоянное изменение его участников
и системы связей приобретает
характер научного поиска новых организационных
форм, ускоряющих предметное воплощение
современных научных знаний.
В целом, рисковые венчурные
(venture [англ] - рискованное предприятие)
предприятия заняты разработкой
научных идей и превращением их в
новые технологии и продукты. На
современном этапе научно-технической
революции роль малого бизнеса в
научных исследованиях и разработках
существенно возросла. Это связано
с тем, что НТР дала мелким и
средним внедренческим и высокотехнологичным
фирмам современную технику, соответствующую
их размерам - микропроцессоры, микроЭВМ,
микрокомпьютеры, позволяющую вести
производство и разработки на высоком
техническим уровне и требующую
сравнительно доступных затрат.
Инициаторами такого предприятия
чаще всего выступает небольшая
группа лиц - талантливые инженеры,
изобретатели, ученые, менеджеры-новаторы,
желающие посвятить себя разработке
перспективной идеи и при этом
работать без ограничений, неизбежных
в лабораториях крупных фирм, подчиненных
в своей деятельности жестким
программам и централизованным планам.
Такой метод организации исследований
позволяет максимально использовать
потенциал научных кадров, освобождающихся
в этом случае от влияния бюрократии.
Рисковые предприятия - своеобразная форма
защиты талантов от потерь на стартовых
участках инновационного процесса, когда
новизна научной или технической
идеи мешает ее восприятию административными
руководителями фирмы. Преимущество венчурного
бизнеса - гибкость, подвижность, способность
мобильно переориентироваться, изменять
направления поиска, быстро улавливать
и опробировать новые идеи. Стремление
к прибыли, давление рынка и конкуренции,
конкретная поставленная задача, жесткие
сроки вынуждают разработчиков
действовать результативно и
быстро, интенсифицируют исследовательский
процесс.
Сферой венчурного бизнеса
являются два основных вида хозяйствующих
субъектов: малые наукоемкие фирмы
и представляющие им капитал венчурные
компании, а также венчурные центры
крупных корпораций, различные промежуточные
и новые формы.
Решение о финансировании
того или иного научно-технического
проекта, реализуемого, как правило,
в рамках малой наукоемкой фирмы,
принимается венчурной компанией
на основе экспертизы, учитывающей
три группы факторов:
1) техническая осуществимость
нововведения;
2) экономические характеристики
проекта;
3) деловые качества предпринимателя-новатора.
Причем последний фактор
является определяющим при решении
вопроса об открытии финансирования проекта.
- Государственная поддержка венчурных фирм
В целом роль государства
в области поддержки инноваций
можно свести к следующим моментам:
- государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
- в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
- государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение в экономике страны; фискальные и прочие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующие воздействия внешней среды, которые обуславливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
- государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Так, с начала 80-х годов
государство стало стимулировать
рисковое предпринимательство. Поводом
тому послужила роль ускорителя инновационных
процессов, структурной перестройки экономики
и перехода ее от индустриального типа
к постиндустриальному. Для стимулирования
процесса возникновения и развития венчур
государство прибегло к несвойственной
ему тактике. По существу оно стало учреждать
и выращивать малый инновационный бизнес,
осуществляя венчурное инвестирование
путем выдачи субсидий и дополняя его
рядом сопутствующих мер прямого и косвенного
стимулирования.
Так, в США в 1980 г. был
принят закон Стивенсона – Вайдлера
«О технологических нововведения»,
предусматривающих ряд мер стимулирования
промышленных инноваций. В США система
налоговых льгот на НИОКР существует с
1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность
вычета затрат на НИОКР, связанных с основной
производительной и торговой деятельностью
налогоплательщика, из сумм облагаемого
налогом дохода. Уже в 1982 г. конгресс принял
закон о нововведениях и разработках в
малом бизнесе, увеличивший значение малого
инновационного бизнеса в проводимых
за счет средств государственного бюджета
НИОКР. Была сформирована специальная
программа нововведений и исследований
в малом бизнесе (СБИР), координатором
которой стала Администрация малого бизнеса
(СБА). В соответствии с программой каждое
федеральное учреждение, выдающее внешним
исполнителям заказы на сумму выше 100 млн.
долларов, должно было 1,25% из них выдавать
в виде безвозвратных субсидий на НИОКР
в малом бизнесе.
Чтобы помочь
венчурным фондам выжить в период
их становления, правительство правительства
многих западноевропейских стран проводили
политику режима наибольшего благоприятствования
новой форме инвестиционного
финансирования. К примеру, в Голландии
была разработана вплоть до 1996 г. успешно
функционировала такая форма
поддержки венчурных фондов, как
схема РРМ. В рамках этой схемы
правительство Голландии гарантировало
возврат 50% возможных убытков, связанных
с инвестициями венчурных фондов
в частные компании. Указанная
схема была опробована в начале 80-х
годов, в период глубокого промышленного
спада, с которым столкнулись
западноевропейские страны, в том
числе и Голландия. Эта мера стимулировала
бурный рост венчурных фондов, а
следовательно, и активные финансовые
влияния правительство Нидерландов
активно стимулирует создание крупных
венчурных фондов, ориентированных
на инвестирование крупных наукоемких
проектов, имеющих стратегическое значение
для страны.