Венчурное предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

При современном положении вещей особо важную роль в развитии как общества в целом, так и экономики в частности играют новые технологии. Поэтому финансирование инноваций и другого рода поддержка их со стороны предпринимателей, крупных промышленных компаний и государства приобретает еще большую значимость в хозяйственной деятельности перечисленных субъектов экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы венчурного финансирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5
1.1. Зарождение венчурного предпринимательства………………...5
1.2. Государственная поддержка венчурных фирм……………......10
Глава 2. Особенности венчурного предпринимательства в России…………14
2.1. Становление венчурного бизнеса в России……………….......14
2.2. Проблемы развития современного венчурного рынка в России и пути их решения……………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...…24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.67 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические основы венчурного финансирования предпринимательской  деятельности…………………………………………….5

1.1. Зарождение венчурного  предпринимательства………………...5

1.2. Государственная поддержка  венчурных фирм……………......10

Глава  2. Особенности венчурного предпринимательства в России…………14

2.1. Становление венчурного  бизнеса в России……………….......14

2.2. Проблемы развития  современного венчурного рынка  в России и пути их решения……………………………………………...17

Заключение……………………………………………………………………….22

Список использованной литературы………………………………………...…24

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При современном положении  вещей особо важную роль в развитии как общества в целом, так и  экономики в частности играют новые технологии. Поэтому финансирование инноваций и другого рода поддержка  их со стороны предпринимателей, крупных  промышленных компаний и государства  приобретает еще большую значимость в хозяйственной деятельности перечисленных  субъектов экономики. Мобилизация  и использование инновационно-конкурентного  потенциала хозяйствующих субъектов, объективная его оценка – одна из главных задач государственного регулирования в рыночной экономике. Осознание того, что отказ от финансирования нововведений означал бы еще большие  финансовые потери, целесообразно толкает  их идти по пути создания таких экономических  механизмов, которые бы смогли, с  одной стороны, содействовать внедрению  в производство новейших достижений научно-технического прогресса, а с  другой – свести к минимуму финансовый риск инвесторов.

Одним из таких механизмов является венчурное или рисковое финансирование предпринимательской  деятельности.

Венчурный бизнес — вид бизнеса, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений еще не опробованных на практике. Этот вид бизнеса связан с большим риском, поэтому его часто называют рискованным.

Развитие венчурного предпринимательства, особенно в России, является очень  актуальной проблемой. Это обусловлено  тем, что проводимая российским правительством политика в экономической сфере: экспорт сырьевых ресурсов – приводит к несколько иным результатам, противоречащим ожидаемым. В связи с этим поднимаются  вопросы о других альтернативных путях использования ресурсов, особое место в этом вопросе уделяется  наукоемким производствам. И поэтому  главной задачей становится создание эффективной системы функционирования венчурных предприятий. Именно от этого зависит успешность работы механизма инноваций, который отвечает за превращение результатов научных исследований в коммерчески выгодный продукт, т.е. востребованный рынком. Кроме того, инвесторам предоставляются замечательные возможности вложения капиталов.

Цель работы – исследование основ функционирования венчурных  предприятий в экономике, анализ современного состояния и перспектив развития венчурного бизнеса в России.

Задачи работы:

    • рассмотреть зарождение венчурного предпринимательства;
    • исследовать поддержку венчурных предприятий государством;
    • проследить за процессом становления венчурного предпринимательства в России;
    • провести анализ развития венчурного бизнеса в России.

 

Глава 1. Теоретические  основы венчурного финансирования предпринимательской  деятельности

 

    1. Зарождение венчурного предпринимательства

 

Формирование и развитие института венчурного предпринимательства  и инфраструктуры финансирования для  поддержки инновационных мероприятий на ранних этапах являлся сложным процессом, зависящим от многих благоприятных условий и требующим эффективного распределения капитала.

Первые попытки венчурного финансирования стали наблюдаться  в 40-х годах XX века в США. Как альтернативный источник финансирования частного бизнеса венчурный капитал зародился в середине 50-х годов тоже в США. Отцом современной индустрии венчурного капитала принято считать генерала Джорджиза Дориота, который в 1946 г. основал Американскую Корпорацию Исследований и Развития (АКИР). Принято считать, что первой компанией, которая была создана венчурным финансированием, является «Фэйрчайлд Семикондактор», основанная в 1959 году фирмой «Венрок Эсоушиэйтс».

До Второй Мировой Войны  инвестиции в форме венчурного капитала были главным образом сферой влияния  состоятельных частных лиц и  обеспеченных семей. Одним из первых шагов к управляемой на профессиональной основе венчурной индустрии стал Закон «Об инвестициях в малый  бизнес» 1958 года. Этот закон позволял Агентству по делам малого бизнеса  США лицензировать частные компании, инвестирующие в малый бизнес (КИМБы), с целью упростить процесс  финансирования и руководства малыми предприятиями США. В данном законе затрагивались вопросы, поднятые в  докладе Совета Федеральной Резервной  Системы США к Конгрессу, в  котором было отмечено, что на рынке  капиталов для долгосрочного  финансирования малого бизнеса, нацеленного  на развитие, существовал большой пробел. Главной задачей программы КИМБ была и на сегодняшний момент остается упрощение процесса привлечения капитала через экономическую систему, с целью финансирования небольших новаторских компаний для того, чтобы простимулировать развитие экономики США. В целом, венчурный капитал тесно связан с технологически новаторскими предприятиями, главным образом предприятиями Соединенных Штатов. В связи со структурными ограничениями, наложенными на американские банки в 1930-х гг., в США не было индустрии частных торговых банков. Эта ситуация была довольно уникальна для развитых стран. И только лишь в 1980-х гг. известный экономист Лестер Сароу раскритиковал финансовое законодательство США за неспособность поддержать какой-либо торговый банк, кроме тех, которыми управляет Конгресс в форме проектов, финансируемых из федерального бюджета. Он утверждал, что банки управляемые Конгрессом были крупные по размерам, выполняли политические задачи и, в связи с этим, слишком сильно концентрировались на национальной обороне, жилищном хозяйстве и на таких областях со специализированными технологиями, как исследования в космосе, сельском хозяйстве и аэрокосмической промышленности. Работа американских инвестиционных банков ограничивалась лишь осуществлением сделок по слиянию и поглощению компаний, выпуском долевых и долговых ценных бумаг, и, часто, сделками, связанными с распадом промышленных концернов с целью получить доступ к их пенсионным фондам, либо с целью распродать их инфраструктурный капитал, получив при этом большие доходы. Недоработки законодательства в этой области были подвергнуты серьёзной критике. К тому же, эта промышленная политика отличалась от политики других промышленно развитых стран, в особенности Германии и Японии, которые в этот период укрепляли свои позиции на мировых рынках автомобилестроения и бытовой электроники. Однако, в отличие от США, эти страны становились более зависимыми от центрального банка и от оценок всемирно известных ученых, чем от распыленного метода расстановки приоритетов правительством и частными инвесторами

Самостоятельность венчурный капитал приобрел в 60 – 70-х годах. Успех был связан с деятельностью множества ученых, изобретателей и менеджеров, получивших хорошую профессиональную подготовку в крупных корпорациях, выгодно отличающих их от традиционно мелких предприятий. В отличие от последних они старались изыскать внешние финансовые и научно – технические ресурсы, используя новые организационные формы. Результативность малого венчурного бизнеса оказалась настолько значительной, что побудила крупные корпорации к созданию аналогичных подразделений внутри собственной структуры как альтернативной формы организации, способствующей преодолению присущей им тенденции к торможению научно – технического прогресса.

По признанию зарубежных исследователей, консерватизм крупных  корпораций побудил их все более  активно копировать организацию  НИОКР (научно-исследовательские и  опытно конструкторские разработки) по образцу мелких фирм. Они стали создавать мелкие автономные внутренние организационные единицы, ставя перед ними конкретную задачу – целевой проект и связывая его успешное выполнение с крупным материальным и моральным вознаграждением. Кроме того, возникают новые мелкие и средние венчурные компании, сознательно создаваемые крупными корпорациями для выполнения ряда перспективных работ, которые в рамках материнской компании признаны нецелесообразными и неэффективными.

Обострение  международной конкуренции, сжатие сроков разработки технических новшеств заставило руководителей крупного капитала признать, что в современных  условиях почти ни одна из солидных фирм не в состоянии ограничиваться только самостоятельными разработками. А это поставило их перед необходимостью координации и объединения усилий. Настоящий «бум» в венчурном  бизнесе произошел в конце 70-х  годов, когда государство, осознав  преимущества мелкого предпринимательства  в области внедренческой деятельности, стало активно поощрять многочисленные венчурные проекты. Фонды "рискового капитала" пользуются большими налоговыми льготами. В частности, произошло резкое снижение налоговой ставки, по которой облагается доход этих фондов от операций с ценными бумагами, в результате чего увеличился годовой объём средств, предлагаемых компаниями рискового капитала.

В 70-х –  начале 80-х гг. появляется новое поколение  венчурных фирм, выполняющих функцию  организации совместных программ НИОКР  крупного капитала. Эти новые фирмы  получили название совместных венчур или совместных рисковых компаний. Уже в начале 80-х годов в  США насчитывалось примерно 100 тыс. чел., работающих на дому с помощью  персональных компьютеров. В начале 90-х гг. их число перевалило за 10 млн. чел. С этой точки зрения совместные венчуры следует рассматривать  как новую форму организации. Реальное обобщение идет посредством  интеграции крупного и малого бизнеса, отдельных университетских специалистов т.д. В большие научно – исследовательские  и производственные комплексы. Данный процесс динамичен и многопланов, постоянное изменение его участников и системы связей приобретает  характер научного поиска новых организационных  форм, ускоряющих предметное воплощение современных научных знаний.

В целом, рисковые венчурные (venture [англ] - рискованное предприятие) предприятия заняты разработкой  научных идей и превращением их в  новые технологии и продукты. На современном этапе научно-технической  революции роль малого бизнеса в  научных исследованиях и разработках  существенно возросла. Это связано  с тем, что НТР дала мелким и  средним внедренческим и высокотехнологичным  фирмам современную технику, соответствующую  их размерам - микропроцессоры, микроЭВМ, микрокомпьютеры, позволяющую вести  производство и разработки на высоком  техническим уровне и требующую  сравнительно доступных затрат.

Инициаторами такого предприятия  чаще всего выступает небольшая  группа лиц - талантливые инженеры, изобретатели, ученые, менеджеры-новаторы, желающие посвятить себя разработке перспективной идеи и при этом работать без ограничений, неизбежных в лабораториях крупных фирм, подчиненных  в своей деятельности жестким  программам и централизованным планам. Такой метод организации исследований позволяет максимально использовать потенциал научных кадров, освобождающихся  в этом случае от влияния бюрократии. Рисковые предприятия - своеобразная форма  защиты талантов от потерь на стартовых  участках инновационного процесса, когда  новизна научной или технической  идеи мешает ее восприятию административными  руководителями фирмы. Преимущество венчурного бизнеса - гибкость, подвижность, способность  мобильно переориентироваться, изменять направления поиска, быстро улавливать и опробировать новые идеи. Стремление к прибыли, давление рынка и конкуренции, конкретная поставленная задача, жесткие  сроки вынуждают разработчиков  действовать результативно и  быстро, интенсифицируют исследовательский  процесс.

Сферой венчурного бизнеса  являются два основных вида хозяйствующих  субъектов: малые наукоемкие фирмы  и представляющие им капитал венчурные  компании, а также венчурные центры крупных корпораций, различные промежуточные  и новые формы.

Решение о финансировании того или иного научно-технического проекта, реализуемого, как правило, в рамках малой наукоемкой фирмы, принимается венчурной компанией  на основе экспертизы, учитывающей  три группы факторов:

1) техническая осуществимость  нововведения;

2) экономические характеристики  проекта; 

3) деловые качества предпринимателя-новатора.

Причем последний фактор является определяющим при решении вопроса об открытии финансирования проекта.

    1. Государственная поддержка венчурных фирм

 

В целом роль государства  в области поддержки инноваций  можно свести к следующим моментам:

  • государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);
  • в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;
  • государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение в экономике страны; фискальные и прочие инструменты государственного регулирования формируют стимулирующие воздействия внешней среды, которые обуславливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
  • государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Так, с начала 80-х годов  государство стало стимулировать  рисковое предпринимательство. Поводом  тому послужила роль ускорителя инновационных процессов, структурной перестройки экономики и перехода ее от индустриального типа к постиндустриальному. Для стимулирования процесса возникновения и развития венчур государство прибегло к несвойственной ему тактике. По существу оно стало учреждать и выращивать малый инновационный бизнес, осуществляя венчурное инвестирование путем выдачи субсидий и дополняя его рядом сопутствующих мер прямого и косвенного стимулирования.

Так, в США в 1980 г. был  принят закон Стивенсона – Вайдлера «О технологических нововведения», предусматривающих ряд мер стимулирования промышленных инноваций. В США система налоговых льгот на НИОКР существует с 1981 г. Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР, связанных с основной производительной и торговой деятельностью налогоплательщика, из сумм облагаемого налогом дохода. Уже в 1982 г. конгресс принял закон о нововведениях и разработках в малом бизнесе, увеличивший значение малого инновационного бизнеса в проводимых за счет средств государственного бюджета НИОКР. Была сформирована специальная программа нововведений и исследований в малом бизнесе (СБИР), координатором которой стала Администрация малого бизнеса (СБА). В соответствии с программой каждое федеральное учреждение, выдающее внешним исполнителям заказы на сумму выше 100 млн. долларов, должно было 1,25% из них выдавать в виде безвозвратных субсидий на НИОКР в малом бизнесе.

Чтобы помочь венчурным фондам выжить в период их становления, правительство правительства  многих западноевропейских стран проводили  политику режима наибольшего благоприятствования  новой форме инвестиционного  финансирования. К примеру, в Голландии  была разработана вплоть до 1996 г. успешно  функционировала такая форма  поддержки венчурных фондов, как  схема РРМ. В рамках этой схемы  правительство Голландии гарантировало  возврат 50% возможных убытков, связанных  с инвестициями венчурных фондов в частные компании. Указанная  схема была опробована в начале 80-х  годов, в период глубокого промышленного  спада, с которым столкнулись  западноевропейские страны, в том  числе и Голландия. Эта мера стимулировала  бурный рост венчурных фондов, а  следовательно, и активные финансовые влияния правительство Нидерландов  активно стимулирует создание крупных  венчурных фондов, ориентированных на инвестирование крупных наукоемких проектов, имеющих стратегическое значение для страны.

Информация о работе Венчурное предпринимательство в России