Венчурное предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:02, курсовая работа

Краткое описание

При современном положении вещей особо важную роль в развитии как общества в целом, так и экономики в частности играют новые технологии. Поэтому финансирование инноваций и другого рода поддержка их со стороны предпринимателей, крупных промышленных компаний и государства приобретает еще большую значимость в хозяйственной деятельности перечисленных субъектов экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы венчурного финансирования предпринимательской деятельности…………………………………………….5
1.1. Зарождение венчурного предпринимательства………………...5
1.2. Государственная поддержка венчурных фирм……………......10
Глава 2. Особенности венчурного предпринимательства в России…………14
2.1. Становление венчурного бизнеса в России……………….......14
2.2. Проблемы развития современного венчурного рынка в России и пути их решения……………………………………………...17
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы………………………………………...…24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 63.67 Кб (Скачать файл)

Кроме национальных программ поддержки венчурного бизнеса, инициированных правительствами западноевропейскими  стран, есть целый ряд международных  программ, реализуемых и финансируемых  Европейским Советом. Так, программа  «EuroTech Capital» нацелена на создание стимулов для привлечения венчурных фондов к финансированию крупных международных проектов в области высоких технологий, реализуемых в рамках межправительственных соглашений между странами Западной Европы. Программа «Sprint» призвана совместно с венчурными фондами оказывать финансовую поддержку малым и средним фирмам, занимающихся разработкой новейших технологий. В рамках программы «Value» производится финансирование исследований по целесообразности инвестиционных проектов, ориентированных на привлечение венчурного финансирования. Программа “Joint Venture Phare” стимулирует создание совместных предприятий с участием венчурного бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы.

Желая помочь фирмам на начальном этапе  их развития и тем самым обеспечить создание новых рабочих мест, правительства  Голландии, Великобритании, Швейцарии, Франции и ряда других западноевропейских стран стали активно стимулировать  индивидуальных и институциональных  инвесторов вкладывать свои сбережения в так называемые венчурные трасты, привлекательные из-за того, что  выплачиваемые ими дивиденды  и курсовая разница между ценой  покупки и ценой продажи корпоративных  ценных бумаг не облагаются налогами. Плюс к этому налог на прибыль, выплачиваемый венчурными трастами, снижен на 20%. Для создания венчурного траста необходимо получить лицензию от уполномоченных государственных  органов. В соответствии с действующим  законодательством не менее 70% финансовых средств, аккумулированных трастами, должны инвестироваться в предприятия  на начальном этапе их развития. В одно предприятие не может быть инвестировано более 1 млн. долларов США. Период функционирования венчурного траста составляет 5 лет. По истечению этого срока траст должен реализовывать все имеющиеся у него пакеты ценных бумаг и распределить полученный доход среди своих вкладчиков. Таким образом, деятельность венчурных фондов подвержена жесткому государственному регулированию.

 

Глава  2. Особенности венчурного предпринимательства в России

 

2.1. Становление венчурного бизнеса  в России

 

В Россию венчурная индустрия была привнесена извне в начале 1990-х годов. Ее возникновение стало следствием не инициативы, откликающейся на внутренние потребности развития местного предпринимательства и рынка, а результатом политико-административных решений, за которыми стояло стремление международных финансовых институтов развития содействовать трансформирующейся экономике страны в становлении рыночных институтов.

Первые  усилия по формированию института венчурного инвестирования, как важнейшего элемента модели инновационного развития на основе партнерства бизнеса и общества, были предприняты в России еще  в 1992 году. Начавшаяся в России радикальная экономическая реформа открыла дорогу развитию предпринимательской инициативы, но в это время в стране еще не существовало цивилизованного фондового рынка. К тому же инфляция, которая временами доходила до 20% в месяц, делала экономически бессмысленными вложения на долгий срок.

Тем не менее, проводившаяся форсированными темпами приватизация привлекла внимание зарубежных инвесторов венчурного капитала. По инициативе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в России было создано 11 региональных венчурных фондов, которые специализировались главным образом на приобретении пакетов акций средних приватизируемых предприятий с целью оказания последним необходимой помощи в адаптации к условиям переходной экономики. При этом предполагалось, что через какое-то время купленные акции могли быть проданы по более высокой стоимости и обеспечить инвесторам ожидаемую прибыль.

К 1997 году на территории России действовали  около 30 венчурных фондов и фондов прямого инвестирования с иностранным капиталом от 3 до 4 млрд. долларов.

  В марте 1997 г. пионеры создается Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ). В это же время появились сообщения о создании первых венчурных фондов, опирающихся на средства крупных российских банков.

Однако наметившийся прогресс был остановлен разразившимся в августе 1998г. финансовым кризисом, который заострил проблему ликвидности рисковых капиталовложений и задержал распространение венчурного механизма в России. Кризис 1998 г. больно ударил по отрасли, существенно снизив доходность и поставив под угрозу само существование большинства реализуемых проектов. Из действующих в России 40 венчурных фондов и фондов прямых инвестиций более половины прекратили свою деятельность, а некоторые так и не отважились ее начать.

Значительная часть инвесторов к весне 1999 г. продали свои российские проекты либо, прекратив новые инвестиции, искали возможности выхода из них (в особенности это относится к американским инвесторам). В частности, свернули свою деятельность в России Providence Capital, Junction Investors, CEENIS Property Fund/PBO New Europe Property Fund; Russian Venture Capital Fund of America. Из большого разнообразия инвестиционных фондов «первой волны» деятельность в России продолжили около 50—60%. Покупателями являлись либо смежные отраслевые группы, либо более успешные и более укоренившиеся в России управляющие компании.

В период 2000 – 2006 гг. начинается становление инфраструктуры при поддержке государства. По Распоряжению Правительства РФ был создан Венчурный Инновационный фонд. Целью его деятельности было формирование системы венчурного инвестирования и организация новых инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом.

Кроме того, с 2000 г. поддерживается развитие системы венчурных ярмарок.  Отличительной  чертой Венчурной Ярмарки от традиционных мероприятий является то, что объектом презентации на ней является бизнес, а предметом торга - доля компании. Основная задача: создание пространства, где технологические компании получают возможность представить венчурным капиталистам и другим инвесторам свой бизнес, продукцию, рыночную нишу, финансовые перспективы и потребности, а инвесторы - оценить представляемые проекты с точки зрения вложения инвестиций на основе качества менеджмента, перспективности продукции или технологии, коммерческой жизнеспособности и потенциала роста.

2006 год ознаменовался существенной активизацией усилий Правительства Российской Федерации по развитию института венчурных инвестиций в стране на основе механизмов партнерства государства и частного предпринимательства. В период развития 2006-2009 гг. в России было создано более 20 частно-государственных венчурных фондов по программе Министерства экономического развития РФ. Это довольно серьезный результат, если принять во внимание тот факт, что ряд фондов создавались в трудных условиях финансово-экономического кризиса. Кроме того, в 2006 г. по распоряжению правительства РФ была создана ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК») 

Венчурные инвестиции в России

Источник: по материалам [1]

В настоящее время происходит гармонизация секторов инфраструктуры государственной поддержки. В частности  это проявляется в принятии и  реализация новой концепции Российской венчурной Компании. В июне 2010 г. была утверждена новая стратегия развития Российской венчурной компании (РВК). По словам нового гендиректора РВК Игоря Агамирзяна: «Главная задача, которая ставится перед государственной венчурной компанией, - обеспечить поддержку инновационных компаний на всех стадиях развития: от идеи до самостоятельного прибыльного бизнеса». Теперь РВК расширяет направления деятельности. РВК собирается заняться экспертизой проектов, обеспечить инновационным проектам частное финансирование и наладить связь с потенциальными поставщиками идей, то есть создать некую инфраструктуру, которая будет выдавать инновационные идеи, имеющие реальные бизнес – перспективы. Отсюда три основных блока, на которых теперь сосредоточится РВК: капитал, инфраструктура, экспертиза. 

 

2.2. Проблемы  развития современного венчурного  рынка в России и пути их  решения

 

Сейчас мы можем говорить о большом прорыве в венчурном  бизнесе в России и о колоссальных результатах благодаря активным действиям, предпринятым сообществом  венчурной индустрии. Но, тем не менее, в нашей стране в сфере венчурного финансирования  существуют еще  проблемы, которые мешают ей динамично  развиваться.

К причинам, препятствующим развитию венчурного бизнеса в России можно отнести:

  1. Отсутствие в законодательстве адекватной организационно-правовой формы для регулирования деятельности фондов прямых и венчурных инвестиций.

В отношении правового  регулирования венчурной деятельности отсутствуют специализированные нормативные акты. Само правовое определение "венчурного" является размытым.

  1. Недостаток сервисных услуг и дефицит инфраструктуры для развития венчурного инвестирования.

По мнению А. Дворниковой  – президента Американской Бизнес – ассоциации российских профессионалов, создание и поддержание стабильной инфраструктуры — основная проблема на нынешнем этапе. Венчурные инвестиции долгосрочны, в отличие от многих других отраслей экономики. Инвестор, вкладывая деньги сегодня, должен быть уверен в том, что через несколько лет политическая и экономическая ситуация, законодательная база — не изменятся.

  1. Отсутствие большого спектра механизмов привлечения финансирования в проекты.
  2. Несовершенство законодательства по защите интеллектуальной собственности.
  3. Отсутствие результативного технического регулирования и дефицит квалифицированных кадров.

Об этом говорит Эстер  Дайсон – венчурный инвестор и  основатель EDventure Holdings: «В России достаточно предпринимателей с хорошими идеями, нетрудно обнаружить на рынке деньги и умных программистов. Но очень  непросто найти опытных менеджеров среднего звена, финансовых директоров, менеджеров по управлению проектами  и т. п. Другими словами, легко  начать дело, но трудно его «выращивать»».

  1. Слабые экономические стимулы для привлечения венчурного капитала к реализации наукоемких проектов.

Безусловно, внедрению инноваций мешает дефицит денег: нехватка свободных средств внутри компании, а также низкая доступность финансирования из внешних источников.

  1. Слабая интеграция в глобальную инновационно - венчурную экосистему и существенные барьеры при проведении международных операций.

И.Агамирзян - генеральный  директор Российской венчурной компании так раскрывает эту проблему: невозможность временного ввоза в РФ продукции НИОКР, поскольку образцы продукции невозможно идентифицировать по формальным признакам: серийному номеру, производителю, стране изготовления и т.д. В результате российские компании имеют ограниченный доступ к передовым ресурсам, разработкам и технологиям, а для проведения совместных с зарубежными коллегами НИОКР возникает необходимость открытия дочерних компаний за пределами страны.

  1. Отсутствие культуры и организованности предпринимательской среды в области инноваций.

Нет как формальной, так  и неформальной действующей площадки для общения между заинтересованными  в венчурном финансировании сторонами.

Для исправления сложившейся  ситуации Минпромнауки разработало  и приняло проект Концепции развития венчурной индустрии в России, которая представляет собой, по сути, государственную систему стимулирования венчурных инвестиций. Согласно этой Концепции учреждено 10 региональных и отраслевых венчурных фондов с  государственным участием. Кроме  того, государство взяло на себя значительную часть усилий по формированию необходимой для успешного развития венчурного бизнеса инфраструктуры, созданию благоприятной экономической  среды для привлечения венчурных  инвестиций в инновационный сектор экономики, обеспечению ликвидности  рисковых капиталовложений, повышению  престижа предпринимательской деятельности в области малого и среднего бизнеса

Начиная с 2004 г. в рамках Фонда  содействия развитию малых форм предприятий  в научно-технической сфере осуществляется программа "СТАРТ" по предоставлению начинающим предпринимателям стартового финансирования. Она направлена на оказание помощи предпринимателям в создании малых наукоемких фирм.

В июле 2005 г. появилось сообщение  о намерении правительства создать  Российский инвестиционный фонд технологий и инноваций с уставным капиталом  в 100 млн. долл. для инвестирования в  ИКТ, контрольный пакет которого будет контролировать государство.

Следует, отметит, что в  РФ законодательно был установлен ряд  налоговых и иных льгот, направленных на стимулирование инноваций. На практике оказывается, что на фоне общих высоких  налоговых ставок этот рычаг макроэкономического  воздействия на инновационную и  инвестиционную активность не работает. Чутко реагируя на общий предпринимательский  климат в стране, инновационный бизнес является по существу заложником общей  макроэкономической ситуации. Высокие  налоги, отсутствие эффективного механизма  действия налоговых льгот, выступают  в качестве трудно преодолимого барьера  для притока частных инвестиций и инвестиций государственных промышленных предприятий в инновационную сферу.

  В связи с существующими проблемами, большое значение имеет политика государства в отношении венчурного предпринимательства. В июле 2010 г. президент России Дмитрий Медведев, открывая заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, предложил ряд мер, для развития венчурного бизнеса в нашей стране.

Информация о работе Венчурное предпринимательство в России