Взаимодействие монополии и рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

История развития экономики отдельных стран и регионов убедительно доказала, что для настоящего этапа развития человечества наиболее эффективной формой организации связей в общественном хозяйстве является рынок. Основы современной рыночной экономики зародились в тот исторический момент, когда обмен результатами деятельности стал ведущей формой связей между отдельными производителями. Это произошло в период разложения первобытной общины. С тех пор совершенствование форм обмена, возникновение и развитие товара и денег служит формированию современной формы их существования – рыночного хозяйства.
Изучение рыночного механизма, его сущности, определения его основных элементов и их взаимодействие является целью моей работы.
Задачи сводятся к ознакомлению с сущностью рыночного механизма, законами спроса и предложения; определению воздействия спроса и предложения на равновесную цену.

Содержание

Введение
1. Рыночный механизм и его элементы
1.1. Закон спроса
1.2. Закон предложения
1.3. Равновесная цена
2. Конкуренция в рыночном механизме.
3.Взаимодействие монополии и рынка
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр. по Экономике.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Величина предложения, или количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж, имеющим место на рынке.

С одной стороны, если рыночная цена оценивается продавцами как недостаточно высокая для покрытия их издержек, величина предложения будет существенно меньше, чем объемы реального производства. С другой стороны, назначение государством высоких цен на какую-либо продукцию может вызвать значительный интерес среди фирм-производительниц и рост величины предложения, однако объем продаж, определяемый как поведением продавцов, так и поведением покупателей, может быть при этом достаточно слабым.

Цена предложения показывает минимальную цену за данное количество товара, на которую продавец готов согласиться.

При анализе рыночной конъюнктуры различают рыночное и индивидуальное предложение.

Рыночный объем предложения  является агрегированной величиной  и может быть получен путем  суммирования объемов предложения отдельных производителей при всех возможных ценах. При этом предполагается неизменность всех прочих факторов, в том числе цен на ресурсы, которыми пользуются производители. Величина предложения находится в тесной зависимости не только от цен, но и от других параметров рыночной конъюнктуры.

Предложением называется количество товара и услуги, которое производители  готовы продать по определенной цене за определенный период. Прямую зависимость между ценой и величиной предложения называют законом предложения. Закон предложения гласит: величина предложения находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен. Другими словами, по мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения – меньшие. Закон предложения – это реакция величины предложения на динамику цены; повышение цены стимулирует рост величины предложения, а снижение, наоборот, - уменьшение величины предложения.

Степень изменения объема продаж в ответ  на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью  предложения понимается степень  его изменения в зависимости  от динамики цены. Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное.

Эластичность предложения –  это показатель относительно изменения  предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Эластичным  предложение становится, когда его  величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным  предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах.

Эластичность предложения  товара зависит от многих факторов: от структуры издержек на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличие свободной рабочей  силы, быстроты перелива капитала из одной  отрасли в другую и т.д.

Главными экономическими факторами, определяющими динамику предложения, являются:

  • цены других товаров (а значит, выгодность их производства);
  • цены факторов производства, используемые для изготовления данного товара;
  • технология, т.е. способы изготовления товара или организация предоставления услуги;
  • выручка предпринимателя (показатель объема продажи в фактических ценах);
  • экономическая конъюктура – ситуация, складывающаяся на рынке данного товара в определенный период (именно высокие цены стимулируют к увеличению предложения);
  • уровень конкуренции (при недостаточным предложением возникает конкуренция среди покупателей);
  • величина и структура предложения отражают налоговую политику государства;
  • торговля (на конкретной величине предложения сказывается и политика торговых агентов).3

Таким образом, нам стала известна прямая зависимость спроса и предложения  от рыночной цены. Эта зависимость  проявляется в регулирующем воздействии  цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое положение продавцов и покупателей.

1.3. Равновесие спроса и предложения.

 

Рассмотрим взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие можно определить как состояние, при котором ни у кого из экономических субъектов не возникает побуждений к его изменению.

Применительно к анализу спроса и предложения состояние равновесия будет находиться в точке пересечения Е кривых спроса и предложения (рис. 1). Этой точке соответствуют равновесная цена (Ре) и равновесный объем (Qе).

Уровень пересечения кривых спроса и предложения (точка E) определяет уровень рыночной цены (цена равновесия). Это – равновесная, уравновешивающая цена, ибо любая иная «точка» означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.

При равновесной цене на рынке наблюдается равенство величин спроса и предложения (Qd = Qs), при равновесном объеме – равенство цен производителя и потребителя (Pd = Ps).

Существует, и альтернативный подход, известный как равновесие по Маршалу. Суть в том, что равновесие на рынке складывается не под влиянием давления избытков спроса и предложения (равновесие по Вальрасу), а под влиянием превышения цены спроса над ценой предложения или, наоборот, цены предложения над ценой спроса, на что продавцы реагируют соответственно увеличением или сокращением объема предложения.4

Воздействие неценовых факторов спроса и/или предложения вызывает сдвиг  соответствующих функций и изменение  первоначальных параметров равновесия до нового уровня. Рыночный механизм обеспечивает изменение цен на свободном рынке  до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока на рынке не сравниваются предлагаемое и требуемое количество товаров.

Равновесная цена и равновесный объем обладают следующими свойствами:

1. Товаров предоставлено на рынке не больше и не меньше, чем нужно для потребления людей. Все затраты на производство благ окупаются их продажей по равновесной цене. Стало быть, достигнутое равновесие свидетельствует о наибольшей экономической эффективности сложившейся рыночной ситуации.

2. В точке равновесия выражен и наибольший социальный эффект. За равновесную цену потребитель приобретает предельное (для его дохода) количество полезностей.

3. На рынке не обнаруживается ни избытка товаров (количества, которое излишне для продажи при данном объёме доходов населения), ни дефицита (нехватки) благ.

Равновесный метод анализа  в микроэкономическом исследовании предлагает поиск ситуации, в которой  экономическая система находится  в состоянии «идеального покоя». В состоянии равновесия (частичного или общего) наблюдается совпадение спроса и предложения; намерения потребителей купить определенное количество товара по данной цене совпадает с намерениями производителей поставить на рынок такое же количество товара по той же цене. Поэтому в состоянии экономического равновесия хозяйствующий субъект – будто отдельный производитель, фирма или покупатель – не имеет стимулов к изменению своего экономического поведения. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия – уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей. Равенство спроса и предложения – это теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике такое совпадение бывает весьма редким. Однако именно эта абстракция позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.

Анализ закономерностей  изменения спроса и предложения  и механизма образования цены равновесие дает возможность более  полно охарактеризовать экономическую свободу как важнейшее условие нормального функционирования рыночного механизма и достижение общего равновесия. Экономическая свобода подразумевает во-первых, свободу предпринимательства; во-вторых, свободу выбора продавцов и покупателей, т.е. свободу торговли; в-третьих, свободу перемещения ресурсов по разным сферам применения; в-четвертых, свободу ценообразования.

Именно экономическая  свобода позволяет рынку гибко  реализовать на изменяющиеся условия  и обеспечивать как частичное, так  и общее равновесие.5

Рыночное равновесие считается стабильным, если рынок, выведенный из состояния равновесия, способен вновь вернуться к нему под влиянием лишь своих внутренних факторов. В этом случае говорят о саморегулирующемся механизме рынка.

Достоверный анализ стабильности того или иного рынка имеет серьезное практическое значение, поскольку позволяет определить границы целесообразности государственного вмешательств в рыночный механизм. Если рынок стабилен, то государству не следует вмешиваться в его функционирование, и наоборот, если рыночное равновесие нестабильно, то государственное регулирование становится не просто желательным, но и необходимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конкуренция в рыночном механизме.

 

Истории давно известны два противоположных  вида взаимоотношений субъектов  рынка – конкуренция и монополия.

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание – экономический закон товарно-рыночного хозяйства.

В зависимости от социально-экономических  отношений, сложившихся в той  или иной стране, можно выделить неодинаковые виды конкуренции. Важные качественные особенности имеет  конкуренция, которая складывается в простом и в развитом товарном хозяйствах.

В механизм рыночного саморегулирования  входят: рыночная цена, соотношение  спроса и предложения и соперничества  товаровладельцев. Чем сильнее становится конкуренция среди продавцов, тем  в большей мере предложение товаров  с их стороны превышает спрос покупателей, а в результате рыночная цена падает. Это ведет к свертыванию производства.

Когда конкуренция среди  продавцов ослабевает, то платежеспособный спрос начинает превосходить предложение  товара. В результате цена возрастает, а производство продуктов становится выгоднее, оно расширяется.

Конкуренция играет особую роль в  том, чтобы на рынке поддерживалась равновесная цена. Так, если рыночная цена возрастает (предложение повышает спрос), тогда соперничество усиливается  среди продавцов. В итоге начинается движение цены по направлению к точке равновесия. Когда же цена упадет ниже равновесной (спрос превышает предложение) – состязательность усиливается среди покупателей. Вследствие этого цена станет повышаться до равновесного уровня.

Конкуренция выполняет троякую роль. Во –  первых, благодаря соперничеству утверждаются нормальные условия производства и обращения. Во – вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу всему новому, передовому. В – третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит расслоение: на тех, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения, и на опустившиеся ниже общественно нормального уровня, разорившиеся и потерпевшие крах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Взаимодействие монополии  и рыночного механизма.

 

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее  одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – сила, подрывающая свободную конкуренцию и стихийный рынок.

Устойчивая монополия  свойственна, как правило, крупным  объединениям предпринимателей, которые  захватили главные позиции в  производстве и реализации каких-то видов продукции (это крупнейшие предприятия, имеющие рынки сбыта изделий и др.).

Всеобщая форма монополии развивается  тогда, когда объединения предпринимателей всесторонне – с помощью государства  – подчиняют себе народное хозяйство и оказываются на большинстве рынков и основными продавцами, и основными покупателями. При этом само государство выступает крупнейшим монополистом, сосредотачивая в своих руках многие отрасли и производственные комплексы, как, например, военно-промышленный.

Во всех случаях монополии  возникают из-за тех экономических  выгод, которые они получают в  результате устанавливается на рынке  монопольных цен.

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается  на уровне выше или ниже стоимости  товара в целях получения монопольного дохода. Доход представляет собой экономическую реализацию господства монополистов на рынке.

Монополии овладевают законами спроса и предложения, устанавливая два  вида монопольных цен. С их помощью  образуется механизм обогащения за счет остальной части общества.

Монополистические объединения стремятся  сосредоточить у себя значительную часть всех товаров отрасли. Это  позволяет установить монопольно высокую  цену, предвкушающую общественно  необходимые затраты труда. Одновременно они искусственно создают товарный дефицит, ограничивая выпуск продукции до таких пределов, чтобы спрос на нее превышал предложение. Доход представляет собой разницу между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Обогащение монополий за счет завышения цен – одна из решающих причин инфляции.

Информация о работе Взаимодействие монополии и рынка