Взаимодействие монополии и рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 14:37, контрольная работа

Краткое описание

История развития экономики отдельных стран и регионов убедительно доказала, что для настоящего этапа развития человечества наиболее эффективной формой организации связей в общественном хозяйстве является рынок. Основы современной рыночной экономики зародились в тот исторический момент, когда обмен результатами деятельности стал ведущей формой связей между отдельными производителями. Это произошло в период разложения первобытной общины. С тех пор совершенствование форм обмена, возникновение и развитие товара и денег служит формированию современной формы их существования – рыночного хозяйства.
Изучение рыночного механизма, его сущности, определения его основных элементов и их взаимодействие является целью моей работы.
Задачи сводятся к ознакомлению с сущностью рыночного механизма, законами спроса и предложения; определению воздействия спроса и предложения на равновесную цену.

Содержание

Введение
1. Рыночный механизм и его элементы
1.1. Закон спроса
1.2. Закон предложения
1.3. Равновесная цена
2. Конкуренция в рыночном механизме.
3.Взаимодействие монополии и рынка
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контр. по Экономике.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Монополии стремятся также стать  единственным покупателем определенного  продукта. Они искусственно ограничивают на какое-то время свои закупки, добиваясь  того, чтобы предложение товара со стороны продавцов превышало спрос со стороны монополий. Это позволяет установить монопольно низкую цену.

Разрыв между ценами на продаваемые и покупаемые товары называется «ножницы цен».

Монополия находится в весьма сложной  и противоречивой взаимосвязи с  конкуренцией. Тот факт, что производство и реализация какого-то продукта захвачены группой крупных предпринимателей вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш, что способно подорвать монополию. С другой стороны,  внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии: если какой-то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словом, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция – монополию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Рынок представляет собой сложную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных элементов, которые в своем взаимодействии образуют многогранную систему экономических связей.

В состав рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

Рыночный механизм призван найти ответы на три главных вопроса:

  1. Что производить?
  2. Как производить?
  3. Для кого производить?

Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека.

Для нормального функционирования рынка формируется его инфраструктура-система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям. Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Рассмотрев законы спроса и предложения как фундаментальных законов экономики свободного рынка, подчеркнем, что эти законы не устанавливают строгие количественные соотношения, а носят качественный характер. Оба закона выражают устойчивые тенденции ценового поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей, проявляющиеся в определенных условиях при определенных допущениях.

Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах доступного диапазона.

Спрос зависит не только от цены, но и от неценовых факторов: изменение вкусов покупателей, числа покупателей, изменение дохода, изменение цен на товары-субституты и на комплементарные товары, изменение в ожиданиях потребителя.

Товары, на которые потребитель предъявляет спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара. Однако на предложение влияют ещё и неценовые факторы: изменение ресурсных цен, изменение технологии, изменение налогов и дотаций, изменение цен на взаимозаменяемые товары, изменение ожиданий, изменение числа поставщиков.

Совокупный спрос и совокупное предложение относятся к основным показателям, характеризующим состояние экономики страны. Они определяются соответственно общей суммой индивидуальных спросов и предложений.

Государство воздействует на рынок, во-первых, с помощью налогов, которые оно устанавливает на продаваемые товары, во-вторых, с помощью установления максимальных или даже фиксированных цен на некоторые товары и в первую очередь на предметы первой необходимости.

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Курс экономической теории. Под ред. М.Н.Чепурин, Е.А.Кисилевой.- изд. 6е. – Киров: «АСА», 2009. – 848с.
  2. Современная экономика. Общедоступные учебный курс. Под ред. О.Ю.Мамедов – Ростов-на-Дону, Изд. «Феникс», 1998. 608с.
  3. Экономика. Учебник /под ред. Доц. А.С.Булатова. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство ББК, 1999. 816с.
  4. Микроэкономика. В.М.Гальперин, С.М.Игнатьев, В.И.Моргунов. Изд. 2-е испр. СПб Экономическая школа. 1997. т.1. 349с.
  5. Экономика. Учебник для вузов. / И.В.Лисиц. М.: «Омега», 2006. 656с.  

1 Е.А. Кисклквой и М.Н.Чепурин Курс экономической теории. М., 2009. С.102.

2 А.С. Булатова Учебник по экономике. М., 1999. С. 128

3 Мамедов О.Ю. Современная экономика. М., 1998. С95

4 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. М., 1997. С.50.

5 Киселева Е.А. и Чепурин М.Н. Курс экономической теории. М., 2009. С.107.




Информация о работе Взаимодействие монополии и рынка