Взаимосвязь инфляции и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 12:32, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая наука с одной стороны представляет собой экономическую деятельность, цель которой заключается в получении экономических знаний, с другой - систему экономических знаний, которая выступает как результат научного производства. И именно в эту систему входят рынок труда и рынок денег.
В свое время проблемы инфляции и безработицы рассматривали Д. Рикардо, Д. Кейнс, М. Фридман, Локк и другие. Но повсюду эти проблемы рассматривались, как нечто, чего следует избегать любой ценой. Так, одна из самых сложных проблем макроэкономической политики состоит в необходимости одновременного регулирования инфляции и безработицы. Данная курсовая работа посвящена анализу связи между безработицей и инфляцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 5
1.2 ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.3 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 9
II. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 16
2.1 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА 16
2.2 МОНЕТАРИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КРИВОЙ ФИЛЛИПСА (МОДЕЛЬ ФРИДМАНА-ФЕЛПСА) 20
2.3 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ (Р. ЛУКАС, Т. САРДЖЕНТ) 26
III. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 31
3.1 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 31
3.2 МЕРЫ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ ДЛЯ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ И БЕЗРАБОТИЦЕЙ 37
3.2.1 МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ИНФЛЯЦИЕЙ 37
3.2.2 МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по макро.doc

— 1.98 Мб (Скачать файл)

 

III. Инфляция и безработица в современной России: проблемы и методы регулирования

3.1 Текущее состояние и проблемы экономики России

 

Инфляция. Природа российской инфляции, равно как и содержание экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной - инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой - это чисто монетарное явление.

В соответствии с монетарным подходом инфляция - это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижение реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции - снижению уровня цен. Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения.

Основные положения немонетаристского  подхода отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от роста цен.

В соответствии с реалиями российской экономики существуют следующие основные причины инфляции.

1. Монополизация экономики, а точнее рост цен на продукцию естественных монополий.

Это, прежде всего, цена на нефть и газ и, естественно, на продукты их переработки, как, например, на бензин и другие виды моторного топлива, а также на топочный мазут, который отапливает наши дома. Это рост цен на электроэнергию, это рост цен других естественных монополий.

2. Прирост денежной массы.

На примере статистических данных ЦБ РФ проследим увеличение денежной массы в 2008 г.

 

Денежная масса М2 (национальное определение) в 2008 году (млрд. руб)

Дата

Денежная масса М21

Темпы прироста денежной массы,%

Всего

в том числе 

к предыдущему месяцу

к 01.01. 2008

наличные деньги (M0)

безналичные средства

01.01. 2008

13 272,1

3 702,2

9 569,9

9,1

-

01.02. 2008

12 914,8

3 465,7

9 449,1

-2,7

-2,7

01.03. 2008

13 080,4

3 487,6

9 592,8

1,3

-1,4

01.04. 2008

13 382,9

3 475,5

9 907,4

2,3

0,8

01.05. 2008

13 347,7

3 601,4

9 746,3

-0,3

0,6

01.06. 2008

13 724,5

3 656,2

10 068,4

2,8

3,4

01.07. 2008

14 244,7

3 724,9

10 519,9

3,8

7,3

01.08. 2008

14 210,0

3 807,2

10 402,8

-0,2

7,1

01.09. 2008

14 530,1

3 887,4

10 642,7

2,3

9,5

01.10 2008

14 374,6

3 904,2

10 470,4

-1,1

8,3

01.11. 2008

13 519,7

3 962,2

9 557,6

-5,9

1,9


 

 

Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в  обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.

Методология расчета  показателей приведена в методологических комментариях (раздел 1) "Бюллетеня банковской статистики".

Мы наблюдаем увеличение М с  13272.1 до 14530.1. Набольший прирост приходится на 01.09. 2008 г.

3. Увеличение непроцентных расходов бюджета.

 

 

Стоит отметить, что начало текущего года значительно отличается от предыдущих лет и, особенно, от 2007 года. Обычно в начале года уровень расходов был крайне низок, в 2007 году расходы января составили лишь 3,3%, а февраля - 4,9% от годового объема непроцентных расходов. В текущем году январские расходы составляют 5,6%, а февральские - 7,8% от запланированного объема непроцентных расходов. Расходы в марте и апреле оказались также более высокими по сравнению с 2007 годом, хотя практически совпадают с уровнем 2006 года.

Такой рост в начале года отчасти  объясняется увеличением социальных расходов, скорректированных из-за высокого уровня инфляции, а также тем, что январь и февраль были предвыборными месяцами. Тем не менее, можно сделать предварительный вывод о том, что усилия Минфина по выравниванию кассовых расходов в течение года имеют положительные результаты в текущем году. Возможно, частично высокий уровень расходов в начале года объясняется тем, что были потрачены расходы, перенесенные с 2007 года.

В функциональной классификации5 наибольший объем непроцентных расходов в январе-марте6 2008 года пришелся на межбюджетные трансферты (6,1% ВВП), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 2,3% ВВП), расходы на общегосударственные вопросы (1,5%) и национальную экономику (1,0%). Расходы по остальным направлениям составили менее 1% ВВП.


В связи с тем, что часть расходов является закрытой (в марте сумма закрытых расходов составила 159,5 млрд. рублей), полное сравнение с предыдущим годом затруднено. Однако можно отметить, что сравнении с аналогичным периодом прошлого года значительно повысились расходы общегосударственные вопросы (преимущественно за счет проведения президентских выборов в начале года), на межбюджетные трансферты. Также, заметно увеличились расходы на социальную политику. В целом, такие изменения согласуются с законом о бюджете на 2008-2010 годы с учетом принятых поправок, в частности, поправок, корректирующих объем расходов в связи с более высоким, чем ожидалось ранее, уровнем инфляции в конце 2007 года.

 

 

Безработица.

Численность экономически активного населения

 

Экономически активное население

В том числе

Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения

занятые

безработные

млн.

человек

в% к соот- ветствую- щему пери- оду предыду- щего года

млн.

человек

в% к соот- ветствую - щему пери- оду предыду- щего года

млн.

человек

в% к соот- ветствую-щему пери- оду предыду- щего года

млн.

человек

в% к соот- ветствую- щему пери- оду предыду- щего года

2007г.

Январь

74,4

101,0

69,2

101,7

5,3

92,5

1,7

94,7

Февраль

74,6

101,5

69,2

102,2

5,4

93,1

1,7

91,5

Март

74,8

101,5

69,7

102,5

5,1

89,0

1,7

89,8

I квартал (в среднем за месяц)

74,6

101,3

69,4

102,2

5,2

91,5

1,7

92,0

Апрель

74,9

101,4

70,2

102,8

4,8

84,9

1,6

87,6

Май

75,1

101,4

70,7

103,1

4,5

80,6

1,6

87,9

Июнь

75,4

101,3

71,0

102,8

4,4

82,4

1,5

86,1

II квартал (в среднем за месяц)

75,1

101,7

70,6

102,9

4,5

82,6

1,6

87,2

Июль

75,6

101,3

71,3

102,5

4,3

84,4

1,5

85,6

Август

75,9

101,3

71,6

102,3

4,3

86,5

1,5

85,2

Сентябрь

75,6

101,2

71,4

102,3

4,3

86,0

1,4

85,4

III квартал (в среднем за месяц)

75,7

101,3

71,4

102,4

4,3

85,6

1,4

85,4

Октябрь

75,3

101,2

71,1

102,4

4,3

85,5

1,4

86,9

Ноябрь

75,0

101,2

70,8

102,4

4,2

84,9

1,5

89,3

Декабрь

75,0

100,9

70,4

101,7

4,6

89,7

1,6

89,2

IV квартал (в среднем за месяц)

75,2

102,1

70,8

102,2

4,4

86,7

1,5

88,5

Год (в среднем за месяц)

75,1

101,3

70,5

102,4

4,6

86,7

1,6

88,3

2008г.

Январь

74,9

100,6

69,9

101,1

5,0

94,2

1,6

89,1

Февраль

74,8

100,3

69,5

100,4

5,3

98,5

1,6

90,3

Март

75,1

100,5

70,2

100,8

4,9

96,6

1,5

89,7

I квартал (в среднем за месяц)

74,9

100,5

69,9

100,8

5,1

96,5

1,6

89,7

Апрель

75,4

100,6

70,9

101,1

4,5

94,4

1,5

90,0

Май

75,7

100,8

71,6

101,4

4,1

91,9

1,4

88,7

Июнь

76,0

100,9

71,8

101,2

4,2

96,1

1,3

89,3

II квартал (в среднем за месяц)

75,7

100,8

71,4

101,2

4,3

94,2

1,4

89,3

Июль

76,3

100,9

72,0

100,9

4,3

100,4

1,3

89,4

Август

76,6

101,0

72,1

100,7

4,5

104,9

1,3

88,9

Сентябрь

76,4

101,1

71,9

100,7

4,5

106,8

1,2

88,2

III квартал (в среднем за месяц)

76,4

101,0

72,0

100,8

4,5

104,0

1,3

88,9

Октябрь

76,2

101,2

71,6

100,7

4,6

108,7

1,2

87,7

1) Данные с июня 2008г. уточнены на основе итогов обследования населения по проблемам занятости за август 2008г.; с сентября 2008г. - являются предварительными.


 

 

Сводная таблица.

год

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

инфляция

36,5

20,2

18,6

15,1

12

11,7

10,9

9

12

12,6

безработица

65

70

62

61

56

57

52

45

46

48


 

3.2 Меры, предпринимаемые Правительством РФ для борьбы с инфляцией и безработицей

3.2.1 Меры по борьбе с инфляцией

Необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

Для эффективного регулирования инфляции необходимы:

формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии  устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал.

Ключевое место в регулировании  инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением.

Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. -Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей.

Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы.

Одним из направлений регулирования  инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики. Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России, не ограничиваясь мерами текущей политики в этой сфере.

Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять "теневой" экономике, контролирующей, по оценке, до 40% ВВП России. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.

Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и Правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег.

Не менее важно антимонопольное  регулирование.

 

Основные инструменты инфляционной политики

1. Рост предложения товаров

==>

Таможенные пошлины

Субсидирование процентных ставок

Налоговая политика

2. Монетарные факторы

==>

Обменный курс рубля, регулирование денежного предложения

Процентная политика и финансовые инструменты

Стабилизационный фонд и бюджетная  политика

3. Факторы, влияющие на издержки

==>

Тарифы естественных монополий

4. Регулирование локальных монополий

==>

Предельный рост тарифов ЖКХ

Антимонопольные меры


 

Основные направления действий по сдерживанию инфляции:

Сдерживание роста регулируемых цен  на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ. Усиление контроля за издержками в данной сфере.

Меры по сдерживанию роста цен  на ГСМ, предусматривающие рост конкуренции, в том числе за счет организации биржевой торговли и увеличение предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования развития нефтяного сектора.

Рост предложения продовольственных  товаров, повышение уровня конкуренции.

Меры по увеличению склонности населения  к сбережениям и повышению доверия к инвестированию в активы финансовых рынков.

Проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Инфляция сегодня - это переплетение трех процессов, которые в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг: проявление эффектов локальных монополий; удорожание затрат ("инфляция издержек"); действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов населения.


 

В конечном счете, инфляция вызвана избыточным по сравнению с потребностями экономики ростом денежного предложения и доходов населения. Но это, именно, в конечном счете. Дополнительные антиинфляционные меры должны базироваться не только на продолжении консервативной денежной и бюджетной политики, но и предлагать решение структурных проблем экономики, что позволит снизить инфляцию по сравнению с инерционным уровнем примерно на 1 процентный пункт.

Информация о работе Взаимосвязь инфляции и безработицы