Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2013 в 12:32, курсовая работа
Экономическая наука с одной стороны представляет собой экономическую деятельность, цель которой заключается в получении экономических знаний, с другой - систему экономических знаний, которая выступает как результат научного производства. И именно в эту систему входят рынок труда и рынок денег.
В свое время проблемы инфляции и безработицы рассматривали Д. Рикардо, Д. Кейнс, М. Фридман, Локк и другие. Но повсюду эти проблемы рассматривались, как нечто, чего следует избегать любой ценой. Так, одна из самых сложных проблем макроэкономической политики состоит в необходимости одновременного регулирования инфляции и безработицы. Данная курсовая работа посвящена анализу связи между безработицей и инфляцией.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 5
1.2 ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ 6
1.3 БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ 9
II. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 16
2.1 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА 16
2.2 МОНЕТАРИСТСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КРИВОЙ ФИЛЛИПСА (МОДЕЛЬ ФРИДМАНА-ФЕЛПСА) 20
2.3 КРИВАЯ ФИЛЛИПСА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ (Р. ЛУКАС, Т. САРДЖЕНТ) 26
III. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 31
3.1 ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 31
3.2 МЕРЫ, ПРЕДПРИНИМАЕМЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ ДЛЯ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ И БЕЗРАБОТИЦЕЙ 37
3.2.1 МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С ИНФЛЯЦИЕЙ 37
3.2.2 МЕРЫ, ПРИНИМАЕМЫЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Перейдем к рассмотрению отдельных "проблемных" рынков и предлагаемых антиинфляционных мер:
1. Жилищно-коммунальные услуги. Главная задача - отработка практики регулирования тарифов, т.е. разработка правил регулирования тарифов на коммунальные услуги, создание механизма контроля и мониторинга за изменением цен на коммунальные услуги. Вместе с тем, необходимо, чтобы сдерживание роста тарифов подкреплялось мерами по стимулированию снижения издержек и реформированию ЖКХ.
2. Услуги естественных монополий для населения. Для ослабления инфляции издержек, ограничения роста тарифов ЖКХ и на транспорте в 2005 году Правительство изменило подходы к формированию тарифов естественных монополий. Тарифная политика стала еще более сдержанной - ориентируюсь на достижение целевых показателей инфляции и темпов роста экономики.
3. Рынки нефтепродуктов.
Меры по сдерживанию роста цен на ГСМ |
Дополнительные меры |
1. Организация биржевой торговли нефтепродуктами. 2. Совершенствование системы налогообложения отрасли (дифференциация НДПИ, акцизы). 3. Меры по стимулированию нефтепереработки (снижение таможенных пошлин на оборудование). |
1. Антимонопольные расследования на локальных рынках. 2. Стабильные ставки акцизов на нефтепродукты на 2007-2008 годы. 3. Отмена импортных пошлин на бензин. 4. Корректировка экспортных пошлин в случае резкого роста внутренних цен. |
Необходимо сформировать механизмы биржевой торговли нефтепродуктами и ввести дифференциацию налога на добычу полезных ископаемых по нефти.
4. Рынки плодоовощной продукции. Это - наиболее проблемная сфера. Интенсивный рост цен на плодоовощную продукцию в последние два года во многом стал результатом значительных затрат на производство и реализацию овощей.
Борьба с монетарной инфляцией. В целях снижения вклада монетарных факторов в инфляцию необходимо:
удерживать рост социальных расходов бюджета в году в рамках параметров, установленных Законом о бюджете;
Банку России необходимо добиваться реализации параметров денежной политики (расширения денежной массы, обменного курса), обеспечивающих выход на базовую инфляцию, которая отвечает установленному целевому показателю индекса потребительских цен. В дальнейшем целесообразно наряду с показателем индекса потребительских цен фиксировать и целевое значение базовой инфляции;
Банку России следует также разработать концепцию перехода к политике таргетирования инфляции, учитывая необходимость сдерживания укрепления рубля и развития инструментов рефинансирования банков;
совместно с ФСФР Банку России целесообразно разработать комплекс мер по стимулированию сберегательной активности граждан, в том числе, активизации инвестирования населения в государственные и корпоративные ценные бумаги.
В соответствии с "Основными направлениями Денежно-кредитной политики на 2007 г" перед Центробанком встали 2 проблемы: инфляция и укрепление рубля, - причем борьба с инфляцией названа основной задачей. главным антиинфляционным оружием сделана учетная ставка.
На 2008 г прогноз роста инфляции от Минэкономразвития составляет 10%, однако скорее всего корректируется в сторону повышения и будет колебаться около 12 - 13%. Для поддержания инфляции на этом уровне Минфин внес несколько предложений (при участии Минэкономразвития России, Минпромэнерго, ФСФР и Банка России по поручению Правительства от 1 декабря 2006 г):
1. ограничение расходов федерального бюджета теми параметрами, которые определены бюджетом на 2008 г;
2. направление доходов Газпрома не на покуку непрофильных активов в РФ, а на досрочное погашение внешнего долга;
3. направление части прибыли Банка России на увеличение капитала Банка.
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатывается ряд законодательных и
экономических мер по снижению безработицы. Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.
Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономического развития и торговли, Федеральной службой по труду и занятости (которая подведомственна Министерству здравоохранения и социального развития), Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.
В отношении безработицы
Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы. Активная политика занятости проявляется по следующим основным направлениям:
помощь в трудоустройстве;
содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;
содействие самозанятости и предпринимательству;
организация общественных работ;
помощь людям, испытывающим особые
объективные трудности в
Помощь в трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости населения РФ. Согласно ст.12 (п.1)"государство гарантирует гражданам… бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве".
В настоящее время Роструд (Федеральная служба по занятости и трудоустройству) через свои отделения по всей России реализует следующие мероприятия по содействию занятости населения:
Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.
Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии)
Организация профессионального обучения
Оказание содействия самозанятости безработных граждан
Социальная адаптация
Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите
Организация общественных работ
Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда
Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет
Рассматриваемые направления активной политики на рынке труда осуществляются через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В России действуют около 2.5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше 40 тыс. штатных сотрудников.
Также помочь в борьбе с безработицей могут следующие меры: создание новых рабочих мест, причем именно достойных и производительных и реализация механизма социального страхования, включающего в себя, в том числе, и страхование от безработицы;
А в борьбе с трудовой миграцией принято Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. № 683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации", по которому с 15 января 2007 года количество иностранных работников на розничных рынках может составлять не более 40 процентов, а с 1 апреля работать там им будет запрещено. Кроме того, с 15 января иностранцы не могут работать в сфере торговли алкогольными напитками и фармацевтическими товарами. С этой целью в Трудовом кодексе предусмотрено новое основание для увольнения - пункт 12 части 1 статьи 83. При этом выплата выходного пособия при увольнении не предусмотрена.
В данной курсовой работе я рассмотрела одну из самых сложных проблем макроэкономической политики - одновременное регулирование инфляции и безработицы.
Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом, а также подрывающих возможности хозяйственного регулирования. Инфляция по своему характеру, интенсивности, проявлениям бывает весьма различной и связана с шоками предложения. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся прежде всего в дефиците, ухудшении качества товаров.
Управление инфляцией
Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, представляет собой рынок особого рода, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Регуляторами здесь являются не толь макро - и микроэкономические факторы, но и многие факторы социального и социально-психологического характера. Безработица выступает на рынке труда как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. Среди основных направлений регулирования рабочей силы можно выделить:
1) программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;
2) программы по подготовке и переподготовке кадров;
3) программы содействия по найму рабочей силы;
4) программы по социальному страхованию безработицы. Особое место в системе регулирования рынка труда занимают биржи труда, представляющие собой специальные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы.
Зависимость между темпами безработицы и инфляции представлена кривой Филлипса. Инфляция здесь выступает как плата за низкую безработицу и высокую занятость. Государство, используя бюджеты, инструменты экономической политики, переводит экономику в положение оптимального темпа инфляции и уровня безработицы. Также необходимо отметить монетаристский и неоклассический методы регулирования инфляции и безработицы. В настоящее время большинство экономистов признает в краткосрочном плане традиционный вид кривой Филлипса и практически полное отсутствие взаимосвязи на долгосрочном временном интервале.
Среди проблем российской экономики следует выделить зависимость страны от цен на нефть, рост иностранной нелегальной рабочей силы и чрезмерное укрепление российского рубля, что непосредственно влияет как на показатели инфляции, так и на уровень безработицы и что затрудняет процесс регулирования взаимовлияния инфляции и безработицы.