Виды защитных мер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2015 в 21:36, реферат

Краткое описание

Понятие внешнеэкономической деятельности дано в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
Внешнеэкономическая деятельность — это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Содержание

Введение
Основные положения
Виды защитных мер
Экспортное регулирование
Лицензирование и квотирование
Специальные, антидемпинговые и компенсационные меры
Специальные меры
Антидемпинговые меры
Компенсационные меры
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.05 Кб (Скачать файл)
Содержание

Введение
  1. Основные положения
  2. Виды защитных мер
    1. Экспортное регулирование
    2. Лицензирование и квотирование
    3. Специальные, антидемпинговые и компенсационные меры
      1. Специальные меры
      2. Антидемпинговые меры
      3. Компенсационные меры
Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение
Понятие внешнеэкономической деятельности дано в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле».
Внешнеэкономическая деятельность — это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Понятие внешнеэкономической деятельности — собирательное, однако зачастую для обозначения деятельности субъектов предпринимательского права на международных рынках используется более узкий термин — «внешнеторговая деятельность».
Внешнеторговая деятельность — предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).
Нормативную правовую базу регулирования внешнеэкономической деятельности составляют многочисленные законы и подзаконные акты. Основополагающим нормативным актом в области регулирования внешнеэкономической деятельности является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» («Закон об основах государственного регулирования») Законом установлены правовые основы осуществления внешнеторговой деятельности. Определены основные направления государственной политики и принципы государственного регулирования в данной сфере.

 

 

 

 

 

 

  1. Основные положения
Законодательством РФ предусмотрен комплекс мер, направленных на:
  • защиту отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции; поддержание равновесия платежного баланса посредством регулирования импорта товаров;
  • обеспечение потребностей внутреннего рынка посредством регулирования экспорта;
  • продвижение товаров, происходящих из РФ, на мировой рынок.
Ряд мер, направленных на защиту интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами являются следующие:
  1.  экспортный контроль,
  2. установление количественных ограничений экспорта и импорта (квотирование),
  3. введение разрешительного порядка (лицензирование) оборота товаров.
  4. Помимо этого, федеральными законами могут устанавливаться запреты и ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 19 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Такие федеральные законы вступают в силу не ранее 30 дней со дня их официального опубликования.
К защитным мерам следует отнести также антидемпинговые и компенсационные меры, направленные на противодействие недобросовестной конкуренции (демпингу и специфическим субсидиям) и специальные защитные меры, которые применяются в целях противодействия негативному влиянию возросшего импорта.
Применение трех видов мер защиты внутреннего рынка в настоящее время регламентируется Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (далее – Федеральный закон)
Согласно Федеральному закону специальные защитные меры могут применяться в случае установления факта наличия импорта какого-либо товара в Российскую Федерацию в таком возросшем количестве и на таких условиях, что это обусловливает причинение серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозу его причинения. Специальные защитные меры применяются на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара и распространяются, в случае их введения, на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации из всех государств.
Антидемпинговые и компенсационные меры, в отличии от специальных защитных мер, применяются селективно, т.е. в отношении товара из тех стран, предприятия-экспортеры которых осуществляют поставки товара на таможенную территорию Российской Федерации на условиях демпинга или пользуются субсидией, предоставляемой зарубежным государством при производстве, экспорте или транспортировке товара.
Применение трех видов мер защиты внутреннего рынка предполагают установление особых таможенных пошлин:
  • специальных, которые взимаются сверх ставки таможенной пошлины при осуществлении внешней торговли товарами с иностранными государствами, пользующимися режимом наибольшего благоприятствования. Специальные пошлины, наряду с иными специальными защитными мерами (введение импортных квот и др.) применяются в том случае, если импорт какого-либо товара осуществляется в РФ в таком возросшем количестве и в таких условиях, что причиняет или может причинить существенный ущерб отрасли российской экономики. Подобные защитные меры применяются в отношении какого-либо товара на недискриминационной основе независимо от страны его происхождения.
  • антидемпинговых, взимаемых сверх базовой ставки таможенной пошлины при введении антидемпинговых мер в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта (ввозимого по цене ниже нормальной стоимости в государстве экспортера).
  • компенсационных, которые взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины при введении компенсационных мер. Такие меры касаются ограничения импорта товара, субсидируемого иностранным государством путем предоставления финансовой поддержки.

Далее следует отметить Таможенный кодекс РФ, являющийся основополагающим нормативным актом в области таможенного регулирования. В Таможенном кодексе РФ определен механизм государственного регулирования перемещения товаров, работ, услуг, капиталов через таможенную границу.

Понятие таможенного тарифа, виды ставок таможенных пошлин, права и обязанности декларанта и таможенного органа, методы определения таможенной стоимости товара, механизм определения страны происхождения товара, режим и виды тарифных льгот установлены Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» («Закон о таможенном тарифе»).

Механизм применения защитных мер установлен Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» («Закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров».

Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» («Закон о валютном регулировании») установлены принципы валютной политики. В Законе раскрыты основные понятия валютных правоотношений: «валюта РФ», «иностранная валюта», «резиденты», «нерезиденты» и т.д., а также установлены сферы и порядок валютного регулирования, определены органы валютного регулирования и валютного контроля, их полномочия, установлены требования к совершению валютных операций, предусмотрен механизм валютного контроля.

Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» («Закон об экспортном контроле») устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти РФ в области экспортного контроля в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также определяет права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности.

Необходимо также отметить, что существует целый ряд нормативных актов по отдельным вопросам внешнеэкономической деятельности. В качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 5 мая 2004 г. № 580 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» и приказ Минфина РФ от 16 сентября 2003 г. № 84н «Об утверждении порядка осуществления государственного контроля при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов».

Регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется также на основе международных договоров (например, Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г.) и обычаями делового оборота. Наиболее часто применяемые обычаи международной торговли сгруппированы в сборнике Международных правил толкования торговых терминов «Инкотермс».

Органами, осуществляющими государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, являются: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Государственный таможенный комитет РФ и иные органы исполнительной власти. Полномочия Президента и Правительства РФ в области регулирования внешнеторговой деятельности закреплены в Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности

 

 

 

 

 

  1. Виды защитных мер
2.1 Экспортный контроль

       Экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Внутрифирменная программа экспортного контроля - мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля.

Продукцией, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов, является: технические устройства либо ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные или другие вещества, которые в случае их использования при подготовке и (или) совершении террористических актов создают реальную угрозу жизни или здоровью людей.
Контролируемые товары и технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.
Основными целями экспортного контроля являются:
    1. защита интересов Российской Федерации;
    2. реализация требований международных договоров Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
    3. создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
    4. противодействие международному терроризму.
 Принципы государственной  политики в области экспортного  контроля:
1. Российская Федерация  проводит государственную политику  в области экспортного контроля, которая является составной частью  внутренней и внешней политики  Российской Федерации и осуществляется  исключительно в целях обеспечения  безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.

Информация о работе Виды защитных мер