2. Государственная политика
в области экспортного контроля
формируется в соответствии со
следующими основными принципами:
- добросовестность выполнения
международных обязательств Российской
Федерации в области нераспространения
оружия массового поражения, средств его
доставки, а также в области контроля за
экспортом продукции военного и двойного
назначения;
- законность, гласность и доступность
информации по вопросам экспортного контроля;
- приоритет интересов безопасности
государства;
- осуществление экспортного
контроля только в той мере, в какой это
необходимо для достижения его целей;
- единство таможенной территории
Российской Федерации;
- гармонизация процедур и правил
экспортного контроля с общепризнанными
международными нормами и практикой;
- взаимодействие с международными
организациями и иностранными государствами
в области экспортного контроля в целях
укрепления международной безопасности
и стабильности, предотвращения распространения
оружия массового поражения и средств
его доставки.
Методы осуществления экспортного
контроля
- идентификация контролируемых
товаров и технологий, то есть установление
соответствия конкретных сырья, материалов,
оборудования, научно-технической информации,
работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами
внешнеэкономических операций, товарам
и технологиям, включенным в списки (перечни);
- разрешительный порядок осуществления
внешнеэкономических операций с контролируемыми
товарами и технологиями, предусматривающий
лицензирование или иную форму их государственного
регулирования;
- таможенный контроль и таможенное
оформление контролируемых товаров и
технологий, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации, в соответствии
с таможенным законодательством Российской
Федерации;
- применение мер государственного
принуждения (санкций) в отношении лиц,
нарушивших порядок осуществления внешнеэкономической
деятельности.
Принципы осуществления государственной
политики, правовые основы деятельности
органов государственной власти Российской
Федерации в области экспортного контроля
отображены в федеральном законе №189-ФЗ
«Об экспортном контроле».
- Квотирование и лицензирование
Квота - это ограничение в стоимостном
или физическом выражении, вводимое на
импорт или экспорт конкретных товаров
на определенный период времени (например,
год, полугодие, квартал и другие периоды).
В эту категорию входят глобальные
квоты, квоты, действующие в отношении
отдельных стран, сезонные и так называемые
“добровольные” ограничения экспорта
(англ. voluntary export restrictions).
Добровольные ограничения экспорта означает
обязательство одного из государств-партнеров,
или взаимное обязательство, ограничить
торговлю путем введения квот на экспорт
товаров. Специфика этого вида торговых
ограничений состоит в том, что торговый
барьер, защищающий страну импортера,
вводится на границе экспортирующей, а
не импортирующей страны.
Например, в феврале 1995 года было подписано соглашение
РФ с ЕОУС, содержащие такое обязательство
по некоторым изделиям из стали. В 1994 году, например, были введены
“добровольные” ограничения по поставке
в ЕС карбида кремния, алюминия, текстильных товаров.
Лицензирование - мероприятия, связанные с
предоставлением лицензий, переоформлением
документов, подтверждающих наличие лицензий,
приостановлением действия лицензий в
случае административного приостановления
деятельности лицензиатов за нарушение
лицензионных требований и условий, возобновлением
или прекращением действия лицензий, аннулированием
лицензий, контролем лицензирующих органов
за соблюдением лицензиатами при осуществлении
лицензируемых видов деятельности соответствующих
лицензионных требований и условий, ведением
реестров лицензий, а также с предоставлением
в установленном порядке заинтересованным
лицам сведений из реестров лицензий и
иной информации о лицензировании.
Лицензирование как мера государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает,
что на экспорт и/или импорт отдельных
товаров необходимо получать у соответствующего
государственного органа специальное
разрешение (лицензию).
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается
в следующих случаях:
Введение временных количественных
ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
Реализация разрешительного
порядка экспорта и (или) импорта отдельных
видов товаров, которые могут оказать
неблагоприятное воздействие на безопасность
государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;
Предоставление исключительного
права на экспорт и (или) импорт отдельных
видов товаров (например, вооружения, военной техники);
Выполнение Российской Федерацией
международных обязательств.
Основными принципами осуществления
лицензирования являются:
- обеспечение единства
экономического пространства на
территории Российской Федерации;
- установление единого
перечня лицензируемых видов
деятельности;
- установление единого
порядка лицензирования на территории
Российской Федерации;
- установление лицензионных
требований и условий положениями
о лицензировании конкретных
видов деятельности;
- гласность и открытость
лицензирования;
- соблюдение законности
при осуществлении лицензирования.
Лицензирование применяется
как наряду с квотированием, так и независимо
от него. Лицензии
выдаются Министерством экономического
развития и торговли РФ. Лицензии могут
быть разовыми
(действуют в течение одного
года и подтверждают право совершения
одной сделки с товаром, указанным в лицензии)
и генеральными
(предоставляют право неоднократного
совершения сделок с товаром, указанным
в лицензии. В лицензии указываются вид
товара, его количество и стоимость).
Распределение квот и выдача
лицензий при установлении количественных
ограничений осуществляются, как правило,
путем проведения конкурса или аукциона
или в порядке фактического проведения
операций по экспорту или импорту до суммарного
исполнения квоты с предоставлением преимущественного
права организациям-изготовителям.
2.3 Специальные, антидемпинговые
и компенсационные меры
Применение трех видов мер защиты
внутреннего рынка в настоящее время регламентируется
Федеральным законом от 8 декабря 2003 г.
№165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при импорте товаров»
Целью настоящего Федерального
закона является защита экономических
интересов российских производителей
товаров в связи с возросшим
импортом, демпинговым импортом
или субсидируемым импортом на
таможенную территорию Российской
Федерации.
Настоящий Федеральный закон
устанавливает порядок введения и применения
специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мер при импорте товаров.
Настоящий Федеральный
закон применяется к правоотношениям,
возникающим в связи с расследованиями,
которые предшествуют введению
специальных защитных, антидемпинговых
или компенсационных мер при
импорте товаров и заявления о
проведении которых зарегистрированы
после вступления в силу настоящего Федерального
закона.
Настоящий Федеральный
закон не регулирует отношения,
связанные с оказанием услуг,
выполнением работ, передачей исключительных
прав на объекты интеллектуальной
собственности или предоставлением
права на использование объектов
интеллектуальной собственности, осуществлением
инвестиций и валютного контроля.
Введению специальной защитной
меры, антидемпинговой меры или компенсационной
меры при импорте товара должно предшествовать
расследование, проводимое в соответствии
с положениями настоящего Федерального
закона.
Расследование
проводится в целях установления наличия
возросшего импорта на таможенную территорию
Российской Федерации и обусловленного
этим серьезного ущерба отрасли российской
экономики или угрозы причинения серьезного
ущерба отрасли российской экономики,
а также в целях установления наличия
демпингового импорта или субсидируемого
импорта и обусловленного этим материального
ущерба отрасли российской экономики,
угрозы причинения материального ущерба
отрасли российской экономики или существенного
замедления создания отрасли российской
экономики. В настоящее время функции
по проведению расследований осуществляет
Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации.
Принятие решения по результатам
расследования
Правительство Российской Федерации
в течение четырнадцати календарных дней
со дня регистрации доклада, который представлен
органом, проводящим расследования, и
содержит предложения о целесообразности
введения, применения, пересмотра или
отмены специальной защитной меры, антидемпинговой
меры или компенсационной меры, принимает
решение о введении, о применении, о пересмотре
или об отмене такой меры либо о ее неприменении
в соответствии с положениями статьи 37
настоящего Федерального закона.
- Специальная защитная
мера
Специальная защитная мера
- мера по ограничению возросшего импорта
на таможенную территорию Российской
Федерации, которая применяется по решению
Правительства Российской Федерации посредством
введения импортной квоты или специальной
пошлины, в том числе предварительной
специальной пошлины.
Специальная защитная
мера может быть применена
к товару в случае, если по
результатам расследования, проведенного
органом, проводящим расследования,
установлено, что импорт данного
товара на таможенную территорию
Российской Федерации осуществляется
в таких возросших количествах
(в абсолютных или относительных
показателях к общему объему
производства в Российской Федерации
непосредственно конкурирующего
товара) и на таких условиях, что
это причиняет серьезный ущерб
отрасли российской экономики
или создает угрозу причинения
серьезного ущерба отрасли российской
экономики.
Специальная защитная
мера применяется к товару
независимо от страны происхождения
этого товара, за исключением
товара, происходящего из развивающейся
страны, пользующейся национальной
системой преференций Российской
Федерации, если доля импорта
данного товара из такой страны
не превышает три процента
общего объема импорта данного
товара на таможенную территорию
Российской Федерации
Введение предварительной специальной
пошлины
В условиях критического положения
в отрасли российской экономики, если
задержка с применением специальной защитной
меры причинила бы серьезный ущерб отрасли
российской экономики, который трудно
будет устранить впоследствии, Правительством
Российской Федерации принимается решение
о применении специальной защитной меры
посредством введения предварительной
специальной пошлины при условии одновременного
продолжения расследования в целях получения
окончательного заключения.
Орган, проводящий расследования,
одновременно с представлением
в Правительство Российской Федерации
доклада, уведомляет в письменной
форме уполномоченный орган иностранного
государства (союза иностранных
государств), из которого экспортируется
товар, являющийся объектом расследования,
а также другие известные ему
заинтересованные лица о возможном
введении предварительной специальной
пошлины. По запросу уполномоченного
органа иностранного государства
(союза иностранных государств) о
проведении консультаций по вопросу
введения предварительной специальной
пошлины такие консультации должны
быть начаты после принятия
Правительством Российской Федерации
решения о введении предварительной
специальной пошлины.