Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 07:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение предмета и преимуществ лизинга как современной формы аренды, лизинговых платежей, дальнейшее развитие и место лизинга в экономике.
а) с точки зрения интересов кредитора;
б) с точки зрения интересов получателя основных фондов - предмета лизинговой сделки.
Условно назовем агентов экономических интересов в случае организации инвестиционных вложений посредством лизинговой сделки следующим образом: "производитель", "лизинговая компания" и "лизингополучатель".[6]
Промышленные предприятия не всегда могут сразу оплачивать приобретение дорогостоящей техники, а производители не в состоянии осуществлять поставки в кредит, поскольку сами нуждаются в дополнительных оборотных средствах для организации производства.
Поставщикам оборудования (как российским, так и зарубежным) использование механизма лизинга помогает в реализации их продукции российским предприятиям, которые, как и прежде, работают в условиях нехватки капитала для покупки средств производства. Поставщики оборудования в некоторых случаях могут брать на себя часть риска, связанного с лизинговой сделкой, предоставляя лизинговой компании, например, гарантии обратного выкупа.
Для поставщиков оборудования лизинг является средством продажи оборудования. Поскольку многие предприятия испытывают нехватку денежных средств и не имеют доступа к банковским кредитам, лизинг остается единственным способом получения оборудования конечным пользователем.
В силу своих особенностей, лизинг становится альтернативой традиционным банковским кредитам, и при определенных обстоятельствах обладает привлекательностью для некоторых категорий клиентов. В этом плане лизинг не конкурирует с банковским финансированием, а скорее дополняет его.
Экономический интерес лизинговой компании состоит в получении дохода, превышающего средний уровень дохода от инвестиционной деятельности (за счет комиссии, премии за риск). При этом риск самой компании снижается за счет:
В западной практике дополнительным плюсом для лизинговой компании может быть возможность приобретения продукции или ценных бумаг лизингополучателя. Кроме этого, существуют положительные налоговые последствия лизинговой формы финансирования инвестиций.
Финансовыми источниками осуществления инвестиционных вложений для производственного предприятия являются собственные средства (нераспределенная прибыль и акционерный капитал) или заемные средства (преимущественно в виде кредитных средств). При ограниченных финансовых возможностях лизингополучатель может приобрести оборудование для увеличения производственных мощностей и повышения способности генерировать доходы.[9]
Для лизингополучателя финансовая аренда (лизинг) позволяет обновлять основные фонды, формировать техническую базу производства для новых видов продукции, расплачиваясь за арендованное имущество по мере получения дохода от производимой с помощью этого имущества продукции. В развитых странах, лизинг по сравнению с кредитом является более доступной формой привлечения инвестиций, поскольку не требует сложного пакета гарантий по кредитной сделке, т.к. предприятие получает фонды в полную собственность лишь при условии полного выкупа (тяжесть бремени по гарантированию кредитной сделки в этом случае может быть переложена на лизинговую компанию).[10]
С точки зрения лизингополучателя появление в кредитной цепочке промежуточного агента в лице лизинговой компании (которая является собственником предмета лизинга), означает появление дополнительного гаранта эффективного использования кредита, а также звена, контролирующего условия использования предмета лизинга на протяжении всего периода возврата кредитных средств. В том числе одним из условий гарантирования целевого использования кредита является то, что предприятию предоставляются не денежные средства, а непосредственно средства производства, имеющие технико-экономические характеристики, определенные этим предприятием.
Привлекательность лизинга для лизингополучателя основывается также на возможности применять ускоренную амортизации имущества. Для компании ускоренная амортизация имущества не только позволяет получить экономию на налоге на прибыль в текущем плане, но и, активизируя процесс возврата собственных инвестиций через механизм амортизации, приближает момент его реинвестирования, что обеспечивает дополнительную прибыль, а, следовательно, повышает рентабельность собственного капитала.
Совершенствование законодательства в сфере лизинга недвижимости представляется очень важным направлением, поскольку этот инструмент обладает массой преимуществ перед другими способами сделок. В отличие от использования классической аренды объектов недвижимости механизм лизинга позволяет после окончания действия договора лизинга получить недвижимость в собственность по заранее установленной цене. В отличие от договора аренды, в котором арендодатель вправе изменять арендные ставки один раз в год, при заключении лизинговой сделки размеры лизинговых платежей согласовываются на первоначальном этапе и, как правило, не изменяются в течение всего срока лизинга.
В сравнении с ипотечным кредитом преимущества лизинга заключаются в отсутствии обязательств по залогу, так как имущество находится на балансе лизингодателя.
Большие сложности возникают с приобретением в лизинг объектов незавершенного строительства. На практике такие объекты не подлежат передаче в лизинг, поскольку они не могут быть использованы в предпринимательстве.
«Серьезной проблемой для лизинга зданий и сооружений является непрозрачность этого рынка. Продавцы недвижимости в целях ухода от налогов нередко умышленно занижают стоимость объекта недвижимости. В то же время составить график лизинговых платежей невозможно, не указав реальную стоимость объекта» [3]
В целом данный сегмент по-прежнему остается очень перспективным ввиду низкой конкуренции и значительных возможностей для роста. Для бизнеса финансовая аренда может стать эффективным инструментом для получения возможности использования нежилых помещений без крупных единовременных затрат.
В законодательстве необходимо предусмотреть и потребительский лизинг, а лизингу в предпринимательских целях, и только ему, предоставлять льготы. Сейчас в ГК РФ и в Законе о финансовой аренде говорится о возможности использования предмета лизинга только для предпринимательских целей. Это исключает предоставление лизинговых услуг физическим лицам и препятствует развитию лизинга в России. Кроме того, Законом предусмотрено, что для осуществления лизинговой деятельности лизинговые компании имеют право привлекать денежные средства только юридических лиц,- это означает, что физические лица не могут кредитовать лизинговые сделки. Снятие данных ограничений позволило бы ежегодно привлекать значительные средства населения, например, в лизинг автомобилей. Таким образом, объем инвестиций в реальный сектор экономики мог бы увеличиться.
Одной из главных проблем, с которой сталкиваются сейчас лизинговые компании в России, является необработанность процедур досудебного возвращения имущества лизингодателя в случае неплатежей со стороны лизингополучателя. До момента окончания срока лизинговой сделки объект лизинга находится в собственности лизинговой компании. Однако ГК РФ и иные нормативные акты не предусматривают возможности досудебного изъятия собственного имущества у недобросовестного лизингополучателя. Вернуть свою собственность лизинговая компания может только в судебном порядке, но ГК РФ не регламентирует условия, кто, на каких условиях и где будет хранить это имущество в ходе судебной процедуры. Эта ситуация может негативно сказаться на сохранности имущества, учитывая тот факт, что судебные процессы могут длиться очень долго. Известно, что судебное разбирательство в нашей стране может длиться 3-4 месяца и больше, кроме того, довольно сложно добиться реального возврата имущества. Лизинговой компании приходится ждать своего имущества до полугода, за это время объект лизинга не-редко теряет свою ликвидность.
«Из-за того, что в законодательстве нет четко установленного срока лизинговых сделок, активно развиваются и создают серьезные помехи работе лизинговых компаний так называемые «серые» лизинговые схемы, когда под видом лизинга компания просто покупает в рассрочку оборудование, машины и т.п., не вкладывая никаких инвестиций, но пользуясь всеми лизинговыми льготами, предоставляемыми в случае лизинга» [7]. Отсутствие ограничений по минимальному сроку финансовой аренды приводит к рискам по налогу на прибыль.
«Проблемы недобросовестности, но уже со стороны лизинговых компаний, возникли после отмены лицензирования этого вида деятельности. Продавцы (поставщики, производители) уже не могут отделить лизинговую компанию от псевдолизинговой, которая на самом деле, может, и не занимается лизингом, и, соответственно, это затрудняет предоставление ими скидок и отсрочек настоящим лизинговым компаниям [10]»
Еще одним проблемным моментом является следующий: лизингополучатель вправе самостоятельно выбрать объект лизинга и сообщить о нем лизингодателю либо оставить выбор лизингового имущества на усмотрение лизингодателя [3]. На практике возникает вопрос, каким образом лизингополучатель может воспользоваться принадлежащим ему правом выбора, если реализация этого права тем или иным субъектом правоотношений влечет различные правовые последствия. Заключая договор финансового лизинга, в котором указан определенный без участия лизингополучателя объект лизинга или продавец, пользователь тем самым соглашается на предложенные лизингодателем условия договора. Фактически выбор продавца товара и объекта лизинга произвел лизингодатель, лизингополучатель же лишь согласился с ним.
Для сохранения положительной динамики показателей российского рынка лизинга необходима экономическая и политическая стабильность в стране.
Несмотря на то, что острая фаза мирового кризиса пройдена, еще довольно длительный период будут ощущаться его последствия. Значительная часть предприятий и организаций проводит консервативную политику в части осуществления затрат на модернизацию действующих и реализацию проектов по вводу новых производств. Это обстоятельство, а также негативные правовые аспекты регулирования лизинговой деятельности, сложности с финансированием сделок сроком более 3 лет, ухудшение финансового состояния клиентов сдерживают сегодня дальнейшее развитие рынка лизинга.
В конце мая 2010 года Минфин РФ опубликовал «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» [5], в которых предлагается поставить под сомнение целесообразность применения ускоренной амортизации по всем группам имущества. Это означает в данном случае лишение договоров лизинга имеющихся у них преимуществ. Лизингодатели могут пострадать и от технических особенностей отмены ускоренной амортизации. В частности, в случае принятия соответствующего нормативного акта и придания ему обратной силы масса лизинговых компаний будут вынуждены провести работу по переоформлению графиков лизинговых платежей, а также пострадают в результате убытков от увеличения налоговой нагрузки из-за невозможности ускоренного списания затрат. Вероятность принятия закона, полностью отменяющего возможность ускоренной амортизации, пока оценить трудно. Заинтересованной стороной такой отмены могут быть Минфин и Федеральная налоговая служба РФ, предполагая повышение налоговых сборов. «Минфин расценивает в качестве двойной выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. Также появление подобной инициативы может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения» [5]. Согласно этому принципу договор финансовой аренды (лизинга) не следует отделять от прочих видов договоров и наделять преимуществами в налогообложении. Важно, чтобы подобные инициативы не реализовывались без соответствующего глубокого анализа последствий, а также, чтобы была обеспечена прозрачность общественной дискуссии по вопросам законодательного регулирования лизинговой отрасли.
В настоящее время отмена повышающих коэффициентов к норме амортизации при лизинге противоречит курсу страны на модернизацию экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов модернизации производственных мощностей, предоставлять долгосрочные ресурсы. Для ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, энергетика, связь, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является основным источником средств модернизации бизнеса. Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг - практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают.
Несмотря на относительно короткую историю развития российского рынка лизинга, уже можно сделать вывод о наличии цикличности в его развитии. По данным исследований рынка лизинга, проводимых с 2002 г. агентством "Эксперт РА", рынок на протяжении своей истории уже прошел две полные волны цикла: 1998-2001 и 2002-2005 гг. В 2006 году начался третий цикл развития.
В каждый из указанных трех периодов факторы, определяющие развитие лизингового рынка, были неодинаковы. Во время становления рынка лизинга в России, длина волны на нем определялась главным образом средними сроками заключенных договоров, а также инфляционными ожиданиями участников лизинговых сделок. В настоящее время все большее влияние на развитие рынка оказывает возможность решения инфраструктурных проблем экономики, и соответственно рост инвестиционного спроса.
Первый этап: возникновение рынка (1998-2001). Периодом зарождения российского рынка лизинга в современном виде можно считать 1998-99 гг. Кризис 1998 г. стал первой предпосылкой к росту лизинга в России и превращению его в действенный инструмент финансирования реального сектора экономики.
Потенциал использования существовавших производственных мощностей был практически исчерпан, поскольку значительная часть оборудования не могла быть задействована из-за морального и физического износа.
Дефолт 17 августа 1998 года и девальвация рубля обусловили возникновение проблем с финансовыми ресурсами у большинства российских предприятий. Они оказались не способны оплачивать приобретаемые средства производства в полном объеме, особенно импортные, подорожавшие наиболее сильно вследствие девальвации рубля. В результате сформировались условия для возникновения масштабного спроса на долгосрочное заемное финансирование, в том числе и на лизинг.
Таким образом, 1998 год стал переломным моментом в развитии российского рынка лизинга и его превращении из маловостребованной услуги в массовый продукт. Послекризисные тенденции поддерживали развитие лизинга на протяжении 1998-2002 гг., и позволили этому инструменту получить относительно широкую известность.