Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса кредитования предприятия, состояние и перспективы развития.
Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:
- изучение сущности коммерческого кредита, его роль и способы предоставления;
- изучение основных видов кредита;
- выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита;
- коммерческий кредит на современном этапе.
Введение 3
Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль 5
1.1.Понятие и виды коммерческого кредита 5
1.2.Развитие коммерческого кредитования 9
1.3.Правовое обеспечение коммерческого кредитования 21
Глава 2: выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита; 22
2.1. Коммерческий кредит – от анализа к действиям 22
2.2.Достоинства и недостатки коммерческого кредита 29
Глава3. Проблемы коммерческого кредита в Российской Федерации на современном этапе 32
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с развивающимися.
Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения. Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода, стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.
Возможность получения крупных займов у местных банков или на рынке ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в развитых странах.
Наибольшее распространение получили фирменные кредиты, используемые для финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.
Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США. Фирменные кредиты были известны еще до второй мировой войны. Однако в то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче. Поэтому предоставление таких кредитов иностранным покупателям не создавало особых трудностей для поставщиков. Положение существенно изменилось в послевоенные годы. Возросшее абсолютное и относительное значение фирменных кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым условиям. Это коснулось как самих фирм-экспортеров, так и связанных с ними банков.
Участие банков в среднесрочном финансировании экспорта в послевоенные годы в необходимых, резко возросших размерах затруднялось тремя основными причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями; ограниченностью свободных ресурсов у частных банков; боязнью банков подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала, базирующегося в основном на краткосрочных депозитах, - с другой. Все эти проблемы не могли быть решены силами только частных предпринимателей. Поэтому, в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на помощь государство.
Основными принципами участия государства в среднесрочном финансировании экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и рефинансирования экспорта.
Хотя такие системы использовались для форсирования торговли между развитыми странами, основной целью их деятельности все же было развитие торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.
Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным. Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с развивающимися странами.
В конце 60-х г.г. роль фирменных кредитов как средства форсирования сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственного оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков прибегнуть к ней. Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.
Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.
Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась особенно плохая конъюнктура.
Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредитно-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.
Правовое обеспечение коммерческого кредитования определено в ст. 823 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 823 ГК РФ к коммерческому кредиту применяются правила, содержащиеся в главе 42 ГК РФ "Заем и кредит", если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.[2] Данный вывод подтвержден в п. 12 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.98 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" (далее -- постановление Пленума ВС. РФ и ВАС РФ N 13/14).
Статья 823. Коммерческий кредит
1. Договорами, исполнение
которых связано с передачей
в собственность другой
2. К коммерческому кредиту
соответственно применяются
По мере того как
компания растет, проблема организации
денежных потоков становится
все более насущной. Потребуется
инструмент, с помощью которого
можно будет этими потоками
эффективно управлять.
Несмотря на то что банковский кредит все чаще используется для покрытия дефицита оборотных средств, по-прежнему широко распространен и коммерческий кредит (отсрочка платежа контрагенту). Это объясняется как минимум двумя причинами. Во-первых, трудностями, с которыми сталкиваются небольшие компании при получении банковского кредита. Во-вторых, маркетинговой природой коммерческого кредита, которая заключается в том, что предоставление отсрочки платежа является дополнительным конкурентным преимуществом.
Сегодня практически
все компании вынуждены
Основные показатели
Основная задача
анализа - определить оптимальный
срок кредитования покупателей.
а) Оборачиваемость дебиторской задолженности (Receivables turnover)
Оборачиваемость дебиторской задолженности = Выручка от продаж (в кредит) : Средняя за период дебиторская задолженность;
б) Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях (Average collection period)
Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях = Средняя за период дебиторская задолженность: Средняя дневная выручка от продаж (в кредит).
Предположим, что
расчеты с покупателями по
основному виду деятельности
отражаются на счете 62 "Расчеты
с покупателями и заказчиками"
и вся дебиторская
Выручка от
продаж по основному виду
Заметим, что мы намеренно берем выручку-брутто (со всеми налогами и сборами), чтобы она была сопоставима со средней за период дебиторской задолженностью.
Интерпретация показателей
Оборачиваемость дебиторской
задолженности показывает, насколько
эффективно компания собирает
долги покупателей за свою
продукцию. В основном
Ухудшение показателей
не всегда свидетельствует о
снижении эффективности