Виды кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение процесса кредитования предприятия, состояние и перспективы развития.
Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:
- изучение сущности коммерческого кредита, его роль и способы предоставления;
- изучение основных видов кредита;
- выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита;
- коммерческий кредит на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль 5
1.1.Понятие и виды коммерческого кредита 5
1.2.Развитие коммерческого кредитования 9
1.3.Правовое обеспечение коммерческого кредитования 21
Глава 2: выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита; 22
2.1. Коммерческий кредит – от анализа к действиям 22
2.2.Достоинства и недостатки коммерческого кредита 29
Глава3. Проблемы коммерческого кредита в Российской Федерации на современном этапе 32
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_BZhD_3_kurs.docx

— 90.97 Кб (Скачать файл)

Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с развивающимися.

Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения. Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода, стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.

Возможность получения крупных  займов у местных банков или на рынке ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в развитых странах.

Наибольшее распространение  получили фирменные кредиты, используемые для финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.

Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран  с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США. Фирменные кредиты были известны еще до второй мировой войны. Однако в то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче. Поэтому предоставление таких кредитов иностранным покупателям не создавало особых трудностей для поставщиков. Положение существенно изменилось в послевоенные годы. Возросшее абсолютное и относительное значение фирменных кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым условиям. Это коснулось как самих фирм-экспортеров, так и связанных с ними банков.

Участие банков в среднесрочном  финансировании экспорта в послевоенные годы в необходимых, резко возросших размерах затруднялось тремя основными причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями; ограниченностью свободных ресурсов у частных банков; боязнью банков подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала, базирующегося в основном на краткосрочных депозитах, - с другой. Все эти проблемы не могли быть решены силами только частных предпринимателей. Поэтому, в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на помощь государство.

Основными принципами участия  государства в среднесрочном  финансировании экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и рефинансирования экспорта.

Хотя такие системы  использовались для форсирования торговли между развитыми странами, основной целью их деятельности все же было развитие торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.

Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным. Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с развивающимися странами.

В конце 60-х г.г. роль фирменных кредитов как средства форсирования сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственного оборудования на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков прибегнуть к ней. Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.

Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным  покупателям подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков государственными страховыми компаниями.

Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых наблюдалась особенно плохая конъюнктура.

Даже в США представление  прямых правительственных кредитов и прямых кредитов государственных кредитно-финансовых организаций для финансирования экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.

 

 

 

 

 

1.3.Правовое обеспечение коммерческого кредитования.

Правовое обеспечение  коммерческого кредитования определено в ст. 823 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 823 ГК РФ к коммерческому кредиту применяются правила, содержащиеся в главе 42 ГК РФ "Заем и кредит", если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.[2] Данный вывод подтвержден в п. 12 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.98 N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" (далее -- постановление Пленума ВС. РФ и ВАС РФ N 13/14).

Статья 823. Коммерческий кредит

1. Договорами, исполнение  которых связано с передачей  в собственность другой стороне  денежных сумм или других вещей,  определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление  кредита, в том числе в виде  аванса, предварительной оплаты, отсрочки  и рассрочки оплаты товаров,  работ или услуг (коммерческий  кредит), если иное не установлено  законом.

2. К коммерческому кредиту  соответственно применяются правила  настоящей главы, если иное  не предусмотрено правилами о  договоре, из которого возникло  соответствующее обязательство,  и не противоречит существу  такого обязательства.11 

 

 

 

 

Глава 2: выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита;

2.1. Коммерческий кредит – от анализа к действиям

  По мере того как  компания растет, проблема организации  денежных потоков становится  все более насущной. Потребуется  инструмент, с помощью которого  можно будет этими потоками  эффективно управлять. Инструментом  станет кредитная политика, а  первым шагом к ее созданию - анализ оборачиваемости дебиторской  задолженности.

    Несмотря на  то что банковский кредит все чаще используется для покрытия дефицита оборотных средств, по-прежнему широко распространен и коммерческий кредит (отсрочка платежа контрагенту). Это объясняется как минимум двумя причинами. Во-первых, трудностями, с которыми сталкиваются небольшие компании при получении банковского кредита. Во-вторых, маркетинговой природой коммерческого кредита, которая заключается в том, что предоставление отсрочки платежа является дополнительным конкурентным преимуществом.

    Сегодня практически  все компании вынуждены кредитовать  своих покупателей, вследствие  чего большинство функционирует  за счет перекредитования. Поэтому крайне важно, чтобы организации выбирали оптимальные для себя способы кредитования покупателей, тем самым, поддерживая всю цепочку прямо или косвенно взаимозависимых компаний. А начать следует с анализа дебиторской задолженности, к образованию которой приводит выданный коммерческий кредит. Затем результаты анализа будут положены в основу кредитной политики компании, которая должна стать инструментом управления дебиторской задолженностью.

Основные показатели

    Основная задача  анализа - определить оптимальный  срок кредитования покупателей.  Это важно для того, чтобы впоследствии  своевременно погашать обязательства  перед кредиторами. В данном  примере все внимание будет  уделено тому, как на предприятии  происходит кредитование покупателей  по основному виду деятельности. Для того чтобы показатели затем можно было сравнивать, лучше взять период в два-три года. Если такой возможности нет, то как минимум в один год. В анализе дебиторской задолженности используется коэффициентный метод. Показатели и методики их расчета могут отличаться в зависимости от конкретных условий работы компании, главное, чтобы полученный результат как можно больше соответствовал действительности. В качестве одного из возможных вариантов расчета основных показателей возьмем следующий алгоритм:

а) Оборачиваемость дебиторской  задолженности (Receivables turnover)

Оборачиваемость дебиторской  задолженности = Выручка от продаж (в  кредит) : Средняя за период дебиторская задолженность;

б) Оборачиваемость дебиторской  задолженности в днях (Average collection period)

Оборачиваемость дебиторской  задолженности в днях = Средняя  за период дебиторская задолженность: Средняя дневная выручка от продаж (в кредит).

   Предположим, что  расчеты с покупателями по  основному виду деятельности  отражаются на счете 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"  и вся дебиторская задолженность  является краткосрочной. Средняя  за период дебиторская задолженность  - это среднегодовое значение  дебиторской задолженности. Обычно  определяется как суммарное дебетовое  сальдо по счету 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"  на начало и конец периода,  деленное пополам, но можно  сделать и более точный поквартальный  расчет. Средние данные необходимы  для того, чтобы нивелировать  изменения деловой активности  в течение года.

    Выручка от  продаж по основному виду деятельности  отражается по кредиту счета  90 "Продажи". Тогда для расчета  нужно взять кредитовый оборот  счета 90, причем только ту его  часть, которая появилась в  результате продажи товаров в  кредит. Если учетная система  компании не содержит таких  данных, то можно скорректировать  общую сумму выручки, основываясь на информации, полученной другими способами. Все же это лучше, чем ничего, если выручка от реализации без предоставления кредита составляет, например, половину от всей выручки.

Заметим, что мы намеренно  берем выручку-брутто (со всеми налогами и сборами), чтобы она была сопоставима  со средней за период дебиторской  задолженностью.

Интерпретация показателей

 Оборачиваемость дебиторской  задолженности показывает, насколько  эффективно компания собирает  долги покупателей за свою  продукцию. В основном используется  для того, чтобы отследить динамику  развития или сравнить компанию  с другими представителями отрасли.  Аналогичный показатель в днях  показывает, на какой срок, в среднем,  компания кредитует покупателей.  Чем выше первый показатель  и соответственно меньше второй, тем эффективнее управление дебиторской  задолженностью. Однако надо быть  осторожными и, пытаясь улучшить  показатели оборачиваемости дебиторской  задолженности, не навредить объемам  продаж.

   Ухудшение показателей  не всегда свидетельствует о  снижении эффективности управления. Это может быть следствием  осуществления более мягкой политики  кредитования покупателей. Такое  решение могло быть принято  в качестве стимулирования продаж  или как ответный шаг на  действия конкурентов.

Информация о работе Виды кредита