Виды кредита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение процесса кредитования предприятия, состояние и перспективы развития.
Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:
- изучение сущности коммерческого кредита, его роль и способы предоставления;
- изучение основных видов кредита;
- выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита;
- коммерческий кредит на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль 5
1.1.Понятие и виды коммерческого кредита 5
1.2.Развитие коммерческого кредитования 9
1.3.Правовое обеспечение коммерческого кредитования 21
Глава 2: выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита; 22
2.1. Коммерческий кредит – от анализа к действиям 22
2.2.Достоинства и недостатки коммерческого кредита 29
Глава3. Проблемы коммерческого кредита в Российской Федерации на современном этапе 32
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_BZhD_3_kurs.docx

— 90.97 Кб (Скачать файл)

Оценка результатов  анализа

     Для оценки  результаты анализа нужно сравнить  со среднеотраслевыми или собственными  показателями за предыдущие периоды.  Первое не всегда доступно, а  если и доступно, то может быть  недостоверно, поэтому лучше полагаться  на аналогичные показатели этой  же компании за предыдущие  периоды. Правда, могут возникнуть  сложности и с их получением - смена программного обеспечения,  различные методики расчета (если  подобный анализ проводился ранее)  и другие факторы приводят  к тому, что отправной точкой  для текущего и последующих  анализов становятся коэффициенты, рассчитанные за последний год. Однако даже они скажут многое, так как отражают те условия, в которых фактически работает компания. Эти условия можно сравнить с теми, в которых она должна функционировать (например, в соответствии с действующими договорами). Для такого сравнения лучше всего подойдет показатель оборачиваемости дебиторской задолженности в днях. Прежде всего, нужно посмотреть:

во-первых, насколько оборачиваемость в днях соответствует срокам кредитования, установленным в договорах с покупателями. Разобраться поможет составление списка по всем клиентам, с которыми заключены договоры;

во-вторых, может ли компания позволить себе полученную оборачиваемость в днях. Для этого нужно провести анализ источников, за счет которых имеется возможность кредитовать покупателей. Основными источниками, как правило, являются кредиторская задолженность и краткосрочные кредиты банков (авансы покупателей можно исключить, так как они уже были учтены в дебетовом сальдо по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" при расчете показателей оборачиваемости).

Как правило, выводы неутешительны: фактический срок кредитования покупателей  превышает сроки, установленные  договорами (или же применяемые по умолчанию в случае отсутствия договора), источниками для финансирования дебиторской задолженности являются кредиторы, которым тоже нужны средства. А в итоге компания теряет время  и деньги.

Пример. Предположим, в соответствии с условиями договора средний  срок оплаты услуг, предоставляемых  ЗАО "Бизнес", составляет 20 календарных  дней. Годовой объем продаж на условиях отсрочки платежа составил

4 000 000 руб., средняя дебиторская  задолженность - 350 000 руб., тогда:

Средняя дневная выручка  от продаж в кредит = 4 000 000 : 365 = 10 959 руб.;

Оборачиваемость дебиторской  задолженности в днях = 350 000 : 10 959 = 32 дня.

    Получается, что  фактически сложившийся период  кредитования покупателей в 1,6 раза превышает договорный. Данное  превышение не явилось инструментом  маркетинговой политики компании. Скорее всего оно говорит о том, что в ЗАО "Бизнес" неэффективен кредитный контроль. Вложения в дебиторскую задолженность можно рассматривать и как инвестиции. В этом случае появятся альтернативные издержки .                                    

   Альтернативные издержки (opportunity costs) - издержки неиспользованных возможностей. Отражают альтернативные возможности использования ресурсов.

Если бы покупатели платили  через 20 дней, то в среднем размер дебиторской задолженности составил бы 10 959 x 20 = 219 180 руб. В данном случае превышение срока кредитования покупателей  на 12 дней (32 - 20) приводит к отвлечению из оборота дополнительно 10 959 x 12 = 131 508 руб. В то же время ЗАО "Бизнес" имеет возможность вложить деньги в ценные бумаги с годовым доходом 11%. Следовательно, годовой размер альтернативных издержек составит 131 508 x 11% = 14 466 руб.

Действия

После того как были выявлены расхождения между тем, что должно быть и что есть на самом деле, следует сократить расхождения  до возможного минимума и построить  эффективную систему кредитования покупателей. Для этого необходимо:

- повысить эффективность  кредитного контроля. А проще  говоря, нужно сделать сроки платежей  в договорах действующими, а не  номинальными. На практике это  означает отслеживание сроков  платежа по каждому выставленному  счету;

- обеспечить наличие необходимых  данных. Может быть и так, что  кредитный контролер или тот,  кто выполняет его функции,  трудится хорошо, но есть причины,  которые не дают ему делать  это эффективно. Так, несвоевременное поступление данных из бухгалтерии может свести на нет усилия десятка кредитных контролеров;

- отслеживать изменения  рыночных условий. Возможно, рынок  уже не требует таких больших  сроков кредитования покупателей.  Значит, их нужно сокращать, иначе  компания будет неэффективно  использовать средства, слишком  много вкладывая в дебиторскую  задолженность;

- правильно прописывать  сроки оплаты в договоре. Например, было принято решение предоставить  новому покупателю 15 рабочих дней  кредита, разумеется с момента получения им счета. А в договоре клиент настаивает на несколько иной формулировке: "Все счета должны быть оплачены Клиентом в течение 15 рабочих дней со дня получения счета или дня принятия соответствующего акта Клиентом - в зависимости от того, какая из дат наступит позже". Момент принятия (то есть подписания) акта клиентом проконтролировать практически невозможно. Если же в договоре установлен срок рассмотрения акта пять дней, то можно быть уверенными, что клиент обязательно воспользуется этими дополнительными пятью днями кредита. Все это говорит о том, что надо устанавливать такие сроки оплаты, которые впоследствии можно будет отследить.

Конечно, любой показатель, даже если он рассчитан почти в "лабораторных" условиях, будет лишь максимально  приближен к тому, что есть на самом деле. Чтобы определить оптимальный  срок кредитования покупателей, помимо анализа показателей оборачиваемости  необходимо учесть и факторы внешней  среды. Тем не менее анализ оборачиваемости дебиторской задолженности может быть очень полезен, если компания закрепит методику расчета основных показателей и будет проводить его в будущем на регулярной основе.

Примечание. Принципы контроля задолженности

Елена Даниленко, финансовый директор ООО "Виконт Диа", г. Санкт-Петербург:

"Наша фирма, как  и большинство торговых компаний, отпускает продукцию покупателям  в кредит. Реализованная у нас  система учета и контроля дебиторской  задолженности основана на следующих  принципах:

- предварительный качественный  отбор клиентов, определение оптимальных  кредитных условий;

- материальная заинтересованность  сотрудников в контроле над  задолженностью дебиторов. В частности,  при расчете премий ключевых  специалистов учитывается период  оборачиваемости дебиторской задолженности.  А основная часть вознаграждения  менеджеров по продажам зависит  от своевременности погашения  долгов;

- стимулирование клиентов (разовые и накопительные скидки, бонусные программы);

- наличие регламента управления  дебиторской задолженностью. В нем  определена процедура управления  задолженностью - от формирования  ежедневного графика ее погашения  до предъявления претензий при  несвоевременной оплате"2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Достоинства и недостатки коммерческого кредита

Коммерческое кредитование имеет определенные недостатки и  сопряжено с кредитными и валютными  рисками, связывает оборотные средства (хотя и не отвлекает их!) и ухудшает балансовые показатели и платежеспособность кредитора. Оно предполагает существование  доверительных отношений между  контрагентами (что не столь существенно  при вексельном кредитовании). Отсюда другое название коммерческого кредита  – фирменный кредит. Фирменный  кредит, как правило, гибко сочетается с банковским. Банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными. Существенный недостаток кроется в реальной возможности выписки «бронзовых», «дружеских» векселей. Они не имеют товарного обеспечения и выписываются только лишь для того, чтобы дисконтировать их в банке или получить под них ссуду. Предъявляя такие векселя различным банкам, партнеры стремятся учесть их. При наступлении срока платежа по векселям операция повторяется, и новыми суммами, полученными в банках, погашаются старые долги. Так, в XIX веке предоставление предприятиями взаимных кредитов, оформляемых дружескими и фиктивными (бронзовыми) векселями, было довольно широко распространенным явлением. Предотвращению выписки таких векселей может служить информирование банков о взаимоотношениях между векселедателем и векселедержателем, об их хозяйственных связях. С этой целью в большинстве развитых стран центральные банки переучитывают лишь первоклассные коммерческие векселя, т.е. такие, которые выставляются на основе реально совершенных сделок купли-продажи, и по которым отвечают как минимум три лица, известных этим банкам безупречной платежеспособностью.

Одна из особенностей коммерческого  кредита – возможность включения  в себестоимость выпускаемой  предприятием продукции процентов  по данному кредиту.

В состав себестоимости включаются затраты на оплату процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые  поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным  услугам) (подп. «с» п.2 «Положения о  составе затрат по производству и  реализации продукции (работ, услуг), и  о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении  прибыли». Действующее законодательство не содержит каких-либо требований к форме оплаты коммерческого кредита и процентов по нему, а это означает, что возможно отнесение на себестоимость процентов, которые были оплачены путем предоставления отступного не в денежной форме (например, поставки товаров и т.п.), а также путем зачета взаимных требований.

Коммерческий кредит в  большой степени способствует укреплению связей между продавцом и покупателем. Продавец, располагая временно свободными средствами, передает их покупателю на относительно короткий срок путем коммерческого кредитования, получая от него довольно большое вознаграждение (в виде процентов), большее, чем, скажем, ставка по депозитам на такой же срок, но меньшее, чем по прямому банковскому кредиту (что очень важно для покупателя).

Таким образом, коммерческий кредит обеспечивает более выгодное размещение временно свободных средств, хотя и не может исключить определенного  риска в связи с возможностью задержки платежа по векселю. Покупатель, воспользовавшись такой формой кредитования, может направить имеющиеся у  него средства на другие цели. При прямом банковском кредитовании такое маневрирование собственными средствами затруднено.

Среди преимуществ коммерческого  кредита как инструмента краткосрочного кредитования, пожалуй, главное –  его доступность. Ведь кредиторская задолженность большинства фирм представляет собой форму непрерывного кредитования. В этом случае нет  необходимости формально организовывать кредитование, оно уже имеет место. Если в настоящее время фирма  использует скидку, возможно дополнительное кредитование посредством уплаты по счетам точно в установленный  срок. При этом не нужно вести  переговоры с поставщиками, решение  принимает фирма. Использование  механизма договора банковского  кредита влечет за собой трудности, связанные, прежде всего, со значительно  более высокими издержками и, как  правило, необходимостью изъятия из оборота определенного объема имущества (например, при залоге). Кредитор может  устанавливать некие ограничения  и требовать гарантий. При коммерческом кредите тоже возможны ограничения, но практически они маловероятны. Коммерческий кредит – наиболее гибкая форма кредитования. Как правило, поставщик к сбоям в выплатах относится менее категорично, чем  банкир или иной кредитор.

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава3. Проблемы коммерческого кредита  в Российской Федерации на современном  этапе

В сфере коммерческого  кредита наблюдается удлинение сроков переучета векселей. На протяжении всего XIX века и вплоть до 70-х годов нынешнего столетия типичным сроком учета платежей во многих странах были три месяца.

Примерно на такой же срок принимались к переучету векселя и банками дореволюционной России. Тогда средний срок учета векселей сократился со 156 дней в 1870-1874г.г. до 92 дней – в 1905-1909г.г., что свидетельствовало об ускорении процессов реализации товаров. В 70-80-х годах XX века на Западе возобладала тенденция увеличения сроков учета векселей, которые нередко достигали 120-270 дней. Нередко поставщики просто вынуждены пролонгировать коммерческие кредиты, предоставленные покупателям, из-за несвоевременной оплаты последними стоимости полученных товаров. В международной торговле сроки коммерческого кредитования могут доходить до 2-7 лет в зависимости от условий конъюнктуры мировых рынков, вида товаров и других факторов. С расширением экспорта машин и сложного оборудования новым явлением стало удлинение сроков их коммерческого кредитования. Долгосрочные кредиты предоставляются на основе банковских гарантий, что дает возможность поставщикам оборудования получать средства для рефинансирования от финансовых учреждений в их собственных странах. Интересно, что в Женевской конвенции от 7 июня 1930г., установившей Единообразный закон о переводном и простом векселе, не предусмотрены какие-либо конкретные сроки коммерческого кредитования. Отсутствуют они и в национальном законодательстве ведущих стран о векселях и вексельном обращении. В большинстве развитых стран такие сроки варьируются по отраслям в зависимости от характера товара, экономической конъюнктуры рынка и структуры компании, предоставляющей или берущей кредит.

Говоря о ближайших  и более отдаленных перспективах вексельного обращения в нашей стране, о критериях, на которые можно ориентироваться при прогнозировании масштабов вексельной эмиссии, учета и переучета векселей, нужно иметь в виду одно существенное обстоятельство. В сегодняшней экономике наблюдается острая нехватка оборотных средств и средств платежа, которая должна быть восполнена. Но это не значит, что при полном развитии вексельного обращения, его адекватном внедрении в расчетные отношения, его масштабы должны быть именно таковы, какова сегодня нехватка оборотных средств и средств платежа. В перспективе критериями масштабов вексельного обращения, учета и переучета должны стать не нехватка оборотных и платежных средств, а масштабы всего платежного оборота, с учетом скорости обращения векселей и сохраняющихся во внутрихозяйственном обороте денежных средств и масштабы обслуживающих внутрихозяйственный оборот оборотных средств в денежной форме.

Информация о работе Виды кредита