Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процесса кредитования предприятия, состояние и перспективы развития.
Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:
- изучение сущности коммерческого кредита, его роль и способы предоставления;
- изучение основных видов кредита;
- выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита;
- коммерческий кредит на современном этапе.
Введение 3
Глава1. Коммерческий кредит: сущность, роль 5
1.1.Понятие и виды коммерческого кредита 5
1.2.Развитие коммерческого кредитования 9
1.3.Правовое обеспечение коммерческого кредитования 21
Глава 2: выявление достоинств и недостатков коммерческого кредита; 22
2.1. Коммерческий кредит – от анализа к действиям 22
2.2.Достоинства и недостатки коммерческого кредита 29
Глава3. Проблемы коммерческого кредита в Российской Федерации на современном этапе 32
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Оценка результатов анализа
Для оценки
результаты анализа нужно
во-первых, насколько оборачиваемость в днях соответствует срокам кредитования, установленным в договорах с покупателями. Разобраться поможет составление списка по всем клиентам, с которыми заключены договоры;
во-вторых, может ли компания позволить себе полученную оборачиваемость в днях. Для этого нужно провести анализ источников, за счет которых имеется возможность кредитовать покупателей. Основными источниками, как правило, являются кредиторская задолженность и краткосрочные кредиты банков (авансы покупателей можно исключить, так как они уже были учтены в дебетовом сальдо по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" при расчете показателей оборачиваемости).
Как правило, выводы неутешительны:
фактический срок кредитования покупателей
превышает сроки, установленные
договорами (или же применяемые по
умолчанию в случае отсутствия договора),
источниками для финансирования
дебиторской задолженности
Пример. Предположим, в соответствии с условиями договора средний срок оплаты услуг, предоставляемых ЗАО "Бизнес", составляет 20 календарных дней. Годовой объем продаж на условиях отсрочки платежа составил
4 000 000 руб., средняя дебиторская задолженность - 350 000 руб., тогда:
Средняя дневная выручка от продаж в кредит = 4 000 000 : 365 = 10 959 руб.;
Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях = 350 000 : 10 959 = 32 дня.
Получается, что
фактически сложившийся период
кредитования покупателей в 1,6
раза превышает договорный. Данное
превышение не явилось
Альтернативные издержки (opportunity costs) - издержки неиспользованных возможностей. Отражают альтернативные возможности использования ресурсов.
Если бы покупатели платили
через 20 дней, то в среднем размер
дебиторской задолженности
Действия
После того как были выявлены
расхождения между тем, что должно
быть и что есть на самом деле,
следует сократить расхождения
до возможного минимума и построить
эффективную систему
- повысить эффективность
кредитного контроля. А проще
говоря, нужно сделать сроки платежей
в договорах действующими, а не
номинальными. На практике это
означает отслеживание сроков
платежа по каждому
- обеспечить наличие
- отслеживать изменения
рыночных условий. Возможно, рынок
уже не требует таких больших
сроков кредитования
- правильно прописывать
сроки оплаты в договоре. Например,
было принято решение
Конечно, любой показатель,
даже если он рассчитан почти в "лабораторных"
условиях, будет лишь максимально
приближен к тому, что есть на
самом деле. Чтобы определить оптимальный
срок кредитования покупателей, помимо
анализа показателей
Примечание. Принципы контроля задолженности
Елена Даниленко, финансовый директор ООО "Виконт Диа", г. Санкт-Петербург:
"Наша фирма, как
и большинство торговых
- предварительный качественный отбор клиентов, определение оптимальных кредитных условий;
- материальная
- стимулирование клиентов
(разовые и накопительные
- наличие регламента управления
дебиторской задолженностью. В нем
определена процедура
Коммерческое кредитование имеет определенные недостатки и сопряжено с кредитными и валютными рисками, связывает оборотные средства (хотя и не отвлекает их!) и ухудшает балансовые показатели и платежеспособность кредитора. Оно предполагает существование доверительных отношений между контрагентами (что не столь существенно при вексельном кредитовании). Отсюда другое название коммерческого кредита – фирменный кредит. Фирменный кредит, как правило, гибко сочетается с банковским. Банки производят акцепт, учет, переучет коммерческих векселей, принимают их в залог. Поскольку за каждым таким векселем стоят определенные товары, продажа которых позволяет погасить обязательства по нему, то эти операции с векселями считаются для банков наиболее безопасными и ликвидными. Существенный недостаток кроется в реальной возможности выписки «бронзовых», «дружеских» векселей. Они не имеют товарного обеспечения и выписываются только лишь для того, чтобы дисконтировать их в банке или получить под них ссуду. Предъявляя такие векселя различным банкам, партнеры стремятся учесть их. При наступлении срока платежа по векселям операция повторяется, и новыми суммами, полученными в банках, погашаются старые долги. Так, в XIX веке предоставление предприятиями взаимных кредитов, оформляемых дружескими и фиктивными (бронзовыми) векселями, было довольно широко распространенным явлением. Предотвращению выписки таких векселей может служить информирование банков о взаимоотношениях между векселедателем и векселедержателем, об их хозяйственных связях. С этой целью в большинстве развитых стран центральные банки переучитывают лишь первоклассные коммерческие векселя, т.е. такие, которые выставляются на основе реально совершенных сделок купли-продажи, и по которым отвечают как минимум три лица, известных этим банкам безупречной платежеспособностью.
Одна из особенностей коммерческого
кредита – возможность
В состав себестоимости включаются
затраты на оплату процентов за отсрочки
оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые
поставщиками (производителями работ,
услуг) по поставленным товарно-материальным
ценностям (выполненным работам, оказанным
услугам) (подп. «с» п.2 «Положения о
составе затрат по производству и
реализации продукции (работ, услуг), и
о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при
Коммерческий кредит в большой степени способствует укреплению связей между продавцом и покупателем. Продавец, располагая временно свободными средствами, передает их покупателю на относительно короткий срок путем коммерческого кредитования, получая от него довольно большое вознаграждение (в виде процентов), большее, чем, скажем, ставка по депозитам на такой же срок, но меньшее, чем по прямому банковскому кредиту (что очень важно для покупателя).
Таким образом, коммерческий кредит обеспечивает более выгодное размещение временно свободных средств, хотя и не может исключить определенного риска в связи с возможностью задержки платежа по векселю. Покупатель, воспользовавшись такой формой кредитования, может направить имеющиеся у него средства на другие цели. При прямом банковском кредитовании такое маневрирование собственными средствами затруднено.
Среди преимуществ коммерческого
кредита как инструмента
В сфере коммерческого кредита наблюдается удлинение сроков переучета векселей. На протяжении всего XIX века и вплоть до 70-х годов нынешнего столетия типичным сроком учета платежей во многих странах были три месяца.
Примерно на такой же срок
принимались к переучету
Говоря о ближайших и более отдаленных перспективах вексельного обращения в нашей стране, о критериях, на которые можно ориентироваться при прогнозировании масштабов вексельной эмиссии, учета и переучета векселей, нужно иметь в виду одно существенное обстоятельство. В сегодняшней экономике наблюдается острая нехватка оборотных средств и средств платежа, которая должна быть восполнена. Но это не значит, что при полном развитии вексельного обращения, его адекватном внедрении в расчетные отношения, его масштабы должны быть именно таковы, какова сегодня нехватка оборотных средств и средств платежа. В перспективе критериями масштабов вексельного обращения, учета и переучета должны стать не нехватка оборотных и платежных средств, а масштабы всего платежного оборота, с учетом скорости обращения векселей и сохраняющихся во внутрихозяйственном обороте денежных средств и масштабы обслуживающих внутрихозяйственный оборот оборотных средств в денежной форме.