Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:48, курсовая работа
В настоящее время в Российской Федерации для того, чтобы оценить уровень развития и степень удовлетворения потребностей людей (уровень жизни) путём сравнения фактических показателей потребления с соответствующими показателями, выполняющими функцию социальных ориентиров, используются такие категории как стоимость жизни, потребительский бюджет, размер потребительской корзины и уровень прожиточного минимума.
Введение 3
Глава 1. Сущность и виды потребительского бюджета 4
Глава 2. Потребительская корзина и прожиточный минимум 8
2.1. Понятие и величина прожиточного минимума 8
2.2. Понятие потребительской корзины 11
2.3. Анализ новой потребительской корзины 2013 года 14
Заключение 19
Список литературы 21
Нормы потребления дифференцированы по восьми территориальным зонам. В основу зонирования территории РФ для формирования минимального набора продуктов питания положены следующие факторы:
− природно-климатические и экономические условия;
− особенности производства продуктов питания;
− национальные традиции и местные особенности в питании населения;
− сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;
− необходимость удовлетворения потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
− более высокая энергетическая ценность минимальных наборов продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, проживающих в районах Севера.
Нормы дифференцированы также
по социально-демографическим
• для трудоспособного населения исходя из физиологических особенностей организма мужчин и женщин, не занятых тяжелым физическим трудом;
• для пенсионеров с учетом возрастного снижения потребности в энергетической ценности питания;
• для детей, учетом необходимости обеспечения им полноценного питания для развития здорового организма (в возрасте 0–6 лет), а также дополнительного питания для активного социального и физического развития (в возрасте 7–15 лет).
Стоимость продовольственной корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.
Основными принципами формирования минимального набора продуктов питания являются:
• удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах, исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания;
• сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях;
• выбор продуктов, позволяющих организовать здоровое питание при минимальных затратах;
• при формировании минимального набора продуктов питания используются действующие в РФ нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения);
• расчет химического состава и энергетической ценности минимального набора продуктов питания осуществляется с учетом их потерь при кулинарной обработке.11
Минимальный набор продуктов питания складывается исходя из закрепленных норм по химическому составу и энергетической ценности продуктов (табл. 2.2.1).
Таблица 2.2.1 – Химический состав и энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения, в целом по РФ
Стоимость минимального потребления
непродовольственных товаров и
услуг определяется по материалам бюджетных
обследований доходов семей, уровень
потребления продуктов в
Расходы на непродовольственные товары и услуги раньше уточнялся при помощи нормативного метода на основе норм обеспеченности и сроков службы предметов длительного пользования, разработанных ЦЭНИИ при Министерстве экономики России. Расчет производился по трем группам товаров: 1 - предметы гардероба (верхняя одежда, обувь, головные уборы и т.д.); 2 - предметы санитарии, гигиены, лекарства; 3 - товары длительного пользования (мебель, посуда, электробытовые приборы, предметы хозяйственного назначения и др.).12
Среди принципов формирования минимального набора услуг основными называют:
• удовлетворение потребности основных социально-демографических групп населения в жилье, организации быта, передвижении;
• сложившийся уровень пользования транспортными услугами;
• платный характер оказания услуг.
Минимальный набор услуг включает в себя также жилищно-коммунальные, транспортные и другие виды услуг.
Расходы на жилище и коммунальные услуги определяются на основе нормативов, цен и тарифов в регионе. Учитываются также затраты семей на налоги и сборы.13
С 1-го января 2013 вступил в силу Федеральный закон “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”. В законе прописаны новые требования к наполнению продуктовой потребительской корзины и изменены правила расчета всей корзины.
Новая корзина разрабатывалась
больше года сначала министерством
здравоохранения и социального развития,
потом − минтрудом и претерпела принципиальные
изменения. Предлагается перейти от нормативного
к нормативно-статистическому методу,
при котором продукты питания определяются
в натуральных показателях, а непродовольственные
товары и услуги − в процентах от стоимости
продуктов питания."Действующий сегодня
порядок определения прожиточного минимума
на основе наборов продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг,
устанавливаемых в натуральных показателях,
устарел и в значительной степени не оправдался,
поскольку структура потребительской
корзины существенно отклонилась от фактического
потребления типичного малоимущего домохозяйства",
− комментирует министр труда и социальной
защиты Максим Топилин. По его мнению,
предложенный министерством проект потребительской
корзины в большей степени соответствует
фактическому потреблению.
Общая расчетная стоимость жизни теперь
складывается относительно стоимости
продуктовой корзины:
Продуктовая корзина +
50% от продуктовой корзины на УСЛУГИ
+ 50% от продуктовой корзины на НЕПРОДОВОЛЬСТВЕНЫЕ
товары
= Потребительская корзина
Достоинство такого
метода состоит в том, что различные государственные
расчеты, прогнозы и бюджеты теперь будут
строиться базируясь на более высокой
стоимости продуктовой корзины.
Минус − 25% на услуги и 25% на непродовольственные
товары кажется далекой от жизни пропорцией.
Законодателям не стали учитывать рост
стоимости ЖКХ, одежды, услуг и пр.14
Рисунок. 2.3.1 – Изменения в структуре потребительской корзины, в среднем на одного человека в год, кг.
Проанализируем изменения
в новой продовольственной
Стоимость новой потребительской
корзины, если считать в деньгах,
выросла всего на 200 рублей для
взрослых, на 411 рублей для пенсионеров
и на 250 рублей для детей. Это 6,3 тысячи,
5,4 и 6,4 соответственно.
Раньше в "корзине" прописывалось,
сколько одежды должен относить гражданин
за определенное количество лет. Теперь
непродовольственные товары в потребительской
корзине предлагается устанавливать не в
натуральных показателях, а в относительных
(в процентах от стоимости продуктов питания).
Так как конкретного списка товаров больше
нет, человек сам должен решить, что ему
необходимо в первую очередь: ботинки,
пальто, постельное белье или лекарства.
Между тем новое содержимое корзины все равно не дотягивает до рекомендаций по нормам потребления. Так, врачи советуют в год взрослому человеку потреблять 70-75 кг мяса, тогда как в корзине речь идет лишь о 59 кг. «Не доросло» пока и молоко. В новой корзине рассчитано потребление 290 кг этого продукта, а врачи призывают использовать в пищу не меньше 320 кг. Недобор заметен и по фруктам. В новой корзине их 60 кг, в то время как в Минздраве говорят о 90-100 кг. Зато близкой к норме стала рыба. В рекомендациях — 18-22 кг. В корзине — 18,5. Приблизили к советам специалистов, которые считают, что съедать его можно 95-100 кг в год, и потребление картофеля — 100,4 кг. А вот хлеб пока идет с опережением нормы, даже с учетом снижения его потребления в новой корзине (126,5 кг). Положено 95-100 кг в год.
Эксперты напоминают, что корзина практически не менялась с 1999 года. При внимательном ее рассмотрении оказалось, что самых необходимых для человека продуктов там меньше, чем даже в годы Великой Отечественной войны. Об этом говорилось в пояснительной записке к действующей сейчас корзине. К тому же реальные траты жителей страны на питание, покупку товаров и оплату услуг заметно превышали суммы, заложенные в потребительской корзине.15
Если сравнивать с прошлым
веком, то сегодняшнюю потребительскую
корзину можно назвать
Эксперты отдельным пунктом предложили включить расходы на мобильную связь и интернет. "Это такая потребность нашей жизни, как еда и лекарства, - сказал ответственный секретарь рабочей группы по АПК и продовольственным рынкам Общественной палаты РФ Александр Чернов, - туда же надо добавить стоимость компьютеров, дисков, флэшек и даже антивирусных программ".
Кроме того, по мнению Никиты Масленникова, расходы в потребительской корзине должны рассчитываться не на одного человека, а на одно домохозяйство, как это сделано в других странах мира. "Бытовой техникой обычно пользуется вся семья, а не один человек, - уточнил Смирнов. - То же самое касается мебели, посуды, культурных походов".
Кстати, в потребительских корзинах каждой страны есть какой-то обязательный традиционный пункт расходов - в Канаде заложены расходы на кленовый сироп, во Франции - парикмахерские услуги. Надо бы и в России придумать что-то подобное, считают эксперты, однако, что именно они затруднились ответить.16
Для сравнения: в потребительской корзине французов 250 продуктов, товаров и услуг. У американцев - около 300. У англичан - 350. А у немцев больше 470. В минимальный набор товаров и услуг для европейцев и американцев входят мобильные телефоны, интернет, посещение кафе и ресторанов, театров, футбольных матчей, абонементы в фитнес-центры, расходы на садовника, няню для детей, косметику, ремонт машины и дома. Учитываются даже траты на покупку корма для кошек и собак.
Таким образом, показатели прожиточного минимума и бюджета прожиточного минимума используются государством в качестве инструментов социальной политики. В частности, с помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения; БПМ служит базой для социальной политики в целях поддержки самых низкодоходных групп населения; при помощи БПМ должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости; БПМ используется в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающего право на социальные выплаты и пособия.
Проанализировав новую потребительскую
корзину 2013 года, можно сказать следующее:
переход на процентный метод расчета стоимости
товаров и услуг - это шаг назад. В международной
практике такие примеры есть - США. Но для
нашей страны он не подходит. Дело в том,
что у нас основной рост инфляции идет
именно по услугам. В основном из-за того,
что регулярно повышаются тарифы на электроэнергию,
газ, воду, тепло, железнодорожные билеты.
Рост цен на услуги в России опережает
темпы увеличения стоимости продовольствия
уже на протяжении многих лет. Процентный
метод расчета плох тем, что в потребительской
корзине будет отражаться продовольственная
инфляция. А расходы на услуги, которые
в следующие пять лет будут расти даже
заметнее, нет. То есть бедность в стране
со временем будет искусственно занижаться.
Однако, если сильно увеличить потребительскую
корзину, можно серьезно подорвать экономику,
поскольку придется подгонять под нее
не только льготы, но и зарплаты. Но с другой
стороны - увеличивать ее размер, конечно,
необходимо. С нового года тарифы на те
же услуги ЖКХ опять начнут расти. Это
подстегнет инфляцию, так что разрыв между
тем, что люди будут реально тратить на
услуги, и тем, что про это написано на
бумаге, будет увеличиваться. Также в потребительскую
корзину нужно включать мобильную связь,
расходы на Интернет. Это уже не роскошь,
а необходимость. Тем более что во многих
странах мира эти пункты в минимальный
набор товаров и услуг вписаны. Но точечных
изменений тоже недостаточно. Давно пора
менять саму структуру потребительской
корзины, которая у нас не корректировалась
очень давно.
Кроме того, по мере преодоления Россией кризисных явлений основным инструментом социальной политики должен стать минимальный потребительский бюджет, а ориентиром проведения политики доходов должен стать рациональный потребительский бюджет – бюджет высокого достатка.
1. Федеральный закон от 3 декабря
2012 г. N 227-ФЗ
"О потребительской корзине в целом
по Российской Федерации"
2. Постановление Правительства Тульской области от 27 ноября 2012 г. N 667 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за III квартал 2012 г."
3. Вайсбурд В. А. Экономика труда: Учебное пособие. – Самара: Самар. гос. экон. универс., 2011. – 264 с.
4. Захарова Т.И., Гаврилова С.В. МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. цент ЕАОИ, 2008. – 216 с.
Информация о работе Виды потребительских бюджетов. Прожиточный минимум и потребительская корзина