Виды розничной торговой сети, их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 01:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы – исследование состояния розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и разработка направлений ее совершенствования на ближайшую перспективу.
В процессе исследования необходимо решить поставленные задачи:
– в теоретическом аспекте раскрыть сущность видов розничной торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь, дать им характеристику;
– провести анализ состояния розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010-2012 г.;
– проследить динамику развития розничной торговой сети потребительской кооперации;
– отразить роль розничной торговли потребительской кооперации в обслуживании сельского населения;
– выявить основные тенденции развития розничной торговой сети по Республике Беларусь в целом, в том числе потребительской кооперации;
– проанализировать количественные и качественные показатели состояния торговой сети потребительской кооперации;
– определить пути повышения эффективности использования розничной торговой сети системы потребительской кооперации.

Содержание

Введение 3
1. Виды розничной торговой сети, их характеристика 5
2. Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь 16
3. Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности ее использования 26
Заключение 35
Список использованных источников 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсавая КД розничноя торговля.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

Примечание - Источник: составлено автором на основе [16,17,18]

 

Число непродовольственных  магазинов в 2012 г. по сравнению с 2010 г.  снизилось на 29 ед. Важная роль в системе потребительской кооперации отводится смешанным магазинам, однако в последние годы наблюдается тенденция снижения данного типа магазинов. В 2012 г их число снизилось на 576 ед.

В целом по республике число анализируемых торговых объектов  потребительской кооперации за год  уменьшилось на 672 ед.

Однако наиболее распространенными видами торговых объектов потребительской кооперации Республики Беларусь по прежнему являются продовольственные и непродовольственные магазины.

Специализация в торговле - процесс эволюционный. В связи с ростом благосостояния населения появилась необходимость удовлетворять комплекс требований одновременно, что потребовало универсализации сети, отказа от резкого разделения торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Тенденция к универсализации определена качественными изменениями в спросе, стремлением удовлетворить разнообразный и растущий спрос с наименьшими затратами средств и времени, что привело к выделению нового направления в специализации - по потребительским комплексам («Детский мир», «Техника в быту», «Товары для дома»).

Такой подход к специализации  является целесообразным при продаже  товаров повседневного спроса (продовольственных и непродовольственных), где «под одной крышей» предоставляется максимально широкий их ассортимент и комплексное обслуживание («Универсам», «Минимаркеты» и т. п.).

Показателем, характеризующим  специализацию розничной торговой сети, является уровень специализации. Он представляет собой отношение числа специализированных магазинов к общему числу магазинов. Можно также определять его по доле розничного товарооборота специализированных магазинов в общем объеме розничного товарооборота, выраженной в процентах.

На этот показатель оказывают  влияние сложность ассортимента товаров, характер покупательского спроса, размер торговой площади магазина, место расположения магазина, наличие рядом других предприятий, их ассортиментный профиль.

При решении вопросов о специализации магазинов следует  исходить из необходимости создания наиболее благоприятных условий для покупателей, при которых они с наименьшими затратами времени могли бы купить в магазинах все необходимые товары, а магазины потребительской кооперации получили бы достаточную прибыль для устойчивого развития торговли на селе.

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для массового распространения.

На основе типизации  совершенствуется управление торговой сетью, обеспечивается возможность  широкого использования типовых решений по формированию торгового ассортимента, что способствует стандартизации оборудования, определению численности работников для магазина, упорядочению товароснабжения, организации труда, внедрению прогрессивных технологий.

В процессе типизации устраняется излишнее многообразие магазинов, создаются условия для рационального построения торговой сети и более эффективного ее использования, унификации строительных конструкций, индустриализации строительства.

Типизация розничной  торговой сети потребительской кооперации должна базироваться на общепринятых в мировой практике принципах.

С учетом этих принципов была разработана новая номенклатура типов предприятий розничной торговли потребительской кооперации.

В ней отражены основные тенденции типизации розничной торговой сети в мировой практике и традиционные подходы к данной проблеме, используемые в республике.

Процесс типизации динамичен  и зависит от происходящих социальных и экономических изменений.

Тип торгового предприятия  определяется ассортиментным профилем магазина, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями торгового предприятия.

В таблице 1.5 представлены основные типы магазинов потребительской кооперации.

 

 

 

 

 

Таблица 1.5 - Основные признаки, характеризующие тип объекта

розничной торговли

 

Номер п/п

Тип объекта розничной торговли

Ассортимент товаров

Примерная торговая площадь, м2, не менее

1

2

3

4

1.

Универмаг

Универсальный ассортимент  непродовольственных товаров

600, 800,1000,  1200 и более

2.

Супермаркет

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

250, 400, 550 и более

3.

Гипермаркет

Универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров

5000

4.

Магазин-склад

Универсальный ассортимент продовольственных и (или) непродовольственных товаров

30, 50, 70, 100, 150

5.

Специализированный магазин продовольственных товаров

Одна группа продовольственных  товаров или ее часть

30, 50, 70, 100

6.

Универсам

Универсальный ассортимент продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса

От 150

7.

Магазин продовольственных товаров («Продукты», «Продтовары», «Гастроном»)

Несколько групп продовольственных товаров, связанных общностью спроса.

70, 100, 150, 200

8.

Торговый центр

Универсальный ассортимент товаров с оказанием широкого набора услуг

1000, 1500 и более

9.

Магазин формата «Дисконт»

Универсальный ассортимент товаров

50, 70, 100

10.

Магазин формата «Дискаунт»

Универсальный ассортимент товаров

50, 70, 100


Примечание - Источник: составлено автором на основе[2]

 

Характеристика основных типов:

1. Универмаг – розничный торговый объект, реализующий продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента, использующий различные методы торгового обслуживания покупателей.

2. Супермаркет – объект розничной торговли, реализующий продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно методом самообслуживания.

3. Гипермаркет - объект розничной торговли, реализующий продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно методом самообслуживания

4. Магазин формата «Дискаунт» («дискаунтер») – розничный торговый объект «низких цен», в котором розничные цены устанавливаются значительно ниже, чем в других магазинах, за счет снижения торговой надбавки и (или) закупки товаров по низким отпускным ценам. Применяется система скидок в зависимости от объема покупки.

5. Специализированные магазины продовольственных товаров - розничный торговый объект, в котором реализуются одна группа продовольственных товаров или ее часть, с использованием различных методов обслуживания покупателей.

6. Торговый центр – совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг, расположенных на одной территории, спланированных как единое целое в одном комплексе.

7. Специализированные  магазины непродовольственных товаров – розничный торговый объект, в котором реализуется одна группа непродовольственных товаров или ее часть, используя различные методы обслуживания покупателей.

8. Магазин-склад - торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям и ИП по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой, в том числе за наличный расчет и др. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации республики беларусь

 

Огромное внимание при  изучении состояния розничной торговой сети уделяется передвижной торговле. Передвижная торговля выполняет функции магазинной и мелкорозничной сети и имеет важное значение для обслуживания жителей сельской местности. Она используется для обслуживания жителей отдельных, малонаселенных пунктов, не имеющих стационарных торговых предприятий, и является основным видом торговли при обслуживании тружеников села на полевых работах, на отдельных животноводческих фермах, в местах заготовок. Ее применяют для обслуживания массовых предприятий. Такой вид торговли максимально приближает товары к потребителям и позволяет сделать покупки с минимальными затратами времени. Передвижную торговлю осуществляют автомагазины, мотоциклеты, мотороллерные и гужевые развозки.

Автомагазины являются наиболее эффективными розничными торговыми предприятиями передвижной торговли. Автомагазины имеют утвержденные ассортиментные перечни, режимы работ и маршруты. Поэтому оценка результативности автомагазинов является неотъемлемой частью изучения розничной торговой сети. Она представлена в таблице 2.1.

 

 

Таблица 2.1 - Динамика развития автомагазинов потребительской

кооперации Республики Беларусь за 2010-2012 гг.

 

Облпотреб-

Союзы

Годы

Отклонение (+;-)

2010

2011

2012

2012 от 2010

2012 от 2011

Количество, ед.

Удельный вес, %

Количество, ед.

Удельный вес, %

Количество, ед.

Удельный вес, %

По кол-ву,

ед.

По уд. весу, %

По кол-ву, ед.

По уд. весу, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Брестский

36

7,58

48

8,65

52

9,06

+16

+1,48

+4

+0,41

Витебский

135

28,42

145

26,13

146

25,44

+11

-2,98

+1

-0,69

Гомельский

61

12,84

76

13,69

77

13,41

+16

+0,57

+1

-0,28

Гродненский

75

15,79

88

15,86

95

16,55

+20

-0,76

+7

+0,69

 

 

 

 

 

Окончание таблицы 2.1

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Минский

103

21,68

122

21,98

126

21,95

+23

+0,27

+4

-0,03

Могилевский

65

13,69

76

13,69

78

13,59

+13

-0,1

+2

-0,1

Предприятия Белкоопсоюза

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Итого по Белкоопсоюз

475

100

555

100

574

100

+99

-

+19

-


Примечание - Источник: составлено автором на основе [16, 17, 18].

 

Данные таблицы 2.1 свидетельствует, что наибольший удельный вес по количеству автомагазинов потребительской кооперации  занимает на протяжении 2010-2012 гг. Витебский облпотребсоюз, наименьший - Брестский облпотребсоюз.   Количество автомагазинов за период 2010-2012 гг. увеличилось на 99 единиц.  Наибольшее увеличение количества автомагазинов приходится на Минский облпотребсоюз. Этот показатель равен 23 единицы. Наименьшее увеличение количество автомагазинов приходится на Могилевский и Витебский облпотребсоюзы. Данные показатели равны 13 и 11 единиц соответственно.

Важным условием развития розничной торговли является совершенствование методов продажи товаров, в первую очередь прогрессивных. Развитию методов розничной продажи в системе потребительской кооперации отводится особая роль. Это также подтверждается принятыми на государственном уровне законодательными актами.

Информация о работе Виды розничной торговой сети, их характеристика